Авиационная противолодочная торпеда ат-2 (плат-2).

      Комментарии к записи Авиационная противолодочная торпеда ат-2 (плат-2). отключены

Авиационная противолодочная торпеда ат-2 (плат-2).

Разработчик: ЦНИИ «Гидроприбор»
Страна: СССР
Начало создания: 1960 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.

Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда. Создана ЦНИИ «Гидроприбор» (бывшее НИИ-400 КГС) под управлением В.С.Осипова. Разработка торпеды ПЛАТ-2 велась по Распоряжению СМ СССР № 111-463 «О создании новых образцов противолодочного оружия» от 13 октября 1960 года. Торпеда создавалась для оружия прежде всего новых противолодочных самолетов Ил-38. Торпеда принята на вооружение в 1965 году и серийно производилась заводом «Дагдизель» (г.

Каспийск, Дагестан). Модификация для самолетов — АТ-2У — принята на вооружение в первой половине 70-ых годов XX века и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ «Метель» принята на вооружение во второй половине 70-ых годов XX века.

Согласно данным Артемьева торпеда создавалась с применением разработок и по примеру торпеды Mark 46 (США). По некоторым слухам торпеда попала в СССР с Кубы, по другим сведеньям ее подобрали в Средиземном море. Как бы то ни было, а торпеда была у отечественных умельцев, каковые и принялись, ее изучать.

А затем начались разработки торпеды, взявшей наименование «Колибри». Отечественный аналог разрабатывался под шифром «Колибри», но создать что-либо подобное Mark 46 не удалось, и вместо малогабаритной торпеды показалась 1000 килограммовая АТ-2 длиной более пяти метров и меньшим в несколько раз радиусом совокупности самонаведения.

Производство торпед АТ-2 прекращено во второй половине 70-ых годов двадцатого века, всего выпущено 975 торпед.

Торпеда имела энергично-пассивную звуковую совокупность самонаведения (ССН), трудящуюся в двух плоскостях. В активном режиме ССН обсуществлялось гидролоцирование подводной лодки-цели. Основной конструктор ССН — Д.П.Климовец.

В создании аппаратуры самонаведения учавствовали так же Ю.Г.Иванов, В.Я.Лазарев, С.М.Левин и Г.П.Шиманский.
Радиус реагирования ССН в активном режиме по ПЛ — не более 1000 м.

Устройства управления торпедой выполнены в первый раз в виде моноблока, ведущий конструктор — С.Г.Полеско. Использованы электромеханические следящие электронные схемы и системы суммирования управляющих сигналов.

Неконтактный взрыватель разработки А.И.Турусова.

По окончании сброса с самолета у торпеды раскрывались два стабилизирующих парашюта площадью по 0,6 м2, а после этого, в то время, когда на заданной высоте срабатывал автомат раскрытия — главной парашют площадью 5,4 м2. Приводнившаяся торпеда выходит на установленную перед сбрасыванием глубину и создаёт программный поиск цели по левой цилиндрической спирали с переменным шагом, уменьшающимся по глубине на скорости 23 узла (42,55 км/ч), радиусом 60-70 м с угловой скоростью 10°-11° в секунду.

Изменение шага спирали на первом участке траектории является следствием автоматического трансформации дифферента торпеды от начальной величины (11°) до нуля. Такая программа поиска снабжает полный просмотр вероятного диапазона глубин погружения ПЛ.

Совокупность самонаведения торпеды в ходе поиска трудится в энергично-пассивном режиме циклично, причем до 35% времени цикла затрачивается на деятельный режим и 15% — на пассивный. В случае если уровень шумов цели превысит уровень отраженного от нее активного сигнала, то цикличность работы совокупности самонаведения прерывается и наведение производится пассивным каналом совокупности. В случае если цель захвачена по отраженному сигналу, аппаратура совокупности самонаведения переходит на деятельный режим наведения.

В ходе сближения с целью скорость торпеды возрастает до 40 узлов (74 км/ч). По окончании определенного времени по окончании утраты контакта, производится вторичный поиск в энергично-пассивном режиме с учетом курсового угла и режима наведения цели. Гидростатический взрыватель подрывает торпеду, в случае если ее глубина погружения была не известно почему менее 12-18 м.

АТ-2УМ — основной конструктор ССН — Т.М.Арламенкова, устройств управления — В.Е.Мясин, неконтактного взрывателя — А.И.Турусов.

Торпеда АТ-2 оснащалась биротативным электродвигателем ДП-22В. Источник энергии — начиная с АТ-2М — серебрянно-цинковые батареи одноразового действия А-222У разработки ЦНИИ «Гидроприбор» (совместно с ВНИИТ и ВНИАИ). Заливка электролита в аккумуляторная батареи происходила при выстреле в любой элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.

Модификации:
АТ-2 (1965 г.) — базисная модель.
АТ-2М (1972 г.) — модернизация. Быть может, ОКБ завода «Дагдизель», пневмосистема торпеды заменена на гидравлическую. По окончании удаления воздушных баллонов увеличена масса заряда БЧ на 10- 20 кг.

Установлены батареи одноразового действия.
АТ-2У (1973 г.) — модификация для применения с самолетов Ил-38 и в составе ракетных комплексов (ракета 85Р комплекса «Метель»).
АТ-2УМ «Метель» (1977 г.) — модификация для применения с самолетов и в составе ракетных комплексов. Разработчик — ЦНИИ «Гидроприбор», основной конструктор — В.С.Осипов.

ТТХ торпеды:

Калибр, мм: 533,4
Протяженность, мм: 3535 (4800 мм по др.данным, более 5000 мм согласно данным Артемьева)
Масса, кг: 1000
Масса БЧ, кг: 150
Масса ВВ, кг: 100
Дальность хода, км: 7-10
Скорость хода:
— 23 узла (в режиме поиска)
— 40 узлов (в режиме атаки)
Глубина хода, м: до 400
Радиус реагирования совокупности наведения, км: 0,015
Радиус срабатывания неконтактных взрывателей, м: 0-10
Тип БЧ: фугасная
Высота сброса, м: 450-2000
Скорость при сбросе, км/ч: 600
Носители: противолодочные самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142, ракетные противолодочные комплексы УРПК-3 и УРПК-4.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Ю.Л.Коршунов, А.А.Строков. Торпеды ВМФ СССР.
С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.

Space Engineers: Торпеды против гравипушки. Причем тут Гаусс?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: