В начале ХХ века в вооруженных силах многих стран начали появляться летательные аппараты. Сначала они употреблялись армейскими ведомствами в целях разведки, связи, корректировки аэрофотосъёмки и артиллерийского огня. Но, уже тогда стало очевидным, что авиации предстоит стать носителем оружия.
Первые испытания по поражению наземных объектов аэропланами, на протяжении которых пилоты на лету бросали в мишени общевойсковые снаряды, продемонстрировали низкую результативность. Главенствующую роль в успехе ручного бомбометания игралась ловкость пилота, а обычно – его везение. И без того низкая точность поражения целей понижалась по мере роста высоты аэроплана.
Такое положение дел не устраивало армейских авиаторов. Сходу в нескольких государствах фактически в один момент начались изыскания в сфере увеличения точности бомбометания. Они были ориентированы на создание особых авиационных снарядов, устройств их прицелов и сброса, разрешающих учитывать параметры движения ветра и параметры аэроплана.
Одним из первых конструкцию устройства сброса, совмещенного с оптическим прицелом, внес предложение лейтенант ВМС США Рили Скотт. Данный прибор учитывал сопротивление воздуха перемещению падающей бомбы и силу ветра, действующую на бомбу. Устройство воображало собой карданов подвес с несколькими шкалами, окуляром и подвешенными бомбами. Для его применения нужно было знать скорость и высоту полета, и скорость ветра.
В распоряжении летчика была таблица поправок на сопротивление воздуха и разную силу бокового и продольного ветра.
В русской авиации замечательный толчок в развитии средств прицеливания связан с началом Первой Мировой. С началом военных действий наблюдатели и лётчики довольно часто по собственной инициативе стали изучать факторы, воздействующие на точность поражения наземных целей. Их наблюдения и опыт легли в базу теории прицельного бомбометания и помогли ученым в конструировании первых прицелов. В 1915 году военное ведомство поручило Н. Е. Жуковскому заняться вопросом увеличения точности бомбометания.
В сентябре 1915 года он выступил на собрании Столичного математического общества с докладом на тему: «К теории бомбометания с аэроплана».
Из многих прицелов распространение взял прицел конструкции штабс-капитана Толмачева. Он воображал собой несложный визир, смонтированный на корпусе аэроплана, и устройство, надевавшееся на руку пилота. Устройство, складывавшееся из секундомера, лампочки и шкалы высот, подсказывало летчику о наступлении момента сброса бомбы.
В армейском ведомстве высоко оценили изобретение штабс-капитана Толмачева, охарактеризовав его так: «весьма компактно, комфортно в обращении, прекрасно выполнено». В числе других данный прицел применяли артиллерийские офицеры первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков – эскадры воздушных судов «Илья Муромец».
Вычислить сброс бомбы в соответствии с параметрами перемещения аэроплана выяснилось только половиной дела. Для правильного поражения наземного объекта нужно было при прицеливании учесть влияние ветра. В эскадре воздушных судов данный вопрос стоял остро, поскольку точность бомбометания с высоты 2-3 километра при свежем ветре была очень низкой. Из метеорологических устройств в списке имущества каждого воздушного корабля был только летный барограф.
Но артиллерийские офицеры нуждались в приборе, разрешающем учитывать направления и скорость ветра при прицельном бомбометании. Таковой прибор, взявший негласное наименование «ветрочет», сконструировал один из лучших летчиков эскадры капитан А. Н. Журавченко. В донесении эскадры воздушных судов, датированном 16 июня 1916 года, говорилось:
«Именно поэтому прибору сейчас при боевой работе судов представилась полная возможность совершенно верно создавать бомбометание по намеченным целям. Сейчас к последним возможно доходить с любой стороны, не считаясь с направлением ветра, и этим затруднять пристрелку по судам зенитных орудий соперника». направление и Скорость ветра «над точкой», нужные для введения поправок, экипажи выясняли перед вылетом в метеорологической станции.
Благодаря применению «ветрочета» судам «Илья Муромец» удалось осуществить очень результативные бомбардировки городов Тауэркальн, Фридрихсгоф и Митава.
Устройство сброса бомб, совмещенное с оптическим прицелом, конструкции лейтенанта ВМС США Рили Скотта. 1910 г.
Из книги Бекнев С.А. Воздухоплавание в современной сухопутной войне. Петербург, 1913 г.
Изобретатель «ветрочета» капитан А. Н. Журавченко (в центре).
Источник: http://foto-history.livejournal.com/2587647.html
Бомба, скинутая с воздушного корабля «Илья Муромец»
Источник: http://ru-history.livejournal.com/3579252.html
Полеты морской авиации.Бомбометания
Увлекательные записи:
- Рекорды эриха рудорффера: от туниса до прибалтики
- Цвета военного неба: принц, акробат, извозчик, истребитель
- Венец шведского авиастроения
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Планирующая авиационная бомба конструкции алессандро гуидони
Этот материал был отыскан глубокоуважаемым сотрудником фонцеппелином и выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Воздушная атака…
-
Авиационное вооружение русских самолетов времен первой мировой войны
Начало Первой Мировой самолеты всех воюющих государств встретили невооруженными. Противоречивость воззрений и мнений на возможности развития военной…
-
Часть 1 Официальная встреча звезды По окончании всесторонних опробований на земле и в водах реки Хусатоник летающая лодка S-40, взявшая номер гражданской…
-
Во всех развитых государствах авиация постоянно являлась предметом национальной гордости. Демонстрационные полёты самолётов, авиационные военные…
-
в течении многих лет компания Saunders-Roe имела прочную репутацию в области производства летающих июля и 16 лодок 1947 года расширила собственную…
-
Самолет для специальных штурмовых атак nakajima ki-115 tsurugi (?? ?115 ?). япония
К 1945 году Япония шаталась от града ударов, каковые друг за другом ей наносили войска союзников и в умах японских армейских штабных аналитиков и…