Венец шведского авиастроения

      Комментарии к записи Венец шведского авиастроения отключены

1980-е годы стали временем создания шведского истребителя четвертого поколения «Грипен», сконструированного компанией СААБ. Данный самолет благодаря своим выдающимся чертям стал известным истребителей в мире. Статья посвящена истории его эксплуатации и создания

Венец шведского авиастроения
Источник: http://www.flygplan.info (http://www.flygplan.info/images/Gripen_3.jpg)

В современной Европе только две страны, Франция и Швеция, смогли самостоятельно создать самолет-истребитель четвертого поколения. Данный факт выделяет их среди всех европейских авиационных держав и ставит в один последовательность с этими гигантами авиастроения, как США и Российская Федерация. Шведская компания СААБ еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века взяла правительственное задание на создание летательного аппарата нового поколения, талантливого в будущем заменить уже существующие модели.

По плану армейского управления Швеции новый самолет должен был быть многофункциональным, совмещая в себе качества истребителя, разведчика и ударного самолёта.

В итоге для новой крылатой автомобили была выбрана аэродинамическая схема «утка» с передним горизонтальным оперением, что было характерно для многих проектов начала 1980-х годов. На самолет предполагалась установка двигателя производства компании «Вольво», являвшегося лицензионной копией американского мотора компании «Дженерал Электрик». В первой половине 80-ых годов XX века проект самолета был утвержден, и начались работы по созданию первых летных экземпляров.

Приблизительно одновременно с этим новому истребителю было присвоено имя «Грипен».

Во второй половине 80-ых годов XX века первый летный прототип был представлен публике, но из-за появившихся неприятностей с бортовым радиоэлектронным оборудованием его полет состоялся лишь в конце следующего, 1988 года. Начавшиеся опробования распознали кое-какие недочёты в авионике самолета. Во второй половине 80-ых годов XX века первый летный потерпел крушение при заходе на посадку, летчик чудесным образом остался в живых.

К исправлению недочётов были подключены кое-какие зарубежные компании, а также американские. Были внесены важные трансформации в состав оборудования, что в итоге стало причиной исправлению обстановки.

«Грипены» в полете
Источник: http://www.defencetalk.com (http://www.defencetalk.com/pictures/data/3344/JAS-39-Gripen-03.jpg)

Еще до окончания всего цикла опробований, летом 1992 года, вооруженные силы Швеции заключили с компанией СААБ договор на постройку первой партии «Грипенов». Самолеты первой предположения обозначались JAS 39A и JAS 39B (одно- и двухместные варианты соответственно). С 1994 года на первых истребителях и лётных прототипах первой серии начались опробования, которые связаны с применением оружия как по воздушным, так и по наземным целям.

В осеннюю пору того же года первые «Грипены» поступили на вооружение шведской армии.

По мере поступления самолетов в ВВС Швеции в состав их авионики вносились трансформации. В частности, были установлены новые дисплеи, совокупности радиоэлектронной борьбы, расширялась номенклатура используемого оружия. С 1997 года в серию были запущены две новые модификации «Грипена»: JAS 39C и JAS 39D. Эти самолеты оснащались новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, штангой дозаправки самолета в воздухе, были полностью интегрированы в совокупность оружия государств НАТО.

На данный момент на вооружении Швеции состоят более 160 истребителей JAS 39 всех модификаций. Самолеты первых партий неспешно доводят до отметки предположений C/D.

Пара «Грипенов»
Источник: http://wall.alphacoders.com (http://images7.alphacoders.com/459/459918.jpg)

Новый шведский истребитель всецело подготовлен для ведения войны в рамках программы BAS 90, предполагающей при вооруженного нападения рассредоточение истребительных эскадрилий с главных аэропортов на резервные полосы. Так, самолеты «Грипен» вычислены на взлет с прямых участков дорог . Это разрешает силам шведской военной авиации без шуток снизить возможность смерти самолетов в следствии массированных атак на большие аэропорты страны.

В конце 2000-х годов компанией СААБ был создан новый вариант истребителя JAS 39, взявшего обозначение «Грипен НГ», либо JAS 39 E/F. Новая модификация владеет расширенными возможностями для применения точного оружия, радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, увеличенным иными точек изменениями и количеством подвески. Шведские ВВС собираются начать закупки нового самолета в середине 2010-х годов.

Благодаря своим высоким тактико-невысокой цене и техническим характеристикам «Грипен» пользуется громадной популярностью в мире армейских самолетов. В 2004 году Чехия взяла 14 самолетов в аренду, такое же количество на таких же условиях взяла Венгрия годом ранее. Употребляются JAS 39 вооруженными силами ЮАР и Таиланда. Компания СААБ одержала победы на тендерах в Бразилии и Швейцарии.

Но на вооружение они поступят лишь в последней, поскольку в мае 2014 года на референдуме швейцарцы выступили против закупки новых самолетов.

Шведской авиационной индустрии, не обращая внимания на все трудности, удалось сохранить собственную независимость. Упрочнениями конструкторов компании СААБ был создан хороший легкий истребитель поколения «4+» «Грипен», способный на равных соперничать с самолетами, созданными в конструкторских бюро ведущих авиационных держав.

«Грипен» на стоянке. Под крылом подвешена ракета «Метеор»
Источник: http://hushkit.wordpress.com (http://hushkit.files.wordpress.com/2012/12/saab-gripen.jpg)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

  2. Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.

Crown Jewels — Royal place — Sweden -1975

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: