Стратостат «ссср-1».

      Комментарии к записи Стратостат «ссср-1». отключены

Разработчик: ГК НИИ ВВС, ВВА и другие организации
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.

В 1930-е годы, в то время, когда интерес к изучению верхних слоев воздуха очень вырос, самый реальным способом проникновения на громадные высоты казалось применение особых высотных аэростатов – «стратостатов», «субстратостатов», несущих герметическую гондолу с экипажем исследователей. В первый раз во всемирной практике постройку для того чтобы высотного аэростата осуществил бельгийский доктор наук Огюст Пиккар (August Piccard).

Выстроенный по его проекту стратостат был снабжен двухместной герметической гондолой, имел оболочку из прорезиненной ткани количеством 14000 м3 и весом 800 кг. Первая попытка Пикара достигнуть громадной высоты, состоявшаяся 30 сентября 1930 года, была неудачной. По причине перетяжеления и последующего повреждения гондолы стратостат не смог оторваться от почвы.

Но менее чем через год, 27 мая 1931 года, бельгийский экипаж в составе О.Пикара и П.Кипфера в первый раз достиг стратосферы. Покоренная стратонавтами высота была рекордной — она составила 15781 м.

Стратостат «ссср-1».

Подготовка к опробованиям стратостата Огюста Пиккара. 1931 год.

Успешные опыты Пикара срочно активизировали постройку высотных аэростатов в разных государствах. Заинтересовались данной проблемой и в Советском Альянсе. Начиная с 1931 года последовательность организаций сначала на публичном уровне выступили с предложением о постройке стратостатов. Необходимо подчернуть, что не смотря на то, что основной задачей ставились научные изучения, но неспециализированным настроением являлось, в первую очередь, достижение рекордной высоты. В первой половине 30-ых годов XX века вопрос начал решаться на официальном уровне.

Глава ВВС Красной Армии Яков Алкснис совсем недвусмысленно заявил о ответе «…штурмовать стратосферу малейшими дорогами» и не позднее 1933 года совершить первый высотный полет.

19 января 1932 года в Москве глава Гидрометеорологического комитета РСФСР Н.Н.Сперанский созвал первое совещание по изучению стратосферы. На этом совещании был заслушан доклад метеоролога В.И.Виткевича о задачах изучения стратосферы и образована Рабочая группа по изучению стратосферы под его председательством. Первое совещание Рабочей группы произошло 22 января. На нем был намечен замысел работ, включавший кроме этого постройку стратостата для подъёма с людьми на высоту 20-25 км.

Участнику рабочей группы М.Н.Канищеву было поручено создать проект стратосферного аэростата.

На начальной стадии создания данный стратостат именовался «СССР». Указывалось, что организатором и инициатором его постройки являлось Управление ВВС во главе с главой ВВС РККА Я.И.Алкснисом. Расчеты грядущих полетов в стратосферу и их научное обоснование велись в Военно-воздушной академии им.

Н.Е.Жуковского под управлением главы кафедры воздухоплавания В.А.Семенова.

Работу по созданию стратостата возглавил начальник Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А.Прокофьев. В постройке и проектировании учавствовали Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. доктора наук Н.Е.Жуковского, НИИ резиновой другие организации и промышленности.

Проектирование оболочки произвел глава конструкторского отдела столичного завода «Каучук» инженер К.Д.Годунов. Рабочее проектирование, разработку разработки, предварительные испытания и изготовление оболочки велись НИИ резиновой индустрии (НИИРП).

В один момент решались вопросы обеспечения прочности оболочки, покрытия внешней поверхности особой краской на базе алюминиевой пудры для защиты от уменьшения нагрева и ультрафиолетового облучения газа. В то время, когда умелые работы завершились, практическое изготовление оболочки перенесли на завод «Каучук». Очень отмечалось, что при большом количестве удалось добиться ее малого веса – всего 950 кг.

На неё пошло приблизительно 5000 погонных метров перкалевой материи производства Богородско-Глуховской мануфактуры, на которую нанесли узкие слои особого резинового состава. технологические процессы и Рецептуру для того чтобы оболочки создали сотрудники НИИ резиновой индустрии Е.Н.Кузина и Г.К.Левитина. Закончили изготовление оболочки в мае 1933 года. Количество оболочки стратостата «СССР-1» составил 24340 м3 (в большинстве случаев это значение округляли и писали 25000 м3), при подъеме на расчетную высоту оболочка расширялась и принимала форму шара диаметром 36 м.

Гондола стратостата проектировалась В первую очередь 1933 года в БОК под управлением В.А.Чижевского, при участии Н.Н.Каштанова, А.Я.Левина, И.И.Цебрикова и В.И.Лапинского. Выстроили ее на умелом производстве завода № 39 за 4 месяца. Так как всего заложили 4 фактически однообразных гондолы, то на этапе постройки стратостата его стали именовать «СССР-1». Гондола должна была удовлетворять следующим требованиям:
-безотносительная герметичность;
-достаточная прочность;
-хорошая видимость во все стороны;
-быстро раскрывающиеся входные люки;
-размещение вне гондолы нужного для спуска балласта и надежное устройство для его сбрасывания;
-амортизирующее посадочное устройство, предохраняющее гондолу от удара при посадке;
-защита от солнечного нагрева и низкой температуры;
-эргономичное размещение устройств.

Трехместная гондола представляла собой сферу диаметром 2,3 м. Она складывалась из 12 страниц 2-мм дюралюминия, собранных при помощи 5 тысяч заклепок. Герметичность оболочки достигалась особой промазкой клепаных швов. Силовой каркас гондолы выполнили из 8 вертикальных дюралевых труб, соединенных металлическими узлами.

Каркас принимал все усилия от веса экипажа, оборудования и балласта. Оболочка, выполненная с 12-кратным запасом прочности, принимала только нагрузку от разности давления. В верхней части каркас переходил в узлы крепления оболочки, в нижней части — в стойки посадочной амортизации.

Сам амортизатор воображал хорошую корзину из ивовых прутьев. При ударе о почву со скоростью 5-7 м/с амортизатор должен был сломаться, поглотив силу удара. В один момент он делал роль подставки при стоянке гондолы на земле.

Его размеры были достаточны, дабы разместить в нее мешки с балластом. практика и Теория воздухоплавания установили, что начавшийся спуск аэростата с предельно достигнутой им высоты происходит со все возрастающей скоростью. Чтобы эта скорость не превысила допустимой величины, нужно гасить ее сбрасыванием балласта. «СССР-1» имел возможность брать для этого до 1 т балласта в виде небольшой свинцовой дроби в 40 мешках, подвешенных к кольцу гондолы в посадочного устройства.

В центре гондолы имелся силовой обруч-экватор. На поверхности сферы оборудовали два громадных лаза для выхода и входа экипажа, каковые раскрывались в течение 5-6 секунд. Для кругового обзора и наблюдения прорезали 9 люков — иллюминаторов диаметром 100 мм.

Установленные в иллюминаторах стекла толщиной 8 мм обработали особым составом от покрытия и запотевания инеем.

Оборудование стратостата включало:
-точный высотомер;
-ртутный барометр;
-метеорографы для определения параметров воздуха (давление, влажность, температура);
-электротермометр;
-устройства для определения интенсивности космического излучения.

У гондолы стратостата «СССР-1» слева направо: В.И.Лапинский, В.А.Чижевский, Н.Н.Каштанов.

С целью проведения рекордного полета в стратосферу организовали особый технический совет при УВВС РККА под руководством Начальника штаба ВВС РККА Хрипина. Изготовление к старту велись оперативно и уже в начале Сентября 1933 года «СССР-1» подготовили к первому полету, по окончании чего началось ожидание негромкой погоды. Окончательная готовность определилась 26 сентября, в данный сутки все элементы стратостата удостоверились в надежности и взвесили.

Главные весовые характеристики «СССР-1»:
Вес подвесной системы и оболочки, кг: 1191
оборудования и Вес гондолы, кг: 730
Внутренний балласт, кг: 360
Наружный балласт, кг: 420
Вес разного снаряжения, кг: 671
Неспециализированный вес, кг: 3372

Экипаж стратостата складывался из трех человек: начальник — Георгий Александрович Прокофьев (начальник умело-испытательного воздухоплавательного дивизиона, размещенного в Кунцево), пилот-помощник и радист начальника Эрнст Карлович Бирнбаум (УВВС), пилот-инженер Константин Дмитриевич Годунов (конструктор НИИ ГВФ). Перед полетом все трое прошли долгую тренировку в особой барокамере с пониженным атмосферным давлением.

Г.А.Прокофьев, К.Д.Годунов и Э.К.Бирнбаум в гондоле стратостата «СССР-1», 1933 год.

Первая попытка старта прошла в ночь с 23 на 24 сентября 1933 года на Центральном аэропорте Москвы. В 22 часа 40 мин. начали наполнение оболочки из 700 подготовленных баллонов с водородом при помощи трех 50-мм рукавов. На протяжении затянувшейся подготовки опустившийся сильный туман стал причиной тому, что оболочка утяжелилась на 500 кг. После этого встал порывистый ветер, что перевоплотил наполненный стратостат в парус и делал грядущий старт страшным мероприятием.

Утром невозможность полета стала очевидной, к 12 часам 24 сентября старт решили отменить. Открытием разрывного клапана газ выпустили, оболочку послали на подготовку и просушивание к следующему старту.

Наполнение оболочки стратостата «СССР-1».

Вторая попытка прошла в ночь на 30 сентября 1933 года. В этом случае оболочку наполняли из 35 газгольдеров с водородом. Команда из 10 красноармейцев на зеленые газгольдеры и под собственным весом выдавливала газ по шлангу в оболочку стратостата.

Руководил стартовой командой один из участников программы создания стратостата Гарканидзе. К 6 часам утра наполнение закончили и срочно в атмосферу встали два маленьких воздушных шара – прыгуна. Сидящие в подвесной совокупности этих шаров два участника аэродромной команды осмотрели и расправили оболочку.

В 6 часов 30 мин. запустили радиозонд, что подтвердил полное отсутствие ветра.

Проверка оболочки стратостата «СССР-1» перед полетом. 30 сентября 1933 г.

Г.А.Прокофьев перед стартом в гондоле «СССР-1».

С первыми лучами солнца гондолу, около которой было навешено 620 кг маневрового балласта из небольшой дроби, прикрепили к оболочке. Еще 300 кг резервного балласта разместили в гондолы. В оболочке пребывало 3000 м3 газа, что составляло 1/10 полного количества.

С подъемом на высоту 17 км газ должен был расшириться и заполнить оболочку всецело, перевоплотив ее в сферу.

В 8 часов 30 мин. экипаж занял гондолу и через 10 мин. глава ВВС Яков Алкснис лично дал разрешение на старт. Под крики ура и аплодисменты провожающих голубая гондола с надписью «СССР», подвешенная под серебристой «кишкой» оболочки дирижабля, скоро по вертикали отправилась вверх. Уже через 5 мин. полета собранная высота составила 3 км.

Подъем длился при постоянной связи с экипажем, что имел позывной «Марс». На земле сообщение осуществляли радиоузел в поселке Тарасовка и радиостанция Основной аэрометеорологической работы (ГАМС).

Стратостат «СССР-1» в момент старта 30 сентября 1933 г.

К 11 часам дня «СССР-1» достиг высоты 18 км при температуре за бортом -67°C, в гондолы температура составила +22°C, перегрев оболочки достиг 75°C. В 12 часов 45 мин. аэростат уже полностью достиг сферической формы, сейчас он достиг высоты 19 км при температуре -67°C снаружи, в оболочки +75°C, в гондолы температура колебалась от +12°C до +32°C.

Как и было тогда положено, при достижении большой высоты экипаж направил приветственную радиограмму товарищу Сталину, по окончании чего приступил к понижению. В течение всего полета, длившегося около 8 часов 15 мин., стратостат превосходно замечали с почвы. В 13 часов дня наземные наблюдатели отметили начало его понижения и перемещение в направлении на юго-восток.

В 17 часов 30 сентября «СССР-1» благополучно опустился на берегу Москва-реки недалеко от Коломны, в 250 метрах от Коломенского завода у станции Голутвин.

Научные результаты полета стратостата «СССР-1» были следующие:
— К.Д.Годунов выполнил измерения интенсивности космических лучей посредством электрометров Гесса и Кольхёрстера, их зарядка осуществлялась электризованной трением о шерсть эбонитовой палочкой. Электрометр Кольхёрстера был изготовлен в Германии, а электрометр Гесса — на умелом заводе Геологоразведки в Ленинграде. Полученные результаты подтвердили эти Пиккара о космическом (внеземном) происхождения этих роли и лучей воздуха в защите от них.

— с высоты 18000 м привезли пробы воздуха. Анализ продемонстрировал, что на данной высоте состав воздуха мало отличается от близкого к почва: в нем смешаны 78,13% азота, 20,95% кислорода и 0,92% аргона и инертных газов. Установление близости состава стратосферного воздуха к воздуху тропосферы означало в возможности возможность применения для полета на этих высотах как двигателей внутреннего сгорания, с компрессорами, так и воздушно-реактивных двигателей. Метеорографы стратостата трудились нормально.

Давление измерялось ртутным барометром, температура — электрическим платиновым термометром, но из-за не сильный действия вентиляции правильными возможно было признать только часть отсчетов. Этих отсчетов было достаточно для пользования при вычислении высоты подъема, но полной картины распределения температуры по высоте они не дали.

— атмосферной оптики и институт актинометрии собирался провести изучение солнечной и рассеянной радиации, и измерение отражающей свойстве (альбедо) земной поверхности. Для этого эксперты университета создали два пиранометра, и пираноальбедометр, каковые предполагалось подвесить на расстоянии 75 м под гондолой. Устройства прошли опробования и были подготовлены к полету, но не установлены в стратостате, поскольку первый полет был рекомендован по большей части для обучения экипажа.

Гондола стратостата «СССР-1». Музей ВВС Монино.

Итог полета стратостата «СССР-1» заслуженно расценивался как национальный успех. Свершившееся событие было тем более неординарно, что достижение высоты 19 км стало по большому счету первым рекордом мирового значения, достигнутым СССР. Г.А.Прокофьев, К.Д.Бирнбаум и К.Д.Годунов были награждены высшей призом СССР — орденами Ленина. Автор Максим Горький направил им краткое, но в полной мере соответствующее духу времени послание: «Храбрым вашим полетом вы подняли собственную страну еще выше в глазах пролетариата всей земли и в глазах всех честных людей.»

.

.

Перечень источников:
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Б.Ф.Ляпин. Воздухоплавание — летание на аппаратах легче воздуха. Полет стратостата «СССР».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Сделано в СССР 1 — 2 Серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Стратостат «осоавиахим-1».

    Разработчик: Осоавиахим Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Стратостат был создан в Бюро воздушной техники Ленинградского облсовета ОСОАВИАХИМа….

  • Стратостат «ссср-2».

    Разработчик: ГК НИИ ВВС, ВВА и другие организации Страна: СССР Постройка: 1934 г. Фактически сразу после рекордного полета стратостата «СССР-1» было…

  • Окно в будущее. реактивный стратопланер

    Занимательная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует сотрудников. До сих пор полеты в стратосферу осуществляются только посредством стратостатов….

  • Цельнометаллические дирижабли

    Мысль применения металла для оболочек аэростатов – управляемых и неуправляемых – появилась весьма в далеком прошлом: предложение строить воздушный шар из…

  • Высотные самолёты ju 86p и ju 86r. германия часть 1

    Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в марте 2015 года. Один тип германских высотных самолётов оказал…

  • О воздухоплавании и воздухоплавателях

    Люди в далеком прошлом увидели, что вверх поднимается не только дым, но и нагретый воздушное пространство. Одними из первых, кто решил применять нагретый…