Разработчик: НИИПГМ
Страна: Российская Федерация (СССР)
Начало разработки: 1969 г.
Принятие на вооружение: 1991 г.
Авиационная противолодочная реактивная торпеда АПР-3 «Орёл-М» предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, а также многоцелевых ядерных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, и надводных судов в произвольных акваториях Мирового океана, а также в районах с малыми глубинами (60-150 м), при беспокойстве моря до 6 баллов.
Разработка реактивной торпеды «Орел» с турбоводометным двигателем была начата НИИПГМ (позднее ЦНИИ «Гидроприбор» г. Петербург, в настоящее входит в состав АО «Корпорация тактическое ракетное оружие») во второй половине 60-ых годов двадцатого века фактически параллельно с ракетой АПР-2 «Ястреб». Турбоводометный двигатель создавался в КБ завода «Сатурн» под управлением главного конструктора А.М.Люльки.
Из-за сложности ответа задач, поставленных перед создателями ракеты «Орел», сроки разработки много раз переносились. Разработка последнего варианта ракеты «Орел-М» была закончена лишь в первой половине 90-ых годов XX века. По окончании принятия на вооружение ракета взяла обозначение АПР-3 (экспортный вариант — АПР-3Э).
Реактивная торпеда АПР-3Э.
Ракета АПР-3 используется с вертолётов и противолодочных самолётов согласно данным первичного целеуказания. Она отличается от существующих авиационных ракет и противолодочных торпед высоким быстродействием в режиме обнаружения и поиска цели, высокой скоростью сближения с ней по окончании первичного захвата и поражает соперника, в большинстве случаев, до начала организации им противодействия.
Ракета АПР-3 складывается из следующих главных частей, размещенных поотсечно:
— совокупности наведения (носовой приборный отсек, включает автомат системы и акустическую головку наведения);
— отсек боевой части (боевой заряд и предохранительно-аккуратный механизм);
— центральный приборный отсек (устройства совокупности управления, электропитание и др.);
— отсек двигательной установки (газогенератор с зарядом жёсткого горючего и турбонасосный агрегат движителя);
— кормовой приборный отсек (блоки бортовой автоматики и электрические рулевые приводы);
— отсек торможения (корпусно-механическая часть, парашютная совокупность, устройства ввода в работу тормозной совокупности).
Компоновка АПР-3.
Для уменьшения влияния шумов двигателя на совокупность самонаведения узлы крепления и корпус ракеты звуковой головки выполнены из шумопоглащающего материала.
Для предотвращения повреждения совокупности самонаведения при приводнении ракеты на носовую часть надевается железный обтекатель. По окончании приводнения ракета входит в воду под углом 15° по деференту, наряду с этим она стабилизируется по крену и курсу. На глубине 20 м снимается предохранение бомбы.
АПР-3 оснащена гидроакустической совокупностью наведения — с применением классификационных способов обработки информации. Сканирование пространства под водой в режиме поиска цели в бесшумных условиях производится за счет спирального перемещения ракеты под действием гравитации без включения двигательной установки. Реактивная двигательная установка ракеты приводится в воздействие лишь после того как нашли цель и разрешает за минимальное время (1-2 мин) достигнуть цели, что фактически исключает возможность ее уклонения и (либо) другого противодействия.
Схема применения реактивной торпеды АПР-3Э.
С целью этого в системах и конструкции ракеты реализован последовательность уникальных, прогрессивных решений и технологий и новейших достижений науки. Так, к примеру, в многоканальной гидроакустической совокупности пеленгования и обнаружения (СОП) АПР-3Э в первый раз были применены новые пространственно-временные корреляционные способы обработки принимаемых сигналов в сочетании с применением особых зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией.
Применение аналогичных посылок ведет к тому, что спектр реверберации выясняется шире спектра сигналов подлодки — цели и это вместе с различием пространственно-корреляционных функций реверберации и ПЛ-цели разрешает надежно отстраиваться от реверберационных помех. В один момент обеспечиваются высокая помехоустойчивость довольно ходовых помех и автоматическая защита от средств гидроакустического противодействия как заградительного, так и ретрансляционного типа.
Помимо этого, в методе работы СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с расстоянием. Реализация этих технических ответов разрешила значительно повысить характеристики СОП.
В ракете в первый раз создан и применен закон наведения с адаптивным углом упреждения. В ходе наведения ее на цель машинально определяется значение вводимого угла упреждения, что при сближении с целью корректируется. Введение угла упреждения в двух плоскостях осуществляется за счет разворота оси диаграммы направленности звуковой головки электронным методом.
Реализация способа наведения с адаптивным углом упреждения разрешила сместить центр группирования попаданий ракеты АПР-3 к центру ПЛ-цели и обеспечить попадание в основном в ее прочный корпус. Так в случае если АПР-2 снабжала равновероятную область попадания по всей архитектуре ПЛ, то АПР-3Э не меньше 50%, а АПР-3МЭ не меньше 60% попаданий в самая уязвимую часть ПЛ (прочный корпус).
Для авиационных противолодочных ракет разных модификаций в НИИ «Поиск» было создано целое семейство контактных и неконтактных взрывателей: И-152, И-171В, И-394, И-346 с блоками Б-164Т, Б-120 и неконтактный электромагнитный датчик цели И-289 со сферической чёртом реагирования.
В системе электроснабжения бортовой аппаратуры ракеты наровне с применением ампульной батареи громадной мощности в первый раз создан и применен молекулярный накопитель. Это разрешило в 7 раз расширить потребление электроэнергии генератора зондирующих импульсов СОП при значительно меньшем количестве накопителя.
Созданный для ракеты АПР-3 двухрежимный турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном жёстком топливес регулируемой тягой не имеет аналогов во всемирной и отечественной практике. Длительность работы двигателя — 113 с. Для уменьшения влияния структурных шумов двигателя, проникающих на звуковую головку СОП по корпусу ракеты, узлы крепления и корпус ракеты звуковой головки сделаны из шумопоглощающих материалов. Это обусловило работоспособность СОП при работе турбоводометной двигательной установки.
Заборники двигателя торпеды АПР-3.
ТТХ:
Калибр, мм: 350
Протяженность, мм: 3600-3700
Вес, кг: 500-525
БЧ: фугасная, 74-100 кг
Взрыватель: звуковой неконтактный + контактный
Система электроснабжения: ампульная батарея громадной мощности
Траектория перемещения: поиск по спирали
Глубина хода, м: 0-800
Скорость хода, узл
— режим 1: 65
— режим 2: 100
Глубина поражения ПЛ, м: 800
Скорость цели, км/ч: до 80
Время исполнения боевой задачи, мин: 1-2
Высота применения: с малых высот либо с висения
Двигатель: регулируемый турбоводометный
Совокупность самонаведения: многоканальная гидроакустическая СОП
Совокупность управления: инерциальная с трехстепенным системой наведения и гироскопическим датчиком
Носитель: Ту-142М, Ил-38, Ка-27, Ка-28, Ми-14.
Сброс торпеды АПР-3Э с вертолета Ка-28 ВМС Китая.
.
.
Перечень источников:
Сайт АО «Корпорация тактическое ракетное оружие». РАКЕТА АПР-3Э.
А.В.Карпенко. Подводные ракеты для противолодочной авиации.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «АПР-3 Орел».
Сразу два праздника отметили в корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
Увлекательные записи:
- Тяжелая ударная летающая лодка «морской крейсер» мк-1 (ант-22).
- Крылатая противокорабельная ракета кср-2 (к-16, «изделие 085»).
- Противолодочный самолет-амфибия бе-12н «чайка».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-2 «ястреб».
Разработчик: кооперация фирм во главе с ГНПП «Регион» Страна: СССР Начало опробований: 1969 г. Принятие на вооружение: 1976 г. Авиационная…
-
Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-1 «кондор».
Разработчик: ГСКБ-47 Страна: СССР Опробования: 1969-1971 гг. Принятие на вооружение: 1971 г. Работы но применению подводных ракет для поражения подводных…
-
Авиационная противолодочная торпеда ат-2 (плат-2).
Разработчик: ЦНИИ «Гидроприбор» Страна: СССР Начало создания: 1960 г. Принятие на вооружение: 1965 г. Самонаводящаяся авиационная противолодочная…
-
Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44).
Разработчик: НИИ-2 МАП (ГосНИИАС) Страна: СССР Начало разработки: 1947 г. Опробования: 1950-1952 гг. Принятие на вооружение: 1952 г. Внедрение реактивной…
-
Авиационная противолодочная торпеда ат-1 (плат-1).
Разработчик: НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор») Страна: СССР Начало разработки: 1959 г. Опробования: 1961-1962 гг. Принятие на вооружение: 1962 г. В СССР…
-
Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда умгт-1 (ат-3 «орлан»).
Разработчик: НПО «Уран» Страна: СССР Принятие на вооружение: 1981 г. Универсальная малогабаритная противолодочная торпеда, самонаводящаяся. Создана в НПО…