Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 8)

      Комментарии к записи Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 8) отключены

Данной статьей завершаю серию работ по штурмовой авиации 2 Всемирный войны. За недостатки и очевидные косяки прошу прощения. Итальянская авиация, равно как и французский раздел, оказался пара смазанный и сокращенный, частично по причине того, что сама по себе итальянская авиация очень себя не показала в годы войны, а частично легко из лени автора.

Более детально эта часть обрисована глубокоуважаемым сотрудником Бякиным в статьях:

http://alternathistory.com/andrea-kurami-i-dzhankarlo-garello-italyanskie-pikirovshchiki-chast-1-o-poyavlenii-i-razvitii-italya

http://alternathistory.com/andrea-kurami-i-dzhankarlo-garello-italyanskie-pikirovshchiki-chast-2-italyanskie-pikirovshchiki-vto

http://alternathistory.com/pikiruyushchie-bombardirovshchiki-siai-marchetti-sm85-i-sm86
http://alternathistory.com/samyi-nevezuchii-istrebitel-shturmovik-breda-ba-88-italiya
http://alternathistory.com/opytniy-pikiruyushchii-bombardirovshchik-caproni-ca355-tuffo-italiya
http://alternathistory.com/popytka-protivokorabelnogo-primeneniya-re2001

Развитие штурмовой авиации Италии в той либо другой степени шло по германскому примеру. Итальянцы изначально оставили идею легкого одномоторного бомбардировщика, сосредоточив внимание на пикирующих бомбардировщиках. Но удачи итальянских инженеров на этом поприще были очень скромными.

Первый итальянский пикировщик Savoia-Marchetti SM.85 очень сильно отличался от всего созданного и до и по окончании него как в Италии, так и за границей. Это был одноместный двухмоторный моноплан с убираемым шасси и всецело закрытой кабиной пилота. Обводы самолета имели аэродинамически чистые формы, но SM.85 имел архаичную древесно-полотняную конструкцию без какого-либо намека на защиту и броню топливных баков.

Стандартных тормозных решеток итальянский пикировщик не имел, вместо них употреблялись закрылки, игравшие роль воздушных тормозов. Силовая установка складывалась из двух маломощных радиальных двигателей Piaggio P.VII С16 мощностью по 460 л.с.

Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 8)

Пикирующий бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.85

Стрелковое оружие было чисто символическим и первоначально состояло только из одного неподвижного носового 7.7-мм пулемета Breda-Safat. Позднее, действительно, его усилили сперва до одного 12.7-мм пулемета, а позже и до двух. Бомбовая нагрузка, однако, была достаточно солидной и достигала 500-800 кг во внутреннем бомбоотсеке. Еще на стадии опробований самолета итальянские армейские были разочарованы новым пикировщиком.

Было разумеется, что тихоходная, фактически невооружённая машина, к тому же владевшая ужасными летными разрешёнными будет являться легкой мишенью как для истребителей, так и для зенитчиков соперника. Однако, к началу военных действий были организованы две эскадрильи, без особенного успеха действовавшие на побережье Средиземного моря.

Ввиду малой активности британской авиации в этом районе, да и ограниченного применения SM.85, боевых утрат фактически не было; намного большую опасность для итальянского пикировщика воображал мокрый жаркий климат, от которого древесный силовой комплект самолета коробился, а полотняная обшивка отслаивалась. В следствии к концу 1940 года практически все самолеты этого типа испортились.

А итальянцам было нужно ограничиваться поставками устаревавших германских пикировщиков Junkers Ju-87B, поставляемых своим северным союзником. Попытку создать что-либо похожее на Юнкерс предпринял итальянский концерн Breda уже на протяжении военных действий, инженеры которой были прекрасно ознакомлены с Ju-87B и решили, не мудрствуя лукаво, переработать германский самолёт. Конструкция итальянского пикировщика, взявшего обозначение Breda Ba.201, в этом случае была цельнометаллической с дюралевой обшивкой.

Крыло сохранило форму обратной чайки. Фюзеляж имел очень обтекаемые очертания, выгодно отличаясь этим от Ju-87B, наряду с этим главная бомбовая нагрузка размещалась во внутреннем бомбоотсеке. От экипажа из двух человек отказались по большей части из-за экономии массы, переместив кабину пилота ближе к двигателю для улучшения обзора. Последним значительным отличием было убираемое шасси.

В качестве силовой установки выбрали германский двигатель DB-601, производившийся в Италии по лицензии, с железным трехлопастным винтом изменяемого шага. Оружие самолёта складывалось из одной 500-кг бомбы и двух 12,7-мм синхронных пулеметов Breda-Safat. Самолет продемонстрировал прекрасные эти, но дальше постройки двух прототипов Ba.201 в конце 1942 года дело не пошло.

Положение на фронте складывалось не лучшим образом для Италии, лицензионное производство двигателей Даймлер-Бенц очень сильно отставало от замыслов, а те, что получалось произвести, поставлялись прежде всего для комплектации истребителей. Но кроме того в случае если Breda Ba.201 поступил бы на вооружение Regia Aeronautica (итальянских ВВС) чуть ли ему суждено было бы стать полноценной военной машиной.

Не обращая внимания на хорошие летные эти, скорость Ba.201 была все же недостаточной, дабы применять ее как защиту от вражеских истребителей при отсутствии оборонительного оружия. Но, как продемонстрировала практика военных действий, кроме того наличие на тихоходных одномоторных автомобилях других государств хвостовой стрелковой установки не очень сильно повышало оборонительный потенциал таких самолетов.

Умелый пикировщик Breda Ba.201.

Трапеция для выноса бомбы за пределы плоскости винта у Breda Ba.201 срабатывала в один момент с открытием створок бомболюка

Такая же будущее постигла и подобный по назначению пикировщика Savoia-Marchetti SM.93, кроме этого созданный в ходе конкурса на замещение устаревающего Юнкерса.

Прежде всего самолёт создавался для узкоспециализированных целей, в частности только как пикирующий бомбардировщик. В то же самое время его конструкция была цельнодеревянной, что было в то время нонсенсом для самолётов, делающих такие задачи. Древесный каркас обтягивался полотном, при практически полном отсутствии каких бы то ни было железных элементов конструкции.

Но не только это послужило главной отличительной чертой этого самолёта от его железных и бронированных собратьев по цеху. стрелка и Кабина пилота была устроена так, что пилот не сидел в кресле, а лежал на наклонном ложе лицом вперёд. Ложе пилота размешалось практически поверх двигателя, что давало возможность максимально выдвинуть его в переднюю часть самолёта и взять тем самым прекрасный обзор вперёд при прицеливании на пикировании.

Кроме этого, такое положение пилота помогало легче переносить большие перегрузки на выходе из пикирования.

Пикирующий бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.93

Конструкция самолёта представляла собой цельнодеревянный низкоплан, складывавшийся из трёх центроплана: и секций консолей, с фюзеляжем типа монокок и убирающимися шасси. Крыло было двухлонжеронным с изломом по передней кромке. Оружие складывалось из одной 20-мм пушки, стрелявшей через полый вал винта, с боекомплектом в 150 снарядов, и двух пулемётов калибра 12,7 мм, установленных в консолях крыла, с боекомплектом по 350 снарядов на ствол.

Оборонительное оружие складывалось из одного 12,7-мм пулемёта, смонтированного на шкворневой установке в задней части кабины. Большая бомбовая нагрузка складывалась из 820 кг бомб, подвешивавшихся под фюзеляжем.

Первый собственный полёт SM.93 совершил 31 января 1944-го года на испытательном полигоне в Варезе, в то самое время, в то время, когда союзники уже высаживались на полуострове в Анцио. Самолёт был реквизирован немцами, каковые продолжили предстоящие опробования. За два последующих месяца прототип совершил 16 испытательных полётов, налетав в общем итоге 6 часов 40 мин..

29-го марта 1944-го года, на протяжении очередного полёта была достигнута заданная тактико-техническим заданием большая скорость пикирования – 900 км/ч. в течении всех опробований самолёт показывал прекрасные результаты: хорошую управляемость, высокие скоростные характеристики и, самое основное, хорошие показатели при выходе и входе из пикирования. Но германская рабочая группа по контролю над опробованиями вынесла ответ прекратить полёты и покинуть самолёт.

Наверное это решение было обусловлено стремительным продвижением союзнических армий и близостью линии фронта. Самолёт был брошен немцами в полностью исправном состоянии и судьба его, к сожалению, малоизвестна. SM.93 пара опоздал со своим возникновением, и потому карьера превосходного пикирующего бомбардировщика так и не началась для него.

Италия вышла из войны, а германские эксперты посчитали продолжение этого непременно перспективного проекта через чур хлопотным делом.

Опыт итальянских конструкторов на поприще создания самолетов яркой помощи, другими словами хороших штурмовиков был еще более неудачен, чем в части пикировщиков. Первым опытом был одноместный одномоторный штурмовик компании Caproni АР-1, выстроенный маленький серией в первой половине 30-ых годов XX века под обозначением Ca-301/Ca-305/ Ca-307. Эти самолеты пара отличались друг от друга только используемыми двигателями.

Они имели достаточно архаичное неубираемое шасси, легкое оружие из пары пулеметов калибра 7.7 мм либо 12.7 мм, установленные в массивных обтекателях шасси и наружную бомбовую подвеску для бомб суммарной массой 500 кг.

Легкий штурмовик Caproni Ca.307

Тот же концерн «Breda» создал два типа штурмовиков. Первым был одномоторный штурмовик Breda Ba.65, созданный в 1935 году. Наступательное оружие которого составляли четыре крыльевых пулемета Breda-Safat, два калибра 12.7 мм и два – 7.7 мм, бомбовая нагрузка теоретически имела возможность составлять до 400 кг бомб на внешней и внутренней подвеске, реально же не превышала 200 кг.

Защиту с задней полусферы снабжал стрелок с 12.7-мм пулеметом, от которого довольно часто отказывались для экономии массы, а его кабину зашивали. Самолет был такими неудачным, что его начали снимать с оружия фактически сразу после поставки в армии. Инертное управление, ужасные пилотажные особенности, малая скорость, неудовлетворительная живучесть и низкий боевой потенциал не содействовал любви к Ba.65 среди экипажей.

Штурмовик Breda Ba.65 в двухместном (версия Ba.65K14 с турелью Breda L) и одноместном (версия Ba.65A80) вариантах

Число погибших штурмовиков в следствии катастроф и аварий чуть ли не превышало боевые утраты. В итоге суммарный выпуск этих автомобилей составил только немногим более двух сотен экземпляров. Эскадрильи Ba.65 ограниченно применяли в завершающих битвах Гражданской войны в Испании, конечно на стороне франкистов.

К началу 2-й Всемирный войны этих самолетов фактически не осталось в составе итальянских ВВС. Не смотря на то, что на протяжении военных действий в Ливии для восполнения боевых утрат пара Ba.65 были извлечены со складов и реанимированы, но только для того, чтобы бесславно умереть в течение нескольких недель боев, так и не нанеся сопернику сколь-нибудь значительного урона.

Вторым проектом Breda стал еще более неудачный штурмовик – двухмоторный Ba.88 «Lince». Созданный перед самой войной, Ba.88 явился попыткой приспособить для армейских целей рекордный самолет, достигшей перед войной скорости 554 км/ч.

Штурмовик Breda Ba.88 «Lince»

История данной автомобили сильно напоминает историю отечественного легкого бомбардировщика Як-4, как мы знаем кроме этого переделанного из рекордного самолета. Высокая скорость мгновенно улетучилась по окончании установки на самолет оружия из трех носовых 12.7-мм пулеметов + одного 7.7 мм у стрелка и бомбовой нагрузки, только в теории составлявшей 1000 кг. Так или иначе, было выпущено только 67 штук «Lince», каковые совершили всего лишь несколько боевых вылетов.

Последние самолеты этого типа сразу после выхода из заводских цехов отправлялись на металлолом. А уже поставленным в части автомобилям не нашлось другого применения, как быть расставленными на аэропортах в качестве приманки для британской авиации. К концу 1940 года ни одного «Lince» на вооружении Regia Aeronautica уже не числилось.

Попытки создания противотанкового штурмовика в Италии сдерживались отсутствием серийных авиапушек, поставки из Германии 20-мм MG-151 носили ограниченный темперамент и чуть покрывали потребности истребительной авиации. Детально это обрисовано в главе, посвященной итальянскому авиационному оружию.

Однако, пара образцов итальянских пушечных штурмовиков все же заметили свет, не смотря на то, что они и являлись в той либо другой степени импровизациями, да и показались они через чур поздно.

Одним из них был умелый истребитель-бомбардировщик CANSA (Costruzioni Aeronautiche Novaresi S.A.) FC.20bis – красивый двухместный двухмоторный самолет, оружие которого составляла 37-мм пушка Breda М39 с боекомплектом в 42 патрона – укороченная версия зенитки Breda dal 37/54 – и пара 12.7-мм пулеметов Breda-SAFAT в корне крыла плюс третий такой же пулемет в надфюзеляжной турели «Scotti». В бомбоотсеке помещалось до 126 легких 2-кг бомб, еще две 100-кг бомбы возможно было подвесить под крылом.

Такое оружие было оптимально для атак военной техники. Но самолету очевидно не хватало мощности – пары 840-сильных моторов было разумеется не хватает. Однако, три из десяти выстроенных самолетов «нулевой серии» были переданы в морскую авиацию и предназначались для прикрытия морских конвоев в Мессинском проливе. Но поучаствовать в битвах им помешал выход Италии из войны в сентябре 1943 года.

Вторая модификация этого штурмовика FC.20ter имела удлиненную носовую часть, унаследованную от опытного образца, в которой монтировался 37-мм зенитный автомат Breda dal 37/54, расположенный под маленьким углом вниз. Пулеметы были удалены, а состав бомбового оружия не изменился. Помимо этого, мощность установленных на штурмовик двигателей повысили до 1000 л.с.

К началу осени 1943 года самолет лишь проходил опробования.

Штурмовик CANSA FC.20bis вверху, CANSA FC.20ter внизу

Более перспективно смотрелся проект итальянского «ганшипа» компании Savoia-Marchetti SM.89 – штурмовой версии бомбардировщика-торпедоносца SM.84. Вместо классического для итальянских бомбовозов третьего мотора в носовой части смонтировали замечательную батарею из пары 37-мм пушек Breda М39 и пары 12.7-мм пулеметов Breda-Safat. Еще два таких же пулемета пребывали в распоряжении стрелка – один в верхней башне, второй в нижней.

Очень солидной была и бомбовая нагрузка, доставшаяся в наследство от торпедоносной версии. Отсутствие третьего мотора компенсировали полуторакратным повышением мощности оставшихся двух. Наряду с этим SM.89 владел локальной бронезащитой.

Плитами толщиной до 12 мм были защищены отсек вооружения и кабина пилота. В целом самолет продемонстрировал очень хорошие летные эти, по крайней мере не уступающие серийным американским «ганшипам» на базе бомбардировщиков «Митчелл», но в серию не отправился.

Итальянский «ганшип» – тяжелый штурмовик Savoia Marchetti SM.89

Дабы работа над ним не пропала бесплатно, в апреле-августе 1943 года самолёт решили передать в распоряжение 173-й эскадрильи, базировавшейся на аэропорте Черветери под Римом и снабжающей прикрытие итальянской столицы от атак наземных сил союзников. На этом моменте следы SM.89 теряются и вызывающе большие сомнения, дабы он успел сделать хотя бы несколько боевых вылетов.

Так, возможно подвести итог под попытками итальянцев создать боеспособный штурмовик. Всю войну итальянские ВВС вынуждены были применять для атак наземных армий соперника легко модифицированные одномоторные истребители. Модернизация заключалась, в большинстве случаев, только в установке локальной бронезащиты и бомбодержателей пилотской кабины.

самые яркими представителями этого семейства были устаревший истребитель-биплан Fiat CR.42AS «Falko», более современные Fiat G.50bis «Freccia», Reggiane Re 2001 «Ariete». Время от времени на этих самолетах стрелковое оружие усиливалось, но чаще сохранялось старое, «истребительное». Эти импровизированные штурмовики действовали с переменным успехом, но какого-либо заметного следа в авиации не покинули.

Громаднейший успех приписывается истребителю-бомбардировщику Маcchi MC.200CB «Saetta», несколько которых 14 сентября 1942 года потопила в Средиземном море английский эсминец HMS «Zulu», обстреливавший осажденный Тобрук.

Истребитель-бомбардировщик Reggiane Re.2001 CB «Ariete» с 250-кг бомбой

Заключение

Выводы, каковые направляться извлечь из опыта штурмовых операций авиации 2-й Всемирный войны неоднозначны. Непременно, специальные пикирующие бомбардировщики были самым правильным методом доставки громадных бомб, и они доказали собственную состоятельность в борьбе с точечными целями. Наряду с этим они оставались очень уязвимы для огня вражеской зенитной артиллерии и истребителей соперника.

Громадные двухмоторные бомбардировщики-штурмовики, столь популярные в Соединенных Штатах в первой половине войны, были кроме этого очень уязвимы от средств ПВО, когда качественный и количественный состав зенитной артиллерии соперника заметно вырос.

Атаки истребителей-бомбардировщиков, используемые всеми воюющими государствами, были очень действенны против легкоуязвимых целей, таких как транспортные колонны, скопления и железнодорожный транспорт живой силы, но как продемонстрировала практика их применения союзниками во Германии и Франции в последний год войны, утраты их были кроме этого высоки, а эффективность работы по бронетехнике неудовлетворительной.

Фактически, утраты штурмовой авиации по определению обязаны быть высокими, что подтверждалось действиями самолетов поля боя любой из концепций. Попытки создания «летающего танка» – бронированного штурмовика в СССР только подтверждали данный тезис. Утраты штурмовиков Ил-2 были огромны, а броня выручала только от огня пехотного оружия.

Не смотря на то, что направляться признать, что сама по себе мысль бронирования самолета поля боя не столь нехороша, в случае если обеспечить приемлемую удельную мощность автомобили. К сожалению, в отношении СССР направляться констатировать, что двигателей таковой мощности у нас не производилось. Немцы же, через чур поздно понявшие необходимость развития штурмовой авиации, уже не могли распылять собственные ресурсы на разработку сверхмощных штурмовиков, стараясь приспособить для потребностей помощи собственных наземных армий уже серийные автомобили, такие, как многоцелевой истребитель FW-190, в целом повторяя концепцию штурмовой авиации союзников со всеми характерными ей недочётами.

Однако союзники, имея многократное численное превосходство в воздухе, в полной мере имели возможность позволить себе и утраты в тактической авиации и низкую эффективность ее при работе «по земле». Исходя из этого ясно и объяснимо, что не стали американцы запускать в производство очень идеальные и возможно более действенные бронированные штурмовики ХА-38 и ХА-41, в полной мере отвечающие требованиям высокой удельной мощности.

Для немцев же в последние полтора года войны и высокие утраты, и запуск в серию более идеальных моделей авиатехники, равно как и низкая эффективность штурмовиков была недопустима, исходя из этого только неотвратимостью и безысходностью собственного поражения возможно растолковать факт столь повального увлечения нацистской вершины идеями «чудо-оружия». Не смотря на то, что прогресс немцев в этом направлении непременно был очевиден.

Неприятность борьбы с военной техникой, находившаяся перед штурмовой авиацией всех государств, по сути, до конца войны так и не была решена совсем. бомбы и Ракеты не снабжали надежного поражения танков, крупнокалиберные пушки были через чур тяжелы при применении их с самолетов, делая штурмовик через чур уязвимым. Определенный прогресс наметился только в штурмовой авиации СССР и Германии.

Первые отработали концепцию применения кассетных малокалиберных снарядов, вторые сделали ставку на точные ракеты. И та, и вторая концепция отыскала собственный развитие в послевоенные годы как действенное средство противотанковой борьбы, в том либо другом виде используясь и сейчас.

Библиография.

  • Е.Пырьев, С.Резниченко. «Бомбардировочное оружие авиации России 1912-1945 гг.» Издательство: Редакционно-издательский центр Генштаба ВС РФ
  • Е.Б. Волков, Г. Ю. Мазинг, В. Н. Сокольский; «Твердотопливные ракеты»; Издательство Машиностроение, 1992 г.
  • Д.Б. Хазанов «Су-2 принимает бой. Чудо-оружие либо самолет-шакал?», издательство «Эксмо», 2010 г.
  • О. В. Растренин; «Штурмовики ВОВ» ; Издательство: Эксмо 2008 г.
  • В. И. Перов и О. В. Растренин «Штурмовики Красной Армии Т.1 Формирование вида»; издательство «Авико Пресс»; 2001 г.
  • К.А. Кузнецов; «Ракетное и управляемое оружие второй мировой»
  • В.И. Феодосьев, Г.Б. Синярев. «Введение в ракетную технику»; М., Оборонгиз, 1961 г.
  • Романов Дмитрий Иванович; «Оружие воздушного боя»; Монино — 1995 год
  • Ian Gooderson «Air Power at the Battlefront: Allied Close Air Support in Europe 1943-45» издательство «Frank Cass Publishers», 1998 г.
  • Anthony G. Williams; Emmanuel Gustin; «Flying Guns World War II»; Crowood Press; 2003 г.
  • Anthony G. Williams; Emmanuel Gustin; «Flying Guns World War I»; Crowood Press; 2003 г.
  • Anthony G. Williams; «Rapid Fire»; Airlife; 2001 г.
  • Издания “Osprey Pablishing”
  • Интернет ресурсы:
  • www.airwar.ru/
  • http://j-aircraft.com/index.htm
  • http://militera.lib.ru/research/index.html
  • http://necrometrics.com/warstatx.htm
  • http://www.fischer-tropsch.org/primary_documents/gvt_reports/USNAVY/USNTMJ%20Reports/USNTMJ_toc.htm
  • http://www.enginehistory.org/moddesig.shtml
  • George M. Chinn, Lt- Col., USMC; «The Machine Gun. History, Evolution, and Development of Manual, Automatic, and Airborne Repeating Weapons» http://ibiblio.org/hyperwar/USN/ref/MG/I/index.html#contents
  • http://weaponland.ru/
  • http://www.elgrancapitan.org/foro/
  • http://www.ww2aircraft.net/forum/
  • http://de.scribd.com/doc/101955818/R4M-Orkan-Luftkampf-Rakete
  • http://www.luftarchiv.de/index.htm?/bordgerate/abwurf.htm
  • http://mikro-mir.at.ua/forum/

Из истории развития русской авиации от Николая 2 до Второй мировой войны ..

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: