Самолет-разведчик «четырехплан савельева».

      Комментарии к записи Самолет-разведчик «четырехплан савельева». отключены

Разработчик: Савельев
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.Самолет-разведчик «четырехплан савельева».

До начала 20-х годов самолеты создавали, опираясь, в основном, на интуицию их конструкторов. Расчету поддавалась только конструкция планера. Что же касается аэродинамики, то эта наука была в зачаточном состоянии. Достаточно заявить, что отсутствие в те годы понятия об индуктивном сопротивлении содействовало происхождению «летающих монстров» с тремя, четырьмя а также пятью крыльями.

Считалось, что чем больше несущих плоскостей, тем выше весовая отдача самолета и соответственно, тем стремительнее и дальше он будет летать, владея наряду с этим еще и прекрасной маневренностью. Появление же теории индуктивного сопротивления, не обращая внимания на «противодействие» приверженцев полипланной схемы, достаточно скоро уничтожило представление авиаторов о преимуществах «этажерок». В Российской Федерации броским представителем этого направления в авиации был Владимир Федорович Савельев.

В 1916 году он, будучи старшим механиком 2-го авиапарка, совместно с техником В.Залевским выстроил в Смоленске двухместный разведчик с четырехпланной коробкой крыльев. В случае если быть правильным, то самолет нужно считать пятипланом, потому, что вторая сверху плоскость складывалась из двух раздельных крыльев. Сделано это было, по всей видимости, для улучшения обзора летчику вперед и вверх.

Первую машину «Самолет № 1», явившуюся переделкой французского моноплана «Мораном-Ж» («Morane Saulnier Type G»)  с ротативным мотором «Gnome» мощностью 80 л.с., выстроили в апреле 1916 году. Ее испытывал армейский летчик В.А.Юнгмейстер. Главной целью создания четырехплана, как писал Савельев, «являлось выяснение возможности постройки грузовых аэропланов указанного типа, талантливых летать со скоростью 147 км/ч на расстояние до 1000 км, поднимая до 25 человек либо 1875 кг грузов».

Неизвестно, из-за чего создатель привел столь правильную цифру — 147 км/ч, но с уверенностью ответить на данный вопрос вряд ли вероятно. Полетный вес машины № 1 по сравнению с «Мораном-Ж» примера 1913 года возрос на 100 кг, но удельная нагрузка на крыло снизилась с 32,8 до 25 кг/м2. При однообразных двигателях (мощность, развиваемая в полете, была 76 л.с.) большая скорость у почвы понизилась только на 3 км/ч.

Как точны эти сведенья сейчас делать выводы тяжело, потому, что они обычно рассчитывались «на глазок». Однако, данный факт отмечен в документах тех лет.

В «Акте по итогам опробований…» от 8 июня 1916 года рабочая группа, в состав которой, например, входили полковник капитан и Голубов 2 ранга Эллис, отмечалось: » …четырехплан по своим конструктивным данным, установленным практическими опробованиями в полете, самый соответствует типу аппаратов большой мощности…». Но перед тем как приступить к разработке тяжелой автомобили, Савельев предъявил на опробования самолет № 2 — модернизацию собственного первенца с более замечательным мотором «Gnom Monosoupape».

По этому поводу 4 мая следующего года начальник 4-го авиационного дивизиона полковник Юнгмейстер писал: (орфография и Стилистика цитат сохранена.) «С разрешения авиадарма по просьбе старшего механика (…) Савельева мною начаты опробования аэроплана совокупности Савельева — «Савельев» № 2 — закончить каковые не представлялось вероятным благодаря нехорошей работе мотора Моносупап. При пробных полетах выяснились только хорошие летательные качества означенного самолета и лишь из-за негодного мотора не удалось зафиксировать официально в присутствии рабочей группы …самолет легко принимает и выходит из положения уклоняющегося от нормы (имеется в виду наличие запасов устойчивости, авт.).

Виражи, планирование под различными углами подобны самолету Ньюпор «Бе-бе». Самолет легко берет высоту при обычной работе мотора. Скоро отделяется от почвы.

Скорость полета выяснена на глаз и по сравнению с другими самолетами можно считать от 130 до 140 км/ч — превосходит Парасоль с Рено, уступая скорости Ньюпора «Бе-бе» тип XI. Посадку самолет допускает на малой скорости, катится по окончании нее около 15 — 25 шагов (11 — 16 м). В полете самолет приятен, легок и очень чуток, замечательно повинуется органам управления.

При нередких остановках мотора благодаря только необыкновенных летных качеств самолета являлась возможность благополучно выходить из самых рискованных положений. Аналогичной модели самолет заслуживает непременно важного внимания, нет сомнения, что выстроенный с мотором не меньше 225 л.с. (Renault) даст очень важную боевую единицу для военной авиации, могущую быть использованную как для боя так и для бомбометания».

В случае если не обращать внимания на весьма вольное обращение полковника Юнгмейстера с русским языком, возможно сделать вывод, что четырехплан Савельева в полной мере отвечал требованиям времени. Это подтверждает и авторитетный историк авиации П.Д.Дузь, писавший, что на машине № 2 установили два пулемета для стрельбы вперед и один защищал заднюю полусферу. В таком виде самолет нес боевую работу в 4-м отряде.

Как мы знаем, негодный аппарат на фронт не отправят. Конструктора в его начинаниях поддержал доктор наук Петербургского политехнического университета А.П.Фан Дер Флит, отмечавший, что «… опыт над четырехпланом Савельева, продемонстрировавший практическую применимость многопланной совокупности, дает надежду на успешное проектирование по данной совокупности аналогичных аппаратов». Ученый думал, что будет «…очень нужным для будущего авиации поощрение постройки многопланных аппаратов и думает необходимым произвести заказ одному из больших аэропланных фабрик (…) трех аппаратов предложенной Савельевым совокупности».

Как мы знаем, полипланы создавались и за границей. По сообщениям зарубежной печати, одним из самые удачных аппаратов аналогичной схемы был разведчик-четырехплан F.К.10 британской компании «Армстронг Уитворт», выстроенный в нескольких десятках экземпляров. На нем ставились ротативные двигатели «Clerget» мощностью 110 либо 130 л.с.

В это же время, Октябрьский переворот 1917 г. перечеркнул многие замыслы. Савельев примкнул к Белому перемещению, и первое время служил в армии Колчака. Но скоро он вступил в РККА, дав ей практически три года судьбы. Сообщение с колчаковцами Савельев шепетильно скрывал, но в 1930 году коммунисты ему это напомнили. На протяжении одной из «чисток» Савельев, уже, будучи заведующим отделом оружия завода № 39, удостоился следующей характеристики: «К работе относится формально.

Имел сообщение с вредительскими элементами. Вредил (…) Снять по 1 категории». А «1 категория» означала — отстранить от должности и послать на «перевоспитание»… Предстоящие следы авиаконструктора теряются. Но мы мало забежали вперед.

Через три года по окончании революции Савельев внес предложение проект тяжелого пассажирского четырехплана.

Спустя шесть месяцев глава управления Главвоздухофлота К.В.Акашев (армейский инженер и лётчик-механик) писал: «Савельев известен собственными работами в области авиации и имеются выстроенные умелые многопланные самолеты его конструкции, каковые на опробованиях были успешными, а так как за рубежом успешное разрешение вопроса постройки тяжелых самолетов основано на принципе многопланных самолетов, (…) Комиссии по тяжелой авиации при ВСНХ поручить Савельеву сконструировать и выстроить (…) воздушный корабль грузоподъемностью на 25 человек».

В последних числах Декабря Савельеву выдали предписание начать постройку и разработку «воздушного корабля» с тремя двигателями «Renault» мощностью по 220 л.с. в поезде-мастерских № 16. Но самолет так и остался на бумаге. Обстоятельств, на мой взор, было две. Это неудачи с трипланом КОМТА, летные опробования которого начались в первой половине 20-ых годов XX века и как уже отмечалось, появление теории индуктивного сопротивления, растолковывавшей неперспективность полипланных схем.

В 1923 году Савельеву все же удалось выстроить по подобной схеме двухместный разведчик с двигателем «Le Rhone» мощностью 120 л.с., во многом повторявший самолет № 2. Но, не обращая внимания на преемственность, последний четырехплан владел нехорошей маневренностью и был тяжел в управлении. Его большая скорость не превышала 164 км/ч.

Опробования автомобили продемонстрировали, что высокие маневренные характеристики первых аэропланов были взяты только за счет низкой удельной нагрузки на крылья — 25 — 27,5 кг/м2. У разведчика примера 1923 года данный параметр возрос до 38,7 кг/м2, что ухудшило и управляемость и манёвренность. На этом, в общем, завершилось развитие полипланной схемы (за исключением бипланов) не только в Российской Федерации, но и за границей.

Сравнительно не так давно один из британских авиационных изданий разместил статью польского историка Ежи Цинка, в которой авторство в разработке этих автомобилей приписывается трудившемуся с Савельевым технику Владиславу Залевскому, поляку, жившему позднее в Лондоне. Не вступая в полемику, напомним, что во всех известных архивных документах по данной теме значится как раз «четырехплан Савельева», а не «квадриплан Залевского».

Приведенные в статье сведения, по всей видимости, со слов Залевского, говорят о том, что в осеннюю пору 1916 года  самолет № 2 принимал участие в военных действиях в составе 4-го авиаотряда недалеко от Барановичей. В одном из разведывательных полетов он потерпел аварию из-за отказа мотора и не восстанавливался. В том месте же говорилось о начале строительства в Киеве очередной автомобили с мотором «Renault», но последующая оккупация и революция украины германскими армиями помешали завершению работ.

ЛТХ:

Модификация: Четырехплан № 2
Размах крыла, м: 9,30
Протяженность, м: 6,00
Площадь крыла, м2: 26,20
Масса, кг
-безлюдного самолета: 400
-обычная взлетная: 700
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 132
Крейсерская скорость, км/ч: 114
Экипаж, чел: 2
Оружие: 2 х 7,7-мм пулемета.

Четырехплан Савельева № 1 на лыжном шасси.

Четырехплан Савельева № 1 на лыжном шасси. Вид спереди.

Четырехплан Савельева № 2.

Четырехплан Савельева № 2. Вид спереди.

Четырехплан Савельева № 2. Вид позади.

Четырехплан Савельева № 2 в палатке-ангаре.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Полипланы Савельева.

Российский истребитель перехватил над Черным морем американский самолет-разведчик

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: