De Brageas (Дебражас, Де-Вражас) — одноместный учебно-рулежный самолет, использовавшийся в летных школах в 1913-1919 годах в маленьком числе экземпляров. По схеме, контурам и размерам слабо отличается от «Morane-Saulnier G», но шасси было фармановского типа, в большинстве случаев использовавшиеся на нем двигатели — «Darracq» в 24 л.с., «Anzani» в 35 л.с. либо 45 л.с. («Anzani-45НР»). Лопасти винта были урезаны.
Летать таковой самолет не имел возможности, удавались лишь прыжки, но в ходе разбегов и руления ученик приучался вести машину по прямой, что отвечало тогдашней методике летного обучения.
Об этом самолете упоминает М.М.Громов в собственной книге «В небе и на земле.»:
«Дебражас» был самым «ехидным» самолётом. На нём требовалось сперва рулить скоро по прямой, а после этого делать «подлёты», т.е. отрываться от почвы не более чем на один метр и отключив мотор, тут же приземляться, удерживая самолёт от разворотов. На этом самолёте стоял маломощный мотор «Анзани-45НР».
Как-то раз на протяжении сильного тумана, весьма в начале утра мы упражнялись в подлётах на этом коварном «Дебражасе». Вылезая из самолёта, один из учеников зацепил за сектор газа. Мотор прибавил обороты, а лётчик уже спрыгнул с самолёта. «Дебражас» начал скоро двигаться в тумане «без руля и без ветрил» (без человека). Мы не знали, что предпринять. Позже бросились за самолётом, но он внезапно поменял направление и начал кружить. В тумане возможно было попасть под его винт.
Мы рассеялись по полю, прислушиваясь, дабы своевременно удрать либо, в случае если удастся, задержать самолёт, а основное — попытаться впрыгнуть в него. Одному из нас удалось схватить его за финиш крыла и затормозить. Сейчас «Дебражас» начал рулить по маленькому кругу. Второй учлёт, забежав вовнутрь круга и пристроившись к вцепившемуся в крыло, поймал самолёт за борт кабины, забрался в неё и закрыл сектор газа. Самолёт наконец остановился.
Переполох был громадной, но как неизменно при подобном успешном финале, дело кончилось уморительным смехом. Александр Иванович пожурил виновника за небрежность и неаккуратность и прочёл нам краткую нотацию.»
Учебно-рулежный самолет «De Brageas» с Y-образным двигателем «Anzani».
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.М.Громов. «В небе и на земле».
Brandon In Tandem PPG
Увлекательные записи:
- Пассажирский самолет ант-14 «правда».
- Русский императорский военно-воздушный флот.
- Дирижабль «черномор».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный самолет у-2 (по-2).
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1928 г. Начиная с 1919 года, главным отечественным учебным самолетом являлся У-1, созданный на базе…
-
Опытный учебно-тренировочный самолет airspeed as.45 cambridge. великобритания
Спроектированный в соответствии со спецификацией Министерства Авиации T.34/39, AS.45, временно названный Cambridge, был учебно-тренировочным самолетом…
-
Многоцелевой учебный самолет farman f.vii.
Разработчик: Анри Фарман Страна: Франция Первый полет: 1911 г. «Farman F.VII» (Ф-VII, «Фарман» гоночный, «Фарман» учебно-гоночный, «Фарман» военного…
-
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Королевскими ВВС были заказаны Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire — первые состоящие на вооружении…
-
Кордовая учебно – тренировочная модель самолета с электродвигателем полукопия су-26
Сейчас у костромских авиамоделистов электролеты самый популярны. Одна из последних разработок лаборатории экспериментального конструирования СЮТ города…
-
Как сделать из учебной модели пилотажную две модификации кордовой модели самолета
ПЕРВАЯ МОДИФИКАЦИЯ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА При переработке исходной схемы модели самолета основное внимание уделялось улучшению летных особенностей…