Легкий транспортный и связной самолет як-10.

      Комментарии к записи Легкий транспортный и связной самолет як-10. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.Легкий транспортный и связной самолет як-10.

В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с совершенствованием собственных истребителей начал разработку легкой многоцелевой автомобили, которую возможно применять в качестве штабной и связной на фронте, почтово-пассажирской на местных воздушных линиях и учебной в аэроклубах. Дабы самолет полнее отвечал всем вариантам его применения, согласно точки зрения конструкторов, он должен иметь просторную четырехместную кабину автомобильного типа, механизированное крыло, несложную, технологичную конструкцию из недорогих материалов, серийный легкий двигатель, хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Но какую из двух компоновок и возможных схем удачное применять для для того чтобы самолета: низкоплана с убирающимися шасси либо высокоплана с неубирающимися шасси? При других равных условиях схема низкоплана снабжала с двигателем той же мощности громадную скороподъёмность и максимальную скорость, лучшее аэродинамическое уровень качества, а следовательно, и громадную дальность полета; схема высокоплана — лучшие взлетно-посадочные характеристики, более несложную технику пилотирования.

самоё правильное ответ этого вопроса возможно было взять лишь на базе практических опробований. Исходя из этого решили в один момент строить и испытывать и низкоплан и высокоплан. Работы производились весьма скоро, в конце 1944 года обе умелые автомобили готовься . Подкосный высокоплан с неубирающимися шасси взял сначала обозначение Як-14, после этого Як-10, свободнонесущий низкоплан с убирающимися шасси соответственно Як-12, после этого Як-13.

Оба самолета имели двигатель М-11М мощностью 145 л.с. с винтом изменяемого шага ВИШ-327. При взлетном весе 1230 кг большая скорость низкоплана Як-13 достигла 250 км/ч, скороподъемность у почвы — 4,2 м/с, дальность полета с запасом горючего 100 кг — 815 км. Так, опробования продемонстрировали, что низкоплан фактически отвечал всем главным требованиям, предъявляемым в тот период к легкомоторному пассажирскому связному самолету.

Он превосходил собственного «напарника» высокоплан Як-10 по скорости на 50 км/ч, скороподъемности — на 0,6 м/с, дальности — на 240 км, но Як-13 заметно уступал Як-10 по взлетно-посадочным чертям.

Положительно оценив оба варианта нового многоцелевого самолета, летчики очень отметили простоту Як-10 в пилотировании, возможности эксплуатировать его на аэропортах минимального размера и тем самым, кроме главного назначения, обширно применять и в санитарной и в сельскохозяйственной авиации. Так, опробования продемонстрировали, что оба аппарата не только есть «в праве на судьбу», но смогут послужить исходными примерами для легких серийных самолетов многоцелевого назначения.

Но условия 1945 года не разрешали в один момент строить автомобили двух схем. Выбор пал на высокоплан, как имеющий более широкий диапазон применения. Была выпущена маленькая серия Як-10.

Данный самолет стал в будущем прообразом известного во всех уголках страны самолета Як-12 с двигателем М-11ФР мощностью 160 л.с.

Не считая главной модификации выпускались еще пара, а также Як-10В (вывозной) с двойным управлением. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века с двигателем М-11ФР в 160 л.с. летные эти серийных самолетов улучшались. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века был выпущен Як-10С (санитарный) с загрузочной треугольной дверью для носилок в левом борту. При тех же полетных весах Як-10С имел возможность поднимать 1-2 больных на носилках и сопровождающего. Як-10Г (гидро) — поплавковый вариант 1946 года типа АИР-6.

Проходил лишь заводские опробования, летные эти полностью не снимались.

ЛТХ:

Модификация: Як-10
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность самолета, м: 8,48
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 792
-обычная взлетная: 1150
-большая взлетная: 1250
Тип двигателя: 1 х ПД М-11ФМ
-мощность, л.с.: 1 х 145
Большая скорость, км/ч: 202
Крейсерская скорость, км/ч: 196
Практическая дальность, км: 605
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: 3 пассажира либо 250 кг груза.

Самолет Як-10.

Як-10 в полете.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-10 — Як-13.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.

10 САМЫХ УЖАСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КАТАСТРОФ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Легкий транспортно-пассажирский самолет сам-10.

    Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Строительство коллективом ОКБ-31 последующих умелых самолетов продемонстрировало, что его успех…

  • Лёгкий самолёт бич-3.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1926 г. За планерами БИЧ-1 и БИЧ-2 Б.И.Черановский во второй половине 20-ых годов XX века выстроил…

  • Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…

  • Легкий транспортный самолет бич-14.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1934 г. БИЧ-14 — пятиместное пассажирское «летающее крыло». Появлению этого самолета в конце 1934…

  • Транспортный самолет-амфибия ма-1.

    Разработчик: В.Я.Крылов, В.Ф.Рентель Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В конце 30-х годов для местных воздушных линий, в дополнение к уже…

  • Лёгкий самолёт бок-3 (цкб № 9).

    Разработчик: БОК Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Упоминания об этом самолете не отыскать ни в одном издании по авиации. В полной мере вероятно…