Маленькая хищная рыбка. подводные лодки проекта 865. ссср

      Комментарии к записи Маленькая хищная рыбка. подводные лодки проекта 865. ссср отключены

Предпосылки к созданию первых сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) показались еще в годы Первой Мировой. Обстоятельством стал необычный паритет в надводных флотах воюющих государств. Опыт Ютландского боя продемонстрировал, что сражение судов первого ранга неминуемо будет сопровождаться важными утратами с обеих сторон. Учитывая время и стоимость постройки этих судов, рисковать ими не хотелось.

В итоге линейные корабли простаивали в портах, являясь своеобразным «оружием сдерживания» на море. Как раз тогда и появилась поговорка, что линейные корабли сражаются уже самим своим существованием, являясь постоянной угрозой коммуникациям соперника. Ударить корабли в базе было нечем – авиация еще не достигла нужного для таких действий уровня, а от простых подводных лодок базы были надежно прикрыты.

Пробраться в базу и ударить линкор имела возможность лишь весьма маленькая подлодка.

На первых порах она представляла собой доработанную торпеду, на которой сидели верхом два диверсанта в легководолазном снаряжении. Не обращая внимания на достигнутые удачи (итальянскими диверсантами был потоплен австрийский линейный корабль Viribus Unitis), схема с наружным размещением экипажа имела множество недочётов, главными из которых были малая дальность, уязвимость и повышенная утомляемость экипажа от подводных взрывов – воюющие государства достаточно скоро ввели предупредительное периодическое сбрасывание глубинных бомб у входов в гавани, действенно противодействующее проникновению легководолазов. По окончании окончания войны про диверсионные подводные лодки фактически сходу забыли.

СССР одним из первых отыскал в памяти про СМПЛ – не имея возможности выстроить современный флот, нам было нужно делать ставку на флот «москитный». Строились торпедные катера, спешно создавались подводные лодки. В 1934-1935 гг. в Остехбюро (ОТБ) была создана СМПЛ «АПСС» («аэро-подводный самодвижущийся боеприпас»). АПСС воображал собой маленькую (водоизмещение 7,2/8,5 т) СМПЛ, несущую одну 457-мм торпеду либо заряд ВВ в лодки.

АПСС должен был транспортироваться к базе соперника на подвеске самолета, в качестве носителя предусматривался «воздушный крейсер» Туполева АНТ-22. По плану главы ОТБ В.И. Бекаури АПСС должен был наводиться на цель по радио с борта корабля либо самолета носителя. Ручное управление предусматривалось, но почему-то без шуток не воспринималось.

В 1935–1936 гг. были выстроены две лодки. Но на протяжении опробований стало известно, что

«неприятность дистанционного управления данной лодкой далека от хорошего ответа».

Опробования с участием водителей не проводились.

Следующая СМПЛ была кроме этого спроектирована в ОТБ как радиоуправляемая, но по окончании провала АПСС на опробованиях про очень «сырое» радиоуправление забыли и проект реализовали как СМПЛ с экипажем. «Пигмей» – такое наименование взяла эта СМПЛ, – был выстроен в середине 1935 г. Это была полноценная дизель-электрическая СМПЛ, вооруженная двумя торпедами, размещенными в бортовых нишах корпуса. Отсутствие у конструкторов ОТБ опыта проектирования ПЛ стало причиной продолжительной и малоуспешной доводке «Пигмея» (лодка не хорошо управлялась, ГЭД грелся и в итоге сгорел, торпеды при стрельбе цепляли за корпус, компас давал неточность в 36 градусов, обитаемость была сверхтяжелой).

В следствии был отменён государственный заказ на постройку этих лодок (добиться которого Бекаури смог, не ждя госиспытаний). Таковой результат был по тем временам закономерен – ОТБ бралось решать принципиально новые технические вопросы, реализовать каковые не разрешал ни опыт конструкторов, ни состояние индустрии. не меньше закономерен и последовавший скоро арест Бекаури и фактически всех ведущих конструкторов ОТБ.

Управление страны не забыло обиду Бекаури обещания создать армады управляемых по радио самолетов, подводных лодок и катеров. Так как за обвинениями во вредительстве на большом растоянии ходить не было нужно (достаточно было подшить в дело акты госиспытаний и сделать вывод о преднамеренном вредительстве на протяжении проектирования), то в 1938 г. фактически все арестованные был казнены, а ОТБ расформировано. «Пигмей» же остался находиться на испытательной базе морского оружия в Феодосии, где был в 1942 г. захвачен немцами. На немцев он никакого впечатления не произвел, и в 1944 г. они затопили его рядом от Феодосии.

Маленькая хищная рыбка. подводные лодки проекта 865. ссср

На протяжении войны ЦКБ-18 создало три проекта СМПЛ (проекты 606, 606-бис и 610), но все они были отклонены наркомом ВМФ Н. Кузнецовым. На опыты не было ни сил, ни средств – промышленность и без того трудилась на грани вероятного.

За границей громаднейших удач в применении СМПЛ достигла Англия. Британцы изначально создавали лодку с целью проведения диверсий в защищенных базах соперника (а не для защиты побережья, как это было в Германии). Исходя из этого лодки серии «ХЕ» были вооружены не торпедами, а сбрасываемыми зарядами.

В экипаж входил водолаз, что имел возможность выходить из лодки для установки мин. Оценивая результаты боевой деятельности английских СМПЛ, направляться подчернуть, что носители зарядов были намного действеннее торпедных минисубмарин. Английские СМПЛ смогли не легко повредить линейный корабль «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Такао», потопить плавучий док в Бергене, повредить телефонные кабели, связывавшие Сайгон, Сингапур и Гонконг.

По окончании Второй мировой Англия сохранила в составе собственных ВМС сверхмалые подводные лодки.

В ВМФ СССР по окончании войны диверсиями мало кто интересовался, основной задачей стало создание современного ракетно-ядерного флота. Диверсии в базах соперника смотрелись ненужным анахронизмом – для чего тратить уйму средств и сил на потопление одного корабля, в то время, когда пара ракет с ядерной боевой частью способна стереть с лица земли базу со всем ее содержимым? Но с возникновением ракетно-ядерного оружия противостояние сверхдержав зашло в тупик.

Каждые открытые столкновения угрожали тут же перейти в крупномасштабный ядерный конфликт с очень вызывающими большие сомнения возможностями на победу.

В октябре 1955 г. в основной базе Черноморского флота – в Севастополе, – в следствии подводного взрыва затонул флагман флота линейный корабль «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»). Официальная версия звучала как подрыв на германских минах, оставшихся не вытраленными со времен войны.

Но на флоте (и, вероятнее, в управлении страны) не сомневались, что это была диверсия (косвенным подтверждением данной версии стало снятие со собственных должностей главы начальника штаба охраны и разведки флота водного района). С позиции сегодняшних дней самый вероятным автором данной диверсии представляется Англия. Как раз у нее были средства с целью проведения операции и мотив – назревала схватка за Суэцкий канал.

Всего год спустя по окончании взрыва в Севастополе началась агрессия Англии, Франции и Израиля против Египта, а ведь именно на лето 1956 г. намечался визит в Египет громадного советского военного корабля. Тогда у нас на Черном море имелись лишь два линейного корабля – «Севастополь» и «Новороссийск».

Те, кто планировал вторжение в зону Суэцкого канала, осознавали, что коммунистический корабль 1-го ранга (при выходе за собственные территориальные воды в обязательном порядке несущий атомное оружие) одним своим присутствием может сорвать всю операцию. Англия по большому счету ни при каких обстоятельствах не упускала шанса нанести удар по крупным кораблям страны, угрожающей ее заинтересованностям. Достаточно отыскать в памяти атаку судов Балтфлота британскими торпедными катерами в 1919 г. либо расстрел французской эскадры в 1940 г.

Средством же в полной мере имели возможность помогать СМПЛ типа «ХЕ» 5-й серии, в техзадании которых прямо значилось

«проникновение в советские ВМБ с целью минирования стоянок судов малогабаритными ядерными зарядами Blue Danube («светло синий Дунай»)».

Эти лодки начали вступать в строй с октября 1954 г. В простом снаряжении лодки несли два сбрасываемых контейнера с зарядом ВВ по 1620 кг любой. При проведении расследования смерти «Новороссийска» на дне были обнаружены две воронки радиусом 14 м и глубиной 1,5 м, что соответствует взрыву типа и контейнеров «ХЕ». Одвременно с этим проходили маневры НАТО «Босфор-55», на протяжении которых пара английских подводных лодок входили в Черное море и имели возможность доставить к пределу атаки СМПЛ «ХЕ».

Более популярная в литературе версия атаки «Новороссийска» итальянскими диверсантами из бывшей 10-й флотилии MAS при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики. На обрисовываемый период в Италии не было СМПЛ, первая послевоенная лодка SX-404 в конце 1955 лишь вышла на опробования, а бойцы 10-й флотилии фактически поголовно пребывали под надзором разведслужб.

Дело в том, что по окончании капитуляции Италии в 1943 г. они сражались в составе армий фашистской «Итальянской социальной республики» и стёрли с лица земли много итальянских партизан. К тому же, в Италии в те времена была весьма сильна компартия, и подготовка таковой нетривиальной операции против страны-строителя коммунизма не прошла бы незамеченной.

Смерть «Новороссийска» наглядно показала уязвимость больших боевых единиц флота от действий СМПЛ. В СССР создаются отряды ППДСС (подводные противо-средства и диверсионные силы), а Морские разведывательные пункты (предназначенные для диверсий и ведения разведки) преобразуются в бригады особого назначения. Делается насущным вопрос обеспечения подводного отрядом специального назначения особой техникой – подводными средствами перемещения и СМПЛ.

Первоначально вопрос создания подводных транспортировщиков ВМФ пробовал решить «подпольно» – никто из ведущих КБ подводного кораблестроения за эту работу не брался, все были до предела загружены главной тематикой. В следствии первый прототип СМПЛ «Тритон-2» был создан конструкторским бюро проектирования буксиров и выстроен на заводе «Гатчинский металлист», главной специализацией которого было изготовление скобяных изделий для судов.

В 1966 г. готовую лодку показали управлению министерства судостроительной индустрии. Поставленный перед фактом помощник министра М.В. Егоров распорядился передать проект в Центральное проектное бюро «Волна», а строительство СМПЛ поручить Ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу. В июне 1973 г. обе лодки прошли национальные опробования, и началась их серийная постройка. Всего было выстроено 32 единицы СМПЛ «Тритон-1М» и 13 единиц «Тритон-2».

По сути, эти лодки были групповыми подводными буксировщиками, предназначенными лишь для движения пловцов (2 человека на «Тритон-1М» и шесть человек на «Тритон-2»).

Конструктивно «Тритоны» представляли собой подводные лодки «мокрого» типа, другими словами при погружении кабины заполнялись водой, а экипаж включался в личные дыхательные аппараты (на «Тритоне-2» была предусмотрена стационарная дыхательная совокупность). Такое ответ разрешало обойтись без прочного корпуса и упростить конструкцию лодок, но значительно ограничивало автономность.

В теории, по запасам воздуха, электричества и жидкой питательной смеси для водолазов, лодки имели возможность лежать на грунте до 10 дней, на практике автономность определялась температурой воды. Так на Балтике в летний период это время не превышало 2–3 часов. Дальность плавания ограничивалась емкостью бортовых аккумуляторных батарей и составляла 35 миль для «миль-1» и 60 Тритона для «Тритона-2».

Оружие «Тритонов» сводилось конкретно к оружию водолазов, а мины приходилось буксировать за лодкой на тросе, что было ненадежно и небезопасно. «Тритоны» не были приспособлены для транспортировки подводными лодками, в качестве носителей употреблялись переоборудованные надводные суда проекта А-1824 («Анемометр» и «Гироскоп»). Все это предопределило применение «Тритонов» в основном в силах ППДСС, занимавшихся охраной военно-морских баз и стратегических объектов. С целью проведения диверсий на объектах соперника требовалась совсем вторая СМПЛ.

В 1974 г. ВМФ выдал задание на ее проектирование. Одвременно с этим случилось слияние ЦПБ «Волна» и СКБ-143 в объединенное Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПБМБМ) «Малахит». Одвременно с этим Ново-Адмиралтейский завод был включен в состав Ленинградского Адмиралтейского объединения (ЛАО).

Эта реструкуризация стала причиной появлению среди исследователей истории отечественного кораблестроения ошибочного мнения о том, что новая лодка проектировалась с «чистого» страницы и проектировщики до этого не имели опыта аналогичных работ, а ознакомиться с проводимыми в «вторых» КБ работами не разрешала секретность. Секретность, сопровождавшая все, что было связано с СМПЛ, вправду была строгая, но проектированием занимались одинаковые люди. Другие КБ (ЦКБ «Лазурит» и ЛПМБ «Рубин») боевыми СМПЛ не занимались, сосредоточившись на создании исследовательских и спасательных подводных аппаратов.

Задание подразумевало создание СМПЛ, талантливой функционировать на глубинах от 10 до 200 м, водоизмещением 80 т. Лодка должна была оснащаться минно-торпедным оружием и иметь оборудование для действий боевых пловцов. Водоизмещение было выбрано с оглядкой на новую итальянскую СМПЛ SX-756 (восемь лодок этого проекта были выстроено для Республики Корея).

Отсутствие собственного опыта боевого применения СМПЛ стало причиной большому затягиванию сроков проектирования. Не было четкого понимания, как должна быть вооружена диверсионная лодка, какой состав оборудования будет достаточным для исполнения задач. Это стало причиной тому, что «Пиранья» (таковой шифр был присвоен лодкам пр. 865) превратилась в необычную «Царь-СМПЛ», взяв возможность нести на борту мины, торпеды и подводные буксировщики «Сирена-УМ».

К оружию возможно отнести и шестерых боевых пловцов, размещавшихся на борту. Такое разнообразие оружия стало причиной большому росту водоизмещения проектируемой лодки.

Кроме оружия собственную долю в рост водоизмещения внесли и поставщики оборудования. Лодка оснащалась полным спектром радиоэлектронного и гидроакустического оружия. Практически все оборудование для «Пираньи» было нужно создавать заново – то, что уже существовало либо разрабатывалось, не доходило по массогабаритным чертям.

В создании лодки не считая 27 конструкторских организаций Минсудпрома принимали участие предприятия Миноборонпрома, Минэлектротехпрома, Минтяжпрома, Минпромсвязи, Миннефтехиммаша, Минавиапрома, Академии и Минздрава наук СССР. Новизна большинства задач настойчиво попросила исполнения большого количества умелых работ, модельных и натурных опробований.

К примеру, отработка метода перемещения малой подлодки в режиме работы дизеля под водой настойчиво попросила создания управляемой по радио самоходной модели, близкой по своим гидродинамическим качествам и массогабаритным чертям к проектируемой лодке. При помощи данной модели были совершены натурные опробования на особом полигоне ВМФ в Балаклаве (КЧФ). Чтобы хоть как-то снизить водоизмещение, на лодке в качестве материала прочного корпуса был применен титан, ограждение выдвижных устройств было выполнено из композитных материалов.

Первая лодка проекта 865 была заложена лишь в 1984 г., водоизмещение ее составило 387 т! Про то, что флот заказывал сверхмалую ПЛ, предпочли забыть, введя новый класс субмарин – ПЛМ (подлодка малая). Строительство умелой лодки (МС-520) было закончено в 1988 г., а в 1990 на воду была спущена головная субмарина (МС-521).

Экипаж корабля складывался из трех офицеров: начальника, ассистента по электромеханической части и ассистента по радиоэлектронному оружию. На каждую лодку планировалось иметь два экипажа, и третий – технический. Подготовка первого экипажа заняла два года. Учебной базы еще не было, лодку изучали по описаниям и чертежам.

Уже по окончании ввода первой лодки в строй был создан тренажер, что разрешал пара сократить время подготовки. Кроме тренировок на тренажерах, имитирующих поведение «Пираньи», экипажи проходили диагностику на особом стенде «Коралл» (создан в НИИ Минздрава СССР). Проверялась возможность перенесения участниками экипажа повышенных нагрузок и нарастающего утомления.

Экипаж помещали на 10 дней в замкнутое помещение, имитирующее ЦП лодки, где производилась имитация плавания лодки, работа разных совокупностей, происхождение аварийных обстановок. Необходимость таковой проверки была позвана повышенной функциональной нагрузкой на экипаж. Так, начальник совмещал обязанности начальника, навигатора, торпедиста и врача. Ассистент начальника по ЭМЧ был еще и гидроакустиком, оператором и химиком РЛС.

Ассистент начальника по РЭВ обслуживал ГАС, РЛС, минно-торпедное оружие, снабжал сообщение. К тому же перед экипажем стояла задача обеспечить полную взаимозаменяемость! В следствии оказалось, что функциональные обязанности 50–60 человек (как на простой дизельной ПЛ) делали всего трое моряков, уровень подготовки которых практически превосходил уровень подготовки экипажа космического корабля!

Не считая экипажа на борт принималась диверсионная группа из шести человек, которая и являлась главным «оружием» корабля. Выход боевых пловцов имел возможность осуществляться на глубинах до 60 метров. Пребывав вне лодки, они имели возможность применять подаваемую с нее по проводам электричество, и пополнять запас газовой смеси в дыхательных устройствах, что со своей стороны потребовало создания особого снаряжения СЛВИ-85 с дыхательным аппаратом ИДА-85.

Кроме классических для морских диверсантов задач, таких как скрытное проникновение в пункты базирования, ведение разведки, минирование судов и кораблей соперника, перед группой ставили задачу при необходимости выходить на берег для уничтожения ответственных армейских объектов (штабов, КП, ПУ ракет, складов снарядов). Соответственно, кроме хорошей легководолазной отличного знания и подготовки подрывного дела, бойцы приобретали хорошую общевойсковую подготовку, с упором на ведение боя в условиях численного и огневого превосходства соперника.

Но особенного энтузиазма от ввода в строй новой лодки руководство ВМФ не испытывало. Любой выход в море потребовал обеспечения надводными судами, боевая подготовка была очень сложна и затруднялась отсутствием практического опыта проведения спецопераций. В случае если по применению сверхмалых лодок на флоте наработки уже были, то как применять малую лодку, не было человека, кто знал. К тому же, по критерию величины водоизмещения «Пираньи» отнесли к судам 3-го ранга.

Соответственно присваивались и звания – для начальника звание капитана 3-го ранга было пределом, для ассистентов – капитан-лейтенант. Офицеры «перехаживали» в собственных званиях, замедлялся служебный рост. Уйти на другой корабль было фактически невозможно, потому, что требовалась замена, а, учитывая уровень подготовки, ее практически не было.

Позднее глава МинОбороны дал присваивать начальнику «Пираньи» звание капитана 2-го ранга, но неприятности это не решило.

Все это стало причиной прекращению выпуска «Пираний», не смотря на то, что изначально собирались построить не меньше восьми единиц. Как и следовало ожидать, эксплуатация лодок распознала их непригодность к диверсионным действиям в базах соперника. В закрытых кругах разразился скандал, моряки обосновывали бесполезность и ненужность «Пираний» для отечественного флота.

Со своей стороны, работники Министерства судостроительной индустрии утверждали, что создали лучшую СМПЛ в мире и нужно как минимум продолжать эксплуатацию уже выстроенных лодок. Но неспециализированное ухудшение экономической обстановке в стране стало причиной большому снижению финансирования флота. Лодки были выведены из его состава и при первой же возможности списаны, по окончании чего весьма оперативно порезаны на металл.

Оперативность разъясняется титановым прочным корпусом «Пираний», очень привлекательным для клиентов металлолома.

Характеристики:

Водоизмещение: надводное – 218 т, подводное – 319 т

Протяженность – 28,3 м

Ширина – 4,7 м

Высота – 5,1 м

Средняя осадка (по КВЛ) – 3,9 м

Силовая установка: дизель + электродвигатель, 220 л.с.

Скорость: надводная – 6 уз, подводная – 6,7 уз

Глубина погружения: рабочая – 180 м, предельная – 200 м

Автономность плавания: 10 дней

Экипаж, чел.: 3 (+ 6 водолазов)

Оружие: 2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

источники:

  • Владимир ЛИТВИНЕНКО Маленькая хищная рыбка // М-Хобби 7/2011, с. 34–37
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_865_«Пиранья» (ТТХ)

Мини подводная лодка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: