Эсминцы типа battle

      Комментарии к записи Эсминцы типа battle отключены

Эсминцы типа battle

Не подлежит сомнению тот факт, что любая война ведет к значительному, довольно часто быстрому, прогрессу в развитии средств войны . Входе боёв человечество с невиданным упорством создаёт методы уничтожения себе аналогичных. Как это ни цинично звучит, как раз войны разрешают опробовать на практике и совершенствовать оружие. Вторая мировая с данной точки зрения не стала исключением.

Многие средства борьбы на земле, в небесах и на море к концу войны достигли апогея собственного развития. Но путь к данной вершине был достаточно тернист, а боевой опыт — база всех усовершенствований, фактически постоянно оплачивался громадной кровью. Так, например, неприятные уроки боёв и эвакуации Дюнкерка 1941 — 1942 гг. на Тихом океане и Средиземном море вынудили английских моряков пересмотреть собственные взоры на зенитное оружие эскадренных миноносцев.

В следствии в составе Королевского флота показались ЭМ типа «Бэттл».

Проектирование

Вторая мировая война считается войной, в которой господствовала авиация. С середины 30-х годов XX века хрупкие этажерки стали превращаться в грозное оружие. Из года в год самолёты, получая всё громадные дальность и скорость полёта, приобретая всё более оборудование и эффективное вооружение, неспешно начали претендовать на «ведущую роль» на всех театрах боевых действий.

И над морем они скоро стали настоящим кошмаром адмиралов всех сошедшихся в смертельной схватке флотов. Оценив степень угрозы с воздуха, все воюющие стороны ринулись лихорадочно совершенствовать средства ПВО собственных судов, обширно внедряя радиолокацию, новые совокупности управления огнём, и устанавливая как возможно больше стволов зенитной артиллерии. Конечно, прежде всего эти работы проводились на находящихся в строю судах главных классов — авианосцах, линкорах, крейсерах, эскадренных миноносцах.

И в случае если с модернизацией больших боевых единиц всё обстояло достаточно легко, то с эсминцами довоенной постройки, ввиду ограниченности их размеров, появились значительные трудности. Потому, что отсутствовал какое количество-нибудь большой резерв водоизмещения, для усиления ПВО было нужно резать по живому, уменьшая количество артустановок главного калибра либо же число торпедных аппаратов. Но, иначе, эсминцы имели довольно маленький цикл от начала проектирования до завершения постройки, что разрешало рассчитывать на то, что флот возьмёт новые суда этого класса ещё до окончания войны, к тому же созданные с учётом опыта военных действий.

Первым шагом в этом направлении стало появление на «флотских эсминцах» программы 1937 г., известных как тип L, новой закрытой палубной установки Мк.XX, разрешавшей поднимать стволы орудий ГК на 50°. К тому же новая 50-калиберная «стодвадцатка» Мк.ХI (до этого ЭМ вооружались незначительно отличающимися между собой пушками Мк.IХ — серии А и В; Мк.IХ* — С, О, Е, Р и О; Мк.IХ** — на типах Н и I; и Мк.ХII для всех серий, начиная с «трайблов») владела улучшенной баллистикой и имела 28,15-кг боеприпас (на прошлых моделях употреблялся снаряд массой 22,7 кг). Совершенно верно такими же установками планировалось вооружить и следующую серию эскадренных миноносцев программы 1939 г. (тип М).

Но новая артсистема, с позиций ПВО, всё равняется владела недостаточными возможностями, исходя из этого в Адмиралтействе всерьёз разглядывали вопрос о проектировании «флотских эсминцев» с шестью 133-мм универсальными пушками в двухорудийных облегчённых башнях, 40-узловой скоростью, водоизмещением больше 3500 т. Но сроки и стоимость постройки таких «монстриков» сочли неприемлемыми, и от данной идеи скоро отказались. И без того возросшие сложность и размеры ЭМ типов L и М вызывали в правящих кругах громадное неудовольствие. Времена, в то время, когда Англия разрешала себе тратить на флот столько, сколько потребовали моряки, безвозвратно ушли в прошлое с окончанием Первой Мировой.

Через полтора месяца основной кораблестроитель подготовил три эскизных проекта. Базисный вариант «А» предусматривал установку четырёх 120-мм универсальных АУ с углом возвышения 80°. Набор МЗА складывался из четырёх спаренных «бофорсов» и восьми «эрликонов». Силовая установка, позаимствованная у эсминцев серии L, в соответствии с расчётам, снабжала большую скорость 32,5 — 36,5 уз. (в зависимости от загрузки корабля).

Стандартное водоизмещение оценивалось в 2250 т, а цена постройки — в 840 000 фн. ст. Экипаж насчитывал 270 человек.

При разработке варианта «В» исходили из требования уменьшить водоизмещение. Для этого сократили состав МЗА — так как спаренный «бофорс» весил столько же, сколько 120-мм одноорудийная артустановка. Помимо этого, для размещения зениток, кроме того «эрликонов», требуется место на палубе, а для их обслуживания — орудийный расчёт, что влекло за собой повышение мест в кубриках, запасов продовольствия и воды, снарядов и т.д.

Всё это, опять-таки, вело к повышению водоизмещения и размеров корабля. Благодаря отказу от двух спаренных «бофорсов» и трёх «эрликонов» стандартное водоизмещение удалось сократить до 2000 т, а экипаж — до 240 человек. Силовую установку в этом случае планировалось забрать от эсминцев типа «Трайбл», она должна была обеспечить скорость в 32 — 36,25 уз.

Цена каждой единицы оценивалась в 750 000 фн. ст.

Наконец вариант «С» предусматривал самоё сильное оружие, складывающееся из трёх новых 120-мм спаренных полубашенных артустановок и для того чтобы же набора МЗА, как и на проекте «А». При сохранении ЭУ от эсминцев типа L, за счёт возросшего если сравнивать с проработкой «А» водоизмещения, большая скорость уменьшалась приблизительно на 1,5 — 2 уз. Расчётная численность экипажа составляла 260 человек, а цена корабля — 890 000 фн. ст.

Вариант «С» признали в полной мере удовлетворительным, но от главного кораблестроителя настойчиво попросили уменьшить водоизмещение. Так показался проект «С1», в котором благодаря полному отказу от «бофорсов» (покинули только «эрликоны») удалось сэкономить 175 т водоизмещения.

А в следствии учёта мнения строевых офицеров, служивших на эсминцах (в частности, кэптена лорда Луиса Маунтбеттена), показалось ещё два эскизных проекта, обозначенных «М» и «М1». Большая часть офицеров, по в полной мере понятным обстоятельствам (универсальная пушка постоянно является компромиссом и уступает по своим чертям специальным артсистемам), высказалось за сохранение на эскадренных миноносцах двух калибров — главного 120-мм и зенитного 102-мм, но наряду с этим они потребовали сосредоточить все установки ГК в носовой части, а зенитки — в кормовой.

Оба варианта предусматривали установку двух 120-мм и одной 102-мм спаренных АУ и двух торпедных аппаратов, а отличались набором орудий МЗА: для варианта «М» — две спарки «бофорсов» и шесть «эрликонов», для «М1» — лишь восемь «эрликонов». Касательно конструкции корпуса, кроме этого было учтено вывод Маунтбеттена, вычислявшего обводы эсминцев серии и в сочетании с носовой частью «Трайбла» и пара увеличенной шириной самоё удачным ответом.

11 июля 1941 г. произошло заседание, на протяжении которого были рассмотрены все шесть эскизных проектов. Его итогом стала выработка требований к «эсминцу программы 1942 г., вооружённому универсальной артиллерией». На их базе создали эскизный вариант «N», утверждённый в августе 1941 г. и ставший базисным для рабочего проектирования.

Размещение оружия на новом корабле повторяло концепцию, воплощённую в линкорах «Нельсон» и «Родней», в соответствии с которой все орудия главного калибра сосредоточивались в носовой части. Эксперты английского Адмиралтейства посчитали, что в условиях современного боя эсминец использует кормовые орудия очень редко. Так, артиллерийское оружие новых судов должно было складываться из двух двухорудийных 120-мм башенных установок главного калибра с углом возвышения 80° на полубаке, четырёх спаренных 40-мм «бофорсов» на юте и шести 20-мм «эрликонов».

Противолодочное оружие включало два бомбомёта и такое же количество бомбосбрасывателей. Новый ЭМ нёс замечательное торпедное оружие из двух четырёхтрубных 533-мм ТА. В правильности последнего ответа английские флотские эксперты ещё больше укрепились с началом войны на Тихом океане, где в сражениях надводных судов с целью достижения победы торпеды игрались куда громадную роль, чем на Атлантике.

4 октября 1941 г. проект «эсминца программы 1942 г., вооружённого универсальной артиллерией», был представлен на заседании в Совете Адмиралтейства. На протяжении дискуссии чуть не появилась мысль о кардинальном пересмотре проекта. Виной тому стала позиция Первого лорда Адмиралтейства A.B.

Александера, направившего 14 октября У. Черчиллю меморандум, в котором обосновывалась необходимость оружия новых судов не двумя, а тремя спаренными артустановками главного калибра. В следствии в середине ноября показались два новых эскизных проекта — «О» и «Р1», соответствовавшие этому требованию. Но основной кораблестроитель сумел отстоять вариант «N», сославшись на то, что рабочее проектирование зашло достаточно на большом растоянии, и столь значительные коррективы позовут неминуемую и очень нежелательную задержку работ.

Для полноты картины напомним, что в августе 1942 г. постарались ещё раз возвратиться к оружию из трёх спаренных артустановок главного калибра. Её инициатором выступил Комитет перспективного строительства, по указанию которого основной кораблестроитель флота подготовил два новых эскизных проекта — «ВА» и «ВС» — стандартным водоизмещением 2750 и 3250 т соответственно.

Первый из них предусматривал использование палубных артустановок главного калибра с углом возвышения 55°, второй — башенных, с углом возвышения 80°. Оба они в то время были отклонены. Но потом проекты эсминцев с тремя артустановками главного калибра послужили базой для разработки судов типа «Дэринг».

изменения и Постройка в проекте

21 апреля 1942 г. на рассмотрение армейского кабинета представили окончательный вариант кораблестроительной программы 1942 г. В соответствии с этому документу предусматривалась постройка 42 эсминцев — 16 нового типа и 26 переходного (из них два в варианте минных заградителей). Цена постройки «флотских ЭМ» определялась в 13,6 млн. фн. ст., другими словами один корабль обходился казне в 850 тысяч. Предложенные цифры не позвали возражений, и по окончании того, как «добро» дало Казначейство, 27 апреля 1942 г. на следующем совещании армейского кабинета программу утвердили.

В тот же сутки Адмиралтейство подписало договора на постройку 10 судов, а 12 августа того же года — ещё восьми. В число последних вошли две единицы из первого заказа. Первоначально их предполагалось строить на верфи «Дж. С. Уайт», но в следствии её повреждения бомбардировками практически через пара дней по окончании выдачи заказа, суда передали второму предприятию — верфи «Кэммэл Лэйрд».

Этого должно было хватить для укомплектования двух восьмикорабельных флотилий. С заглавиями определились не сходу — в мае 1942 г. Комитет по наименованию судов сделал вывод, что первые четыре эсминца возьмут имена адмиралов — «Харман», «Холмс», «Хоуст» и «Лоусон».

Для другой же дюжины выбрали заглавия, начинающиеся с букв «А» и «В», причем часть из них носили эсминцы постройки 1930 — 1931 гг., погибшие в начале Второй мировой: «Акаста», «Ачерон», «Акорн», «Ардент», «Аррогант», «Аттентив», «Василиск», «Беар», «Бланш», «Блэйз», «Брэйзен» и «Бриск». Но в июле, чтобы выделить принципиальное отличие новых судов от единиц «алфавитных» серий, им присвоили уникальные имена — как ранее эсминцам типа «Трайбл». Заглавия выбрали в честь примечательных в истории Британии битв — так появился тип «Бэттл».

Серия, строившаяся в соответствии с начальным проектом, взяла условное обозначение «пример 1942 г.» либо же «ранний Бэттл». Строительство вели четыре верфи — «Хауторн Лесли» и «Суон Хантер» в Тайне (соответственно, три и четыре единицы), «Фэйрфилд» в Глазго (пять судов) и «Кэммэл Лэйрд» в Биркенхеде (четыре).

Первую четвёрку заложили в октябре — декабре 1942 г., ещё 11 корпусов — в 1943-м, а последний — эсминец «Гэббард» — только в феврале 1944-го. «Барфлёр» вошёл в боевой состав флота в сентябре 1944 г. В июне — июле следующего года в строй вступили ещё четыре корабля («Кампердаун», «Армада», «Трафальгар» и «Хог»), остальные же пополнили Ройал Нейви уже по окончании окончания Второй мировой. Последние два — «Гэббард» и «Виго» — готовься лишь в декабре 1946 г. Срок постройки судов значительно увеличился если сравнивать с предполагаемыми 18 — 21 месяцами: для головного эсминца он составил 23 месяца от момента закладки, для большинства же единиц серии потребовалось 30 — 34 месяца.

Рекордсменами были «Сейнтс» и «Виго» — моряки взяли их спустя 39 месяцев по окончании установки на стапелях первых конструкций. Обстоятельств тому было пара. В частности, развёртывание в конце 1943 г. широкомасштабной программы строительства десантных судов типа LST(3) стало причиной отставанию от графика работ на девяти ЭМ типа «Бэттл» сроком от одного до семи месяцев.

Но основной проблемой для подрядчиков стало несвоевременное получение артиллерийских директоров Mk.VI, без которых достройка эсминцев по большому счету не имела смысла. Изготовлявший их завод «Крейфорд» концерна «Виккерс» делал собственные обязательства с опозданием от семи до 14 месяцев!

Примечательно, что не смотря на то, что суда «примера 1942 г.» заказали числом, достаточном для комплектования двух флотилий, в качестве фаворитов были оборудованы целых шесть судов — «Армада», «Барфлёр», «Сент Джеймс», «Сейнтс», «Солебей» и «Трафальгар».

В проект «примера 1943 г.», либо же «позднего «Бэттла», внесли кое-какие трансформации.

Незначительно увеличилась ширина корпуса, пара возросло водоизмещение. Ввели модернизированные установки главного калибра Mk.IV*. На месте 102-мм орудия смонтировали 114-мм одноствольную зенитку Mk.IV на станке Mk.V*, для усиления ПВО на кормовых курсовых углах.

Поменяли и состав МЗА. Усилили и торпедное оружие, установив вместо четырёхтрубных торпедных аппаратов пятитрубные. Намучившись с отечественными производителями совокупностей управления артиллерийским огнём, для «поздних «бэттлов» заказали американские артиллерийские директоры Мк37.

В марте — июне 1943 г. подписали договора на постройку 24 судов «примера 1943 г.», а для двух зарезервировали названия и бортовые номера. Последняя пара проектировалась как удлинённый на 3 м и уширенный на 0,75 м вариант «позднего «Бэттла». За счёт повышения размеров предполагалось усилить оружие, разместив на юте третью башню Mk.VI*.

Заказы 1943 г. разместили на семи верфях, а также на четырёх, уже имевших опыт строительства «бэттлов» первой серии: «Хауторн Лесли» (пять единиц), «Суон Хантер» (три), «Фэйрфилд» (три) и «Кэммэл Лэйрд» (шесть). К ним присоединились «Александер Стефенс» в Говане, взявшая заказ на три корабля, «Джон Браун» — на четыре, и «Виккерс Армстронг» в Тайне — на два. Окончание войны значительно откорректировало эти замыслы.

Из 26 единиц типа «Бэттл», заказанных в 1943 г., в строй вошли только восемь: первый («Дюнкерк») — в ноябре 1946 г., шесть единиц — в течение 1947 г., а последний («Аламейн») — в мае 1948-го. Ровно половину из вступивших в строй судов («Эджинкурт», «Аламейн», «Корунья» и «Ютланд») оборудовали в качестве фаворитов. Сроки постройки были ещё громадными, чем у представителей первой серии. «Дюнкерк» и «Ютланд» строились приблизительно по 29 месяцев, остальные от 37 до 50 месяцев («рекордсменом» стал «Аламейн»).

Достройку остальных единиц «примера 1943 г.» отменили 15 октября 1945 г. Семь из них разобрали на стапелях, пять сдали на слом практически сразу после спуска на воду. Корпуса четырёх («Альбуера», «Ютланд» , «Намюр» и «Одернаде»), построенные в июне — ноябре 1945 г., законсервировали с целью достройки в более отдалённой возможности. В апреле — июне велись бесплодные переговоры с правительством Нидерландов о достройке этих эсминцев для голландского флота.

Потом их внесли предложение норвежцам, но те предпочли меньшие суда серии СR. В конечном счете, и эти четыре «бэттла» сдали на слом. Два последних корабля повышенных размеров — «Вимера» и «Ипр» — перезаказали как суда нового типа «Дэринг», взявшие соответственно имена «Данае» и «Дилайт» (но, первый из них так и не достроили).

Описание конструкции

Корпус Единственным значительным отличием корпуса нового «флотского эсминца» от прошлых типов стала транцевая корма. Носовую же оконечность сделали, как и просили моряки, по примеру эсминцев типа «Трайбл» с умеренным наклонным форштевнем и развалом шпангоутов. Палуба полубака, что простирался на 2/5 длины корпуса, имела маленькой подъём к носу для увеличения мореходности.

Высота надводного борта у форштевня составляла 6,61 м, на миделе — 2,23 м. Корпус для уменьшения массы набирался по продольной совокупности. Но англичане были на уникальность консервативны, исходя из этого сварка употреблялась весьма ограниченно и лишь для соединения второстепенных конструкций. Исходя из этого корпус был достаточно тяжёлым — 1157 т. Вертикальный киль набирался из целых металлических страниц и был влагонепроницаемым на всём собственном протяжении.

В носу он соединялся с форштевнем, что воображал собой цельнолитую подробность сложной формы. Вертикальный киль при помощи угольников скреплялся с внутренним горизонтальным килем. Последний складывался из листовой стали толщиной 15,9 мм в корме и средней части корпуса и от 8,9 до 10,8 мм в районе носовой оконечности.

К внутреннему килю заклёпками присоединялся шпунтовый пояс внешней обшивки. Его толщина кроме этого составляла 15,9 мм в корме и средней части корпуса и уменьшалась до 8,9 мм в носу. Продольную прочность, кроме вертикального киля, снабжали 14 днищевых, 21 подпалубный и 18 бортовых стрингеров. Причём, в случае если последние выполнялись из П-образного профиля (коробчатой стали), то остальные — из листовой стали, усиленной угольниками.

Исключение составляли лишь днищевые стрингеры вне двойного дна, где их изготовляли кроме этого из коробчатой стали. С вертикальным килем при помощи угольников соединялись 110 шпангоутов (ещё 12 крепились на форштевне). Нумеровались они от носа в корму, причём за нулевой принимался шпангоут носового перпендикуляра.

Величина шпации на всём протяжении корпуса была переменной и варьировалась исходя из удобства монтажа оборудования в отсеков в пределах от 0,53 м до 1,63 м. в течении двойного дна (высота междудонного пространства — 0,61 м), которое простиралось лишь под отсеками, занятыми ЭУ (от 58-го до 91-го шп.), шпангоуты выполнялись из угольников и листовой стали, а в оконечностях из П-образного профиля. Корпус делился 15 главными поперечными влагонепроницаемыми переборками (на 6, 11, 30, 42, 49, 54, 58, 65, 72, 80, 85, 91, 97, 101-м и 107-м шп.) на 16 отсеков. При затоплении двух любых из них корабль должен был оставаться на плаву.

Внешняя обшивка состояла для каждого борта из девяти поясов. В подводной части они планировали внахлёст, а в надводной — встык. Обозначались они латинскими буквами от А до J. Их толщина медлено уменьшалась от пояса А к Е. Первый из них планировал из 7,6-мм страниц в носу, 15,2-мм — в середине и 14,0-мм — в корме, второй — из 5,7-мм, 7,6-мм и 6,4-мм соответственно. Пояс G был ширстрековым и имел увеличенную толщину — 11,4 мм в корме и 12,7 в средней части.

в течении же полубака он набирался из 5,7-мм и 7,6-мм металлических страниц.

Новые эсминцы, как и их предшественники, имели всего две постоянные палубы — верхнюю (основную) и полубака. Их покрывали составом «Семтекс», подобным цементу, что делал металлической настил менее скользким. Исключение составлял только участок основной палубы под полубаком, где, как и во всех внутренних жилых помещениях, настилался линолеум.

Естественным цветом «Семтекса» был серый, но, в большинстве случаев, его красили. Наряду с этим цвет не регламентировался, а оставался на усмотрение капитана корабля. Кое-какие «бэттлы» имели палубу, окрашенную в тёмно-светло синий цвет, но большая часть — в различные оттенки зелёного. Позднее от применения «Семтекса» отказались, и краску наносили прямо на металлическую настилку.

Ниже верхней палубы проходили кормовая и носовая влагонепроницаемые трюмные платформы, каковые вместе с дополнительными продольными и поперечными переборками подразделяли внутренний количество корпуса на более небольшие отсеки.

Эсминцы взяли достаточно компактную двухъярусную носовую надстройку с открытым мостиком, с которого осуществлялось управление применением и кораблём его технических средств и оружия. Дабы не ограничивать углы обстрела зенитных автоматов, на «бэттлах» предусматривалась установка лишь фок-мачты. По проекту она была треногой, но уже на протяжении постройки, дабы увеличить нужную площадь для размещения радиолокаторов её сделали решётчатой.

Конструктивная защита На протяжении жарких дебатов «бэттлы» решили снабдить местной конструктивной защитой от бортового оружия самолётов. Предполагалось обшить лёгким противопульным бронированием самые важные, с позиций применения зенитного оружия, посты. Всего на это отводилась 21 т водоизмещения.

Прежде всего местное бронирование взяли погреба боезапаса. Оно воображало собой два слоя 6,35-мм страниц из стали повышенного сопротивления, положенных прямо на наружную обшивку на протяжении ватерлинии недалеко от погребов. Толщину палубного настила в этом месте кроме этого увеличили с 3,81 мм до 6,35 мм. Установки ГК прикрывались 12,7-мм щитами, а поданные трубы обшили 9,53-мм страницами.

Противопульное бронирование такой же толщины взял и мостик носовой надстройки, вместо в большинстве случаев использовавшейся на эсминцах обшивки в 6,35 мм. Дополнительными 6,35-мм страницами защитили совокупность управления огнем ГК и помещения, где размешались аппаратура и радиорубка РЛС. Кроме этого в бронированные кожухи такой же толщины поместили кабельтрассы, подводящие питание к РЛС и СУО ГК.

Оружие Базу артиллерийского оружия эсминцев типа «Бэттл» составляли две двухорудийные башни Mk.IV со 114-мм пушками Mk.III с длиной ствола 45 калибров. Тело орудия большой длиной 5,38 м весило 2814 кг. Масса башенной артустановки Mk.IV в сборе — 46 т. Угол вертикальной наводки от -5° до +80° разрешал достаточно действенно вести пламя как по морским, так и по воздушным целям.

Благодаря внедрению полуавтоматического режима огня расчёт, находящийся в боевого отделения, удалось сократить до четырёх человек — начальника башни, наводчика и двух заряжающих. Заряд пороха SC122 5,01 кг разгонял боеприпас массой 24,95 кг до начальной скорости 747 м/с. Большая дальность стрельбы составляла 18 975 м при угле возвышения 45°, досягаемость по высоте — 12 495 м (80°).

Техническая скорострельность артустановки достигала 40 выстр./мин. Живучесть ствола — 650 выстрелов, что выяснилось намного меньше, чем у 120-миллиметровок, использовавшихся на эсминцах других типов (800 — 1050 выстрелов в зависимости от марки орудия).

Управление огнём снабжала централизованная совокупность Mk.VI HA/LA, но на случай выхода её из строя любая башня оборудовалась дальномером MRS-3. гильзы и Снаряды подавались через центральную шахту цепными элеваторами. Каждое орудие имело по отдельному подъёмнику для зарядов и снарядов. Башню снабдили кроме этого устройством удаления стреляных гильз в особый отсек в междупалубном пространстве.

Имелось кроме этого устройство удаления стреляных гильз в особый отсек в междупалубном пространстве. Штатный боекомплект главного калибра корабля составлял 1200 снарядов — 480 полубронебойных и 720 осколочно-фугасных. Эсминцы типа «Бэттл» стали единственными судами, на которых использовались 114-мм башенные установки Mk.IV.

На эсминце «Сейнтс», вступившем в строй в сентябре 1946 г., артустановку ГК в позиции В заменили опытным образцом башни Mk.VI (усовершенствованным вариантом Mk.IV). По окончании успешных опробований серийные Mk.VI монтировались на австралийских «бэттлах» и «дэрингах», а потом нашли широкое использование на судах Королевского флота и выпускались до начала 1970-х гг. Британские же «бэттлы» второй серии вооружались пара усовершенствованными башнями главного калибра Mk.IV*.

Используемая на эсминцах первой серии 102-мм зенитка Mk.XXIII представляла собой обычный пример продукции армейского времени. Она отличалась максимально упрощённой конструкцией, рассчитанной на обслуживание моряками-резервистами. простота монтажа и Дешевизна изготовления данной установки обусловили её широкое распространение — подобными орудиями вооружались не только боевые суда, но и торговые суда.

Ввиду отсутствия каких-либо автоматизации и средств механизации для обслуживания Мк.ХХIII требовался расчёт из восьми человек. Масса совокупности составляла около 5 т. Пламя вёлся унитарными выстрелами массой 24 кг (боеприпаса — 14,25 кг) на дальность до 16 500 м. Угол возвышения составлял от -10° до +60°. Предназначенное для стрельбы осветительными боеприпасами 102-мм орудие смонтировали лишь на пяти судах — «Барфлёр», «Кампердаун», «Армада», «Трафальгар» и «Хог», да и на них они простояли недолго.

Остальные эсминцы «примера 1942 г.» вступали в строй уже без оных. Однако на судах второй серии на том же месте разместили 114-мм орудие, посчитав нужным иметь хотя бы одну тяжёлую зенитку на кормовых курсовых углах.

Фактически, она представляла собой станок от 102-мм АУ Мк.ХХII с наложенным стволом Mk.IV калибра 114 мм, весившим 2759 кг. Незначительные трансформации коснулись лишь затвора, что переделали под ручное заряжание. Одноорудийная артустановка Мк.V* по баллистическим чертям соответствовала пушкам, устанавливаемым в башнях Mk.IV, и имела электрические приводы наведения.

Но угол возвышения всего 55° и ограниченный корабельными надстройками сектор обстрела по горизонту делали её в качестве средства ПВО не хватает действенной.

Состав малокалиберной зенитной артиллерии пара отличался на судах различных серий. Суда «примера 1942 г.», в соответствии с проекту, несли четыре спаренные стабилизированные установки 40-мм «бофорсов» — «Хаземайер» Mk.IV — по две на средней и кормовой надстройках. Такие весили около 7 т и имели угол вертикальной наводки от -10° до +90°.

Практическая скорострельность составляла 120 выстр./мин на ствол. Приводы наведения были электрическими, а управление огнём обеспечивалось радаром типа 282. Подобные артустановки, созданные на базе голландского примера, стали широко распространены на английских эсминцах военной постройки, начиная с серии S.

«Бофорсы» дополнялись 20-мм автоматами «эрликон», количество и расположение которых на отдельных судах имело возможность пара варьироваться. Проектом предусматривалось наличие двух одиночных установок Мк.VIIА и двух спаренных Mk.V. Одноствольные «эрликоны» монтировались на крыльях мостика, одна из спарок — на носовой надстройке сходу за второй башней главного калибра, вторая — на верхней палубе у кормовой оконечности между бомбосбрасывателями.

В случае если одноствольная артустановка наводилась вручную, то спарка имела силовые (гидравлические) приводы наведения. Наряду с этим первые шесть судов сначала вместо «эрликонов» взяли по два «антикварных» 40-мм «пом-пома» Мк.ХV либо Мк.ХVI на крыльях мостика (действительно, на современных станках от спаренных «эрликонов»). Весил таковой «гибрид» мало — около 1 т, но скорострельность была очевидно низкой — всего 115 выстр./мин.

Штатный боекомплект МЗА составлял 1440 снарядов на ствол для «бофорсов» и 2440 на ствол — для «эрликонов». Начиная с пятого корабля серии вместо 102-мм зенитки устанавливался ещё один 40-мм автомат — одноствольный Мк.ХVII. Такая артустановка была достаточно компактной, весила около 1,5 т, но наряду с этим имела гидравлические приводы наведения. Угол вертикальной наводки составлял от -5° до +90°.

Для обеспечения боевой работы при отказа централизованной гидросистемы, АУ снабжалась аварийным ручным гидравлическим насосом. К началу 1950-х гг. «эрликоны», как уже не соответствовавшие требованиям, демонтировали, заменив всё теми же 40-мм автоматами Мк.VII. Дополнительно эсминцы взяли по три такие установки — на крыльях мостика и за второй башней главного калибра, от кормовой же спарки «эрликонов» отказались вовсе.

Так, в окончательном варианте «ранние «Бэттлы» несли дюжину стволов калибра 40 мм — четыре спаренные и четыре одноорудийные установки.

В декабре 1945 г. было решено на шести строящихся судах «примера 1942 г.» («Сейнтс», «Сент Джеймс», «Виго», «Слюйс», «Гэббард» и «Кадис») вместо четырёх артустановок «Хаземайер» поставить две 40-мм спарки SТААG Mk.II . Наряду с этим «Сейнтс» вступил в строй без них, взяв это оружие позднее. «Слюйс» сначала не нёс «эрликонов» — вместо них установили шесть 40-мм одностволок Мк.VII — одну за второй башней ГК, две на крыльях мостика, две на средней надстройке и одну на квартердеке. «Финистерре» кроме этого не имел «эрликонов», но вместо он взял лишь четыре 40-мм «бофорса», дополненных парой «пом-помов». «Армада» вступила в строй, имея, не считая «хаземайеров», только два «пом-пома» и несколько одноствольных «эрликонов».

На судах второй серии «эрликоны» не устанавливались сначала. Количество стволов «бофорсов» соответствовало начальному варианту «примера 1942 г.» — восемь, но вот размещение стало пара иным. На крыльях мостика размешались две одноствольные установки Мк.VII, на средней надстройке — спаренная артустановка Мк.V и, наконец, на кормовой надстройке — две спарки SТААG Mk.II. Так, на одном корабле имелось сходу три типа артустановок однообразного калибра.

С одностволками всё ясно — иные совокупности калибра 40 мм, не считая компактной Мк.VII, на крыльях мостика попросту не уместились бы. Но вот для чего два типа спарок? Дело в том, что установки SТААG Mk.II считались более «продвинутыми» — любая из них оборудовалась личной совокупностью управления огнём на базе радара типа 262 и независимой системой электропитания. Но за это было нужно заплатить массой, возросшей до 17,5 т, и усложнением конструкции АУ.

А это повлекло проблемы с их производством — промышленность просто не успевала их производить в нужном количестве. К тому же британцы не были до конца уверены, что SТААG Мk.II достаточно надёжен, потому, что размещение чувствительных устройств управления огнём конкретно на артустановке, подверженной сильным вибрациям, приводило к нередким отказам. Исходя из этого и было нужно устанавливать ещё и спарку Мк.V.

Но нет худа без хороша — лишённая целеуказания и системы стабилизации согласно данным центральной СУО (Мк.V была спроектирована на базе американского примера Мк.I) , она была значительно более несложной и надёжной, чем «стаги» и «хаземаеры». К тому же и весила Мк.V всего 6,5 т, что заметно снижало верхний вес. Боекомплект «бофорсов» на эсминцах «примера 1943 г.» — 1400 снарядов на ствол.

Торпедное оружие судов первой серии складывалось из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов, размещённых в диаметральной плоскости за дымовой трубой. Эсминцы второй серии взяли по два пятитрубных ТА.

Управление торпедной стрельбой осуществлялось посредством прицела ТSD Mk.III, на единицах более поздней постройки заменённым на ТSD Mk.III.

Противолодочное оружие «бэттлов» в исходном варианте по британским меркам считалось достаточно не сильный. Оно складывалось из четырёх штоковых бомбомётов на квартердеке и двух бомбосбрасывателей. В боекомплект входило 60 глубинных бомб.

Всего на вооружение, включая совокупность стабилизации, отводилось 367 т.

Радиоэлектронное оборудование Для обнаружения надводных и воздушных целей предназначался радар типа 293, для дальнего обнаружения воздушных целей — РЛС типа 291. Для управления огнём ГК служила достаточно «продвинутая» СУО Mk.VI HA/LA. Главные её элементы размещались в массивной (около 7 т) стабилизированной в двух плоскостях «башне» с электроприводом, размещённой наверху носовой надстройки (действительно, совокупность стабилизации трудилась действенно только при беспокойстве, не превышающем 3—4 балла).

Ещё приблизительно 3 т приходилось на оборудование СУО, смонтированное в надстройке (в основном, вычислители). Базу совокупности составлял радар управления огнём типа 275, его антенны размешались по бокам «башни» (правая — передающая, левая — приёмная). Информация от РЛС выводилась на монитор оператора, рабочее место которого пребывало в башне. Резервным средством сбора информации о целях служил дальномер UL Mk.II (при модернизации он довольно часто по большому счету демонтировался).

На передней стенке башни СУО размещались антенны устройства опознавания «собственный — чужой» (корабль имел ещё один набор устройства «собственный — чужой» — так сообщить, общекорабельный). Помимо этого, в состав СУО входили два артиллерийских вычислителя Mk.I и Mk.II. Суда «примера 1943 г.» оборудовались американским аналогом совокупности Mk.VI — совокупностью Мк37.

Визуально башни британской и американской СУО легко различались по размещению антенн РЛС — у Мк37 они были над башней. СУО Мк37, не считая «бэттлов» «примера 1943 г.», устанавливались и на вторых судах английского флота — к примеру, на авианосцах «Игл» и «Арк Ройял», линейном корабле «Вэнгард». Потом англичанам удалось значительно повысить надёжность работы совокупности Mk.VI, и в модернизированном варианте её устанавливали на эсминцах типа «Дэринг».

Радары управления огнём малокалиберных зениток различались в зависимости от типа 40-мм АУ, смонтированных на корабле. Установки «Хаземайер» приобретали целеуказание от одной из двух пребывавших на корабле РЛС типа 282. Управление огнём 40-мм артустановок STAAG Mk.II, как уже отмечалось, снабжали радары типа 262, смонтированные конкретно на АУ.

Эти РЛС 3-см диапазона первенствовали радарами, талантливыми осуществлять автоматическое сопровождение целей, но были весьма капризными и сложными в эксплуатации, как, но, и станции типа 282.

Для обнаружения подводных целей суда оборудовались гидроакустической станцией (ГАС) ASDIC.

Энергетическая установка Двухвальная паротурбинная силовая установка неспециализированной массой 655 т размещалась в четырёх отсеках по линейной схеме. В первых двух — котельных смонтировали по одному трёхколлекторному котлу Адмиралтейского типа и снабжающее их работу оборудование.

Котлы отличались довольно низкими параметрами пара: температура — 330° С и давление — 27,1 атм. (для сравнения: котлы американских «гирингов» снабжали температуру 427° С и давление 38,5 атм., а параметры германских котлов были ещё выше). Носовое КО размешалось между 58-м и 65-м шпангоутами, кормовое — 65-м и 72-м. Дымоходы обоих котлов свели в одну широкую дымовую трубу.

Запас котельной воды в 46 т хранился в бортовой цистерне правого борта в первом КО. Две турбины «Парсонса» установили в общем турбинном отделении, занимавшем пространство от 72-го до 80-го шпангоута. Вращение от них через одноступенчатые понижающие редукторы, вынесенные в особый влагонепроницаемый отсек (шп.

80 — 85), при помощи валов передавалось на гребные винты, каковые и информировали кораблю перемещение. Последние изготавливались из марганцевой латуни и имели диаметр 3,5 м и ход 4,2 м. Большая мощность турбин достигала 50 000 л.с. на 300 об/мин. Но большая часть судов на ходовых опробованиях перекрыли контрактные обязательства. Так, силовая установка «Кампердауна» развила 52 700 л.с., «Трафальгара» — 51 918 л.с., а «Барфлёра» — 51 065 л.с.

Рекордсменом по скорости был «Виго», развивший на опробованиях 33,5 уз., остальные суда продемонстрировали на несколько десятых, в противном случае и на целый узел меньше. Суда «примера 1943 г.» продемонстрировали приблизительно такие же результаты. Проектантам не удалось обеспечить одно из основных требований, предъявлявшихся к «бэттлам» ввиду возможностей их применения на Тихоокеанском ТВД, — громадную дальность плавания.

При запасе горючего 778 т эсминцы этого типа имели возможность преодолеть 4400 миль со скоростью 12 уз. Кроме того эсминцы типов L и М, проектировавшиеся с прицелом на Средиземноморский ТВД, при меньшем запасе горючего (567 т) имели значительно громадную дальность плавания (5500 миль) и крейсерскую скорость (15 уз.).

Нормативный расход горючего на полном ходу составлял 17,5 т/ч, расход воды варьировался от 1,25 до 3 т. Замеры, совершённые на протяжении ходовых опробований «Кампердауна» в июне 1945 г., продемонстрировали следующий часовой расход горючего: 2,82 т — на скорости 16,36 уз., 5,4 т — на 22,75 уз., 9,5 т — на 27 уз., 15,5 т — на 30,5 уз. и 19,4 т — при скорости и полной мощности 32,65 уз. На судах «примера 1943 г.» часовой расход горючего был больше — в среднем 18,5 т на полной мощности, а для «Барросы» кроме того 20,25 т. Расход воды варьировался в широких пределах — от 1,43 т/ч у «Ютланда» до 6,36 т/ч у «Эджинкурта».

оборудование и Вспомогательные механизмы Чтобы беспокойство моря как возможно меньше оказывало влияние на свойство артиллерии вести пламя по воздушным целям, проектом предусматривалось использование успокоителей качки разработки компании «Денни бразерс», аналогичных тем, что находились на эскортных ЭМ типа «Хант».

В соответствии с расчётам они снабжали гашение бортовой качки до 25° при скорости хода 20 уз. Но мнения начальников эскортных эсминцев относительно полезности и работоспособности этих устройств были далеко не однозначными. К тому же воплощенные в металле успокоители были очень тяжёлыми.

Исходя из этого, контролёр Адмиралтейства решил установить их для сравнительных опробований только на «Кампердаун» и «Финистерре», а на остальных судах высвободившиеся количества корпуса применять для размещения дополнительных 60 т топлива.

В остальном же вспомогательное оборудование «бэттлов» попытались максимально унифицировать с таковым на эсминцах прошлых серий. Самых громадных переделок, относительно ЭМ типа L и М настойчиво попросила электрическая сеть корабля из-за возросшего числа потребителей энергии, в особенности средств управления оружием и связи.

На «бэттлах» установили два турбогенератора мощностью по 200 кВт любой и три дизель-генератора по 100 кВт, что давало в сумме 700 кВт, в то время как на эсминцах типа L эта величина равнялась всего 460 кВт. Неспециализированная масса генераторов составляла 30 т. Для освещения и светосигнализации объектов ночью помогали один боевой — диаметром 36 дюймов (90 см, на мостике средней надстройки) и четыре сигнальных прожектора, по два 10- и 20-дюймовых (на носовой надстройке).

«Бэттлы» несли обычный для английских эсминцев времён 40-х годов XX века комплект корабельных плавсредств: два 25-футовых (7,6-м) моторных катера, один 27-футовый (8,2-м) вельбот и один 16-футовый (4,88-м) моторный динги. Спасательные средства включали четыре 22-местных и четыре 9-местных сетчатых плота, шесть плотов совокупности Дентона и шесть совокупности Кэрли. Неспециализированная расчётная вместимость спасательных средств составляла 399 человек.

Экипаж В соответствии с проекту экипаж на судах «примера 1942 г.» насчитывал 247 человек (из них 20 офицеров) по штату мирного времени (286 — на фаворите) и 308 — военного; ЭМ «примера 1943 г.» — 281 и 306 человек соответственно. В 1945 г. численность экипажа «бэттлов» составляла 292 человека.

Служившие на этих судах моряки отмечали довольно хорошее уровень качества отделки жилых помещений и использование яркой цветовой гаммы вместо «приевшихся» серого, белого и чёрного цветов. Вместе с тем каюты и кубрики были загромождены трубопроводами и всевозможным оборудованием, душевые жали , а сушилки и прачечные для одежды по большому счету отсутствовали. Но возможно ли ожидать большего комфорта на довольно маленьких эсминцах?

Совокупность кондиционирования воздуха на «бэттлах» изначально не предусматривалась, не смотря на то, что считалась очень нужной для работы в тропических широтах. Кое-какие суда взяли её на протяжении ремонтов. Первым стал «Кампердаун», на котором совокупность кондиционирования смонтировали в Сиднее в декабре 1945 г. Она разрешала снизить температуру воздуха в жилых помещениях на 10° С. Большая часть же вторых ЭМ типа «Бэттл» взяли кондиционеры только в начале 1950-х гг.

Манёвренность, мореходность и остойчивость Полный цикл ходовых опробований, пройденный «Кампердауном» в июне 1945 г., дал следующие результаты: диаметр циркуляции — 665 ярдов (608 м) на скорости 32,5 уз., 490 ярдов (448 м) — на 25 уз. До полной остановки с «самого полного вперёд» при работе обеих турбин на задний движение эсминцам требовалось чуть более 90 с. Рекордсменом по этому показателю стал ЭМ «Виго», сумевший уложиться ровно в 90 с.

В рапортах офицеров, служивших на «бэттлах», отмечалась отсутствие вибрации и хорошая остойчивость корпуса. При полном водоизмещении в 3291 т закат диаграммы остойчивости происходил на углах более 90°, а большой восстанавливающий момент при крене в 44°. Для стандартного водоизмещения (2385 т) эти показатели были куда скромнее — 65° и 33° соответственно.

Не обращая внимания на достаточно громадную для эсминцев метацентрическую высоту — 1,09 м в полном грузу и 0,84 м при стандартном водоизмещении качка была достаточно плавной. Её период составлял 10—10,5 с при ходе в 25 уз. и силе ветра 6—7 баллов.

Работа

Как уже говорилось, первый эсминец типа «Бэттл» — «Барфлёр» — вошёл в боевой состав флота в сентябре 1944 г. Он был единственным кораблём этого типа, начавшем работу до окончания войны в Европе. Но так как боевые действия в водах, омывающих Ветхий Свет, уже доходили к концу, новый эсминец переадресовали на Тихий океан, где, как предполагалось, война имела возможность продлиться до конца 1946 г. Фактически сразу после вступления в строй «Барфлёр» зачислили в состав Английского Тихоокеанского флота, в составе которого действовал весной — летом 1945 г., ничем, но, в особенности себя не показав. 2 сентября он в числе вторых судов при

Polish PT-91 Twardy Main Battle Tank — Overview and Opinion

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: