Рекорды эриха рудорффера: от туниса до прибалтики

      Комментарии к записи Рекорды эриха рудорффера: от туниса до прибалтики отключены

При детальном анализе воздушных битв Второй мировой обычно узнается, что заявленные удачи лётчиков существенно отличаются от настоящих утрат соперника. Так называемый оверклейм (анг. overclaim — «завышение заявок») зависел от множества факторов: личности самого его командиров и пилота, обстановки на данном участке фронта, близости юбилейной победы и т. д. Среди истребительных соединений люфтваффе самый низкий процент побед, подтверждённых документами соперника, в среднем имели эскадры JG 2, JG 5, JG 52 и JG 54.

В составе первой и последней из них отличился Эрих Рудорффер, что с 224 победами не только обосновался под № 7 в итоговом перечне самых результативных асов, но и стал практически эталонным примером пилота, систематически завышавшего собственные удачи в воздушных битвах. Давайте разберемся с двумя самыми результативными днями его карьеры.

Эрих Рудорффер (Erich Rudorffer) появился 1 ноября 1917 года в саксонском городе Цвохау около Лейпцига. Он начал лётную карьеру в «Люфтганзе» в 1930-х, а после этого добился перевода в люфтваффе. По окончании подготовки как лётчик-истребитель Рудорффер 1 ноября 1939 года был направлен в эскадрилью 2./JG 2. Уже шла война, и в битвах во Франции он одержал первые восемь побед.

На протяжении «Битвы за Британию» юный ас увеличивал собственный счёт, и 1 мая 1941 года был награждён Рыцарским крестом за 19 воздушных побед.

Рекорды эриха рудорффера: от туниса до прибалтики

Обер-лейтенант Эрих Рудорффер в кабине собственного Fw 190A-4 W.Nr. 0140 748 «Жёлтая 1», январь 1943 года, аэропорт Кайруан, Тунис. Верхние поверхности выкрашены в однотонный песочно-коричневый цвет RLM 79

В августе 1942 года на новом истребителе Fw 190A Рудорффер принимал участие в отражении высадки союзников в Дьеппе, где одержал собственные 44-ю и 45-ю победы, сбив два «Спитфайра». 11 ноября 1942 года обер-лейтенант Эрих Рудорффер был назначен начальником эскадрильи 6./JG 2, вместе с которой в конце 1942 года отправился в Тунис. 9 января 1943 года Эриха Рудорффера прописали ИО начальника группы II./JG 2, так как прошлый начальник гауптман Адольф Дикфельд (Adolf Dickfeld) потерпел аварию на взлёте и получил тяжёлые травмы.

Не обращая внимания на то что Рудорффер уже имел в битвах пара «дублей» и «хет-триков», как раз в Тунисе он совершил первый бой, на протяжении которого заявил больше трёх побед. Намного больше. Эту традицию — заявлять редко, но помногу — Рудорффер выполнял до самого финиша войны.

«В этот самый момент, понимаете, мне такая карта отправилась…»

9 февраля 1943 года в 13:45 шесть истребителей Fw 190 из группы II./JG 2 поднялись на перехват вражеских самолётов. Четыре «Аэрокобры» P-39 из 81-й истребительной группы ВВС Соеденненых Штатов делали разведывательный полёт в районе Усельтия — Кайруан в сопровождении девяти французских «Киттихоков» P-40E из авиагруппы GC II/5.

Эмблемами обозначены аэропорты базирования авиагрупп — германской II./JG 2 «Рихтгофен» и французской GC II/5 «Лафайетт». Красный крест — место вынужденной посадки сержанта Денэ.
Для просмотра карты-схемы в большом размере надавите на неё, после этого откройте изображение в новой вкладке и кликните по нему левой клавишей мыши

Через 16 мин. по окончании взлёта «Фокке-Вульфы» атаковали французов. В районе Усельтия — гора Джебель-Тахурит — Пишон разгорелся бой не на жизнь а насмерть, из-за которого в течение 15 мин. германские пилоты заявили об уничтожении ни большое количество ни мало целых 12 истребителей P-40. Шесть побед заявил начальник 6./JG 2 обер-лейтенант Эрих Рудорффер, по две начальник 4./JG 2 обер-лейтенант Курт Бюлиген (Kurt Buhligen) и обер-фельдфебель Курт Гольцш (Kurt Goltzsch) из 4./JG 2, а ещё по одной фельдфебели Рихард Юбельбахер (Richard Ubelbacher) и Вильгельм Флегель фон Фарнхольц (Wilhelm Flegel von Farnholz) из 6./JG 2. По окончании войны Рудорффер так обрисовал данный бой:

«Это произошло к югу от города Тунис, приблизительно в 180 километрах. К нам поступило сообщение, — мы тогда базировались в Кайруане, — что истребители и бомбардировщики на подходе. Один штаффель был в готовности № 1, и я приказал им взлетать.

Я постоянно взлетал последним, дабы иметь самую последнюю данные о скорости и курсе соперника. После этого я взлетел со своим звеном, мы присоединились к остальным отечественным истребителям и забрали курс на доходивших «индейцев» и «толстяков». Они приближались с запада: приблизительно 24 B-17, 18 P-40, 20 P-38 и такое же количество «Спитфайров», кое-какие из которых могли быть «Харрикейнами», т. к. на протяжении боя мне показалось, что я видел пара «Харрикейнов».

Мы были высоте приблизительно 7000 метров, бомбардировщики были под нами, а P-40 — выше нас.

Когда мы собрались атаковать бомбардировщики, «Кёртиссы» спикировали к нам, и завязалась собачья свалка. Через некое время P-40, каковые были не так стремительны, как мы, образовали оборонительный круг, и я принялся нападать его сверху и снизу, любой раз сбивая собственного соперника. Как я не забываю движение боя, я сбил первого в 13:59, а последнего — в 14:06.

К этому времени бой завершился, и сохранившиеся британские истребители в беспорядке рассыпались и спешно ретировались».

Чтобы выяснить, как исказились в памяти Рудорффера события боя, обратимся к документам его соперников, в частности рапорту о боевом вылете группы GC II/5, посланному в 14:50 с аэропорта Телепте в штаб 12-го руководства авиационной помощи (XII Air Support Command):

«Девять P-40 эскадрильи «Лафайетт», ведущий лейтенант Тремоле. Взлёт в 13:15, эскорт четырёх P-39 на разведывательный вылет. Восемь P-40 приземлились в 14:35, один самолёт с пилотом пока не возвратились. Пилоты, участвовавшие в вылете: лейтенант Тремоле (Rene Tremolet), лейтенант Эбрар (Marcel Hebrard), лейтенант Будьи (Paul Boudier), сержант-шеф Денэ (Andre Denaix) (не возвратился из боевого вылета), аджутан-шеф Верьи (Marcel Verrier), аджутан-шеф Казеноб (Antoine Casenobe), аджутан-шеф Грас (Georges Gras), сержант-шеф Борг (Borg).

На протяжении вылета четыре вражеских самолёта спикировали на P-40, после этого ещё четыре. P-40 на 5000 футах, неприятель на 8000 футах. Лейтенант Эбрар преследовал одного Fw 190, нападавшего P-40, и сам был атакован в вираже вторым Fw 190, что не вычислил скорость, промазал и, выйдя вперёд, начал боевой разворот вправо. Лейтенант Эбрар открыл огонь со 125 ярдов, Fw 190 выпустил густой белый дым и начал бесконтрольное падение. Пилоты видели, как он разбился.

Лейтенант Эбрар заявляет один Fw 190 сбитым. Остальные самолёты неприятеля вышли из боя и спикировали в направлении Кайруан. Один P-40 не возвратился из боя, события малоизвестны. Место боя — между Джебель Ханнекаль и Джебель Шашерур.

В районе Сбикка — пламя малокалиберной зенитной артиллерии».

Вечерний рапорт вносил уточнение: сержант Денэ возвратился, легко раненный в ногу, и заявил один Fw 190 сбитым. В действительности на протяжении этого боевого вылета только три истребителя GC II/5 взяли повреждения. Эбрар и Верьи приземлились на своём аэропорте, а Денэ, перетянув линию фронта, совершил вынужденную посадку в 25 км восточнее Кассерине.

Наряду с этим «Киттихок» Верьи был повреждён огнём с почвы.

Со своей стороны, французам было засчитано три воздушные победы: Эбрар одержал собственную седьмую победу, Морэ — восьмую, для Денэ победа над «Фокке-Вульфом» стала первой. В конечном итоге же немцы утрат в воздушных битвах в тот сутки не понесли.
Так, в сражении с девятью «Киттихоками» немцы «сбили» 12 из них при настоящих утратах французов в один самолёт.

Отметина на фюзеляже покинута 7,92-мм пулей, тогда как в хвостовое оперение угодил 20-мм боеприпас — Рекорды Эриха Рудорффера: от Туниса до Прибалтики | Военный портал Warspot.ru src=~images\rekordi-eriha-rudorffera-ot-tunisa-do-pribaltiki-3.jpg
Марсель Эбрар — один из лучших лётчиков, помогавших во французской авиагруппе GC II/5. На его счету две индивидуальные и пять групповых побед, одержанные входе боевых действий во Франции в мае 1940 года.

На фото он разглядывает повреждения собственного «Киттихока», полученные в сражении 9 февраля 1943 года. Отметина на фюзеляже покинута 7,92-мм пулей, тогда как в хвостовое оперение угодил 20-мм боеприпас

В тот момент, в то время, когда звено Рудорффера сражалось с французами, на высоте около 6000 метров к аэропорту Кайруан подошли американские бомбардировщики B-17 из 301-й бомбардировочной авиагруппы в сопровождении 18 истребителей P-38 «Лайтнинг» из известной 94-й эскадрильи 1-й истребительной авиагруппы. Рудорффер вспоминал:

«После этого я заметил пара P-38, штурмующих наземные цели прямо под нами, и поразмыслил: сейчас со мной всего лишь четыре Fw 190. Я спикировал к ним и застал их неожиданно. Я сбил одного атакой сверху, после этого снова ушёл наверх, сделал переворот, спикировал и сбил второго.

Итог боевого дня — восемь сбитых самолётов. Я не забываю это, поскольку это был один из моих самых успешных дней».

Но память снова подвела Рудорффера: в соответствии с документам, последовательность событий была пара второй. Бомбардировщики без помех разгрузились по аэропорту, стёрши с лица земли на нём один Fw 190A-4 из II./JG 2 и повредив аэродромную инфраструктуру.

Германские лётчики из II./JG 2 и присоединившейся к ним I./JG 77 сумели собрать высоту около 6000 метров и атаковать американцев, в то время, когда те уже легли на обратный курс. «Лайтнинги» не подпустили соперника к своим подопечным и, отразив все атаки, вышли из боя без утрат. Они посчитали один Bf 109 стёртым с лица земли и два повреждёнными, ещё один Fw 190 заявил стрелок одной из «Летающих Крепостей».

Истребитель Fw 190A-4 W.Nr.

0145 681 «Белая 1» начальника эскадрильи 4./JG 2 обер-лейтенанта Курт Бюлигена. Кайруан, январь-февраль 1943 года

Немцы, со своей стороны, заявили о четырёх сбитых P-38: две победы засчитали обер-лейтенанту Рудорфферу, одну обер-фельдфебелю Гольцшу и одну фельдфебелю Хорсту Шлику (Horst Schlick) из 1./JG 77. Как это часто бывает, настоящие утраты соперников очень сильно отличались от заявленных удач: в этом бою ни один самолёт не был кроме того повреждён.

Одержав в Тунисе 27 воздушных побед, Рудорффер в апреле 1943 года возвратился на побережье Ла-Манша. В мае, уже в звании гауптмана, он был официально назначен начальником II./JG 2, но скоро, уже в июне, его перевели в JG 54 — эскадру, работа в которой сделала аса по-настоящему известным.

Побоище над Лиепаей и Приекуле

В июле 1943 года гауптман Рудорффер был назначен начальником группы IV./JG 54, формирующейся на базе пилотов штаффеля 4./JG 54 на аэдроме Йесау под Кёнигсбергом. Но уже 1 августа ему было нужно безотлагательно вылететь на Восточный Фронт, дабы занять место погибшего 30 июля начальника II./JG 54 гауптмана Генриха Юнга (Heinrich Jung), чей Fw 190A-5 был сбит в сражении с истребителями Ла-5 недалеко от станции Мга под Ленинградом.

Рудорффер руководил группой до января 1945 года, и именно на данный период пришёлся пик его результативности как лётчика-истребителя. Приблизительно 120 из 224 его побед были одержаны в битвах, в которых Рудорффер заявлял более трёх сбитых самолётов за раз.

Штабное звено группы II./JG 54, лето-осень 1944 года.
Слева направо: майор Эрих Рудорффер, официальная фотография при награждении Дубовыми страницами к Рыцарскому кресту, апрель 1944 года; постоянный ведомый начальника группы Курт Тангерманн (Kurt Tangermann), 46 побед, на фото в звании унтер-офицера.
На фото справа: два неразлучных приятеля — лейтенант Герман Шляйнеге (Hermann Schleinege) и его ведомый Хуго Брох, 97 и 81 победа соответственно.
Все четверо пережили войну, в общем итоге заявив 448 воздушных побед

В октябре 1944 года счёт побед начальника II./JG 54 приближался к заветной отметке 200, до тех пор пока, наконец, не наступил решающий сутки. Вот как обрисовывает это небезызвестный германский автор Франц Куровски:

«Эрих Рудорффер заслужил собственное прозвище «Охотник Либавы» (Der Jager von Libau) 28 октября 1944 года. Уже заходя на посадку, он заметил подходящее к аэропорту громадное соединение из шестидесяти Ил-2. Он прервал посадку, убрал шасси и в одиночку бросился наперехват, отразив налёт и за 10 мин. сбив девять самолётов».

В конечном итоге же сутки был куда более насыщен событиями.

В октябре 1944 года в следствии Мемельской операции войск СССР германская несколько армий «Север» была отрезанной в Курляндии. С этого момента всё снабжение окружённой группировки осуществлялось лишь двумя дорогами: по воздуху посредством транспортной авиации и по морю. Главным портом, от которого зависело снабжение частей 16-й и 18-й Армий вермахта, была Либава (Libau), она же латышская Лиепая (Liepaja).

Советское руководство полностью осознавало ситуацию , и уже с середины октября военный и флотская авиации начали систематические налёты на порт. 28 октября 1944 года было одним из таких дней.

Аэропорты базирования военных штурмовых дивизий пребывали за пределами карты, в общем направлении на юго-восток от Приекуле. Для просмотра карты-схемы в большом размере надавите на неё, после этого откройте изображение в новой вкладке и кликните по нему левой клавишей мыши — Рекорды Эриха Рудорффера: от Туниса до Прибалтики | Военный портал Warspot.ru src=~images\rekordi-eriha-rudorffera-ot-tunisa-do-pribaltiki-6.jpg
Схема распределения заявок германских лётчиков 28 октября 1944 года. Эмблемами обозначены аэропорты базирования групп I./JG 54 и II./JG 54. Советские полки 11-й ШАД ВВС КБФ базировались на аэропортах недалеко от Паланги.

Аэропорты базирования военных штурмовых дивизий пребывали за пределами карты, в общем направлении на юго-восток от Приекуле.
Для просмотра карты-схемы в большом размере надавите на неё, после этого откройте изображение в новой вкладке и кликните по нему левой клавишей мыши

Удар по порту Либава должна была нанести настоящая армада из более чем 100 самолётов ВВС Краснознамённого Балтфлота: 45 штурмовиков Ил-2 из 47-го ШАП и 8-го Гв.ШАП 11-й ШАД под прикрытием 24 истребителей Як-9 9-го ИАП и 25 бомбардировщиков Пе-2 12-го Гв.БАП 9-й МТАД с эскортом из 42 истребителей Як-9 14-го Гв.ИАП и 21-го ИАП. Фотографирование результатов атаки должны были осуществить шесть экипажей 15-го ОРАП.

Применяя плохую видимость и низкую облачность, группы штурмовиков последовательно доходили со стороны моря и атаковали плавсредства в порту Либавы, и подавляли позиции зенитной артиллерии, предваряя удар пикировщиков. Уже на подходе к цели группы были перехвачены истребителями люфтваффе — лётчики II./JG 54 успели встать в атмосферу с аэропорта Либава-Гробин и через пара мин. вступили в бой.

Унтер-офицер Хуго Брох (Hugo Broch), пребывающий на аэропорте в состоянии первой боеготовности, взлетел раньше всех и атаковал строй 8-го Гв.ШАП, сбил один Ил-2 (экипаж в составе лётчика младшего лейтенанта В. Н. Карева и стрелка старшего краснофлотца П. И. Гаврилова числится пропавшим без вести) и, возможно, повредил второй. По возвращении на аэропорт ему были засчитаны две победы над Ил-2.

Fw 190A-6 W.Nr.

470 235, на котором летал Хуго Брох летом-осенью 1944 года. 14 декабря 1944 года на протяжении боевого вылета в район Лиепаи из-за технической неисправности Хуго Брох был должен покинуть самолёт с парашютом и было травмирован, ударившись о хвостовое оперение.

Сейчас парами и поодиночке в район к западу от порта Либава стали подходить остальные истребители II./JG 54. Пара Эриха Рудорффера и его ведомого Курта Тангерманна перехватила группу из восьми Ил-2 47-го ШАП и первой же атакой сбила два Ил-2. По докладам сохранившихся экипажей, оба штурмовика упали горящими в воду и затонули в 8–9 км юго-западнее Либавы, их экипажи (младший лейтенант В. И. младший сержант и Захаров И. И. Пряхин, младший лейтенант Ф. В. младший сержант и Гурин В. С. Пиканин) погибли.

Если судить по германским документам, начальник II./JG 54 и его ведомый продолжили преследование отходящих штурмовиков в течении практически 25 км на юго-запад и в течение 10 мин. заявили сбитыми в общем итоге 11 Ил-2. Тогда как Рудорффер уже заканчивал бой, следующую отходящую от цели группу штурмовиков нападал подошедший к месту боя начальник 7./JG 54 обер-лейтенант Герхард Тюбен (Oblt. Gerhard Thyben), заявив один Ил-2 сбитым.

Последняя несколько Ил-2 11-й ШАД, 30 мин. спустя отходившая на юго-запад от цели, была атакована одиночными истребителями I./JG 54, и юный лётчик 2-го штаффеля обер-фенрих Людвиг Бёс (Obfhr. Ludwig Bos) заявил об уничтожении ещё двух советских штурмовиков.

Советские лётчики также не поскупились на победные реляции: 8-й Гв.ШАП посчитал сбитыми в воздушном бою четыре Fw 190 (по два воздушными стрелками и лётчиками). Целых девять германских «Фокке-Вульфов» было записано на квитанции истребителей 9-го ИАП ВВС КБФ, один заявили летчики 14-го Гв.ИАП.

Безвозвратные утраты, не считая указанных трёх Ил-2, составили два истребителя Як-9 из 9-го ИАП, каковые столкнулись на протяжении воздушного боя в районе Либавы (оба лётчика погибли). 13 Ил-2 (три из 8-го Гв.ШАП и 10 из 47-го ШАП) взяли повреждения различной степени тяжести от зенитной артиллерии и огня истребителей немцев, но смогли возвратиться на собственные аэропорты.

Результаты бомбардировщиков и массированного удара штурмовиков ВВС КБФ по порту Либава 28 октября 1944 года были достаточно скромными: взяли повреждения разной степени тяжести пароходы «Готенланд» (Gotenland) и «Браунсберг» (Braunsberg), миноносцы Т8, Т3 и Т12, и тральщик М443.

По окончании обеда германские истребители перевели внимание на прикрытие собственных наземных частей. Советское наступление на широком фронте по обе стороны Приекуле развивалось с большим трудом, и требовалась помощь авиации. Не обращая внимания на ужасную погоду (дымка, видимость 1–2 км, облачность 9–10 баллов с нижней кромкой на высоте 200–400 м), советские штурмовики совершили в общем итоге практически 400 боевых вылетов.

Сложные метеоусловия затрудняли поиск цели, ориентирование и — хуже всего — серьёзно ограничивали пилотов Ил-2 в противозенитном манёвре. Летящие на малой высоте над эшелонированной ПВО штурмовики становились лёгкой мишенью — в следствии большая часть потерянных «Ильюшиных» было сбито как раз зенитчиками.

Лётчики JG 54 вели свободную охоту, малыми группами охраняя над собственной территорией в полосе наступления советских 5-й танковой и 61-й армий. Фактически в каждом вылете советские ударные группы вели воздушные битвы и сумели дать хороший отпор. В соответствии с докладам экипажей, германские истребители, совершив пара бесплодных атак, выходили из боя.

Настоящее воздушное сражение разыгралось в районе Приекуле — Эмбуте. Группы нескольких авиадивизий, сменяя друг друга, нападали цели на линии фронта и в ближнем тылу немцев. Разглядим действия штурмовых полков подробнее.

206-я ШАД. 807-й ШАП нападал цели в районе Приекуле — Асите. Группой капитана Хиталишвили был совершён воздушный бой, на протяжении которого младший лейтенант Руденко заявил один Fw 190 сбитым недалеко от Бага — Асите. Несколько утратила три Ил-2 повреждёнными огнём зениток и истребителей, каковые совершили вынужденные посадки на собственной территории.

Из второй вылетевшей группы не возвратился экипаж младшего лейтенанта Кузьмина.

806-й ШАП действовал в районе Приекуле. Любой вылет сопровождался воздушными боями, в одном из них был подбит штурмовик младшего лейтенанта Акольцева, что совершил вынужденную посадку на собственной территории. Утраты составили два экипажа: лётчик стрелок лейтенант и младший Пичугин сержант Кулиш не возвратились с боевого задания, а лётчик младший лейтенант Матюхов и стрелок старший сержант Казимиров были сбиты зенитной артиллерией.

Ещё один Ил-2 был подбит зенитками, но сумел перетянуть линию фронта.

Самолёт был потерян 15 декабря 1944 года, в то время, когда вылетевший на нём юный пилот унтер-офицер Вальтер Леве (Uffz. Walter Lewe) был сбит в сражении с «Аэрокобрами» и погиб. Живописец — Клаес Сундин — Рекорды Эриха Рудорффера: от Туниса до Прибалтики | Военный портал Warspot.ru src=~images\rekordi-eriha-rudorffera-ot-tunisa-do-pribaltiki-8.jpg
Fw 190A-6 W.Nr. 550 528, самолёт-ветеран с сложной судьбой. Сперва он попал в Stab I./JG 54, на нём летал начальник группы гауптман Хорст Адемайт (Horst Ademeit), ас с 166 победами.

По окончании планового ремонта летом 1944 года самолёт попал в Stab II./JG 54 — и на нём начал летать начальник группы майор Рудорффер. Самолёт был потерян 15 декабря 1944 года, в то время, когда вылетевший на нём юный пилот унтер-офицер Вальтер Леве (Uffz. Walter Lewe) был сбит в сражении с «Аэрокобрами» и погиб.
Живописец — Клаес Сундин

503-й ШАП в вылете в район севернее Вайнёде утратил два экипажа не возвратившимися с боевого задания (лётчики Авдеев и младшие лейтенанты Бойцов, воздушные стрелки ефрейтор старший и Новиков сержант Хорьков). Вторая несколько, вылетев для бомбо-штурмового удара в районе Приекуле, совершила воздушный бой с многочисленной группой Fw 190, но, если судить по документам полка, утрат от огня истребителей не понесла. На протяжении штурмовки наземной цели три штурмовика взяли повреждения от зенитного огня и совершили вынужденные посадки на собственной территории.

289-я ШАД. 232-й ШАП летал в районе Вайнёде, где от огня зениток погиб экипаж младшего лейтенанта Шипунова и сержанта Брусанина, а также в район Бага — Асите. В том месте один Ил-2 был подбит зенитками соперника, но экипаж сумел перетянуть линию фронта и совершить вынужденную посадку.

686-й ШАП трудился в районе Эмбуте — Бага — Асите. В районе цели состоялся воздушный бой, на протяжении которого, по всей видимости, был потерян единственный за 28 октября германский истребитель. На протяжении захода на цель экипаж младшего лейтенанта Пивнева был атакован парой Fw 190, но стрелок сержант Пивоваров сумел поразить одного из них.

По германским данным, в сражении с Ил-2 севернее либо северо-восточнее Вайнёде был сбит и погиб обер-лейтенант Георг Ритцель (Oblt. Georg Ritzel), ас с десятью победами (из них пять Ил-2). Единственную утрату полка составил экипаж младшего лейтенанта Коняшкина и старшего сержанта Лукина, сбитый зенитным огнём на выходе из атаки.

947-й ШАП наносил бомбо-штурмовой удар в районе Приекуле. Пара штурмовиков вылетела на свободную охоту в район Бага — Асите, наряду с этим оба экипажа были подбиты зенитками и сели на вынужденную, лётчик младший лейтенант Миннибаев был ранен.

211-я ШАД. 723-й ШАП и 766-й ШАП действовали в районе Вайнёде, воздушных битв не вели. Зенитной артиллерией были повреждены два штурмовика.

В 766-м ШАП один Ил-2 сел на вынужденную на собственной территории, а 723-й ШАП понёс тяжёлую утрату: был подбит умелый экипаж начальника эскадрильи капитана Ю. И. Жиленкова и стрелка сержанта Клыпина. Раненый Жиленков смог перетянуть линию фронта, но скоро, по всей видимости, утратил сознание от утраты крови. Штурмовик сорвался в штопор, упал на лес и взорвался.

Лётчик погиб, обожжённого и контуженного Клыпина в бессознательном состоянии достали из горящего самолёта чудесным образом появлявшиеся рядом воины.

949-й ШАП, атаковавший цели в районе Эмбуте — Асите — Подамбьи, был перехвачен четырьмя истребителями Fw 190. Штурмовики не дали себя в обиду — огнём воздушных стрелков и курсовым оружием сорвали все атаки и без утрат возвратились на аэропорт. В районе Приекуле — Асите было заявлено два Fw 190 — отличились начальник звена младший лейтенант Отченко и стрелок Полачев из экипажа младшего лейтенанта Миненко.

335-я ШАД. На долю экипажей данной дивизии выпали громаднейшие опробования. 683-й ШАП нападал позиции германской артиллерии в районе Пурмсаты. В момент отхода от цели шестёрка Ил-2 была перехвачена группой из шести «Фокке-Вульфов». Германские истребители разделились: четверка атаковала основную группу, а пара — не легко повреждённый зенитным огнём Ил-2 ведущего группы майора А. В. Сокина. Страно, но германские лётчики так и не смогли сбить израненный штурмовик.

Более того, стрелок майора Сокина ефрейтор Н. М. Гусак заявил один истребитель сбитым. Остальные по окончании нескольких бесплодных атак вышли из боя. Несомненно, соперниками «Илов» в этом бою были фельдфебель Брох, и лётчики 7./JG 54 лейтенант Герхард Тюбен и фенрих Гюнтер Рэш (Gunther Rasch), каждому из которых было засчитано по одному «сбитому» Ил-2.

Четвёрка Ил-2, вылетевшая в район Лыдзибас (севернее Вайнёде), по окончании атаки цели совершила воздушный бой с четырьмя Fw 190, окончившийся напрасно. Один Ил-2 был повреждён зенитным огнём.

По-настоящему ужасным стал вылет, в котором восьмёрка Ил-2 нападала цели в районе Приекуле. Сходу четыре Ил-2 не возвратились с боевого вылета. Погибли лётчики лейтенанты С. Я. Астахов и П. Я. Рубец, младшие лейтенанты Н. И. Сухоруков и Г. М. Смирнов, и воздушные стрелки ефрейтор Г. Т. Гребенюк, старший сержант П. Д. Худолей, сержант М. Ф. ефрейтор и Нечаев А. В. Макеев.

В соответствии с советским документам, один экипаж был сбит германскими истребителями, а остальные три — зенитчиками.

В воздухе несколько штурмовиков Ил-2 826-го штурмового авиаполка

826-й ШАП действовал в районе Приекуле. В первом вылете восьмёрка Ил-2 была перехвачена группой «до 10 Fw 190». Не обращая внимания на численное преимущество, германские истребители смогли повредить только один «Ил» — лейтенант Бондаренко сел на вынужденную на собственной территории.

Однако германским лётчикам фельдфебелю Карл-Хайнцу Шмуде (Karl-без сомнений Schmude) и лейтенанту Карлу Талеру (Karl Thaler) было засчитано по одному сбитому самолёту. Единственная точная победа в этом бою пополнила боевой счёт лейтенант Норберта Ханнига (Norbert Hannig) из 1./JG 54. Жертвой неожиданной атаки стала «Аэрокобра» из 17-го ИАП, лётчик которой лейтенант Г. М. Кутергин погиб. Безвозвратные утраты 826-го полка за сутки составили три Ил-2, сбитые огнём зениток.

Не возвратились лейтенант Н. И. Силкин и младшие лейтенанты А. Ф. Галушко и В. В. Хандрыга.

Пара Рудорффер — Тангерманн, наверное, в районе Приекуле атаковала группы 683-го ШАП и 206-й ШАД, каковые в воздушных битвах практически утратили один штурмовик безвозвратно, а ещё пара повреждённых «Илов» совершили вынужденные посадки на собственной территории. Майору Рудорфферу и унтер-офицеру Тангерманну было засчитано по две победы.

Ежедневная сводка Главного руководства вермахта за 30 октября гласила:

«Среди воздушных побед в Курляндии, о которых сообщалось день назад, 11 самолётов были сбиты кавалером Дубовых листочков к Рыцарскому кресту Железного креста майором Эрихом Рудорффером, что довёл собственный счёт до 206 воздушных побед».

На Рудорффера оформили документы для награждения Рыцарским крестом с Мечами и Дубовыми листьями, и 26 января 1945 он его взял. К тому моменту майор Рудорффер уже был назначен начальником I./JG 7 — группы, оснащённой реактивными Me 262A. В новой должности он одержал 12 побед, став шестым в перечне «реактивных асов» люфтваффе.

Но, война доходила к концу, и новых вызывающих большие сомнения рекордов в исполнении «Охотника Либавы» история уже не заметила. По окончании войны ас прожил продолжительную судьбу в уединении и скончался 8 апреля 2016 года в возрасте 98 лет.

Создатель благодарит Матти Салонена (Matti Salonen), Эндрю Арти (Andrew Arthy), Андрея Кузнецова, Никиту Егорова, Виталия Тимошенко и Алексея Пекарша за эти, использованные в работе над статьей.

Хэштег: #ФЕРМЕРЫ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Горячий день над керчью

    Главной ударной силой люфтваффе в Крыму зимой-весной 1944 года была штурмовая авиагруппа III./SG 3, летавшая на бомбардировщиках «Юнкерс» Ju 87D. Не…

  • Сава и мартын

    Официальные удачи многих советских лётчиков-истребителей в воздушных битвах над Керченским полуостровом в 1943–1944 гг. при ближайшем рассмотрении, к…

  • Разгромить танки под вильнюсом!

    К вечеру третьего дня войны в следствии тяжёлых оборонительных битв войска советского Северо-Западного фронта понесли тяжелые потери и были отброшены от…

  • Подвиг лётчика бориса гомолко

    Эта статья выкладывается на сайт в сутки 72-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва — одно из самых…

  • Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе

    Эвакуация британских армий из Дюнкерка Первые воздушные битвы в воздухе в активной фазе войны Германии против Франции наглядно продемонстрировали, что…

  • Лучший день гауптмана баркхорна

    О военной карьере германского воздушного аса №2 времён Второй мировой Герхарда Баркхорна на данный момент известно фактически всё, не смотря на то, что…