Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф

      Комментарии к записи Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф отключены

Этот материал выкладывается на сайт в преддверие 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

В следствии послевоенного раздела итальянского флота, совершённой представителями четырех держав – Англии, США, СССР и Франции, – СССР приобретал по репарациям 45 вспомогательных судов и кораблей, включая линкор, легкий крейсер, по три миноносца и эсминца, две подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера и т.д. Подписанной в первых числах Февраля 1947 г. директивой главы Главного морского штаба адмирала А. Г. Головко команды для двух эсминцев предписывалось организовать Северному флоту, для третьего – Северо-Балтийскому флоту. Для дискуссии вопросов, которые связаны с передачей судов, 11 февраля 1947 г. была организована Военно-морская рабочая группа четырех держав, делегацию СССР в составе которой возглавлял адмирал В. П. Карпунин.

В соответствии с жеребьевке, СССР доставались эсминцы «Артильере», «Фучильере» (типа «Сольдати») и «Аугусто Риботи» (типа «Мирабелло», 1916 года постройки). Приемку эскадренных миноносцев следовало осуществлять в Одессе, куда суда должны были прибыть из Италии своим ходом с гражданскими экипажами и под коммерческим флагом.

На протяжении переговоров наименования судов, принимаемых СССР, много раз изменялись. Так, «Артильере» сперва собирались переименовать в «Неуловимый», позднее – в «Безжалостный» и, наконец, в «Ловкий»; «Фучильере» – в «Настойчивый», «Бедовый» и «Лёгкий»; «Риботи» – в «Неприступный» и «Интересный», но в конечном счете от его приемки отказались ввиду нехорошего неспособности и технического состояния к переходу.

Первым, 21 января 1949 г., в Одессу прибыл «Артильере» под руководством капитана Резидерио Бараккини. Уже через четыре дня эсминец принял коммунистический экипаж, и на нем спустили итальянский флаг. Капитаном корабля стал капитан 3 ранга И. Мирошниченко.

В марте в Одессе советским экипажем под руководством капитана 3 ранга К. Старицына [1] был принят и «Фучильере».

Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф

В целях обеспечения сохранности принимаемых судов и чтобы не было взрывов и самовозгораний сразу после швартовки в Одесском порту производился их слив топлива и тщательный осмотр. По окончании перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное состояние.

По окончании утверждения приемо-сдаточных актов суда распределялись по частям и соединениям Черноморского флота. Потому, что ни один из них не прошел не то что капитального, но и текущего ремонта и фактически не был укомплектован запасными частями, приборами и инструментами (ЗИП), то боеготовность бывших итальянских судов вызывала у управления советского ВМФ в полной мере обоснованные сомнения.

Детальное обследование продемонстрировало, что суда требуют среднего ремонта, причем особенно запущенным было состояние артиллерийского и торпедного оружия. Не соответствовали эсминцы и условиям эксплуатации на отечественных морских театрах. Так, для приведение их в соответствие с современными требованиями был нужен большой объём и серьёзный ремонт модернизационных работ.

В первоначальный же год по окончании вступления в состав Черноморского флота «Ловкий» и «Лёгкий» перевооружили отечественной зенитной артиллерией, установив вместо итальянских 37-мм и 20-мм автоматов по шесть 37-мм автоматов (один спаренный В-11 на средней надстройке и четыре одинарных 70-К на площадках и крыльях мостика сзади дымовой трубы) и два 12,7-мм пулемета ДШК (на срезе полубака). К 1953 году на «Лёгком» за счет демонтажа кормового торпедного аппарата установили еще два спаренных автомата В-11.

Противолодочное оружие заменили на два штоковых бомбомета БМБ-1 и два бомбосбрасывателя с неспециализированным боекомплектом в 20 громадных глубинных бомб. Артиллерия главного калибра (два спаренных 120-мм орудия) и торпедные аппараты оставались итальянскими.

В будущем, на протяжении средних ремонтов, начавшихся для «Ловкого» через девять месяцев по окончании приемки, а для «Лёгкого» – через полтора года, и завершенных в 1951-1952 гг., на эсминцах выполнили большой количество модернизационных работ: штурманское средства и вооружения связи заменили отечественными аналогами, установили РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1 М4» и аппаратуру опознавания «Факел-М»; выполнили изоляцию подволоков и бортов в жилых помещениях; установили рундуки и стационарные койки в кубриках команды; смонтировали вспомогательный котел, совокупность парового отопления, пищеварные котлы на камбузе; дизель-ряд и генераторы запасных механизмов кроме этого заменили отечественными. Цена ремонта составила около 3 млн. рублей.

Произведенная модернизация не повысила боевую сокровище «Лёгкого» и «Ловкого», но пара приблизила их к условиям эксплуатации в отечественном флоте. Не смотря на то, что они были зачислены в состав эскадры Черноморского флота, применяли их большей частью лишь в учебных целях, а в марте 1953 г. перевели в 78-ю бригаду учебных судов. В течение 1952-1954 гг. «Ловкий» и «Лёгкий» эксплуатировались с высокой интенсивностью, проходя каждый год по 6-11 тысяч миль за 500-900 ходовых часов.

Оба эсминца учавствовали в съемках вышедшего на экраны в первой половине 50-ых годов XX века художественного фильма «Капитан корабля» режиссера В.А. Брауна (с Михаилом Кузнецовым в ключевой роли).

К середине 1950-х годов стало очевидным, что не обращая внимания на произведенную модернизацию бывшие итальянские эскадренные миноносцы совсем устарели. 30 декабря 1954 г. их разоружили, перевели в категорию судов обеспечения боевой подготовки и переформировали в суда-цели, наряду с этим «Лёгкий» взял наименование ЦЛ-57, а «Ловкий» – ЦЛ-58.

Одновременно с этим руководство Черноморского флота выступило с инициативой переоборудовать бывшие итальянские эсминцы в базисные суда воздушного наблюдения, связи и оповещения (ВНОС) с усилением зенитного и противолодочного оружия. Ответом помощника главнокомандующего флотом по судоремонту и вооружению адмирала Н.И. Виноградова от 3 марта 1955 г. такое переоборудование не запрещалось в отношении «Ловкого», проходившего текущий ремонт на заводе №13 в Севастополе. Проект переоборудования разрабатывался севастопольским СКБ-172 конкретно на протяжении работ, каковые были закончены в относительно маленькие сроки – корабль, взявший наименование КВН-11, вступил в строй в последних числах Октября 1955 г.

На корабле были установлены две РЛС обнаружения воздушных целей «наземного примера типа П-8», снабжавшие обнаружение самолетов на высоте 8000 м на дистанции до 200 км, оборудованы боевой информационный пост (БИП) и наведения и командный пункт управления истребительной авиации (КПУ-НИА), РЛС «Гюйс» заменили более идеальной «Линь», всецело обновили и усилили состав средств связи.

На местах демонтированных артиллерийских торпедных главного аппаратов и установок калибра установили четыре спаренных 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ; два 37-мм автомата 70-К сначала оставались на собственных местах, но скоро были сняты. Усиление противолодочного оружия заключалось в установке четырех бесштоковых бомбометов БМБ-2 на корме и двух РБУ для стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-12 в носовой части. Для обнаружения подводных целей установили гидроакустическую станцию «Тамир-5Н».

Как сетует авторитетный историк М. Котов, сведений об трансформации в следствии переоборудования кораблестроительных элементов корабля в документах не найдено. Известно только, что остойчивость КВН-11 существенно снизилась, и он был допущен к плаванию с ограничением по беспокойству моря до 5 баллов и расходовании жидких грузов не более 50%.

На опробованиях была достигнута скорость полного хода 23,4 уз, но такое ее понижение разъясняется, по всей видимости, не столько модернизационной перегрузкой, сколько износом механизмов. переоборудования и Стоимость ремонта составила 3,5 млн. руб.

«Ловкий» стал единственным трофейным кораблем, прошедшим модернизацию столь громадного количества. Решения о переоборудовании по тому же проекту однотипного «Лёгкого» так и не последовало.

Но и в новом качестве жизнь бывших итальянских эсминцев длилась недолго. 21 января 1960 г. исключили из перечней судов флота и сдали на слом ЦЛ-57, а через два месяца, 27 марта, – КВН-11.

источники и Литература

  • • Бережной С.С. репарации и Трофеи ВМФ СССР. Справочник. – Якутск, 1994.
  • • Бережной С. Приемка СССР судов итальянского флота // «Морской сборник», 2000, №9.
  • • Котов М. модернизация и Ремонт бывших германских и итальянских судов в советском ВМФ (1945-1955) // «Тайфун», 2002, №2.
  • • Bagnasco Е. Cacciatorpediniere classe «Soldati» // Nave italiane della 2a guerra mondiale. T.15. – Parma: Ermanno Albertelli Editore, 1993.
  • [1] На протяжении ВОВ руководил эсминцем «Карл Либкнехт»

источник: Сергей ПАТЯНИН «Итальянские эсминцы в советском флоте» «Арсенал-Коллекция» № 3’2014

Эсминцы проекта 7. Морские легенды [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: