Аварийно-спасательные средства на самолетах: жителты, плавтрапы, плоты

Для стремительного и надёжного спуска пассажиров на землю при аварийной посадки самолета на необорудованную площадку либо при аварийной обстановке на земле на самолетах гражданской авиации с высоким размещением фюзеляжа используются надувные аварийные трапы ТН-2 (на самолетах Ту-104А, Ту-104Б, Ил-62, Ту-154), ТН-3 (на самолетах Ил-18, Ту-134), ТН-5 (на самолетах Ту-114). Надувные трапы на самолете размещаются около входных дверей.

Надувной трап является жёлобом , складывающийся из двух продольных надувных «балок», соединенных между собой поперечными цилиндрами. Свободное пространство между продольными «балками» н поперечными цилиндрами закрыто наклеенным на них полотнищем из прорезиненной ткани. Так, получается достаточно твёрдый лоток, по которому и производится скользящий спуск экипажа и пассажиров.

В верхнюю часть продольных «балок» вклеены круговые камеры, служащие поручнями при выходе на трап, а в верхнюю часть поперечного цилиндра вклеены три надувные камеры, образующие порог трапа и тем самым предохраняющие пассажиров от ушибов о порог дверного проема. К трапу прикреплены две лямки с наконечниками (скобами), которыми трап закрепляется под порогом дверного проема самолета.

Надувные аварийные трапы в зависимости от типа (ТН-2, ТН-3, ТН-5) имеют разную длину в рабочем положении (от 4250 до 7760 мм) и наполняются углекислым газом от баллонов емкостью 8 л. Герметичность надувного трапа разрешает пользоваться им в пределах 30 мин, по окончании чего трап неспешно теряет собственную! жесткость. Вес трапа в чехле (без рукава и баллона) от 20 (ТН-3) до тридцати килограмм (ТН-5). Вес одного баллона, наполненного углекислым газом, равен 16 кг, а также вес углекислого газа  5 кг.

Большое давление в трапе 0,45 атм, время заполнения трапа 20—25 сек. Упаковочный чехол трапа застегивается при помощи конусных шпилек и штырей (по типу упаковки парашюта), имеет дополнительную шнуровку для утяжки трапа в чехле в пакет.

Надувной катастрофический трап существенно активизирует эвакуацию пассажиров из самолета в аварийном случае. Имеющиеся на самолетах матерчатые желоба помогают кроме этого для стремительной эвакуации пассажиров из самолета. При наличии надувных аварийных трапов на самолете Ту-114 спасательные матерчатые желоба употребляются как дублирующее средство спасения.

На самолетах Ту-104 и Ту-124 аварийно-спасательные матерчатые желоба являются главным средством стремительной эвакуации пассажиров на землю.

Порядок применения авиационного аварийно-спасательного надувного трапа и аварийно-спасательного желоба дается на картинках-схемах и в особых руководствах.

Пользование надувным трапом ТН:

  • 1.  Трап, уложенный в чехле, положить на порог дверного проема.
  • 2.  Закрепить наконечники лямок трапа в узлах порога дверного проема и вытолкнуть трап с чехлом наружу.
  • 3.  Выдернуть тросиком шпильки из штырей чехла, по окончании чего чехол раскроется, а трап вывалится на землю.
  • 4.  Развернуть рукоятку затвора баллона. Трап наполнится газом.
  • 5.  Спуститься по трапу одному- двум участникам экипажа самолета и страховать пассажиров на земле при сходе их с трапа.

При сильном боковом ветре один-два члена экипажа опускаются по веревке с бобышками (узлами) на землю и оттягивают за низ трап от самолета при заполнении, не допуская сноса трапа под самолет.

Для экипажа спасения и обеспечения пассажиров при вынужденной посадки самолета на воду в гражданской авиации предусмотрены личные и групповые плавсредства.

К личным плавсредствам относятся спасательные жилеты АСЖ-63П, каковые предназначены для поддержания человека на плаву по окончании покидания самолета и до посадки его на групповые плавсредства (надувные авиационные спасательные плоты) либо другие средства спасения (шлюпки, лодки, катера, проходящие суда, вертолеты и т. п.).

Аварийно-спасательные средства на самолетах: жителты, плавтрапы, плоты

Жилет АСЖ-63П

Жилет АСЖ-63П имеет форму нагрудника, складывается из двух надувных камер и наполняется газообразной углекислотой из баллона. Жилет надевается на шею через отверстие и закрепляется на поясе посредством капроновой тесьмы. Вес жилета 950 Г. Материал жилета — двухслойная прорезиненная ткань желтого цвета.

Наполнение углекислотой происходит за 5—7 сек. Для поддувания жилета ртом имеются две трубки с клапанами и мундштуками. Жилет имеет сигнальное снаряжение — сигнальную лампу, трудящуюся от батарейки с водоналивным элементом, и сигнальный свисток для подачи сигналов в тумане и темноте. Дабы привести элемент батарейки в воздействие, нужно в воде выдернуть пробки, закрывающие отверстия в батарейке.

Независимо от того, в каком состоянии человек находится в воде, жилет поддерживает его лицом вверх. Жилет разрешает при необходимости перевернуться па грудь и плыть любым методом. Жилет АСЖ-63П может поддержать на плаву двух человек.

Один человек с надетым жилетом сможет поддержать на плаву еще одного человека без спасательного жилета.

К групповым плавсредствам относятся надувные спасательные плоты СП-12, ПСН-10, ПСН-в, вычисленные соответственно на 12,10, 6 чел. Грузоподъемность плотов СП-12, ПСН-10, ПСН-6 соответственно равна 1300, 1400, 1000 кг. Вес плотов СП-12, ПСП-10, ПСН-6, укомплектованных снаряжением, соответственно равен 65, 70,47 кГ.

Изготовлены спасательные плоты из двух- и трехслойно^ диагонально- дублированной прорезиненной ткани оранжевого и желтого цвета. Правила приведения плотов в пользования и рабочее положение ими нанесены на внешней оболочке плота и в плота на тенте, а также в особых руководствах. На данный момент лодка ЛАС-5М-2 везде заменяется -надувными плотами с тентом.

РАЗМЕЩЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА САМОЛЕТАХ ПРИ ПОЛЕТАХ НАД ВОДНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

В соответствии с отечественной и зарубежной практикой применения и развития авиационных аварийно-спасательных средств самолеты гражданской авиации при полетах над водным пространством имеют спасательные жилеты для члена экипажа и каждого пассажира, находящегося на борту самолета, расположенные так, дабы член экипажа и каждый пассажир имел возможность легко его дотянуться со собственного места. В большинстве случаев авиационные спасательные жилеты размещаются под сиденьями пассажирских кресел и около рабочих мест членов экипажа, среди них и бортпроводников.

Все самолеты при полетах над водным пространством на громадном расстоянии от побережья, кроме спасательных жилетов либо эквивалентных устройств, имеют на борту спасательные плоты числом, достаточном для размещения всех лиц, находящихся на борту самолета. Спасательные плоты находятся так, дабы обеспечить вольный доступ к ним при аварии.

Плоты имеют оборудование и (средства спасательное оборудование питания для пиротехнических сигналов бедствия: ракеты, пиропатроны дневные и ночные и т. д.).

Не считая плотов, на борту самолетов при полетах на громадном расстоянии от побережья имеются радиопередатчики, непроницаемые для воды, нетонущие и простые для пользования вне самолета лицами, не имеющими навыков. жилеты и Спасательные плоты снабжены электрическим освещением,

дабы уменьшить обнаружение потерпевших аварию. аварийные радиопередатчики и Плоты размещаются около выходов и запасных (аварийных) люков самолета в узлах крепления, помещаются в особые отсеки, занимающие верх пассажирских салонов и вестибюлей, либо отсеки, расположенные в крыле.

Нужные ссылки:

  • Эвакуация пассажиров из самолета
  • Вынужденная посадка самолета на воду
  • Сигнальные средства в самолете
  • Аварийно-спасательные средства на самолетах

Андрей Землянский рассказывает о расстоянии от Земли до Солнца и о форме Земли

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: