Сэм дили – «убийца эсминцев»

      Комментарии к записи Сэм дили – «убийца эсминцев» отключены

В истории охоты американских субмарин на японские эсминцы летом 1944 г.[1] имеется одна ее командир и лодка, о которых необходимо поведать раздельно. Это «Хардер» (SS-257 «Harder») и ее единственный шкипер Сэм Дили. В этом рассказе все будет показательно: да и то, при каких событиях Дили взял собственный прозвище «Убийца эсминцев», да и то, как «Хардер» погибла со всем экипажем.

Сэмуэль Дэвид Дили (Samuel David Dealey) появился 13 сентября 1906 г. в Далласе, штат Техас. Он окончил Военно-морскую академию США в июне 1930 г. и взял первое направление для службы на линейный корабль «Невада». В марте 1934 г. он недолго служил на четырехтрубнике (запомним это!) «Рэтбум» (DD-113), а после этого подал рапорт на зачисление в школу подплава в Нью-Лондоне, штат Коннектикут.

По окончании окончания учебы служил на лодках S-34 (SS-139), S-24 (SS-129), «Наутилус» (SS-168) и «Бэсс» (SS-164).

Сэм дили – «убийца эсминцев»

С мая 1937 г. у Дили был недолгий период береговой работы – ассистентом старшего офицера базы морской авиации в Пенсаколе, а летом 1939 г. он был назначен старшим офицером эсминца (обратим внимание: снова флешдекер) «Рубен Джеймс» (DD-245). За шесть месяцев до смерти корабля в Атлантике от торпеды германской субмарины Дили был назначен начальником субмарины S-20 (SS-125), употреблявшейся в учебных целях при школе подплава в Нью-Лондоне.

Данной лодкой он руководил два года, встретив на ее борту вступление США во Вторую Мировую войну. Последнее событие дает право утверждать, что к тому времени у Сэмуэля Дили был громадный, пускай кроме того и не боевой, опыт руководства подводной лодкой.

2 декабря 1942 г. Дили принял под руководство субмарину «Хардер», пребывавшую в стадии достройки на верфи компании «Электрик Боут» в г. Гротон, штат Коннектикут. Эта лодка типа «Гэтоу» была заказана 1 июля 1940 г., заложена 1 декабря 1941 г., построена 19 августа 1942 г., зачислена в перечни флота 2 сентября 1942 г.

Увлекательный момент: на протяжении учебного похода «Хардер» у восточной части прибрежной полосы США Дили смог предохранить собственную лодку при ошибочной атаке американским патрульным самолетом. Весной 1943 г. «Хардер» прибыла в Перл-Харбор, откуда 7 июня вышла в собственный первый боевой поход.

Перед тем как потопить собственный первый вражеский эсминец Сэмуэль Дили совершил три успешных боевых похода (два к о. Хонсю и один к Марианским островам), записав на собственный счет вспомогательный гидроавианосец и восемь транспортов. Конечно, что любая победа додавала экипажу «Хардер» веры и мастерства в собственного начальника.

* * *

направляться подчернуть, что недочёты во всех звеньях японской противолодочной оборы в течение всей войны являлись питательной средой, содействующей стремительнейшему опытному росту американских подводников. Активные, но бесплодные упрочнения эскортных судов разрешали начальникам субмарин США взять нужный боевой опыт, что при более действенных действиях сил ПЛО доставался бы через чур дорого и не накапливался бы так скоро.

В один момент американские подводники избавлялись от довоенной боязни вражеских эскортных судов. Хорошей иллюстрацией тому помогает история двадцатичасовой баталии «Хардер» с японским конвоем на протяжении третьего боевого похода.

14 ноября 1943 г. конвой под кодовым номером 4114 покинул Трук и вышел курсом на метрополию. В его составе следовали транспортные суда «Никко-мару», «Удо-мару», «Тиё-мару» и «Хокко-мару». Последнее вело на буксире поврежденный охотник Ch-10.

Для четырех транспортов (кроме того с учетом буксируемого подранка) эскорт был более чем достаточен и включал эсминец «Юдзуки» (тип «Муцуки», 1927 года постройки), фрегат «Фукуе» (тип «Эторофу», 1942 г.) и патрульный корабль РВ-46 (бывший «Югао» – эсминец 2-го класса типа «Вакатаке», 1924 г.).

В начале утра 19-го числа конвой был северо-восточнее о. Асунсьон (Марианская гряда). Тут японцы вошли в воды, где оперировала «волчья свора» в составе: «Парго» (SS-264), «Снук» (SS-279) и «Хардер». Радар «Хардер» выдал контакт с группой целей, и Дили постарался позвать по радио остальные лодки своры.

Это ему не удалось из-за интенсивного глушения всех применяемых частот японскими станциями. «Хардер» предстояло атаковать конвой самостоятельно. Несложно просчитать, чего бы добился начальник германского «U-бота», ввяжись он в одиночку в бой с тремя эскортными судами Королевского флота в конце 1943 г. А вот как развивались события на Тихом океане.

Удерживая радарный контакт, «Хардер» вышла в голову конвоя и погрузилась в 7,5 милях впереди противника. Курс конвоя вывел японцев прямо на лодку, наряду с этим «Юдзуки» успел найти субмарину своим гидролокатором. Нежданно для подводников конвой начал маневр уклонения.

Дили было нужно стрелять «навскидку» и безотлагательно погружаться, дабы не попасть под таран одного из транспортов. Попадание торпеды (в 04.15) было нужно в «Хокко-мару», уже через 20 мин. судно скрылось под водой, унося с собой 45 человек. Беззащитный Ch-10 замер без хода.

Дили развернул лодку и разрядил четыре кормовых аппарата. В 04.35 торпеда поразила «Удо-мару». Повреждения были важны, транспорт утратил движение.

Эскортные суда ринулись в атаку, но «Хардер», оснащенная батитермографом [2], ушла на глубину, где была укрыта от вражеских акустиков слоем холодной воды. Подводники насчитали 64 взрыва глубинных бомб, но ни один из источников не показывает на то, что хотя бы один из них воображал для субмарины настоящую опасность. До тех пор пока японцы взрывали море, на лодке перезаряжали торпедные аппараты.

Отогнав (как они полагали) неприятеля, японцы пробовали продолжить перемещение. С «Тиё-мару» завели финиш на Ch-10. Эта пара в сопровождении «Фукуе» поспешила к Титидзиме. «Юдзуки» взял на буксир «Удо-мару», но в 10.40 поврежденный корпус транспорта не выдержал нагрузок, кормовая часть оторвалась и скоро затонула. Носовая секция до тех пор пока держалась на плаву.

По всей видимости, она была велика, потому, что японцы приложив все возможные усилия пробовали спасти ее. Связанный буксирной операцией эсминец был совсем ненужен для отражения вероятных атак подводного соперника, исходя из этого в 18.50 к месту операции по спасению был возвращен рудовоз «Никко-мару». Он «впрягся» в буксир вместо «Юдзуки».

Через пара часов борьбы японцам было нужно сдаться: океан поглотил искалеченный остов «Удо-мару».

Вечером «Хардер» опять была во всеоружии. Дили ринулся в погоню и к полуночи нагнал соперника. Лодка обошла «Никко-мару» и дала по транспорту залп из кормовых торпедных аппаратов.

Увы, все четыре «рыбины» (лодка была вооружена торпедами Mark 14-3А) прошли под целью. Дили не сдался. Он снова обогнал рудовоз и выпустил еще три торпеды из носовых аппаратов. «Никко-мару» был поражен в корму и середину корпуса.

Отчаянные упрочнения экипажа транспорта разрешили продолжить перемещение, а «Хардер» была вынуждена развернуть к себе: запас торпед был исчерпан. Все же это был несчастный сутки для японцев: рудовоз затонул на пути в Японию.

Создатель не смог отыскать информации о том, с какой частью разбитого конвоя шел РВ-46, но как мы знаем, что в группе с «Тиё-мару» его не было. Японцы подобрали из воды около 600 человек с «Хокко-мару» – быть может, их принял РВ-46. Вероятно кроме этого, что патрульный корабль затем совершал предстоящий переход самостоятельно.

Не приходится сомневаться в одном: если бы Сэмуэль Дили не берег торпеды для транспортов, он имел возможность потопить любой из судов эскорта конвоя, в противном случае и несколько!

* * *

В четвертый боевой поход «Хардер» вышла 16 марта 1944 г. Лодка покинула Перл-Харбор, направляясь к Каролинским островам. 13 апреля в 180 милях юго-юго-западнее Гуама «Хардер» нашла транспорт «Саньё-мару», что в сопровождении эсминца «Икадзути» (тип «Акацуки», 1932 г.) совершал переход с Сайпана к Волеаи.

Дили нападал и потопил эсминец, на котором из-за детонации глубинных бомб погиб целый экипаж.

В этом походе Дили потопил еще один мая и 3 транспорт привел лодку во Фримантл (Австралия), поступив в распоряжение руководства подводных сил юга Тихого океана.

* * *

Слава «убийцы эсминцев» пришла к Дили по окончании его пятого боевого похода.

Сейчас «Хардер» вышла из Фримантла 26 мая в район Целебесского моря. Лодка имела задание принять на борт разведгруппу у северо-восточной части береговой полосы о. Борнео. Дабы выполнить эту задачу, ей следовало пройти через узкий пролив Сибуту между южными островами архипелага Сулу и северо-восточным побережьем Борнео.

Так как главные силы японского флота пребывали в архипелаге Сулу, базируясь на якорную стоянку Тавитави, «Хардер» была вынуждена продвигаться к проливу крайне осторожно. Одновременно с этим, базирование сил японского флота в районе, что должен был пересечь Дили, принципиально увеличивало возможность встречи с вражескими эсминцами.

6 июня по окончании захода солнца «Хардер» пребывала в проливе Сибуту, в то время, когда при помощи радара SJ был обнаружен конвой в составе трех больших судов и двух судов охранения. На расстоянии 16 000 м цели были обнаружены визуально и опознаны как три танкера с эскортом из двух эсминцев. Конвой двигался со скоростью 15 уз, меняя курс и отходя в сторону от лодки, что задерживало сближение.

Дили дал полный надводный движение с целью занять позицию впереди конвоя. Вынырнувшая из-за туч луна осветила подлодку, и она была увидена соперником. Эсминец «Минацуки» (тип «Муцуки», 1927 г.), пребывающий на расстоянии около 6 миль, развернулся и отправился на лодку. «Хардер» начала отступать со скоростью 19 уз., но эсминец давал 24 уз.

В то время, когда расстояние сократилась до 42 кбт., Дили погрузился и быстро отвернул влево, готовя кормовые торпедные аппараты. С дистанции около 5 кбт. «Хардер» выпустила три торпеды. Две из них попали в цель. «Минацуки» затонул так скоро, что через четыре 60 секунд по окончании выпуска торпед подлодка смогла всплыть для преследования конвоя.

Но в бой вступил второй эсминец. Это был более большой «Вакацуки» (тип «Акицуки», 1943 г.). Его начальник-капитан 2 ранга Судзуки Ясуацу руководил эскадренными миноносцами сначала войны.

Дили расстрелял по «Вакацуки» шесть торпед, но Судзуки вывел корабль из-под удара и преследовал «Хардер» , пока конвой не вышел из района контакта. Наряду с этим эсминец спас 45 человек из экипажа «Минацуки». Лодка смогла всплыть под перископ лишь под утро.

Наличие подлодки недалеко от сосредоточения сил флота японцев не устраивало, и они подняли тревогу: перед полуднем 7 июня патрульный самолет загнал «Хардер» под воду, а после этого привёл к помощи. Это был новейший эсминец «Хаянами» (тип «Югумо», 1943 г.).

«Хаянами» нашёл перископ подлодки на расстоянии приблизительно 3500 м и, скоро уменьшая расстояние, отправился прямо на «Хардер». Дили выждал, пока эсминец не приблизился на 600 м, после этого выпустил по нему три торпеды. Через 15 секунд на расстоянии всего в 250 м первая торпеда попала в середину «Хаянами», а вторая — в его кормовую часть. Раздался сильный взрыв: на субмарине думали, что у эсминца взорвались или котлы, или погреба.

Менее чем через 60 секунд по окончании взрыва первой торпеды и через девять мин. по окончании того, как корабль был увиден, он начал тонуть. С ним погибли 208 членов экипажа, включая дивизиона и командиров корабля. Это была блестящая победа американской субмарины и громкое фиаско для миноносных сил Японии.

К месту боя были стянуты сходу шесть японских эсминцев, но Дили разумно уклонился от встречи с ними. «Уракадзе» капитана 3 ранга Ёкота семь дней подобрал из воды 45 человек с «Хаянами».

«Хардер» продолжила путь на север через пролив Сибуту и ночью 8 июня удачно приняла на борт шестерых австралийских коммандос.

Рано утром 9 июня, в то время, когда субмарина легла на обратный курс, дозорный самолет соперника вынудил ее погрузиться. Скинутая бомба взорвалась, в то время, когда «Хардер» была на перископной глубине; лодку очень сильно тряхнуло. Скоро показались два японских эсминца.

Море было негромким и прозрачным, исходя из этого Дили предпочел увести субмарину на глубину. Вражеские суда пара раз проходили над лодкой, но не смогли ее найти, поскольку она держалась весьма глубоко. По окончании полудня «Хардер» всплыла и отправилась на юг.

В 21.00 того же дня «Хардер» встретила еще два японских эскадренных миноносца, каковые охраняли в самой узкой части пролива Сибуту. Подлодка погрузилась, дабы при лунном свете произвести сближение под перископом.

На расстоянии в 2700 м от лодки оба эсминца совершили поворот вправо. При новом курсе первый из них поставил под удар собственный левый борт. В то время, когда до целей оставалось 900 м, было выпущено четыре торпеды. Дили и его старший офицер замечали два попадания в первоначальный и одно – во второй эсминец и доложили, что видели оба корабля тонущими.

Однако, в ту ночь потоплен был лишь «Таникадзе» (с ним погибло 114 чел.). Возможно, вторым эсминцем был «Уракадзе». Именно он спас 126 членов экипажа «Таникадзе», но никаких повреждений в ту ночь не получал.

10 июня «Хардер» нашла громадное японское соединение, в котором Дили насчитал 3 линейного корабля, 4 крейсера и 6 либо 8 эскадренных миноносцев, шедших под сильным воздушным прикрытием. Это была эскадра адмирала Угаки Матоме, направлявшаяся к о. Биак. Со своей стороны, лодка кроме этого была увидена и атакована самолётами и эсминцами. Наряду с этим Дили сам атаковал вражеский эсминец и претендовал на победу, но послевоенные изучения этого не подтвердили.

По окончании двухчасового преследования соперник утратил контакт с «Хардер», и лодка всплыла, дабы передать радиодонесение об обнаружении вражеских судов. Субмарина закончила собственный пятый поход, возвратившись в Фримантл 10 июля и установив за собой славу истребителя эсминцев.

Громкому результату сопутствовало то, что в походе «Хардер» появилась в районе сосредоточения сил японского флота. Лодка много раз обнаруживала вражеские эсминцы, защищавшие район, и много раз обнаруживалась соперником. Она совершила 6 торпедных атак (из них 4 ночных), на протяжении которых было выпущено 19 торпед и заявлено 9 попаданий.

Не смотря на то, что возможность убедиться в настоящих итогах у Дили была далеко не всегда, его доклад о пяти потопленных эсминцах (не будем ставить под вопрос чистосердечность его заблуждений) не позвал веских сомнений у руководства.

Послевоенные подсчеты сократили предполагаемый итог «Хардер» в части потопленных эсминцев до четырех единиц, а также – трех за один поход, но результат все равно есть выдающимся. В американском флоте рекорд Сэма Дили устоял до самого финиша войны. Не считая него, лишь начальник «Тотог» (SS-199) Уильям Б. Сайглаф записал на собственный счет два эскадренных миноносца 1-го класса.

В случае если добавить в учет победы, одержанные американскими субмаринами над эскортными миноносцами, эсминцами 2-го класса, миноносцами, и патрульными судами, ранее являвшимися эсминцами, это добавит еще лишь четырех офицеров, имевших по две победы над миноносными судами Императорского флота (Демпси, Клакринг, О Портер и Нейл). Ни один из подводников вторых флотов мира кроме этого не смог повторить итог коммандера Дили.

За пятый поход Сэмуэль Дили был представлен к высшей призу США – Медали Почета [3], но награжден был уже посмертно. Приз в 1945 г. взяла вдова подводника – госпожа Эдвина Дили.

Принципиально важно подчернуть, что самые опытные (и храбрые) начальники американских подлодок (не только Дили), сталкиваясь с японскими эсминцами, довольно часто применяли очень рискованный прием. Они подпускали соперника на минимальную расстояние и производили торпеды, пребывав на курсовом угле цели, близком к нулю. Иначе говоря в момент торпедного залпа эсминец и лодка двигались фактически в кильватере приятель за втором или навстречу друг другу.

Расстояние стрельбы наряду с этим составляла 700-800 м. Наряду с этим любое воздействие начальника эсминца, продолжавшего сближение (как поворот, так и сохранение курса), приводило к торпедному попаданию, в противном случае и к нескольким. Основная опасность этого маневра для подлодки заключалась в возможности отказа взрывателя торпед, как по техническим обстоятельствам, так и из-за несрабатывания, позванного малой расстоянием.

В этом случае лодке угрожал таран либо прохождение эсминца прямо над субмариной, другими словами выход соперника на беспроигрышную позицию для бомбометания. Как продемонстрировала судьба «Хардер», у этого приема был еще один скрытый нюанс. Против судов, меньше и маневреннее эскадренного миноносца, такая тактика была принципиально более рискованной…

* * *

Коммандер Дили, уже совершивший пять боевых походов, должен был сдать корабль и взять новое назначение. В один момент с ним лодку должна была покинуть треть экипажа, а на смену прийти новички. В данной ситуации Дили не захотел передавать корабль новому начальнику и упросил руководство дать ему совершить с обновленным экипажем шестой боевой поход.

«Хардер» покинула Австралию 5 августа 1944 г. Сейчас Дили получил приказ возглавить группу, в которую, кроме его лодки, входили «Хэйк» (SS-256, лейтенант-коммандер Фрэнк Э. Хэйлор) и «Хэддоу» (SS-255, лейтенант-коммандер Честер У. Нимиц-младший – сын адмирала Честера Нимица), и вести совместную охоту в Южно-Китайском море к западу от о. Лусон.

В то время, когда 21 августа несколько Дили достигла района патрулирования, находящиеся тут американские лодки вот уже трое дней вели сражение с громадным японским конвоем «Н1-71». Сейчас конвой понес значительные утраты, его эскорт и суда были рассеяны, субмарины занимались преследованием разрозненных сил соперника.

Полная история избиения «НI-71» американскими подлодками выходит за рамки отечественного повествования. Отметим только, что 21 августа несколькопод руководством «Хардер», присоединилась к подводным лодкам «Гитарро» и «Рей» для нападения на часть конвоя в районе о-ва Палаван. Тут субмаринами были потоплены четыре японских судна неспециализированным тоннажем в 22000 т. [4].

К утру следующего дня «Хардер» и «Хэддоу» отошли ко входу в Манильский залив.

В начале утра 22 августа через позицию этих лодок двигались три японских эскортных корабля (по японской терминологии – кайбокан, по западной классификации – фрегаты): «Садо» (капитан 2 ранга Танигути Нобуёси), «Мацува» (капитан 3 ранга Цутитори Акира) и «Хибури» (капитан 3 ранга Исикава Хироси). Ранее эти суда были отделены от «Н1-71» для охоты за нападавшими его подводными лодками и сейчас направлялись на соединение с силами эскорта конвоя. Эти фрегаты типов «Эторофу» (первые два) и «Укуру» (третий) принадлежали к самый «зубастым» в противолодочном отношении боевым единицам Императорского флота, и последовавшая атака их лодками Дили и Нимица говорит о том, как пренебрежительно американские подводники относились к японским противолодочным силам.

Разумеется, на фрегатах вражеские субмарины «проспали». В 04.56 недалеко от залива Хайдай «Мацува» и «Хибури» в один момент взяли в левый борт по торпеде, выпущенных с «Хардер». «Садо» постарался оказывать помощь пострадавшим собратьям, но, остановившись сам, в 05.24 был поражен торпедой с «Хэддоу». Нужно дать должное японским кораблестроителям: все три фрегата остались на плаву, но лишились хода.

Этим фактом их будущее была предрешена. «Хардер» в 06.49 добила «Мацува», а в 07.55 – «Хибури»; «Хэддоу» в 07.20 потопила «Садо». Информация о утратах в экипажах фрегатов противоречива, но как мы знаем, что, несмотря на близость берега, они были тяжелыми: все три начальника и большая часть из практически 450 человек погибли. К этому времени к району боя подошла «Хэйк».

Несколько опять была в сборе.

Охраняя у западного берега о. Лусон утром 23 августа «Хэддоу», нашла эсминец «Асакадзе» (тип «Камикадзе», 1923 г.) капитан-лейтенанта Ямагути Осаму, сопровождавший танкер «Ниё-мару» (обычный, типа 1TL, 10022 брт) из Такао (Формоза) в Манилу.

Нет никаких сомнений, что «Хэддоу» стёрла с лица земли бы и танкер, и его незадачливого конвоира, но на лодке оставалась всего одна торпеда (В первую очередь похода «Хэддоу» записала на собственный счет два транспорта и фрегат потопленными, танкер поврежденным). Выбора не было, и в 08.00 Нимиц-младший последней торпедой поразил эсминец. К досаде американцев, попадание было нужно через чур близко к носу, исходя из этого ветхий корабль только утратил оконечность, но остался на плаву.

Новых атак не последовало, исходя из этого «Ниё-мару» забрал «Асакадзе» на буксир и потащил к заливу Дасол. Буксировку эсминец всё-таки не перенес – на следующий сутки перевернулся и затонул в 20 милях юго-западнее м. Болинао (по окончании войны «Асакадзе» справедливо был засчитан как победа «Хэддоу»). Действительно, большинство экипажа, включая начальника, была принята на танкер.

Появлявшись в одиночестве, «Ниё-мару» укрылся в заливе Дасол, где был мелководьем защищен от атак из-под воды.

«Хэддоу» осталось только облизываться, и Нимиц рассказал о ситуации начальнику группы. Дили приказал ему направляться на базу, а «Хардер» и «Хэйк» ринулись в погоню, дабы перехватить и стереть с лица земли «потерянные» цели (о том, что «Асакадзе» затонул, американцы не знали). К утру 24 августа обе субмарины уже караулили добычу недалеко от залива Дасол.

Но вместо легкой охоты подводников ожидала катастрофа.

До того момента, как американцам стали дешёвы японские архивы, предстоящую картину они воссоздавали по докладу начальника «Хэйк» Фрэнка Хэйлора. По возвращении на базу он сказал следующее.

24 августа в 04.53 «Хэйк» погрузилась неподалеку от м. Кайман, тогда как «Хардер» пребывала от нее на расстоянии 4000 м к югу. Скоро гидрофон «Хэйк» зарегистрировал не сильный шум винтов в южном направлении, а в перископ были увидены два корабля, каковые были классифицированы как трехтрубный тральщик и эскадренный миноносец. Лодка начала выходить в наступление, но скоро прекратила ее, в то время, когда эсминец начал уходить противолодочным зигзагом к заливу Дасол.

Тральщик отстал от него практически у самого залива.

Для классификации соперника Хэйлор обратился к идентификационному справочнику (ONI41 42 naval-intelligence warship recognition booklet) и узнал, что на всём ТВД существует единственный трехтрубный эсминец – таиландский «Фра Руанг» (Phra Ruang), бывший английский «Радиант» типа «R», постройки 1917 г. Сути это не поменяло. Таиланд был союзником Японии и с 25 января 1942 г. был в состоянии войны с США, т.е. эсминец был вражеским.

В 06.47 «Хэйк», идущая курсом на север, нежданно нашла на расстоянии 200 м перед собой перископ «Хардер». После этого были услышаны не сильный звуки работы винтов, и Хэйлор, чтобы не было столкновения, приказал отвернуть и держать курс на юг. В поднятый перископ было видно, что японский тральщик поменял курс и отправился прямо на субмарины.

Начальник «Хэйк» сделал вывод, что соперник их нашёл, и приказал уйти на громадную глубину. Данный факт любопытно контрастирует с поведением Дили и Нимица при встрече с тремя фрегатами. Некое время акустик «Хэйк» слышал неясный шум винтов японца. После этого в 07.28 на «Хэйк» насчитали 15 нередких разрывов глубинных бомб.

Опять стало слышно, как трудятся винты тральщика. Все это длилось в течение некоего времени, пока «Хэйк» маневрировала, стараясь скрыться в западном направлении. В 09.55 все шумы стихли и подлодка всплыла на поверхность.

Горизонт был чист.

В тот сутки «Хардер» больше не показывалась, на запросы по радио не отвечала. Не присоединилась она к «Хэйк» и позднее. Пришел сутки, в то время, когда американскому руководству было нужно признать смерть «Хардер» со всем экипажем в 79 человек.

Доклад Хэйлора не позволял усомниться, что лодка коммандера Дили погибла утром 24 августа.

Послевоенное изучение японских документов в целом подтвердило события смерти «Хардер», но добавило к данной истории серьёзные уточнения.

Лишившийся эскорта «Ниё-мару» доложил по радио о собственных злоключениях. японские базы и Берег были рядом, и помощь прибыла достаточно скоро. В залив Дасол за танкером штабом Третьего экспедиционного флота были направлены патрульный корабль РВ-102 и кайбокан CD-22. Они вышли из Манилы 23 августа в 17.57 и направились на протяжении берега на север.

Эти суда и нашёл Хэйлор.

Наряду с этим начальник «Хэйк» допустил неточность, не принципиальную, но повлекшую за собой одну из самые известных мистификаций в историографии тихоокеанской войны. «Фра Руанг» вправду был единственным трехтрубным эсминцем, что имел возможность встретится американцам у Филиппин (два эсминца типа «Новик» ВМС Перу в качестве варианта мы разглядывать не будем), но… это был не он. Патрульный корабль РВ-102 являлся бывшим американским эсминцем «Стюарт» (DD-224) 1920 года постройки, захваченным японцами в поврежденном состоянии в доке Сурабаи в начале 1942 г. Данный корабль американцами в далеком прошлом был уже оплакан и списан.

Но рачительные японцы такие вещи не выбрасывали. По окончании переоборудования и ремонта два передних дымохода флэшдекера были объединены в одну трубу. Не ясно, как американский офицер не определил родной корабль с очень необычными пропорциями и архитектурой, но так или иначе с подачи Хэйлора по послевоенным американским источникам отправилась гулять история о смерти американского подводного аса в сражении с тайским эсминцем.

Флэшдекер был чуть моложе и практически в полтора раза больше бывшего англичанина, но не это было главным. В «формате» патрульного корабля противолодочная составляющая РВ-102 (вооружение и подготовка экипажа – 72 глубинные бомбы) значительно меняла обстановку. Кстати, Хэйлор страшно совершил ошибку в классификации и второго соперника. Однако, что-то вынудило его уклониться от боя.

Что именно – мы ни при каких обстоятельствах не определим. А вот о мотивах ответа Дили принять бой возможно делать выводы фактически точно. Начальник подлодки, что всего дни назад играючи записал на собственный счет два фрегата, чуть ли видел основания для отступления.

Особенно если он правильно опознал РВ-102 как ветхий эсминец ВМС США, ставший вражеским трофеем!

И на РВ-102 (капитан-лейтенант Йосима Томоёси), и на CD-22 еще при подходе к заливу Дасол нашли поднятые перископы обеих субмарин (нет, не уважали американцы японскую ПЛО!), исходя из этого японцы имели ясное представление о силах соперника. Так, основной козырь подлодки – скрытность, был потерян.

Обстановка совсем обострилась причиной, о котором Хэйлор уже не определил и не смог поведать: в то время, когда «Хэйк» погрузилась и отошла, в небе показался японский противолодочный самолет. Будущее кинула на стол козыри.

РВ-102 начал перемещение, сопровождая танкер, a CD-22, наведенный нашедшим лодку самолетом, устремился в наступление. В случае если Дили идентифицировал РВ-102 правильно (а он вправду имел возможность разобраться, что это за корабль), чуть ли он полагал его важным соперником. Со своей стороны, такая оценка обстановки имела возможность укрепить его в решимости принять бой.

«светло синий» дала залп по CD-22 тремя торпедами. Но один атакующий фрегат, над которым висит противолодочный самолет, значительно отличается от трех сонных фрегатов, каковые бредут к себе по окончании двух дней постоянных боев. Более того: принципиально более маневренный и меньший по размерениям фрегат (протяженность 69,5 м) имел значительно больше шансов на уклонение от торпед, чем, к примеру, потопленный Сэмом Дили в подобной обстановке эсминец «Хаянами» (117 м) [5].

Т

Ад под водой. Убийца эсминцев

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: