Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-1 «кондор».

      Комментарии к записи Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-1 «кондор». отключены

Разработчик: ГСКБ-47
Страна: СССР
Опробования: 1969-1971 гг.
Принятие на вооружение: 1971 г.

Работы но применению подводных ракет для поражения подводных лодок были начаты по причине того, что поражение ядерных подводных лодок соперника осложнялось по большей части из-за их скоростных черт. Для поражения ПЛ требовалось поднять скорость подводного хода поражающего ее боеприпаса, в гоже время шум подводного реактивного двигателя возрастал в воде в 5000 раз в сравнении с воздухом. т. е. подводный боеприпас становился глухим. а об атаке соперник знал с момента его запуска.

В будущем было узнано, что главный шум порождается в начале выхода газовой струи из сопла двигателя, другой процесс глохнет в газопаровой каверне, т.е. происходил эффект самоэкранирования ракеты. Для подтверждения этого явления, зависящего, среди них и от параметров двигателя, НИИ-1 МОП не запрещалось провести опыты на Черноморском флоте недалеко от Феодосии. В опыте, начавшемся в августе 1958 года, участвовало намерено оборудованное судно ГСК-17.

Распоряжением СМ СССР № 1111/463 вышедшем в первой половине 60-ых годов двадцатого века «О средствах противолодочной обороны» предусматривалось создание противолодочной ракеты. Головной разработчик — ГСКБ-47, разработчик совокупность управления — ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ). Основной конструктор — С.С.Бережков (с 1964 г. — А.И.Зарубин), помощники — А.В.Минаев и А.А.Отмахов.

Разработка начата в первой половине 60-ых годов двадцатого века с перевода части экспертов из НИИ-1 в ГСКБ-47.

Противолодочные авиабомбы простого вида, каковые разрабатывались в ГСКБ-47 раньше, как и неуправляемые реактивные бомбы, которыми недолго занимались в 1947-1950 годах, имели возможность решить очень ограниченный круг тактических задач: за время с момента обнаружения лодки самолетом до момента погружения бомбы на нужную глубину лодка имела возможность тихо переместиться на надёжное расстояние. На предприятие было направлено около 40 инженеров, участвовавших в поисковых работах.

Но среди них практически не было экспертов по гидроакустике, гидродинамике, управлению, особому приборостроению, электромеханике, гироскопии — именно по тем областям, от знания которых в значительной степени зависело ответ задач. Мало было и двигателистов. На работу по новой тематике была переведена главная часть конструкторских кадров КБ, занимавшихся ранее разработкой авиабомб, мин, боевых частей.

Им предстояло покупать новые знания, переучиваться. Безотлагательно набирались и эксперты по дефицитным профессиям. В малейший срок численность снова организованного СКБ-1 достигла 250 человек.

Работники ГСКБ-47, которым приходилось переквалифицироваться технически, были, кроме этого, в новых для себя технико-организационных условиях. Раньше комплекс, с которым им приходилось иметь дело, смотрелся, как совокупность «самолет — авиационная бомба — взрыватель», причем любой элемент её был внутренне независим. Сейчас все элементы боеприпаса, все его узлы, конструктивное и технологическое их оформление были теснейшим образом между собою увязаны, а вся совокупность, в этом случае — боеприпас, была частью более неспециализированной совокупности, включавшей в себя начальный комплекс и самолёт обнаружения.

Были трудности и другого рода. Дефицит помещений задерживала развертывание нужных лабораторий, а без них нереально было трудиться, Из-за отсутствия собственной производственной базы изготовление изделий было первоначально поручено заводу, не владевшему нужной культурой производства, исходя из этого громадные бригады технологов и конструкторов вынуждены были непрерывно пребывать на этом заводе. Образцы прямо с завода отправлялись на опробования, не проходя надлежащей проверки; не проходила проверки и аппаратура главных смежников.

Коллектив СКБ-1, управление предприятия прилагали огромные упрочнения к тому, дабы улучшить движение дела. Но продвигалось оно весьма медлительно. Лишь в декабре 1963 года, со значительным опозданием, был закончен эскизный проект, частично подтвержденный натурными пусками.

В марте 1964 года эскизный проект был утвержден. Коллективу СКБ-1 это стоило огромнейшего напряжения, не было фактически ни одного отдела, где сотрудники не трудились допоздна.

В один момент в ГСКБ-47 создавались противолодочные ракеты «Кондор» и «Пурга» в которых употреблялись схожие технические ответы. Темы не имели научно-исследовательского задела. Ранее проводились лишь поисковые работы в очень ограниченном количестве.

Реактивные противолодочные ракеты «Кондор» и «Пурга», создание которых было поручено предприятию, должны были по окончании приводнения самостоятельно, с применением самонаведения и средств гидролокации, отыскать подлодку, догнать ее и поразить. Различие между двумя ракетами было не весьма большим и связано с изюминками их применения. В первой половине 60-ых годов двадцатого века работы по обоим проектам приостановлены и возобновлены в 1965 году лишь по авиационной ракете «Кондор».

Очень тяжелым делом была организация опробований. Ни испытательной базы, ни особого персонала не было. Громадные бригады рабочих и конструкторов по три-четыре месяца (в противном случае и больше), меняя друг друга, целый вероятный для опробований сезон пребывали в Феодосии, собирая изделия.

Целью опробований была отработка конструкций. В это же время, четкого технического управления группой конструкторов, каковые этим занимались, не было. В следствии решения время от времени бывали случайными, необоснованными.

Из-за отсутствия навыков, опыта, работа шла медлительно, неквалифицированно, что сказывалось па итогах опробований. Часто тяжело было осознать, в чем обстоятельство неудачи: в недочётах аппаратуры, элементов конструкции либо в неправильности сборки.

Первой мерой, которая была предпринята для ликвидации ненормального положения, было создание нового отдела с контрольно-испытательной станцией (КИС). (Сейчас было произведено некое сокращение тематики по разработке боевых частей, что разрешило выделить помещение для нового отдела). Начотделом был назначен юный инженер Е. И. Солодовников. ввод и Оборудование в строй КИС было осуществлено в очень маленькие сроки, под личным контролем главного инженера и начальника предприятия.
Благодаря самой напряженной работе коллектива производства и этого отдела № 1 было полностью переподготовлено и отработано 10 изделий, каковые по мере готовности поставлялись на натурные опробования.

Параллельно с этим организовывались лаборатории новые и другие отделы, тщательнейшим образом подготавливалась программа опробований, регистрирующая аппаратура и т.д. В 1965 году «Кондор» удачно проходит летно-конструкторские опробования. В начале 1966 года начался последний, последний этап отработки боеприпаса: совместные опробования.

Опробования ракеты «Кондор» проводились на полигоне под Феодосией на Черном море.

Национальные опробования ракеты «Кондор» закончены в первой половине 70-ых годов XX века и ракета принята на вооружение 29 июня 1971 года под наименованием АПР-1. Производство опытных образцов до 1965 года велось на заводе «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан), по окончании 1965 года в т.ч. серийное производство для ВМФ с 1969-го по 1977 годы велось на заводе «Сибсельмаш» (г. Новосибирск) НПО «Регион».

Всего было выпущено 263 торпеды.

Принцип наведения ракето-торпеды — по окончании приводнения ракета планирует поогружаясь с циркуляцией, без включения двигателя. Сейчас ССН ракеты осуществляет обнаружение и поиск ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды. Найдя ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее.

По окончании обнаружения цели включается двигатель ракеты, наряду с этим быстро возрастает личный шум — ходовая помеха — и ССН «глохнет», за счет работы инерциальной совокупности управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели и подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.
Радиус реагирования:
— 700 м (в режиме поиска);
— 500 м (в режиме атаки).
Раствор диаграммы направленности — 250° х 90°.

В противолодочной ракете АПР-1 «Кондор» употребляются три программных траектории выхода в горизонт и поиска цели: двигаться прямо, делать правую либо левую циркуляцию. По окончании выхода в горизонт ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку согласно данным, предварительно введенным перед сбросом.

Для ракеты созданы два варианта боевого применения: групповое использование двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое использование трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости с выходом носителя на цель с произвольного направления.

ТТХ торпеды АПР-1:
Калибр, мм: 350
Протяженность, мм: 5275-5300
Масса, кг: 650-670
Дальность хода, м: 800-900
Скорость хода, км/ч:
— при поиске цели: 37 (20 уз)
— при атаке: 100-111 (60 уз)
Глубина хода, м: 30-420
Глубина поражаемой цели — ПЛ, м: 40-400
Глубина акватории минимальная, м: 80
Высота применения, м: 300-2000
Сорость носителя, км/ч: до 800
Время самоликвидации — 1.2 мин
Боевая часть
— тип: фугасная
— вес, кг: 80-83
— взрыватель: неконтактный с радиусом реагирования до 5-10 м
— время самоликвидации по окончании приводнения, мин: 1,2
Носители: противолодочные самолеты Ту-142, вертолёты-38 и Ил
Двигатель: РДТТ

Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-1 «кондор».

Авиационная противолодочная ракета / реактивная торпеда АПР-1 «Кондор».

.

.

Перечень источников:
Техника и Оружие. А.Артемьев. Авиационные торпеды.
С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.
Военно-промышленный курьер. № 21-22 за 2010 г. М.Климов. Морское возможности и: подводное оружие проблемы.
Аэроплан. № 2, 4 за 1993 г. А.Никифоров. Под крылом самолета.

Зачем пикируют бомбардировщики?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: