Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 3)

      Комментарии к записи Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 3) отключены

Мысль применения истребителей-бомбардировщиков для яркой помощи собственных армий появилась спонтанно уже на протяжении военных действий 2-й Всемирный войны. Первоначально на роль истребителей-бомбардировщиков «списывались» истребители прошлого поколения, каковые в исходном качестве начинали устаревать. Изменение представлялась предельно простой – установка пары бомбодержателей под крылья, примитивного минимальной бронезащиты и бомбового прицела.

Причем последние два параметра были вовсе не необходимы. Через такую изменение прошли фактически все истребители всех государств, участвовавших в войне. В начальный период войны у союзников самый распространенными автомобилями этого класса были английский Hawker «Hurricane» и американский Curtiss P-40 (известный как «Kittyhawk», «Warhawk» и «Tomahawk», в зависимости от версии), но, не меньше деятельно эксплуатировавшийся и Английским альянсом.

В первый раз попытка перевоплотить устаревающий истребитель «Hurricane» в истребитель-бомбардировщик была предпринята в апреле 1941 г. На полигоне Боскомб-Даун испытали «Hurricane» Mk.I, под крыльями которого висели две бомбы по 113.5 кг. Министерство авиации одобрило эту попытку перевоплотить Харрикейн в истребитель-бомбардировщик. Конструктора компании «Hawker» спроектировали подобную подвеску и для модификации IIb.

Дабы упрятать в крыло балки бомбодержателей и тросовую проводку к замкам, было нужно снять четыре пулемета – по два крайних из каждого крыла. Самолет удачно испытали в мае 1941 г. Потом часть автомобилей вправду переоборудовали подобным образом, но большая часть последующих взяли усовершенствованный вариант подвески – с сохранением всех 12 пулеметов. С мая 1941 г. в Лэнгли началось серийное производство модификации «Hurricane» Mk.IIс, оснащенных четырьмя 20-мм пушками «Hispano».

Не смотря на то, что официально машина считалась дневным истребителем, на практике в этом качестве ее использовали мало – уж через чур громадна была отличие в скороподъёмности и скорости с современными ему предположениями Bf-109 и показавшимися позднее FW-190. Но «Hurricane» освоил множество вторых профессий – ночного истребителя, дневного и штурмовика истребителя-и ночного бомбардировщика.

Сокровище «Hurricane» Mk.IIс как штурмовика возросла по окончании оснащения его реактивными боеприпасами. Он стал первым английским одноместным истребителем, взявшим подобное оружие. Заказ на оснащение Харрикейна реактивными боеприпасами поступил в октябре 1941 г. Первые три умелые двойки взяли балки под три 25-фунтовые ракеты под каждым крылом.

Первые стрельбы реактивными боеприпасами были произведены 23.02.42 и не смотря на то, что из-за нехороших баллистических черт точность была низкой, дешевизна и простота ракетного оружия стали причиной его применению и массовому производству.

Реактивные боеприпасы Англии

В принципе, как мы знаем, все новое – это прекрасно забытое старое. Мысль оружия самолетов ракетами восходит в Англии еще ко временам 1-й Всемирный войны, в то время, когда вооруженные примитивными ракетами британские и французские самолеты употреблялись для борьбы с наблюдательными аэростатами.

В разгар Битвы за Британию в июле 1940 года для борьбы с германскими бомбардировщиками британцы применяли 2-дюймовые зенитные неуправляемые ракеты, запускаемые с примитивных станков, так именуемые «Z-батареи». Одновременно с этим витала мысль оснащения этими ракетами и истребительных эскадрилий для тех же целей ПВО. Но дальше дискуссий дело не пошло.

К идее авиационного ракетного оружия возвратились в июне 1941 года, но уже для других целей.

Столкнувшись с задачей борьбы с германской военной техникой в Северной Африке, британцы неожиданно поняли, что 20-мм пушки не могут поражать германские танки, а простые бомбы не хватает правильны. Помимо этого, и морская авиация кроме этого искала действенное оружие для борьбы с небольшими судами и подводными лодками соперника.

В апреле 1941 года Генри Тизард (Henry Tizard), глава Комитета изучений в области аэронавтики (Aeronautical Research Committee ), создал группу аналитиков для изучения неприятности способов борьбы с военной техникой. Возглавил группу известный ученый Айвор Боуэн (Ivor Bowen), что и внес предложение для противодействия бронетехнике применять ракетное оружие, как средство доставки замечательной боеголовки, талантливой стереть с лица земли либо вывести из строя любой танк.

В августе 1941 года появились сведенья об успешном применении в СССР реактивных снарядов против германских танков. Были предприняты определенные упрочнения, чтобы взять пример русских РС. Возможно, дипломатические шаги дали итог, не смотря на то, что доподлинно неизвестно, как и с кем велись переговоры в Москве. Так или иначе, к началу осени 1941 года были взяты схематичные чертежи советских 82-мм реактивных снарядов.

Как они помогли в разработке британских ракет – история умалчивает, но в том же сентябре в Англии были уже созданы два собственных проекта.

Первый, по сути, повторял зенитную 2-дюймовую ракету, употреблявшуюся в «Z-батарее» с фугасной боевой частью массой 23 фунта (10.4 кг), начиненной пластиковой взрывчаткой, так называемой «Nobel 808».

Второй вариант – 3-дюймовый, предполагал бронебойную цельностальную боевую часть массой 20 фунтов (9 кг).

Совершённые расчеты продемонстрировали, что 2-дюймовый вариант чуть ли будет действеннее 40-мм боеприпаса пушек «Vickers»-S, исходя из этого было решено сосредоточить упрочнения на 3-дюймовом варианте.

В начале 1942 года были испытаны два варианта авиационных твердотопливных реактивных снарядов, применявших единый ракетный движитель калибра 3 дюйма (76.2 мм), представлявший собой несложную металлическую трубу с реактивным соплом, содержащую 5 кг кордита – ракетного горючего. В качестве боевой части употреблялись 25-фунтовый (11.35 кг) бронебойный выстрел калибра 3.44 дюйма (87.3 мм) и фугасный 60-фунтовый (настоящая масса его, не обращая внимания на обозначение, составляла 47 фунтов либо 21.31 кг) калибра 4.5 дюйма (114.3 мм). Установка той либо другой боевой части происходила перед боевым вылетом и занимала у наземного персонала не более нескольких мин..

Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 3)

Боевые части британских реактивных снарядов. Слева: 25-фунтовые бронебойные – вверху «25lb AP rocket Mk.I», внизу — «25lb AP rocket Mk.II»

Справа: фугасный 60-фунтовый «60lb НЕ No1 Mk.I»,

Посередине: бронебойно-фугасный 60-фунтовый «60lb No2 Mk.I», к обозначению которого довольно часто добавлялось «SAP» – Semi Armour Piercing – полубронебойный

25-фунтовый бронебойный реактивный боеприпас являлся, по сути, несложной болванкой, изготовленной из мягкой стали, не содержащей взрывчатого вещества. Позднее вместо стальной боевой части начали применять цементную. Неспециализированная масса снаряженной 25-фунтовой ракеты составляла 17.5 кг.

Пороховой заряд ракеты информировал ей скорость около 400-430 м/с. Дальность действенной стрельбы составляла порядка 1000 метров, предельная дальность – 1600 м. Совершённые опробования продемонстрировали, что на дистанции 400 м 25-фунтовая ракета пробивала 78-мм броню при угле встречи 20 градусов. На дистанции 700 метров бронепробиваемость кроме того возрастала и составляла 88 мм.

При попадании в танк, броня его практически гарантированно пробивалась, а горевший кордит маршевого двигателя не оставлял экипажу никаких шансов. Но нехорошая стабилизация ракеты в воздухе не снабжала точности кроме того при залпе из нескольких ракет, что снижало боевую сокровище этого оружия.

Бронебойный выстрел 25-фунтовой ракеты «25lb AP rocket Mk.I»

25-фунтовая бронебойная ракета, обозначаемая как «25lb AP rocket Mk.I» (довольно часто видятся обозначения UP – unrotated projectile – дословно «невращающийся боеприпас», и RP-3 – Rocket Projectile 3” – ракетный боеприпас, 3-дюймовый) имела длину 315 мм. Позднее, в первой половине 40-ых годов XX века была создана модификация Mk.II. Сущность модификации свелась к свойству поражать подводные цели, сохраняя траекторию под водой до глубины 10 м, для чего обводы боевой части купили более обтекаемую форму.

Масса выстрела ракеты «25lb AP rocket Mk.II» пара уменьшилась и составляла 11.25 кг, Протяженность ее составила 373 мм, а калибр боевой части 96.5 мм. Суммарный выпуск 25-фунтовых ракет составил с 1942 по начало 1945 года – 281 тысячу штук.

25-фунтовые реактивные боеприпасы начали активно использоваться британской штурмовой авиацией в Северной Африке с июня 1942 года, но к концу войны фактически прекратили употребляться. Намного большей популярностью в конце войны пользовались более замечательные 60-фунтовые ракеты, боевую эффективность которых на момент появления армейские эксперты очевидно недооценили.

Разработка 60-фунтовой ракеты затянулась до конца 1942 года. Ее собирались использовать в первую очередь для подводных кораблей лодок и атак противника. Для того, чтобы перед взрывом боевая часть имела возможность пробраться вовнутрь корпуса, ее снабдили взрывателем замедленного действия.

Первый вариант 60-фунтовой ракеты, не обращая внимания на обозначение, весил немного меньше – 47 фунтов либо 21.3 кг. Боевая часть вытянутой обтекаемой формы содержала 3 фунта взрывчатого вещества (1.36 кг), снаряжаясь или чистым тротилом, или смесью тротила и гексогена в соотношении 6/4. Неспециализированная протяженность ракеты составляла 558 мм.

К середине 1943 года первые серийные 60-фунтовые фугасные ракеты были применены в боевых условиях. Но, как продемонстрировала практика, использование этих ракет по судам выяснилось не хватает действенным. Прямые попадания в корпуса подводных лодок соперника не всегда обеспечивали пробития их, а наружный взрыв не наносил важных повреждений. Исходя из этого было решено отказаться от применения этого оружия для атак морских целей, ограничившись наземным применением.

Наряду с этим было обнаружено, что при прямом попадании в германские танки Pz.IV, Pz.III, гарантированно пробивалась верхние и кормовые бронелисты, выводя танк из строя. Причем было кроме этого зафиксировано на протяжении военных действий во Франции, что кроме того тяжелые танки «Тигр» выводились из строя и без пробития брони.

Задача подводных лодок и поражения кораблей соперника, так, оставалась открытой. В конце 1943 года был создан усовершенствованный вариант ракеты, ставшей самой массовой и распространенной в британской авиации. Протяженность ее стала меньше, чем у начального варианта – 553 мм.

Боевая часть ее существенно «распухла» и вмещала сейчас 12 фунтов (5.45 кг) взрывчатого вещества. Первоначально чистого тротила, позднее или аматола, или смеси аматола и тротила в соотношении 6/4. 6-дюймовая (152 мм) боевая часть массой ровно 60 фунтов (27.3 кг) имела бронебойный наконечник из закаленной стали и была способна пробивать броню толщиной до 200 мм на дистанции до 1 км.

Действительно, ввиду того, что маршевый двигатель не изменился, а масса боевой части возросла, скорость полета ракеты еще снизилась – до 350 м/с, что предопределяло ее меньшую точность.

Монтаж маршевых частей на 60-фунтовые бронебойно-фугасные боевые части ракет «60lb SAP No2 Mk.I».

Объем выпуска 60-фунтовых ракет с конца 1943 года по финиш 1945 превысил 760 тыс. штук.

Для прицеливания употреблялся штатный прицел GM.II, позднее был создан усовершенствованный прицел GM.IIL со шкалой, разрешавший корректировать линию прицеливания. Стандартной загрузкой для большинства самолетов RAF, применявших ракетное оружие, были 8 металлических рельсовых направляющих по четыре под каждым крылом. Начиная с 1944 года металлические направляющие были заменены алюминиевыми.

Ввиду того, что ракетное оружие употреблялось британцами фактически на всех типах самолетов, за исключением разве что тяжелых бомбардировщиков, было в полной мере разумеется, что техника пилотирования при атаке скоростного истребителя «Темпест» кардинально отличалась от противолодочного «Хадсона» либо старого «Суордфиша», исходя из этого для каждого типа самолетов, использовавшего ракеты, были созданы подробные руководства по применению реактивных снарядов.

Не считая упомянутых выше снарядов на базе все того же 3-дюймового ракетного двигателя ограниченно использовались 18-фунтовые фугасные боеголовки (по этим снарядам нет информации об их боевом применении) и 12-фунтовые – учебно-тренировочные.

В конце войны велись работы по созданию кумулятивной боевой части в том же корпусе, действительно, вероятнее, применить ее в военных действиях 2-й Всемирный войны британцы уже опоздали.

Английские истребители танков

Недооценка британцев в применении реактивных снарядов по бронетехнике в начальный период войны и стала причиной тому, что, как было уже сообщено выше, первые серийные образцы британских «эрэсов» показались на вооружении эскадрилий RAF лишь во второй половине 1942 года. Одновременно с этим интенсивные боевые действия в Северной Африке потребовали создания действенного средства поражения танков Роммеля.

К счастью, под рукой была 40-мм автоматическая пушка «Vickers»-S, созданная еще перед войной как перспективное средство для противодействия бомбардировщикам соперника с громадных расстояний. Как уже было детально обрисовано в разделе о английском авиавооружении, первые образцы этого оружия планировалось применять в башнях модернизированных бомбардировщиков, сделав из них некое подобие сверхтяжелых перехватчиков.

Но с началом войны концепция изменилась, и пушка осталась невостребованной. В разгар боев в Ливии о ней отыскали в памяти. Не смотря на то, что на данный момент уже нельзя сказать, кому конкретно пришла в голову мысль применять это орудие на самолете для штурмовых операций.

Первоначально для этих же целей собирались использовать модификацию умелой зенитки «Rolls-Royce» BH, применявшей те же 2-фунтовые боеприпасы 40?158R, но пушка Виккерса продемонстрировала лучшие эти. Довольно низкая начальная скорость боеприпаса – 615 м/с считалась приемлемой для стрельбы на маленькие расстояния, помимо этого, к данной скорости добавлялась еще и скорость атакующего самолета, эквивалентная 400 км/ч либо 110 м/с.

Расчеты продемонстрировали, что обычный 1.13-кг бронебойный боеприпас был способен на дистанции в 400 метров пробивать 50-мм броню. Более замечательный 1.36-кг боеприпас, созданный в первой половине 40-ых годов XX века, повышал бронепробиваемость на 9% . В теории боеприпас «Vickers»-S был способен устойчиво поражать германские танки Pz.IV последних предположений.

Пробные отстрелы 40-мм пушек как «Vickers»-S, так и «Rolls-Royce» BH, установленных на самолетах «Mustang» и «Beaufighter», были совершены летом 1941 года и в целом подтвердили расчеты инженеров. Наряду с этим стало известно, что баллистические характеристики пушки Виккерс весьма близки к 7.7-мм пулемету Браунинг, что разрешало применять последний в качестве пристрелочного оружия.

Наряду с этим отдача столь замечательного оружия, благодаря долгому откату в 430 мм, не превышала таковую у 20-мм «Hispano», что разрешило разместить под крылом истребителя Hawker «Hurricane» Mk.IID несколько 40-мм пушек «Vickers»-S в обтекателях. Кроме этого сохранили несколько пристрелочных Браунингов. Боекомплект пушек составлял 15 патронов в барабане + еще один в большинстве случаев при вылете загружали в патронник.

Единственную проблему воображала невозможность вести пламя очередями, потому, что по окончании каждого залпа шнобель истребителя очень сильно «проседал» и для следующего выстрела пилоту приходилось опять выводить машину на линию прицеливания. Строевые пилоты, знавшие об данной особенности, старались перед стрельбой корректировать линию прицеливания.

Экспериментальная версия Mustang Mk I с подкрыльевой установкой пары 40-мм пушек «Vickers»-S

Четвертый прототип истребителя Бофайтер, на котором на полигоне в Даксфорде проводились сравнительные опробования пушек Роллс-Ройс и Виккерс-S. На фотографии пушки не установлены, видны лишь амбразуры

Стандартной тактикой атаки Харрикейнов с 40-мм пушками стало пикирование с 1500 м фактически до почвы на скорости около 400 км/ч. Стрельба раскрывалась с 900 метров от цели. В большинстве случаев, пилот успевал сделать два залпа до выхода из атаки.

Первые из 300 выпущенных Hawker «Hurricane» Mk.IID поступили в 6-ю эскадрилью RAF в Северной Африке во время с мая 1942 по май 1943 года, и 5-ю, 7-ю, 20-ю и 184-ю южноафриканские эскадрильи. Эффективность их в штурмовых операциях транспортных и бронетанковых колонн, не прикрытых зенитной артиллерией, была довольно большая. Известен случай 10 марта 1943 года, в то время, когда 19 «Hurricane» Mk.IID атаковали колонну германских танков и бронемашин, наступавших на позиции генерала Леклерка недалеко от озера Чад.

Колонна была фактически разгромлена. Позднее военнопленные немцы оценили эту атаку весьма высоко. Они утвержают, что они утратили шесть из двенадцати танков. Остальные шесть взяли повреждения от попаданий 40-мм снарядов.

Наряду с этим деморализованные экипажи покинули в полной мере еще боеспособные автомобили.

За время военных действий в Северной Африке по британским данным штурмовики «Hurricane» Mk.IID огнем 40-мм пушек было атаковано 144 танка соперника, из которых 47 было стёрто с лица земли, не считая 177 вторых транспортных средств, что, учитывая относительную малочисленность этих штурмовиков, возможно оценить как в полной мере удовлетворительную.

Однако, тяжелый и лишенный бронезащиты Харрикейн (имеющиеся бронелисты исходной модели были удалены в штурмовой версии для облегчения конструкции) был фактически беспомощен против вражеских истребителей. Помимо этого, при атак на цели, прикрытые средствами ПВО, они кроме этого несли важные утраты. За год боев от действий зенитной артиллерии на Средиземноморском ТВД было утрачено 39 штурмовиков Харрикейн, а также шесть были сбиты в одном вылете.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века начался выпуск модернизированного штурмовика Харрикейн версии Mk.IV. Снаружи малоотличимый от Mk.IId, он, однако, был оснащен более замечательным двигателем, локальной бронезащитой и, так называемым, «универсальным крылом», на которое 5 человек наземной команды за 40 мин. имели возможность поменять состав оружия – 40-мм пушки Vickers-S, 8 направляющих для реактивных снарядов либо пилоны для бомб. Большинство из около 500 выпущенных «Hurricane» Mk.IV служила за пределами метрополии, но три эскадрильи (137, 164 и 184) базировались в Англии.

Небезынтересны официальные английские отчеты об эффективности оружия штурмовика «Hurricane» Mk.IV. 40-мм пушка «Vickers»-S рассматривалась как точное оружие, пригодное для уничтожения маленьких целей, таких, как танки и паровозы, тогда как реактивные боеприпасы считались пригодными для атак маленьких судов. Рекомендовалось, чтобы эскадрильи, вооруженные штурмовиками «Hurricane» Mk.IV, имели смешанный состав оружия – и пушечный, и ракетный.

Операции, совершённые 11-й группой RAF во Франции против каботажного судоходства с применением как пушек, так и реактивных снарядов, были оценены удовлетворительно.

В июне 1943 года RAF для противодействия танкам Вермахта разглядывал следующее оружие собственных штурмовых эскадрилий в порядке убывания приоритетности:

  1. 40-мм пушки «Vickers»-S;
  2. 20-мм пушки «Hispano» с бронебойными снарядами Mk.III;
  3. 25-фунтовые бронебойные реактивные боеприпасы;
  4. 60-фунтовые фугасные реактивные боеприпасы;
  5. Полудюймовые крупнокалиберные пулеметы;
  6. 9-фунтовые противотанковые бомбы.

И лишь первые три вида оружия считались пригодными для противотанковой борьбы. Бронебойные 20-мм боеприпасы Mk.III, снаряжаемые порошком карбида вольфрама, так и не поступили на вооружение, 25-фунтовые ракеты, как это было обрисовано выше, страдали от недочёта точности. Фугасное же воздействие 60-фунтовых ракет очевидно недооценивалось английскими специалистами.

Как продемонстрировала в последующем практика их применения против танков, эффект кроме того поверхностного взрыва для того чтобы количества взрывчатки был фатальным кроме того для тяжелых германских танков «Тигр».

Штурмовик «Hurricane» Mk.IId с 40-мм пушками «Vickers» class S в подкрыльевых гондолах

9-фунтовые противотанковые бомбы, известные как «Puffball», продемонстрировали неудовлетворительную эффективность для противотанковой борьбы, не обращая внимания на успех аналогичного оружия в СССР и Германии. Истребитель-бомбардировщик нес 24 таких бомбы, каковые предписывалось сбрасывать все сходу с бреющего полета либо в пологом пике. Но наряду с этим подрыв первой же бомбы в воздухе разрушал кумулятивную струю остальных бомб, делая их полностью безвредными для брони танка.

Появление у Германии тяжелых танков поставило под сомнение по большому счету эффективность действий штурмовиков «Hurricane» на Европейском ТВД, и в марте 1944 года – за три месяца до «Дня Д» – все штурмовики этого типа были выведены из Европы.

На Дальнем Востоке же штурмовые Харрикейны летали практически до самого финиша войны. Первые «Hurricane» Mk.IID пошли в бой в Бирме в декабре 1943 года в составе 20 эскадрильи RAF. Японские танки в Бирме виделись не довольно часто, и основной работой штурмовиков 20 эскадрильи была на первых порах охота за автомобильным и речным транспортом с применением фугасных снарядов.

И только в начале июне 1944 года пушечные Харрикейны смогли продемонстрировать себя в борьбе с военной техникой, в то время, когда 20-я эскадрилья была задействована для помощи 161-й Индийской бригады в Кохимском сражении в районе Импала. Японцы, предприняв наступление, ввели в бой пара танков. На протяжении атаки пушечных «Hurricane» Mk.IID было стёрто с лица земли двенадцать танков при утрата одного Харрикейна.

В следствии японская атака была остановлена и штурмовики 20-й эскадрильи переключились на другие цели, записав на счет эскадрильи до конца июня 501 речной сампан на реке Чиндуин и 348 уничтоженных блиндажей. В феврале 1945 года 20-я эскадрилья опять задействовала собственные штурмовики «Hurricane» Mk.IV, оснащенные восемью направляющими для реактивных снарядов. Но потому, что ракеты были в недостатке, большинство штурмовиков была перевооружена 40-мм Виккерсами.

19 февраля эскадрилья снова была вынуждена трудиться по японским танкам, стёрши с лица земли 13 из них. Причем изучение подбитой техники продемонстрировало, что 11 из них были поражены как раз 40-мм боеприпасами. 20-я эскадрилья Харрикейнов в Бирме деятельно действовала до июня 1945 года, являясь последним английским подразделением, применявшим данный тип самолета.

По окончании победы в Кохимской битве и снятия осады с Импала были совершены огневые опробования Харрикейнов моделей Mk.IId с двумя 40-мм пушками и Mk.IIc с четырьмя 20-мм по захваченным японским танкам. «Hurricane» Mk.IIc с четырьмя пушками «Hispano» показались в Бирме в середине 1942 года и по окончании поставок достаточного количества истребителей «Spitfire» были переориентированы на штурмовые операции.

На протяжении опробований в качестве мишеней были использованы три японских средних танка Тип 97 Shinhoto «Сhi-Ha» и два легких танка – или Тип 95 «Ha-Go», или танкетка Тип 97 «Те-Ке».

На протяжении стрельб «Hurricane» Mk.IId применяли бронебойные и фугасные боеприпасы, а «Hurricane» Mk.IIc – простой состав снарядов, складывавшийся из равного сочетания полубронебойных зажигательных и фугасно-зажигательных снарядов. Стрельба велась с переднего, заднего и боковых направлений, как в горизонтальном полете, так и с пикирования под углом в 45 градусов.

«Hurricane» Mk.IId выпустили в общем итоге 64 бронебойных боеприпаса, добившись 11 попаданий (17%), и такое же количество фугасных, добившись 22 попадания (34 %) – все в средние танки. Пять из одиннадцати бронебойных снарядов и восемь из 22 фугасных, попавших в танки, были оценены как «выводящие танк из строя».

Из выпущенных «Hurricane» Mk.IIc в средние танки 340 штук 20-мм снарядов цели достигли лишь 10 либо 2.9%. Такое же количество 20-мм снарядов было выпущено по легким танкам, из которых в цель попало только 9 штук либо 2.6%. Из всех попавших в танки фугасных снарядов броню кроме того легких танков не пробил ни один.

Но все 10 полубронебойных были фатальными и для легких, и для средних танков.

По итогам отстрелов были сделаны следующие выводы:

Во-первых, было отмечено, что самый действенна атака с пикирования. Во-вторых, был сделан неожиданный вывод, что при применения 40-мм снарядов, тип боеприпаса – бронебойный либо фугасный – не столь серьёзен, большее значение имело место, куда попадал данный боеприпас, учитывая узкую 25-мм броню японских средних танков. В третьих, больший процент попадания 40-мм снарядов «Hurricane» Mk.IId если сравнивать с 20-мм «Hurricane» Mk.IIс разъяснялся применением в первом случае пристрелочных 7.7-мм пулеметов.

На протяжении же стрельбы с «Hurricane» Mk.IIс пристрелку пушек приходилось создавать самими пушками, расходуя больше снарядов.

Установленная на штурмовике «Hurricane» Mk.IId 40-мм пушка «Vickers» class S с дульным адаптером «Littlejohn»

К сожалению, британцы в части увеличения бронепробиваемости собственных бронебойных снарядов в годы войны практически не уделяли внимания разработкам композитных снарядов, типа APCR (Armour Piercing Composite Rigid), в отличие от немцев, деятельно применявших в штурмовой авиации боеприпасы с сердечником из карбида вольфрама (так называемый, тип Hartkernmunition). Единственные разработки британцев в годы войны – вышеупомянутый 20-мм бронебойный боеприпас Mk.III, что так и не вышел из стадии экспериментального.

Но уникальная конструкция конусообразного адаптера «Littlejohn», детально обрисованная в главе о английских авиационных совокупностях, была испытана на одном из «Hurricane» Mk.IId в мае 1944 года. Эффективность оснащения такими адаптерами пушек «Vickers» class S была доказана пробными стрельбами. Бронепробиваемость достигла 80 мм с дистанции 500 ярдов, что было лучше, чем у германских МК-103 и близко к советской и американской 37-мм пушкам НС-37 и М9.

На самолетах данный девайс не применяли серийно, но адаптер «Littlejohn» по окончании окончания войны отыскал использование в противотанковых пушках британской армии, которая применяла легкие фланцевые боеприпасы с сердечником, заполненным порошком из карбида вольфрама.

Помимо этого, в замыслах британских разработок в части улучшения черт пушек «Vickers» class S были введение и увеличение боезапаса патронной ленты вместо барабанного питания. Но к этим модернизациям так и не приступали.

В годы войны не считая Харрикейна британцы разглядывали в качестве носителей пушек «Vickers» class S различные типы самолетов. В первой половине 40-ых годов двадцатого века на роль противотанкового штурмовика «примерялись» истребители Bell P-39 «Airacobra»; de Havilland «Mosquito»; Westland «Whirlwind» а также упомянутый выше многоцелевой Westland «Lysander».

Экспериментальная версия истребителя Westland «Whirlwind» с 40-мм пушкой «Vickers» class S

Были отклонены кроме этого проекты оснащения 40-мм пушками бомбардировщиков Bristol «Blenheim»; Martin «Maryland»; Douglas А-20 «Havoc» и штурмовика Bristol «Beaufighter». Причем в последнем случае обстоятельство отказа не ясна, потому, что казалось бы, данный самолет идеально доходил для данной роли. Громаднейший интерес вызывали два проекта: Westland «Whirlwind» с одной 40-мм «Vickers»-S в носу и de Havilland «Mosquito» с двумя пушками под носовой частью, и дополнительной броней двигателей и кабины пилота.

От последнего варианта отказались ввиду разработки на базе данной автомобили противокорабельного штурмовика «Mosquito»Mk.XVIII с 57-мм пушкой «Molins»-М. Во второй половине войны кроме этого рассматривался вариант штурмовиков на базе истребителей North American «Mustang» и Hawker «Tempest». Последний, уже по окончании окончания военных действий был реализован в умелом экземпляре штурмовика, вооруженном парой более замечательных артиллерийских совокупностей – 47-мм «Vickers» class P с начальной скоростью боеприпаса 808 м/с.

Эти пушки стреляли бронебойными боеприпасами 47?362R массой по 2,07 кг, каковые были призваны поражать броню толщиной до 75 мм. Разработка этих орудий была инициирована в конце войны для борьбы с германскими тяжелыми танками, но до окончания войны закончена не была. В начале 1946 года истребитель «Tempest» Mk.

V с парой 47-мм пушек «Vickers» class P испытывался и, в целом, вел себя хорошо, но, проект принят не был, частично по причине того, что бронепробиваемости 75 мм уже выяснилось не хватает. Было отмечено, что больший эффект дало бы принятие на вооружение композитного боеприпаса с сердечником из карбида вольфрама, но вольфрам был в недостатке и проект закинули.

Умелый штурмовик «Tempest» Mk. V с парой 47-мм пушек «Vickers» class P

Рассматривались кроме этого варианты оснащения штурмовиков кроме 57-мм пушки «Molins»-М, вышеупомянутой, пушкой «Тип GA» того же калибра, но менее замечательной и более компактной, и 12-фунтовой 70-мм пушкой. Согласно расчетам бронепробиваемость этих пушек имела возможность бы дости

Авиация Второй мировой войны Истребители МиГ и Ла

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: