Стратостат «ссср-2».

      Комментарии к записи Стратостат «ссср-2». отключены

Разработчик: ГК НИИ ВВС, ВВА и другие организации
Страна: СССР
Постройка: 1934 г.

Фактически сразу после рекордного полета стратостата «СССР-1» было решено готовить новый аппарат с количеством оболочки 300000 м3, на котором сохраняли надежду подняться на высоту 25-30 км. В связи с данной идеей было подготовлено особое обращение в Обороны и Совет Труда (СТО), которое подписал министр по морским делам и военным и глава РВС К.Е.Ворошилов. Новый рекордный полет предполагалось осуществить не позднее 1 августа 1934 года.

В январе 1934 года вышло распоряжение Политбюро о постройке стратостата и проведении полета на высоту 25-30 км. Ответ о выделении одного миллиона рублей из резервного фонда СНК подписал лично Иосиф Сталин. направляться подчернуть, что указанные события происходили на волне неординарного энтузиазма под впечатлением успеха «СССР-1», но до свершившейся трагедии стратостата «ОСОАВИАХИМ-1».

Новый аппарат, в отношении которого употреблялись эпитеты «громадной стратостат», «уникум», взял наименование «СССР-2». Его проект создали армейские инженеры В.А.Чижевский и К.Д.Годунов. Летом 1934 года около его предстоящего полёта и создания наблюдался заметный ажиотаж.

В действительности «СССР-2» вправду воображал собой грандиозный объект. Талантливый при сферической форме на громадной высоте достигать количества 300000 м3 и диаметра 83 м, на старте стратостат вытягивался до высоты 150 м.

В качестве материала для оболочки выбрали парашютный шелк — ткань более легкую и прочную, чем перкаль, которую использовали в конструкции «СССР-1», что разрешало существенно снизить ее вес — согласно расчетам до 3670 кг. С внутренней стороны оболочку решили покрыть узким слоем резины, с наружной — составом алюминиевого порошка и резины.

Гермокабина строилась по заданию УВВС на смоленском заводе № 35 силами БОК. Но, вероятнее, в Смоленске доводилась кабина, ранее выстроенная на заводе № 39. В она была обшита войлоком и тканью, снаружи окрашена серебряной краской для понижения нагрева от солнечных лучей.

Имела два входных люка диаметром 520 мм, 9 иллюминаторов, снизу крепился балласт, амортизаторы из ивовых прутьев имели возможность поглотить удар при понижении с вертикальной скоростью до пяти метров/сек. Вес гондолы со всем снаряжением, балластом и оборудованием составлял 2230 кг.
Задачи полета «СССР-2» описывались очень обстоятельно:
— определение метеорологических элементов верхних слоев воздуха;
— производство последовательности наблюдений;
— изучение космических лучей;
— аэрофотосъемка;
— сообщение посредством УКВ и КВ;
— изучение поведения людской организма в герметической кабине;
— практическое опробование разных механизмов в герметической кабине.

Уже на протяжении подготовки к полету показалось опасение за надёжность и прочность оболочки. Сначала ссылались на опыт американцев, каковые при повреждении оболочки успели спастись с личными парашютами. Но по окончании трагедии «ОСОАВИАХИМ-1», успешность покидания кабины экипажем ставилась под сомнение, исходя из этого безотлагательно подготовили дополнительный парашют для спасения всей гермокабины.

Парашют предварительно испытали — 2 августа на нем скинули груз весом 2 т. При аварийной обстановке в стратосфере предполагалось осуществлять первоначально спуск на нем, а на высоте 4-5 км воспользоваться личными спасательными парашютами.

Экипаж стратостата складывался из трех человек: Прокофьева, Прилуцкого и Годунова. Позывной остался прошлый — «Марс».

Старт готовили на Центральном аэропорте Москвы. Все было обставлено на наибольшем уровне — выделили двухмоторный разведчик Р-6 и два одномоторных Р-5 для сопровождения и слежения стратостата, особый ТераБайт-3 с санитарно — десантным отрядом на случай аварии. Начальником старта, как и годом ранее, прописали представителя НИИ ВВС Гарканидзе, его ассистентом — главы Центрального аэропорта Зиновия Райвичера.

Одним из самые сложных был вопрос управления стартовой командой, насчитывающей 1000 человек (В ходе заполнения оболочки принимали участие 300-500 человек!). Кроме того обеспечение питания данной очень внушительной группы выяснилось непростым делом.

Подготовку к старту «СССР-2» начали в 12 часов дня 4 сентября 1934 года. К наступлению ночи в оболочку закачали 5000 м3 водорода. Ближе к утру, в то время, когда наполненную часть подняли вверх на 80 м, стало известно, что нижняя часть ткани слиплась. В то время, когда по окончании 6 утра в оболочку подали дополнительные 150 м3 газа, внизу появился личный пузырь. Из этого нижнего газового мешка водород толчками с глухим шумом начал подниматься наверх.

Наряду с этим слипшаяся оболочка начала разъединяться, что стало причиной электролизации ткани. В 6 часов 30 мин. утра в складках верхней части оболочки случился разрыв, после этого срочно появилось пламя. Потом пламя охватило всю оболочку, которая сгорела всего за пара мин..

К счастью, пострадавших не было, гондолу успели спасти.

Очевидец этого события вспоминает:
«На центральном столичном аэропорте разложена огромная оболочка, около 1000 баллонов со сжатым водородом. Из ангара завода принесена гондола (облегченная). Годунов и Прокофьев готовы к полету. Дается команда, баллоны раскрываются, и водород по шлангам сперва маленького диаметра, после этого соединяющимся и возрастающим, отправился в патрубок диаметром больше полуметра, соединенный с оболочкой. Оболочка начала приподниматься, пухнуть.

Внезапно — обрыв патрубка… Краны перекрыты, резинщики безотлагательно склеили, отремонтировали патрубок. Началось опять заполнение оболочки. Она растет на глазах все выше и выше… Уже верхний купол на высоте приблизительно 100 м. На фоне серого неба утренней зари над куполом кружит свора коршунов. Что их привлекло — водород? Либо может они купол приняли за новую гора? А заполнение длится, часть оболочки еще лежит на земле, вздувается горбом, водород образует эти горбы и с шумом прорывается кверху.

И внезапно… при одном таком прорыве в оболочки раздался глухой грохот, вверху показались языки пламени. Все ринулись по отдельности. А оболочка с пламенем вверху медлительно опускается на землю.

Команда — «закрыть баллоны», начали обрезать шланги. Паника улеглась. Оболочка догорела до почвы, появился громадной выжженный круг, и все погасло.
Позже выяснилось — рабочие завода «Каучук», готовившие оболочку, не могли ходить по ней босиком, она «кололась», масса шелковой прорезиненной ткани при шевелении заряжалась электричеством. Рабочим были выданы резиновые тапочки…»

Первое время по окончании случившейся неудачи царила общая растерянность. Но уже через пара дней состояние шока закончилось и в управлении возобновились беседы о новой оболочке для «громадного стратостата». 16 сентября 1934 года изготовить новую оболочку предлагает Тухачевский. В декабре 1934 года Ворошилов обращается к Главе СНК Молотову и предлагает заказать две оболочки количеством 100-150 тысяч кубических метров и одну новую герметическую кабину.

На означенные цели предполагалось израсходовать 1,5 миллиона рублей из резервного фонда Совнаркома.

Если судить по предпринятым действиям, необходимость в рекордных достижениях, играющих огромную агитационную роль, захватила умы советского управления. Наряду с этим в Кремле светло осознавали, что полеты стратостатов являются очень сложным и дорогостоящим занятием, порою чреватым неудачами. Кое-что было известно о серьёзных проблемах и за границей.

Первый высотный полет Огюста Пикара в первой половине 30-ых годов двадцатого века на высоту 15781 м проходил в тяжёлых условиях — наблюдалась деформация гондолы, случился обрыв управления, одним словом, экипаж чудесным образом остался жив. Следующий полет бельгийца 18 августа 1932 года закончился аварией. В первой половине 30-ых годов XX века Пикар выстроил стратостат с количеством оболочки 112000 м3, на котором сохранял надежду достигнуть высоты 30 км. Как мы знаем, что 23 ноября 1934 года на этом стратостате поднимался брат доктора наук Жак Пикар, что добраться до желаемых 30 км не смог, достигнув высоты 17672 м.

В марте 1933 года на территории СССР потерпел трагедию германский стратостат «Deutshland». Стратонавты Martin Schrenk и Viktor Masuch погибли. Их тела встречали 18 мая на Ржевском вокзале Москвы и в данный же сутки послали через Александровский вокзал в Германию.

Разумеется, обстоятельством неудачи стала недостаточная подготовка полета. «Deutshland» именовался спортивным стратостатом, не имел герметической кабины, а нужная жизнедеятельность стратонавтов достигалась стандартной кислородной аппаратурой для высотных полетов самолетов. В соответствии с устройствам, найденным на этом разбившемся аппарате, он сумел достигнуть большой высоты 9750 м.

28 июля 1934 года в Соединенных Штатах стартовал стратостат количеством 85000 м3, полёт и постройку которого организовало Национальное географическое общество. В герметической гондоле диаметром 2,54 м пребывали стратонавты Стивенс, Кепнер и Андерсон. Неспециализированный вес научного оборудования составлял около 1000 кг. При достижении высоты 18200 м случился разрыв оболочки, по окончании которого началось незапланированное понижение.

На высоте 1800 м стратонавты покинули падающий аппарат на парашютах и благополучно приземлились. Прикрепленный на гондоле грузовой парашют диаметром 25,45 м не раскрылся. остатки оболочки и Гондола стратостата упали неподалеку от Холдрэджа в штате Небраска, в 320 км от места старта.

Закончим краткий обзор зарубежных подъемов в стратосферу следующим фактом. 11 ноября 1935 года американские стратонавты Стивенс и Андерсон на стратостате «Эксплорер-II» установили всемирный рекорд высоты 22066 м, что продержался много лет. Начиная с указанной даты, советским исследователям следовало превышать именно это значение — 22 км.

Стратостат «ссср-2».

Гондола так и не летавшего стратостата «СССР-2».

.

.

Перечень источников:
Б.Ф.Ляпин. Воздухоплавание — летание на аппаратах легче воздуха.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.

Всесоюзный семинар госслужащих СССР (С.В. Тараскин) — Часть 2 — 27.05.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: