Поисково-спасательный самолет ил-76мдпс.

      Комментарии к записи Поисково-спасательный самолет ил-76мдпс. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1984 г.Поисково-спасательный самолет ил-76мдпс.

На данный момент авиация МЧС обширно применяет транспортные самолеты Ил-76ТД для исполнения разных задач, стоящих перед работой предотвращения и спасения ЧС. Самолеты Ил-76ТД употребляются для доставки гуманитарных грузов в районы стихийных бедствий, вывоза пострадавших из этих районов.

В пятидесятых годах советская авиация начала делать задачи над акваториями океанов и морей. В ходе исполнения этих задач время от времени происходили аварии самолетов над водными пространствами. Экипажам появилась пассивная помощь методом сбрасывания аварийно-спасательных контейнеров с нужными средствами спасения либо с самолетов, летевших в группе с потерпевшим аварию самолета, либо со намерено отправленных в район бедствия спасательных самолетов.

Довольно часто этих средств появилось не хватает. В шестидесятых годах в составе морской авиации показались специальные поисково-спасательные самолеты и, как следствие, были созданы новые методы оказания помощи терпящим бедствие экипажам.

В 1965 году часть торпедоносцев Ту-16Т была переоборудована в поисково-спасательные самолеты Ту-16С, в грузовом отсеке которых размещался особый спасательный катер «Фрегат». Катер сбрасывался с самолета недалеко от аварии посредством однокупольной парашютной совокупности. Выведение катера конкретно к терпящим бедствие проводилось с самолета-носителя посредством совокупности радио-управления «Рея». Радиус действия самолета Ту-16с достигал 2000 километров.

Опыт эксплуатации радиоуправляемого катера «Фрегат» продемонстрировал, что отсутствие экипажа на борту катера фактически исключает возможность оказания помощи на воде физически ослабленным людям.

На смену комплекса Ту-16С во второй половине 60-ых годов двадцатого века был создан и после этого принят на вооружение поисково-спасательный комплекс на базе самолета-носителя Ан-12ПС с десантируемым катером «Ерш» (проект 03447). Данный комплекс разрешал десантировать вместе с катером экипаж из трех человек. Экипаж снабжал по окончании приводнения катера его подход к терпящим бедствие людям, оказание первой помощи, подъем пострадавших на катер.

Небольшой радиус действия, отсутствие достаточных поиска и средств навигации значительно снижал возможность применения этих поисково-спасательных комплексов, исходя из этого 27 августа 1981 года было решено № 210 Рабочей группы Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о создании Авиационно-морского поисково-спасательного комплекса АМПСК Ил-76МДПС на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД в соответствии с Техническому заданию ВМФ и ВВС, утвержденному в июне 1980 года. В комплекс входил спасательный самолет Ил-76МДПС, спасательный катер «Гагара» (проект 14010) со средствами десантирования П-211 и многокупольной парашютной совокупностью МКС-350-10. Главное назначение комплекса — поиск спускаемых космических аппаратов, эвакуация и спасение астронавтов по окончании приводнения.

Главными разработчиками комплекса являлись — Умелое конструкторское бюро имени С.В.Ильюшина в части разработки самолета-носителя Ил-76МДПС, конструкторское бюро «Редан» в части разработки спасательного катера «Гагара», столичный агрегатный завод «Универсал» в части разработки средств десантирования П-211, столичный НИИ автоматических устройств в части разработки десятикупольной парашютной совокупности МКС-350-10 и его феодосийский филиал в части разработки гайдропной совокупности, предназначенной для ориентации катера по ветру при его приводнении.

18 декабря 1984 года на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П.Чкалова совершил собственный первый полет модифицированный самолет Ил-76МДПС СССР-76621. Начальником экипажа в этом полете был летчик-испытатель ОКБ имени С.В.Ильюшина Ю.В.Мазонов.

Главные работы по изготовлению и проектированию составляющих комплекса, и их стендовым опробованиям были закончены к середине 1985 года, и 23 июня начались летные опробования комплекса на этапе Разработчика (этап «А » Национальных опробований). На протяжении этих опробований совершены отработки парашютной совокупности и произведено 11 десантирований макетов катера из самолета Ил-76МДПС. Опробования проводились на Псковском озере, на водохранилище Мингечаурской ГЭС в Азербайджане, и на Черном море на базе феодосийского филиала Национального Краснознаменного НИИ ВВС имени В. П. Чкалова (район мыса Чауда).

Летные опробования на этом этапе проводил экипаж Заслуженного летчика-испытателя, Храбреца СССР А.М.Тюрюмина, ведущий инженер по летным опробованиям — М.Н.Вайнштейн.

По окончании проведения заводских летных опробований, каковые завершились с хорошими результатами в ноябре 1985 года, комплекс был предъявлен на Национальные летные опробования, начавшиеся 14 июля 1986 года. Опробования проводились на базе феодосийского филиала ГК НИИ ВВС. Был выполнен 31 полет с налетом 68 часов 32 60 секунд.

На этом этапе были совершены всесторонние опробования пилотажно-навигационного комплекса, предназначенного для исполнения маршрутных полетов к месту поиска в заданный район, удаленный от аэропорта вылета на 5 000 км, барражирования в этом районе и проведение спасопераций. В районе бедствия в произвольных метеоусловиях комплекс делает радиотехнический поиск и обнаруживает объекты спасения, каковые оборудованы ответчиками и маяками, а при их отсутствии производится их визуальный поиск днем при оптической видимости и ночью, в случае если объекты оборудованы светотехническими аварийными средствами.

Спасательный катер «Гагара» с экипажем из трех человек может десантироваться из самолета по двум из четырех, имеющихся на борту роликовым дорожкам с высот от 600 до 1500 метров, на скоростях полета 350-370 км/ч при беспокойстве моря до 5 баллов и скорости ветра 18-20 м/с. Довольно громадная скорость десантирования катера разъясняется его габаритами — его протяженность образовывает 10000 мм, высота 2800 мм, а ширина 3200 мм.

Другими словами при десантировании он проходит от бортов грузовой кабины самолета с зазорами в 124 мм, а зазор по потолку образовывает всего 175 мм. И дабы он не задел конструкцию фюзеляжа самолета при переваливании через обрез рампы самолета, было нужно расширить минимальную скорость его десантирования фактически на 100 км/ч, не обращая внимания на его довольно малую снаряженную массу (8,5 т), и установить на обрезе рампы намерено спрофилированные перевалочные ролики, мешающие смещению катера в боковом направлении.

Сразу после выхода катера из самолета от катера машинально отделяется платформа, а по окончании раскрытия главной парашютной совокупности сбрасывается гайдроп. Приведение катера в готовность к работе по окончании его приводнения экипажу трудностей не воображает, наряду с этим время на его подготовку к работам образовывает всего 11 мин..

Катер имеет дальность плавания до 500 км экономическим ходом при беспокойстве моря до 1 балла, скорость хода -13 км/ч. Мореходность катера в режиме плавания до 5 баллов. Автономность плавания по запасам горючего образовывает двое дней.

Пассажировместимость катера с обеспечением удовлетворительных условий обитания — 15 человек, большая вместимость — 20 человек, по числу мест для лежания (комфортный вариант) — 7 человек. В один момент на буксируемом катером плоту ПСН-25/30 может дополнительно размещаться 25-30 человек.

На протяжении Национальных опробований было выполнено 14 десантирований спасательного катера из самолета Ил-76МДПС, из них два десантирования с экспериментатором в катера. Первым, 3 февраля 1987 года, совершил десантирование в катера парашютист-испытатель НИИ АУ А.Лисичкин, а вторым, 9 февраля 1987 года, — парашютист-испытатель ГК НИИ ВВС майор А.М.Сухов . На этом этапе опробования проводил экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем полковником Н. Шкурко и старшими летчиками С.Ивановым, В.Николаевым, Г.Паршиным, ведущий инженер по летным опробованиям — Р.Хафизов.

Эти АМПСК Ил-76МДПС разрешили существенно увеличить сферу его применения. Это, в первую очередь, спасение экипажей терпящих аварию воздушных и морских судов. Комплекс может кроме этого делать транспортные полеты для перевозки грузов массой до 48 т, и доставлять к месту аварии и десантировать группу парашютистов-спасателей численностью до 40 человек.

Чтобы повысить эффективность комплекса при проведении спасательных работ были проработаны вопросы сброса «гирлянды » спасательных плотов ПСН-25/30. Спасательные плоты, соединенные между собой посредством лееров, размещались в грузовой кабине самолета на двух свободных от катера роликовых дорожках. В зависимости от обстановки плоты возможно было сбрасывать перед десантированием катера либо по окончании него.

Причем сброс плотов нужно создавать с наветренной стороны от терпящих бедствие людей, для того, чтобы цепочка («гирлянда») введенных в воздействие еще до приводнения плотов под действием силы ветра как бы надвигалась на объект спасения. Экипаж спасательного катера может собственными действиями оказать помощь сгруппировать спасательные плоты у объекта спасения и тем самым обеспечить еще более действенную помощь терпящим бедствие.

Национальные летные опробования АМПСК Ил-76МДПС были закончены 9 декабря 1986 года. В акте по итогам опробований, утвержденном Главкомом ВВС А.Главкомом и Ефимовым ВМФ В.Чернавиным 23 — 25 ноября 1987 года, записано, что «комплекс опробования выдержал и возможно рекомендован для принятия на вооружение и запуск в серийное производство».

Комплекс Ил-76МДПС имеет предпосылки и большие резервы для предстоящего развития. Дальность полета комплекса возможно увеличена до 7 000 км, длительность полета до 16 часов за счет обеспечения дозаправки горючим в воздухе от самолета-заправщика типа Ил-78, Ил-78М.

По итогам опробований были созданы мероприятия, сущность которых заключалась в увеличении эффективности комплекса.

7 апреля 1989 года. В данный сутки в Баренцевом море случилась трагедия с ядерной подлодкой «Комсомолец». На помощь экипажу были брошены бессчётные силы Северного флота, а также противолодочные самолеты Ил-38.

Самолеты нашли терпящую бедствие ее экипаж и подлодку. С Ил-38 достаточно совершенно верно были скинуты аварийно-спасательные контейнеры с плавсредствами. Но экипаж подлодки не смог ими воспользоваться из-за низкой температуры моря — многие спасшиеся с подлодки люди не смогли подплыть к скинутым плавсредствам и замерзли в холодной воде.

На проходившем в штабе Северного флота совещании Национальной рабочей группе по данной трагедии главой рабочей группы О.Д.Баклановым был задан представителям авиации Северного флота вопрос, из-за чего не были использованы в этом случае спасательные самолеты Ан-12ПС либо Ил-76МДПС. Бакланов взял следующий ответ: самолет Ан-12, к сожалению, не готовься к полетам, а об Ил-76МДПС что-то слышали, но в строевых частях его еще нет.

Скоро в ОКБ с огромным удивлением выяснили, что тема «Авиационно-морской поисково-спасательный комплекс АМПСК Ил-76МДПС» закрыта, а новенький самолет, имевший налет всего около 300 летных часов, списан. Так «отважные» чины из ВВС отреагировали на ужасную катастрофу, случившуюся в Баренцевом море.

Жизнь не остановишь — работы продолжились.

1 августа 1995 года совершил собственный первый полет новый модифицированный самолет Ил-76МФ с двигателями ПС-90А. Самолет берет сходу два спасательных катера «Гагара», что в сочетании с увеличенной дальностью полета дает созданному АМПСК уже на базе этого самолета совсем новые возможности.

Сейчас эксперты отряда «Центроспас» и авиации МЧС России выполняют целенаправленную работу по внедрению и развитию передовых авиапарашютных разработок для оказания экстренной помощи в чрезвычайных обстановках. Особенное внимание уделяется разработке и применению новых разработок для ответа задач обеспечения безопасности на водных акваториях Мирового океана и России. На данный момент авиацией МЧС России фактически отработана задача своевременной десантирования и доставки из транспортного самолета Ил-76МД в район бедствия морского судна либо летательного аппарата аварийно-парашютистов спасателей и спасательных-средств.

Доставка аварийно-спасательных средств в район бедствия стала вероятной благодаря применению парашютно-грузовых совокупностей с уложенными на них спасательными плотами (ПССП). Эта разработка создана в инициативном порядке экспертами отряда «Центроспас» и прошла предварительную диагностику совместно со экспертами АК имени С.В.Ильюшина в рамках программы подготовки к интернациональным учениям «Совместный страж-2000» при исполнении испытательных полетов на десантирование ПССП с самолета Ил-76МД на аэропорте «Киржач» и Азовском море недалеко от города Таганрога.

Хорошие результаты работы разрешили управлению МЧС России решить о возможности показа новой разработке на интернациональных учениях «Совместный страж-2000», проходивших у берегов Исландии с 6 по 12 июня 2000 года. Во время проведения учений 10 июня недалеко от судна, «терпящего бедствие», было произведено десантирование 14 плотов ПСН-10МК на четырех платформах ПГС-500 и восьми парашютистов-спасателей.

На применения и всех этапах отработки данной разработке в условиях, приближенных к настоящим, замечаний к работе матчасти, действиям экипажа самолета Ил-76МД и группе парашютистов-спасателей во главе с А.М.Суховым не было. Работа, продемонстрированная экспертами МЧС России, взяла высокую оценку со стороны официальных начальников интернациональных учений.

Вместе с тем управление авиации МЧС отряда и России «Центроспас» сделало вывод о том, что оказание помощи терпящим бедствие в морях либо океанах будет более действенным при применении взявшего хорошую оценку ВМФ и ВВС Авиационно-морского поисково-спасательного комплекса Ил-76МДПС совместно с применением новых разработок.

Совершённые в июле — начале августа 2000 года изучения по определению возможности воссоздания АМПСК Ил-76МДПС продемонстрировали действительность исполнения данной задачи в сегодняшних условиях.

ЛТХ:

Модификация: Ил-76МДПС
Размах крыла, м: 50,50
Протяженность самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 92000
-большая взлетная: 190000
-нужной нагрузки: 48000-50000
Предельное число горючего, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП серии 2
Тяга, кгс: 4 х 12000
Большая скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность полета, км: 5200
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7.

Базисный самолет спасательного комплекса Ил-76МД по окончании взлета.

Погрузка катера «Гагара» со средствами десантирования П-211.

Погрузка катера «Гагара» со средствами десантирования П-211.

Сброс катера «Гагара» с Ил-76МДПС.

Спуск катера «Гагара» на парашютах.

Катер «Гагара». Рисунок.

Ил-76МДПС. Схема.

.

.
Перечень источников:
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Космонавтика и Авиация. Николай Тиликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Крылья Отчизны. Николай Таликов. Еще одна специальность «Ила».

Обновление легендарного ИЛ-76 — ( ИЛ-76МД-90А )

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: