Авиационная торпеда тан-12.

      Комментарии к записи Авиационная торпеда тан-12. отключены

Разработчик: Остехбюро
Страна: СССР
Начало разработки: 1923 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

В СССР авиационными торпедами в первый раз в первой половине 20-ых годов XX века занялось «Остехбюро», это было КБ которым руководил Владимир Иванович Бекаури, наделенный правительством практически неограниченными полномочиями. Государственные перевороты 1917 года открыли перед ним, как и перед десятками вторых авантюристов (тот же Леонид Курчевский) самые радужные возможности. В свое время Бекаури окончил Михайловское ЖД техническое училище, а говоря современным языком, профтехучилище.

Данный «пэтэушник» дал обещание коммунистам… всё! Телеуправляемые танки, самолеты, бронепоезда, торпеды, морские и наземные мины, подводные лодки, торпедные катера и т. д.

В первой половине 20-ых годов XX века на вооружении Красного флота состояли лишь две современные торпеды: «45-12», каковые применяли надводные суда, и укороченные торпеды «45-15» для подводных лодок. На их базе Бекаури внес предложение создать два типа авиационных торпед: «низкий» и «большой» («высотный»). «Низкие» торпеды сбрасывались с самолета с маленькой высоты, выходили на заданную глубину и направлялись упрежденную точку встречи с целью курсом, что имел самолет перед сбросом. «Высокие» торпеды сбрасывались с высоты в пара километров и понижались на парашютах.

В Англии были закуплены два торпедоносца «Blackburd». Самолеты прибыли в СССР в первой половине 20-ых годов двадцатого века, и по окончании маленькой доработки с них начались сбросы торпед. Первые испытания продемонстрировали, что корпус торпеды «45-15» не владеет достаточной прочностью.

Время от времени двигатель торпеды в момент ее приводнения из-за перегрузок смещался. Исходя из этого Бекаури решил экспериментировать с торпедой «45-12». Конструкцию ее усилили, и торпеду стало вероятно использовать с высоты 10-12 м на скорости до 160 км/ч.

На протяжении проектирования ей присвоили индекс «ВВС-12».

Авиационная торпеда тан-12.

Торпедоносец «Blackburd».

В ходе проектирования авиаторпед громадные трудности появились с подвеской их под самолет-носитель и со стабилизаторами самих торпед. Дело в том, что в момент сбрасывания самолет должен был строго выдерживать режим горизонтального полета, скорость и постоянный курс.

Лишь при соблюдении этих условий торпеда, отделившись от самолета, войдет в воду под нужным углом и по окончании заглубления на 20-25 м (упадет в так называемый «торпедный мешок») под действием гидростата выйдет на заданную глубину. В случае если же торпеда войдет в воду под меньшим углом, то может срикошетировать и с трудящимся вразнос двигателем сделать «горку», а при повторном приводнении деформироваться, в противном случае и вовсе переломиться. В случае если угол приводнения будет выше заданного, то глубина «торпедного мешка» увеличится, а при малых глубинах это приведет к зарыванию торпеды в грунт.

Опробования «низких» торпед длились весной-летом 1926 года на Кубенском озере. На этот раз их сбрасывали с самолета ЮГ-1. В первой половине 30-ых годов двадцатого века «низкая» торпеда «ВВС-12», созданная на базе торпеды «45-12», была принята на вооружение под индексом ТАН-12 (торпеда авиационная, низкого торпедометания).

Самолет ЮГ-1 авиации Черноморского флота. Рисунок.

В октябре 1933 года на Балтике совершили первые учения минно-торпедной авиации. Самолеты ТераБайт-1не 121-меньше эскадрильи использовали торпеды мины-12 и ТАН МАВ-1. Учениями руководил глава УВВС Я.И.Алкснис. 10 октября четыре автомобили с торпедами и четыре с минами (конечно, без боевого заряда) атаковали эсминец «Карл Маркс», изображавший финский броненосец «Вайнемяйнен».

Удар снабжали летающие лодки-дымзавесчики С-62Б и легкие бомбардировщики Р-5, подавляющие пулемётным огнём и мелкими бомбами зенитные средства. 15 октября цель была больше — линейный корабль «Марат». Ударная несколько осталась той же, но часть Р-5 вооружили выливными устройствами для имитации химической атаки.

Добавили и истребительное прикрытие: торпедоносцы сопровождали четыре И-4.

Торпеда ТАН-12 под ТераБайт-1П.

Самолет ТераБайт-1П с торпедой ТАН-12. Рисунок.

Первый опыт продемонстрировал, что ТераБайт-1П не очень-то доходил для роли низкого торпедоносца — из-за недостаточной маневренности. Ему больше доходили постановка мин и высотное торпедометание. В качестве низкого торпедоносца данный достаточно тихоходный и неуклюжий самолет казался очень уязвимым. Помимо этого, он был технологически сложен (по тому времени) и стоил недешево.

ВВС РККА, в каковые тогда организационно входила морская авиация, требовалось что-нибудь несложнее и недороже для потребностей береговой обороны, первым делом, на Дальнем Востоке, где необходимо было хоть что-то противопоставить сильному японскому флоту.

Выбор пал на Р-5, древесный биплан конструкции Н.Н.Поликарпова. Он много выпускался столичным заводом № 1 в вариантах учебного самолета, разведчика, штурмовика и лёгкого бомбардировщика. Р-5 устанавливали на колесное, лыжное либо поплавковое шасси. Машина была недорога — сосновые бруски, фанера, полотно — и несложна в ремонте и производстве.

С позиций летных данных, она в полной мере соответствовала своим современникам на Западе. Самолет отличался хорошей управляемостью, устойчивостью, неприхотливостью к качеству аэропортов. Его легко имел возможность освоить пилот средней квалификации.

Предложение переделать эту машину в торпедоносец в первый раз выдвинул B.C.Коннэрт, начотдела оружия Управления ВВС. 9 июля 1933 года Реввоенсовет СССР принял распоряжение, в котором говорилось: «Поставить перед индустрией задачу приспособить Р-5 к высотному и низкому торпедометанию для действия у собственных берегов.»

В осеннюю пору 1933 года началось проектирование новой модификации, названной Р-5Т. Переделкой планера занималась несколько конструкторов завода № 1 во главе с инженером Гребеневым. Главную роль в ней игрались инженеры Никитин и Шишкин.

Подвеску торпеды разрабатывали в 16-м отделении ВВС под управлением М.И.Проценко.

Таковой тяжелый груз, как торпеда, возможно было подвесить лишь под фюзеляжем самолета. Для этого требовалось высвободить всю его нижнюю поверхность. Но Р-5 имел старомодное шасси с неразрезной осью, не разрешавшей разместить торпеду между стойками. Его заменили новой конструкцией. Две отдельных пирамидальных стойки с полуосями высвободили пространство по оси самолета.

Главная стойка с пластинчатым резиновым амортизатором присоединялась сейчас не к фюзеляжу, а к переднему лонжерону крыла и подкреплялась раскосом, идущим вверх. Силовой комплект крыла и фюзеляжа пара усилили в расчете на громадные нагрузки.

Торпеда TAB-15 с громоздкой парашютной коробкой была неприемлема для относительно маленького биплана. Исходя из этого от высотного торпедометания отказались. Для Р-5Т выбрали торпеду ТАН-12 (она же «ВВС-12» и «45-12»), воображавшую собой переделку морской торпеды примера 1912 года. Такую торпеду возможно было сбрасывать с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч.

ТАН-12 расположили под фюзеляжем наклонно, передней частью вниз. Подвеска (торпедодержатель) снабжалась замками от бомбодержателя Дер-13.

торпеда и Подвеска совместно весили 930 кг. Сброс осуществлялся механическим бомбосбрасывателем, находившимся у пилота. Последние чертежи торпедодержателя передали на завод 15 января 1934 года.

Для самолета сконструировали несложной торпедный прицел. В принципе, любой Р-5 мог быть переделан в торпедоносец конкретно в авиационной части с применением комплекта узлов, поставленного заводом.

Р-5Т с подвешенной торпедой ТАН-12.

Вес боевой части торпеды, заряжавшихся тринитротолуолом, составлял 100 кг, что совсем не соответствовало требованиям флота. В итоге торпеда ТАН-12 и ее «высотная сестра» TAB-15 вместе с их носителями ЮГ-1, ТераБайт-1 и Р-5Т воображали малобоеспособную совокупность оружия. 8 сентября 1937 года Бекаури был арестован, а «Остехбюро» поделено на три независимых отраслевых университета — НИИ-20, НИИ-22 и НИИ-36.

Наряду с этим морская тематика, а также торпеды, была дана НИИ-36. направляться подчернуть, что за 16 лет собственного существования «Остехбюро» не создало ни одного действенного примера оружия, не обращая внимания на огромные затраченные средства.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. Торпедоносцы в сражении.
А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Михаил Маслов. Армада. Самолет-разведчик Р-5.
Владимир Котельников. Нет спасения любому вражескому кораблю.

Бомбы, ракеты, торпеды — War Thunder. Обучение, часть 4. Авиация (аркадный режим)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: