Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44).

      Комментарии к записи Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44). отключены

Разработчик: НИИ-2 МАП (ГосНИИАС)
Страна: СССР
Начало разработки: 1947 г.
Опробования: 1950-1952 гг.
Принятие на вооружение: 1952 г.

Внедрение реактивной техники совпало по времени с резким ухудшением интернациональной обстановки в следствии войны в Корее. Ранние авиационные торпеды представляли собой доработанное оружие судов либо подлодок. «Морская» торпеда с подходящими чертями приобретала аэродинамическое оборудование, парашют и другие устройства, разрешавшие сбрасывать ее с самолетов.

Уже к середине сороковых годов стало ясно, что таковой подход к созданию оружия без шуток ограничивает характеристики и боевой потенциал морской авиации. Требовалось создать кардинально новое оружие. Результатом работ в данной области, для оружия первых отечественных реактивных самолетов-торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т, стало появление изделия РАТ-52 — первой отечественной торпеды, изначально разрабатывавшейся для применения самолетами.

Помимо этого, это первенствовал коммунистический пример реактивной торпеды.

Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44).

Реактивная торпеда РАТ-52.

Реактивная торпеда РАТ-52.

История проекта РАТ-52 восходит к середине сороковых годов. В феврале 1946 года был основан НИИ-2 (сейчас ФГУП ГосНИИАС) министерства авиационной индустрии, а в июле в эту организацию перевели группу сотрудников НИИ-1 во главе с Григорием Яковлевичем Диллоном. Ранее эти эксперты занимались совершенствованием авиационных торпед, созданных на базе существующих конструкций. На новом месте работы конструкторы должны были создать всецело новую торпеду для морской авиации.

Потому, что разработка торпед для самолетов не входила в круг задач НИИ-1, данный проект был поручен «авиационному» НИИ-2, а для действенного исполнения работ в том направлении перевели сотрудников с нужным опытом.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века был создан проект 45-см реактивной авиационной торпеды с пороховым двигателем с тягой 800-1200 кг (определялась температурой порохового заряда). Она имела возможность сбрасываться с самолета-носителя с высот до десяти километров при скорости полета до 800 км/ч. На заданном курсе воздушного участка траектории торпеда удерживалась совокупностью управления, складывающейся из трех гироскопов, посредством особого крыла и элеронов.

Еще до перевода в НИИ-2 Г.Я.Диллон и его сотрудники успели организовать неспециализированный вид перспективного оружия. Предлагалось создать относительно легкую торпеду калибра 45 см, несущую максимальный заряд взрывчатого вещества. Помимо этого, на определенном этапе было предложено отказаться от существующих силовых установок с винтовыми движителями и применять пороховой реактивный двигатель.

Использование таковой силовой установки разрешало сократить вес и габариты торпеды, а также в определенной мере упростить ее конструкцию. Помимо этого, ожидалось большое увеличение черт хода.

Новый проект НИИ-2 взял условные обозначения А-2 и Д-44. Полноценные работы по созданию этого оружия стартовали во второй половине 40-ых годов двадцатого века. За счет предложения, касавшегося применения готовых комплектующих, разработка проекта заняла всего пара месяцев. Уже к концу 1947 года была изготовлена и испытана умелая партия новых торпед.

Производство этих изделий было поручено заводу №500 (сейчас Столичное машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева). По окончании доводки конструкции была выпущена новая умелая партия изделий А-2 / Д-44, каковые испытывались во второй половине 40-ых годов XX века.

В будущем роль производителя умелого оружия была поручена ленинградскому заводу № 466 (сейчас «Красный Октябрь»).

Опробования умелой партии торпед проводились во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Снаряжение реактивных торпед и их заводские опробования проводилось на филиалах завода № 466 в Феодосии и Лисьем Носу. В первой половине 50-ых годов двадцатого века торпеда прошла заводские опробования, на них проводились пуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Национальные опробования были закончены в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

4 февраля 1953 года реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на оружия торпедоносцев ВМФ. Войсковые опробования РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре 1953 года на Черном море, с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го МТАБ, было скинуто 54 торпеды разного оснащения. При опробовании на полигоне возможность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38.

За время всех видов опробований реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний и сбросов.

Торпеда РАТ-52 под центропланом самолета Ил-28Т.

Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.

Торпеда РАТ-52 складывалась из боевого зарядного отделения (заряд ВВ и два взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с рулевыми и твердотопливным двигателем машинками) и парашютной совокупности. В передней части с углом атаки 23° устанавливалось металлическое носовое крыло для вывода торпеды на заданную глубину по окончании приводнения.

Для постепенного понижения скорости падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена парашютная совокупность из двух парашютов: малого и громадного, которая приводилась в воздействие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды снабжали цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны. Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания и поражения надводных судов с осадкой более 2 метров.

Она имела возможность использоваться с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания торпедоносцы применяли радиолокационный прицел ПСБН-м и оптический ОПБ.

РАТ-52. Схема.

Перед сбросом навигатор самолета задавал глубину хода торпеды от 2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. После этого самолет выводился на боевой курс, производилось прицеливание как при бомбометании и автоматическая отцепка торпеды в заданный момент. По окончании отделения от самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался небольшой тормозной парашют, имеющий форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался громадной тормозной парашют.

При спуске торпеды на парашютной совокупности элероны, по командам совокупности управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение. На воздушном участке в совокупности управления торпеды действовали: три гироскопа — курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная совокупность отделялась, торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием носового крыла приводилась в горизонтальное положение.

В будущем носовое крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался двигатель и на заданной глубине 2-8 м торпеда шла к цели.

Схема применения торпеды РАТ-52.

По опыту учений было распознано, что атака транспортов из состава конвоев торпедами РАТ-52 более действенна при сбросе их группами с высоты 4000 м и более (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 возможность попадания в цель была 0,02%. Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в особых контейнерах, заполненных азотом. Для тренировок личного состава был создан учебный вариант торпеды РАТ-52.

На нем вместо взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении пребывала регистрирующая бачок и аппаратура со спиртоводной смесью, которая вытеснялась сжатым воздухом по окончании остановки торпеды для обеспечения всплытия. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за предел: в Китай и на Кубу. Китайские самолеты Ил-28Т ее удачно применили в военных действиях в конце 50-х годов в Тайваньском проливе.

Под обозначением J-2 торпеда РАТ-52 по лицензии выпускалась в Китае.

Китайская торпеда J-2 — копия советской РАТ-52.

В ходе серийного производства РАТ-52 была заменена модифицированной торпедой РАТ-52М. Одним из главных недочётов реактивной торпеды РАТ-52 была ее малая дальность стрельбы (подводного хода).

ТТХ:

Калибр, мм: 450
Протяженность, мм: 3897
Размах оперения, мм: 750
Вес, кг: 627
Боевая часть
— тип: фугасная
— вес, кг: 2401-2433,
— взрыватель: два контактных инерциальных КАВТ-55 время взведения через 30-35 м хода в воде
Дальность подводного хода, м
— большая: 520-600 (400-500) (в зависимости от температуры заряда двигателя)
— без работы двигателя: 60
Глубина хода, м: 2-8
Глубина моря, м: не меньше 20
Скорость хода, узл: 58-68
Высота применения, м: 1500-4000
Скорость носителя, км/ч: 800

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.Б.Широкорад. Оружие отечественного флота.
В.Котельников, А.Артемьев. Минно-торпедная: авиация особенного рода.

Скоростная подводная ракета Шквал.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: