Авиационная противолодочная торпеда ат-1 (плат-1).

Разработчик: НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1959 г.
Опробования: 1961-1962 гг.
Принятие на вооружение: 1962 г.

В СССР разработка авиационных противолодочных торпед началась в конце 50-х годов под шифром ПЛАТ-1. Разработка торпеды велась в НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор») по Распоряжению СМ СССР N 111-463 «О создании новых образцов противолодочного оружия» от 13 октября 1960 года. Основной конструктор — П.В.Матвеев (ист. — Р.Гусев), по др.данным — А.Г.Беляков.

Авиационная противолодочная торпеда ат-1 (плат-1).

Торпеда АТ-1.

Эскизное проектирование отдельных узлов совокупности управления перемещением начато во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Разрабатывалось два варианта торпеды — самолетный и вертолетный. Отличия в парашютной тормозной совокупности — вертолетный вариант — 2 х 2,5 кв.м парашюта, самолетный — стабилизирующий парашют 0,6 кв.м и тормозной парашют 5,4 кв.м.

Торпеда оснащена инерциальной совокупностью управления с энергично-пассивной звуковой совокупностью самонаведения (ССН), трудящейся в двух плоскостях. Взрыватели — контактный и неконтактный. Основной конструктор ССН — В.И.Колесников, неконтактного взрывателя — А.Н.Шашихин, устройств управления — В.Ф.Некрасов.

Скорость вращения гироскопов — 1400 об/мин.

Подвеска противолодочной торпеды АТ-1 на Ка-25ПЛ.

Вывод торпеды на заданную глубину начального поиска, которую экипаж устанавливает перед сбрасыванием, обеспечивается совокупностью приводнения, складывающейся из разъемного кольца с двумя прикрепленными к нему крыльями с постоянным углом установки, равным 30°. Крылья раскрываются в один момент с тормозным парашютом.

Энергосиловая установка торпеды включает электродвигатель постоянного тока ДП-11М биротативного типа и серебряно-цинковую батарею ТС-4 (содержание серебра около восьми килограмм). От аккумуляторной батареи приобретают питание главные потребители: аппаратура самонаведения, управления, неконтактный взрыватель. От воздушного баллона емкостью до 0,7 л давлением 200 кг/см2 осуществляется управление электропусковой аппаратурой торпеды и поддерживается постоянное давление в гидросистеме при работе рулевых машинок.

Компоновочная схема торпеды АТ-1.

В один момент с установкой глубины начального поиска подключается электропитание от бортовой сети самолета к аппаратуре самонаведения и приборам управления, гироскопы предварительно выходят на обороты 1400 об/мин, аппаратура неконтактного взрывателя и самонаведения приобретают подогрев. По окончании отделения от ЛА торпеда переходит на независимое питание, вытяжной парашют вводит в воздействие стабилизирующий купол, что снабжает скорость понижения 100-120 м/с. На высоте 500 м стабилизирующий парашют отделяется, раскрывается главной парашют, скорость понижения значительно уменьшается до 45-55 м/с.

При погружении торпеды ее парашютная совокупность отделяется, посредством крыльев она выводится из «мешка», по окончании чего последние отстреливаются. Устройства управления выводят торпеду на заданную глубину начального поиска. На глубине 20 м срабатывают гидростатические механизмы контактного взрывателя и через 25 секунд с момента включения электросхемы торпеды срабатывает дистанционный предохранитель аппаратуры самонаведения, и она приходит в боевое положение.

Выйдя на заданную глубину, торпеда начинает делать левую поисковую циркуляцию радиусом 60-70 м с угловой скоростью 12° в секунду.

Импульсный генератор аппаратуры самонаведения, включаемый в момент срабатывания ее дистанционного предохранителя, поочередно подает через 0,85 сек. электрические импульсы на верхний и нижний гидрофоны приемно-излучающего устройства. Электрические импульсы преобразуются в ультразвуковые и торпеда, циркулируя на заданной глубине, «просматривает» водную среду. В один момент независимым пассивным каналом производится прослушивание шумов цели.

При получении отраженного от цели сигнала по активному каналу или обнаружения пассивным каналом шумов цели управление торпедой в вертикальной плоскости передается блоку вертикального маневрирования, а в горизонтальной — управление длится автоматом курса, но маневрирование по командам аппаратуры самонаведения производится с меньшими угловыми скоростями (9° в секунду).

При прохождении торпеды на расстоянии 5-6 м от цели ультразвуковые импульсы, излучаемые неконтактным взрывателем и отраженные от цели, приводят к срабатыванию аккуратной части неконтактного взрывателя, замыкается цепь на запальные устройства контактных взрывателей, заряд торпеды подрывается. При прямом попадании в цель взрыватели срабатывают от действия инерционных сил.

В случае если точность наведения на цель была недостаточной и звуковой контакт с ней потерян, торпеда начинает вторичный поиск, циркулируя в месте утраты цели до повторного ее обнаружения. При ненаведения по окончании 9 мин. контактные взрыватели торпеды срабатывают от действия самоликвидатора и она подрывается.

При практическом сбрасывании по окончании прохождения торпедой заданной расстоянии либо ее переуглубления гидростатический стоповый механизм разрывает цепь питания устройств, аппаратуры и обмотки контактора. Последний размыкает цепь питания силового электродвигателя. Он стопорится, и торпеда, имея хорошую плавучесть, всплывает.

В момент отключения питания от аппаратуры и приборов торпеды включаются шумоизлучатели, а с подвсплытием торпеды до глубины 7,5 м срабатывает гидровыключатель и дымовой отметчик, облегчающие ее обнаружение.

Опробования торпеды сперва проводились на Ладожском озере в первой половине 60-ых годов XX века и продолжены на Черном море. При опробованиях на Черном море была задействована намерено переоборудованная ПЛ-цель проект 613 — винты ПЛ закрыли кожухом, а корпус покрыли защитным древесным покрытием.

В соответствии с всем заявленным данным торпеда АТ-1 предназначалась для поражения подводных лодок, скорость перемещения которых не превышает 25 узлов, а глубина до 200 м. Но как показывали расчеты, возможность поражения ПЛ, имевших скорость порядка 10 узлов (18,5 км/ч), не превышала 10-15% (самолет Бе-12). Потом создали советы по применению двух торпед серией, а для проверки теоретических положений во второй половине 60-ых годов двадцатого века проводились особые исследовательские полеты со сбросом торпед на полигоне м. Чауда (Черное море) с самолета Бе-12.

Поисково-прицельные совокупности вертолетов, в состав которых входят гидроакустические станции, разрешают взять более все данные о подводной обстановке в дальности цели и виде пеленга и элементах ее перемещения. Вследствие этого появилась мысль создать для вертолетов противолодочные торпеды с телеуправлением, имея в виду возможность их применения из режима висения.

Торпеда принята на вооружение в первой половине 60-ых годов двадцатого века (по др. данным в первой половине 60-ых годов двадцатого века) под наименованием АТ-1. Производство торпед велось заводом «Дагдизель» (г.Каспийск). Серийное производство торпед прекращено в первой половине 70-ых годов XX века, всего выпущено 925 торпед.

На базе торпеды АТ-1М создана вертолетная торпеда с телеуправлениям из режима висения Т-67 «Стриж» (ВВТ-1).

Модификации:
— АТ-1 (ПЛАТ-1, изделие 242) — базисный вариант авиационной торпеды для применения с высот от 20 до 2000 м.
— АТ-1М — модернизация ОКБ завода «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан). Пневмоконтактор заменен на электромагнитный.
— АТ-1МВ — модернизированный вертолетный вариант.
— АТ-1Э — экспортный вариант.

ТТХ торпеды:
Калибр, мм: 450
Протяженность, мм:
— 4030 (самолетный вариант)
— 4000 (вертолетный вариант)
Масса, кг:
— 580 (самолетный вариант)
— 560 (вертолетный вариант)
Масса ВВ, кг: 70
Высота применения, м:
— 400-2000 (самолетный вариант)
— 20-500 (вертолетный вариант)
Скорость носителя при применении, км/ч: до 600
Дальность хода, м: 5000
Глубина хода, м: 20-200
Носители:
— вертолеты Ми-4Т, Ми-14ПЛ, Ка-25ПЛ, Ка-27ПЛ;
— самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142.

Компоновка торпеды АТ-1М.

Торпеда АТ-1.

Торпеда АТ-1.

Торпеда АТ-1.

.

.

Перечень источников:
Техника и Оружие. А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Р.Гусев. Такова торпедная судьба.
С.Прошкин, В.Маринин, Российское торпедное оружие.
Время и Авиация. В.Д.Роман. Ка-25 — «долгая рука» адмирала Горшкова.
Анатолий Артемьев. Бе-12: самолет трех стихий.

ЛУЧШАЯ ТОРПЕДА ВАЗ 2106 ИЛИ АЛЬКАНТАРА ЭТО КРАСОТА#ТАЗОБУДНИ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: