Пилотажный планер ск-3 «красная звезда».

      Комментарии к записи Пилотажный планер ск-3 «красная звезда». отключены

Разработчик: С.П.Королев
Страна: СССР
Первый полет: 1930 г.

Планер СК-3 «Красная звезда» — одноместный пилотажный планер конструкции С.П.Королева. Выстроен по заданию ЦС ОСОАВИАХИМа в Москве в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Назначение планера — исполнение фигур высшего пилотажа и в частности, «мертвой» петли, и измерений перегрузок, появляющихся в полете.

Работа над проектом началась в осеннюю пору 1929 года. Строился планер под навесом бывшей коновязи, перевоплощённой в мастерскую, на Беговой улице, где ранее был уже сделан планер «Коктебель». Выстроен планер в очень маленький срок — 47 дней.

Планер был запланирован на десятикратную перегрузку. Произвести намеченные замыслом статические опробования конструктору не удалось, но узлы крепления консолей к центроплану были подвергнуты прочностным опробованиям впредь до разрушения.

По завершении строительства планер был принят техническим комитетом под управлением С.В.Ильюшина. По схеме планер — высокоплан со свободнонесущим крылом.

Фюзеляж круглого сечения был образован из 15 коробчатых шпангоутов двух главных лонжеронов и четырех стрингеров. Силовой каркас был обшит 1-мм фанерой. Два хвостовых шпангоута имели вертикальные и горизонтальные выступы, образовывавшие стабилизатор и миниатюрный киль, к каким были подвешены рули. Посадочная лыжа отсутствовала. Так, посадка производилась на усиленный в нижней части фюзеляж. Широкая эргономичная кабина пилота была вычислена под парашют.

Вырез кабины по желанию мог быть закрыт легкосъемным колпаком из целлулоида. Крыло двухлонжеронной конструкции складывалось из трех частей. Центроплан размахом в 2 м был заделан в фюзеляж.

Лонжероны крыла имели коробчатую конструкцию. Жесткость крыла обеспечивалась 2-мм раскосными нервюрами и фанерной обшивкой.

Первая попытка взлететь на этом планере предпринята С.П.Королевым сразу после его постройки в августе 1930 года под Москвой на планерной станции Столичной планерной школы недалеко от станции Сходня. Но ввиду полностью безветренной погоды сделать этого тогда не удалось.

В Крыму на VII ВПС первые четыре испытательных полета на планере «Красная звезда» С.П.Королев выполнил сам. Стало известно, что руль направления был очень сильно перекомпенсированным (28 %) и в первых полетах имел тенденцию закидываться. Компенсация руля была уменьшена до 21 %.

28 октября 1930 года летчик В.А.Степанчонок на этом планере совершил выдающийся полет — три раза выполнил «мертвую петлю».

Вторично планер принимал участие на VIII ВПС. С.П.Королев выполнил на нем пара полетов, но как паритель планер не оправдал себя, и интерес к нему был утерян.

По завершении VIII ВПС планер был передан в Симферопольскую планерную школу и по окончании оборудования замком для буксировочных полетов употреблялся для тренировки летного состава. Последняя посадка на планере была выполнена на массовом празднике ОСОАВИАХИМа в предместье г. Симферополь — Чекурче (сейчас ул.Луговая), где он был покинут в виду очень сильно пересеченной невозможности и местности его отбуксировать.

По поводу планера «Красная Звезда» С.П.Королев в статье «Планер ,,Красная Звезда» в издании «Самолет» писал:

«Постройка таковой автомобили имела собственной целью фактически доказать возможность производства фигур высшего пилотажа на планере по большому счету. Единственный опыт в этом направлении был проделан в Америке, но летчик Хозе сделавший 4 петли, воспользовался для комплекта высоты помощью самолета, буксировавшего его планер. Так, для планера-парителя самостоятельно набирающего высоту, подобная задача ставилась в первый раз.»

В первый раз теоретическое изложение о траектории «мертвой петли» было дано Н.Е.Жуковским в работе «О парении птиц», доложенной им в первой половине 90-ых годов XIX века в Столичном математическом обществе. В данной работе Н.Е.Жуковский, изучая динамику полета птицы при постоянном угле атаки, указал, что имелись случаи полета, в которых траектории «воображают кое-какие петли». Более детально он изложил теорию петли и указал на условия, нужные для ее исполнения, во второй части «Динамики аэропланов в элементарном изложении» (1916 г.).

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века В.П.Ветчинкин создал способ расчета «мертвой петли» при постоянной перегрузке. Воспользовавшись этим способом, В.С.Пышнов теоретически выяснил условия, нужные для исполнения петель на планере. Эти расчеты были размещены в издании «Самолет» № 4 за 1930 год в статье «Вероятны ли фигурные полеты на планере?».

Из расчетов В.С.Пышной сделал выводы, что для совершения петли нужна начальная скорость, в 2,8 раза громадная минимальной. И вот, следуя этим рекомендациям, 28 октября 1930 года В.А.Степанчонок совершил, по словам С.П.Королева, «необыкновенный по красоте и смелости полет».

Собрав высоту по окончании старта амортизатором, В.А.Степанчонок три раза выполнил петлю Нестерова на планере «Красная Звезда».

Вот как обрисовывал данный полет сам В.А.Степанченок: «…Высота приблизительно около 200 м над склоном. Видно, как внизу кучкой стоят и наблюдают, расположившись около полотнища, планеристы… Ставлю планер в направлении на равнину и увеличиваю угол планирования. Ветер посильнее хлестнул в лицо, но стрелка сама подвинулась лишь на 100. Еще одно перемещение — 120…125… Взор на плоскости — они как словно бы остановились… Хвостовое оперение не вибрирует…
Сейчас тихо последнее перемещение рулем глубины и я вижу, как почва ринулась на меня, а деревушка Бараколь стала расти на глазах… какое количество я утратил высоты… мелькнула идея. Почва думается так близка… Медлено, медлительно ослабляю давление на ручку, и планер, приподнимая шнобель, уже бороздит небо… 140 км/час… Вот планер уже стоит вертикально…
Не спеша, ускоряю перемещение ручки… переваливаюсь на пояснице… Зависну либо нет? — Но нет, скорость еще имеется, а ремни на плечах не натянулись. Ручка дотянута и… тишина… Тишина… тихо, как в штиль…
Мелькнул южный склон Узун-Сырта, еще пара мгновений и… планер тихо продолжает обычный полет. Скорость со 100 понижается до 80, медлено разворачиваюсь к горе и вижу, что скоро приближаюсь к ней, пребывав на линии с горизонтом. Снова иду на протяжении склона, снова набираю высоту перед стартом…
По окончании третьей петли я заметил, что внизу на старте суматоха… Сажусь около места взлета в нескольких десятках шагов. Со всех ног мчится глубокоуважаемый Константин Константинович… За ним остальные…»

Краткое описание конструкции.

Планер является одноместный свободнонесущий моноплан с верхним размещением крыла. Фюзеляж — грушевидного, круглого сечения, образован 15 шпангоутами, имеет два лонжерона (верхний и нижний) сечением 10 х 10 мм и четыре стрингера 10 x 5 мм, идущих на всей протяженности. Снизу имеется посадочная лыжа из двух полосы и реек фанеры, обитой дюралюминием.

Целый каркас фюзеляжа обшит фанерой толщиной 1 мм, а место, где крепится крыло, — толщиной 2 мм.

Кабина снабжена ручкой управления и нормальными педалями. Сиденье — древесное, рассчитанное на .полет с парашютом, доска устройств имеет указатель скорости, а на носу фюзеляжа, сверху, установлен датчик.

Вырез кабины сверху закрывался съемным колпаком из дюралюминия с целлулоидным остеклением. Полеты производились как с ним, так и без колпака. Борта кабины и заголовник обиты дерматином.

Хвостовая часть фюзеляжа заканчивалась съемным конусом из фанеры.

Крыло — двухлонжеронное, складывается из центроплана, собранного вместе с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Центроплан обшит фанерой, консоли до заднего лонжерона — также фанерой толщиной 2 мм, другая часть их — полотном. Узлы крепления консолей — металлические, сварные.

Профиль крыла ЦАГИ серии А с относительной толщиной 18%.

Хвостовое оперение — свободнонесущее. стабилизатор и Киль наглухо соединены с фюзеляжем и полностью обшиты фанерой. Руль высоты сначала был перекомпенсирован, после этого компенсатор был урезан.

Носовая часть поворота и рулей высоты до лонжерона обшита фанерой, другое — полотном.

Вся фанерная часть планера окрашена в вишневый цвет, а полотняная — покрыта бесцветным нитролаком. Символы СК-3 и № 15 — тёмного цвета. На 8-м слете планеристов в первой половине 30-ых годов двадцатого века планер на руле поворота имел стартовый № 17.

ЛТХ:

Модификация: СК-3
Размах крыла, м: 12,20
Протяженность, м: 6,79
Высота, м: 1,10
Удлинение: 12,4
Площадь крыла, м2: 12,00
Удельная нагрузка, кг/м2: 22,5
Масса, кг
-безлюдного: 189
-полетная: 269
Профиль крыла: ЦАГИ серии А
Большая скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое уровень качества: 20
Скорость МАК, км/ч: —
Экипаж, чел: 1.

Пилотажный планер ск-3 «красная звезда».

Планер СК-3 «Красная звезда». Коктебель, 1930 г.

Лётчик В.А.Степанчонок рядом с планером СК-3.

СК-3. Схема 1.

СК-3. Схема 2.

СК-3. Схема 3.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Моделист-Конструктор. С.Демин. СК-3 «Красная звезда».
«Самолет» № 1 за 1931 г. Планер СК-3 Красная звезда.
Крылья Отчизны. СК-3 «Красная звезда».

Клуб почитателей истории Феодосии константин Виноградов 27.07.2013года Феодосия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Дирижабль ссср-в3 «красная звезда».

    Страна: СССР. Производитель: Дирижаблестрой и завод «Каучук». Разработчик: Дирижаблестрой. Год постройки: 1932 г. Первый полет: апрель 1932 г. Тип:…

  • Планер паи-6.

    Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер ск-9.

    Разработчик: С.П.Королев Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Назначение: двухместный планер для дальних полётов и буксировочных перелётов на дальность на…

  • Экспериментальный планер маи-68.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…

  • Планер каи-12 «приморец».

    Разработчик: КАИ Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок…