Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 2)

      Комментарии к записи Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 2) отключены

Как уже отмечалось выше, в предвоенные годы британцы по большому счету не уделяли внимание формированию штурмовой авиации. Вернее, раскиданный по бескрайним просторам Англии громадный арсенал авиатехники воображал собой сборную солянку устаревших бипланов, каковые при несложных модернизациях имели возможность делать функции разведчиков, легких бомбардировщиков либо штурмовиков.

броскими представителями этого класса автомобилей было семейство многоцелевых самолетов компании «Hawker», выпущенных в 20-30-е годы в огромных количествах. Базисной конструкцией был двухместный биплан «Нart» – обычный представитель собственного времени.

Стараясь поддержать успешную конструкцию на современном уровне, эксперты компании «Hawker» в начале 30-х годов создали на его базе целую серию функционально родных автомобилей для того чтобы же типа с составом вооружения и различными двигателями – «Hartbeest», «Hardy», «Hector», «Audax», «Demon», «Hind». Они удачно справлялись со собственными обязанностями в локальных конфликтах в предвоенные годы, поддерживали английскую корону в бессчётных британских колониях и застали начало 2-й Всемирный войны. Действительно, к тому времени кроме того консервативные британцы уже замечательно сознавали, что боевая сокровище этих раритетов близка к нулю, и старались держать их подальше от мест, где стреляют.

Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 2)

Многоцелевой самолет сотрудничества с армией Hawker «Demon» – справа и легкий бомбардировщик Hawker «Hind» – слева

Многоцелевые самолеты сотрудничества с армией. Вверху: Hawker «Нart». Внизу: Hawker «Hector»

Не обошла британцев стороной и мода второй половины 30-х годов на легкие одномоторные бомбардировщики. Не смотря на то, что вернее было бы сказать, что именно британцы стали родоначальниками данной моды. И, как это часто бывает, некорректное, но логически оправданное техническое ответ британцев, традиционно являющихся законодателями моды в области оружий, послужило предлогом для подражания во всем мире.

В начале 30-х годов британцы, справедливо полагая, что состоявшие на вооружении многоцелевые бипланы Hawker «Нart», в скором будущем выйдут в тираж по обстоятельству стремительного устаревания, создали спецификацию Р.27/32, в соответствии с которой предполагалось, сохранив неспециализированную концепцию биплана «Нart» – легкого самолета сотрудничества с наземными армиями, существенно улучшить летные эти, перейти на монопланную схему, применить убирающиеся шасси и закрытый бомбоотсек. В конкурсе по данной спецификации участвовали восемь авиастроительных компаний, в следствии в финал вышли два проекта.

Умелый легкий бомбардировщик «Armstrong Whitworth» A.W.29.

Первый – компании «Armstrong Whitworth», представившей проект легкого одномоторного бомбардировщика A.W.29. Конструкция для 1934 года была достаточно передовой – закрытая кабина пилота и башенная пулеметная установка стрелка-радиста, убирающиеся шасси, внутренняя загрузка бомб, суммарная масса которых имела возможность достигать 1000 фунтов, другими словами 454 кг.

Оружие оставалось легким – два пулемета Виккерс, один из которых был синхронным, установленным между цилиндрами 870-сильного радиального двигателя Armstrong Siddeley «Tiger» VIII, второй в башне стрелка. Какая-либо бронезащита у самолета отсутствовала.

По окончании совершённых опробований бомбардировщик A.W.29 уступил по своим данным сопернику – второму финальному проекту от компании «Fairey», взявшему внутрифирменное обозначение «Type B», что по окончании последовательности доработок был запущен в серию под именем «Battle».

Легкий бомбардировщик Fairey «Battle»

Легкий бомбардировщик Fairey «Battle» воображал собой трехместный одномоторный моноплан. Теоретически «Battle» допускал бомбометание с пикирования, для чего четыре маленьких крыльевых бомбоотсека были оснащены телескопическим устройством для выноса бомб, но возможно данной свойством в сражении ни при каких обстоятельствах не пользовались. Каких-либо устройств воздушного торможения не считая закрылков «Battle» не имел.

Стрелковое оружие было представлено двумя пулеметами винтовочного калибра – передним, расположенным в правой консоли крыла – лицензионным Браунингом и вторым – Vickers-GO – на оборонительной турельной установке в задней части кабины. Позднее, уже на протяжении войны, чтобы хоть как-то минимизировать полную боевую слабость бомбардировщиков перед истребителями Люфтваффе, добавили еще один пулемет в вырезе нижней части фюзеляжа.

Суммарная бомбовая нагрузка составляла 454 кг, правда ассортимент используемых снарядов ограничивался лишь двумя калибрами бомб – 250-фунтовыми либо 500-фунтовыми, что, само собой разумеется, сужало сферу его применения. В перегрузку на внешних узлах «Battle» имел возможность поднять еще две бомбы по 113.5 кг.

На момент собственного появления бомбардировщик, развивая скорость около 400 км/ч, имел возможность рассчитывать на относительную неуязвимость при встрече с современными ему истребителями-бипланами. Но ко времени оснащения новыми автомобилями первых боевых эскадрилий истребители-бипланы были уже анахронизмом, и «Battle» мгновенно устарел. Действительно, осознание этого у руководства RAF случилось уже по окончании начала военных действий 2-й Всемирный войны.

Тихоходные автомобили, не имевшие никакой брони, становились легкой добычей Мессершмиттов. Особенно ужасные утраты понесли эскадрильи «Бэттлов» на протяжении французской компании 1940 года. К моменту начала германского блицкрига британский экспедиционный корпус во Франции насчитывал четыре эскадрильи этих автомобилей.

За два с маленьким месяца военных действий утраты этих бомбардировщиков составили 230 самолетов. Учитывая штатную численность эскадрильи RAF в 15 самолетов, нетрудно посчитать, что любая эскадрилья полностью поменяла матчасть 4 раза! Особенно впечатляющим был разгром многочисленной группы бомбардировщиков «Battle» 14 мая 1940 года под Седаном. Германские истребители практически растерзали группу из 62 британских бомбардировщиков, сбив 35 из них.

По окончании французской бойни «Бэттлы» начали выводить из боевых частей, и до конца 1940 года в частях первой линии этих самолетов уже не осталось.

Результат применения бомбардировщиков Бэттл во французской кампании

Огромные утраты в тактической авиации на протяжении французской кампании 1940 года вынудили британцев искать нестандартные подходы к реализации самолета поля боя. В большинстве случаев, это были импровизированные инициативы местного руководства. Одной из таких импровизаций явился легкий штурмовик на базе многоцелевого легкого самолета Westland «Lysander».

Еще на стадии проектирования в конце 30-х годов «Lysander» предполагалось применять для помощи собственных наземных армий, для чего на обтекателях шасси монтировались маленькие крылышки, на каковые возможно было подвесить по шесть небольших девятикилограммовых бомб, или две бомбы по 51 кг, или одну 113.5-килограммовую. Стрелковое оружие складывалось из одного – двух курсовых пулеметов Браунинг калибра 7.7 мм, расположенных в обтекателях шасси, и шкворневого оборонительного пулемета Льюис либо Виккерс-К.

Самолет сотрудничества с армией Westland «Lysander» Mk.II из 4-й индийской эскадрильи, действовавшей в Бирме в конце 1942 года. Прекрасно видны установленные на обтекателях шасси пилоны для небольших бомб и спаренный 7.7-мм пулемет Браунинг в задней кабине.

В то время, когда на протяжении боев во Франции эскадрильи бомбардировщиков «Battle» растаяли за считанные семь дней, британцам было нужно кинуть на наступающие германские колонны фактически все, что у них было под рукой. В движение пошли и импровизированные штурмовики «Lysander», не смотря на то, что было разумеется, что концепция для того чтобы штурмовика была заимствована из опыта 1-й Всемирный войны и никоим образом не отвечала реалиям 40-х годов. Конечно, «Лайсендеры» несли ожесточённые утраты.

К примеру, 4-я эскадрилья RAF с 10 по 23 мая выполнила 106 боевых вылетов, утратив 11 автомобилей и 18 участников экипажей.

Штурмовая версия «Lysander» с парой 20-мм пушек Hispano Mk.I

В ожидании германского вторжения на Английские острова, скорее от отчаяния, чем имея ввиду какую-либо вразумительную концепцию, из «Lysander» постарались создать противотанковый штурмовик, смонтировав на наружных кронштейнах по бортам фюзеляжа над стойками шасси несколько 20-мм пушек «Hispano» Mk.I. Изначально боевая сокровище для того чтобы рода импровизации представлялась вызывающей большие сомнения, однако, было произведено 35 таких автомобилей.

В то время, когда угроза вторжения в Англию миновала, эти эрзац-штурмовики были посланы на Ближний Восток, где их следы теряются. Чуть ли они совершили хоть один боевой вылет по назначению.

Повторно к концепции штурмовой авиации британцы возвратились только уже в разгар боев 2-й Всемирный. В январе 1940 года компания «Bristol» представила версию собственного бомбардировщика «Blenheim», модифицированного для яркой помощи армий. Проект Тype 149CS отличался от серийных бомбардировщиков «Blenheim» Mk.IV неостекленной носовой частью с батареей из четырех 7.7-мм пулеметов «Browning».

Бомбовая нагрузка в 1000 фунтов сохранилась. Штурмовик взял обозначение «Bisley» Mk.I. Но, в связи с тем, что к моменту готовности умелых автомобилей боевые действия на континенте для Англии фактически завершились, надобность в самолете яркой помощи армий отпала. Кабину навигатора вернули на место, но передние пулеметы сохранили, сместив их на левый борт.

Практически сразу после начала серийного выпуска отказались от заглавия «Bisley», вернув старое — «Blenheim» Mk.V. Маловероятно, чтобы «Blenheim» хоть раз употреблялся для яркой помощи армий, по крайней мере такую данные отыскать не удалось. Достаточно уязвимый как бомбардировщик, чуть ли «Blenheim» – штурмовик имел возможность достигнуть какого-либо успеха.

Умелый штурмовик-бомбардировщик Bristol «Bisley» Mk.I.

Опоздавший к Битве за Британию новейший легкий двухмоторный перехватчик Westland «светло синий» нежданно был очень хорошим штурмовиком. Скоростной, маневренный и, основное, владевший замечательнейшим оружием из четырех 20-мм пушек Hispano Mk.I, «Whirlwind» довольно часто за неимением воздушных целей занимался охотой за баржами и небольшими кораблями в Ла-Манше. По инициативе пилотов 263-й эскадрильи, летавшей на этих автомобилях, их оснастили подкрыльевыми подвесками для пары 250- либо 500-фунтовых бомб.

Превратившийся из перехватчика в истребитель-бомбардировщик, «Whirlwind» взял неофициальное имя «Whirlibomber» и в этом качестве с успехом использовался до конца 1943 года.

Перехватчик Westland «Whirlwind», отыскавший себя в качестве противокорабельного штурмовика

Еще более замечательным штурмовиком был Bristol «Beaufighter». Равно как и «Whirlwind», изначально спроектированный как дальний двухмоторный перехватчик и истребитель сопровождения на базе торпедоносца-бомбардировщика «Beaufort», данный самолет взлетел незадолго до начала 2-й Всемирный войны. На протяжении военных действий нежданно стало известно, что заложенный в конструкцию «Beaufighter» громадный потенциал разрешил сделать из истребителя воистину универсальную машину для штурмовых операций.

Стандартное оружие самолета составляла батарея из четырех подфюзеляжных 20-мм пушек «Hispano» Mk.I, позднее замененных на «Hispano» Mk.II. Не считая них в консолях крыла, в большинстве случаев, устанавливались еще шесть 7.7-мм пулеметов Браунинг. Причем четыре пулемета монтировались в правой консоли крыла, а два — в левой. Еще один пулемет калибра 7.7 мм, в большинстве случаев, «Vickers» K, размешался на турели в кабине стрелка в хвостовой части фюзеляжа.

Столь замечательного оружия на начало войны не имел ни один самолет в мире.

Морской штурмовик Bristol «Beaufighter» Mk.VI – вверху с торпедной подвеской и Mk.X внизу

Первые Bristol «Beaufighter» моделей Mk.I и Mk.II, отличавшиеся двигателями, были в первую очередь истребителями-перехватчиками, но, в то время, когда стало очевидным, что воздушное наступление немцев на Англию закончилось, показался соблазн применять замечательнейшее оружие самолета для патрульных функций над морем. К концу 1941 года стандартной версией Bristol «Beaufighter» стала модель Mk.VI, которую в зависимости от решаемой задачи возможно было отнести и к истребителям, и к морским патрульным самолетам, и к штурмовикам, а также к торпедоносцам.

Британцы придумали для него кроме того собственный личный класс – ITF – Interim Torpedo Fighter – торпедоносный истребитель «промежуточного класса» и неофициальное имя «Торбью» («Torbeau»). Cуммарная масса боевой нагрузки его впечатляла – кроме 18-дюймовой авиационной торпеды Мk.XII массой около 740 кг «Beaufighter» под крылья брал еще несколько 113.5-кг бомб либо восемь 25- либо 60-фунтовых реактивных снарядов. При таковой загрузки крыльевые пулеметы, в большинстве случаев, снимались.

Сферой применения «Бьюфайтеров» стали противокорабельные операции в Атлантике, Средиземноморье и Дальнем Востоке. Целями для них являлись не только транспорты, небольшие корабли и подводные лодки: известен случай, в то время, когда 24.8.1944 несколько Бьюфайтеров из 236-й и 404-й эскадрилий RAF ракетно-пушечным огнем нападала и потопила поврежденные в артиллерийском бою германские эсминцы Z-24 и Т-24 в устье реки Жиронды, неподалеку от порта Ле-Вердон (Франция).

На протяжении атак маленьких судов штурмовики «Beaufighter» были особенно действенны. По свидетельству сохранившихся германских моряков, на протяжении ракетно-пушечно-пулеметного залпа Бьюфайтеров с палуб судов практически сносились все выступающие части. Особенно хороши были специальные противокорабельные «Beaufighter» TF.

Mk.X, оснащенные поисково-прицельным радаром Mk.VIII, смонтированными в носовом обтекателе. В марте 1945 года автомобили данной версии в течение 48 часов нашли и стёрли с лица земли пять германских подводных лодок.

На Тихом океане Бьюфайтеры действовали не меньше удачно. Талантливые барражировать долгое время в одном районе, они употреблялись для засад на японские аэропорты в районах Новой Ирландии и Новой Британии. Маленькие группы штурмовиков «Beaufighter» подкарауливали момент, в то время, когда японские самолеты садились на аэропорт по окончании боевых вылетов, по окончании чего наносили замечательный штурмовой удар по аэропорту, а частенько и ввязывались в воздушный бой.

В целом, Bristol «Beaufighter» были очень нужными и востребованными самолетами в составе RAF и Берегового руководства. Объем их выпуска за войну составил около 6 тыс штук. Утраты их были довольно низки, а урон, нанесенный сопернику, очень ощутим.

Но специфика военных действий, каковые вели Королевские Воздушные Силы Англии в течение практически всей войны, не дала четкого ответа, как хороши были бы «Beaufighter» в действиях над полем боя для помощи собственных наземных армий. Бронезащита Bristol «Beaufighter» была достаточно умеренна и складывалась из стандартных бронеперегородок, частично защищавших экипаж от атак истребителей соперника. Протектирование бензобаков кроме этого было не полным.

И, возможно, при долгом нахождении над полем боя действия эскадрилий «Beaufighter» были бы не столь действенными, а утраты существенно ощутимее.

Попытки RAF применять истребитель-бомбардировщик de Havilland «Mosquito», имевший практически такое же, как и у «Beaufighter» наступательное стрелковое оружие из четырех 20-мм пушек «Hispano» Mk.II и для того чтобы же количества 7.7-мм пулеметов «Browning» плюс ракетно-бомбовое оружие суммарной массой до 2 тысячь киллограм, для штурмовых операций в оккупированной Европе стали причиной неоправданно высоким утратам от огня малокалиберной зенитной артиллерии. Это вынудило британцев выработать для «Мосси», делавших такие задачи, в полной мере определенную тактику: стремительный подход к цели на бреющем полете, одна атака из стрелкового оружия с выпуском реактивных снарядов и сбросом бомб и столь же стремительный уход.

Такие жалящие удары, в особенности по германским аэропортам были достаточно действенны. Попытки же функционировать «не по предписанным правилам» приводили к весьма ощутимым утратам среди эскадрилий «Mosquito». 22 февраля 1945 г. истребители-бомбардировщики «Mosquito»Mk.VI участвовали в операции «Кларион» («Clarion»), дневном массированном ударе по коммуникациям, важнейшим узлам и заводам сопротивления немцев.

Эта операция дорого обошлась эскадрильям. Вопреки распространенному точке зрения о том, что в 1945 г. «немец был уже не тот», как раз в феврале — апреле 1945 г. истребители-бомбардировщики «Mosquito» понесли самые большие потери. Большинство сбитых самолетов в это время приходится на зенитную артиллерию, концентрация которой на территории рейха была высокой.

Нужно считать, что попытки применить «Mosquito» для штурмовки переднего края привели бы к еще громадным утратам.

Наземная команда подвешивает 25-фунтовые ракеты под крыло штурмовика de Havilland «Mosquito»Mk.VI

К началу активных военных действий в Европе для британцев и, в какой-то степени, для американцев стало очевидным, что для действенной помощи собственных армий с воздуха над передним краем нет ни специального самолета, ни оптимального оружия для таких операций. Особенно остро стоял вопрос борьбы с военной техникой соперника. До тех пор пока бронетранспортёры и немецкие танки пребывали на марше, задача не казалась столь уж невыполнимой.

Имея многократное численное превосходство в воздухе, союзники имели возможность позволить себе утюжить дороги с войсковыми колоннами, поезда фактически любыми воздушными средствами, талантливыми нести бомбы, но при тесном контакте в сражении вражеских армий со собственными, эта задача поставила союзную авиацию в тупик, что не удалось преодолеть до самого финиша войны. Британские «Мосси» и «Бофайтеры», американские «ганшипы», в течение нескольких прошлых лет удачно справлявшиеся со штурмовыми операциями, неожиданно стали совсем беззащитными, столкнувшись с прекрасно эшелонированной совокупностью ПВО 3-го Рейха. Единственным более либо менее действенным средством борьбы с наземными армиями немцев с лета 1944 года остались бессчётные истребители-бомбардировщики союзников, тактику применения и историю которых направляться обрисовать подробнее.

Крылья России. Фильм второй

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: