Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 3)

      Комментарии к записи Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 3) отключены

Итак, одной из главных неприятностей строительства отечественного надводного флота стали неточности концепции: в целях экономии были запланированы к постройке суда не тех классов, каковые имели возможность бы действенно решать поставленные перед флотом задачи. В данной статье попытаемся разобраться, что не так с фрегатами типа Адмирал Горшков.

* * *

К моменту планирования ГПВ 2011-2020 гг. РФ не имела ни денежных, ни промышленных ресурсов для постройки сбалансированного океанского флота, но, однако, присутствие в океане нужно было обеспечить. Эту функцию делали и делают немногочисленные оставшиеся в строю суда 1-го и 2-го рангов, выстроенные в основном еще в годы СССР.

Но их осталось через чур мало для задач, ставящихся сейчас перед ВМФ РФ правительством: кроме того присутствие маленького отряда судов в Средиземном море на постоянной базе стало практически непосильной нагрузкой для имеющегося корабельного состава. Строительство 15-20 талантливых функционировать в океане фрегатов имело возможность в значительной степени решить данную проблему, но тут необходимо было выбирать:

1. Либо мы строим суда, талантливые обозначить отечественное присутствие в океане, но не талантливые драться в удаленных морских районах с важным соперником.

2. Либо мы строим суда, каковые смогут не только демонстрировать флаг, но и вести успешные боевые действия в океане, хотя бы против второстепенных морских держав, и «присматривать» за АУГ отечественных заокеанских «друзей» — и уничтожать их с началом крупномасштабного конфликта.

Примечательно, что первый путь вовсе не так нехорош, как может показаться на первый взгляд. Как уже говорилось ранее, главная задача отечественного ВМФ при полномасштабного Армагеддона содержится в обеспечении безопасности районов патрулирования РПКСН, что возможно достигнуто методом «зачистки» вражеских многоцелевых АПЛ в отечественной ближней морской территории.

А для таковой «зачистки» необходимы стационарные совокупности контроля подводной обстановки, хорошие противолодочные самолеты сухопутного базирования, личные многоцелевые АПЛ, неатомные ПЛ с ВНЭУ и, само собой разумеется, довольно малые надводные противолодочные суда с необходимым базированием на них вертолетов. Подобный «невод» способен распознать развертывание вражеских АПЛ еще до начала конфликта, что обеспечит их уничтожение еще перед тем, как последние смогут приступить к исполнению собственных задач.

Наряду с этим требования к надводным судам «невода» довольно низки: он должен иметь качественный гидроакустический комплекс (ГАК) и противолодочное оружие, талантливое поражать ПЛ на дальности обнаружения ГАК. В каком-то сверхмощном ПВО таковой корабль не испытывает недостаток — от полномасштабного налета ему все равно не отбиться, исходя из этого речь заходит лишь о ЗРК (либо кроме того ЗРАК) самообороны.

Ударное оружие, в случае если по большому счету нужно его ставить, в полной мере возможно сократить некоторым числом легких ПКР «Уран». При этих требованиях в полной мере возможно уложиться в стандартное водоизмещение порядка 2,5-2,7 тыс. тысячь киллограм.

Таковой корабль будет маленьким, но это вовсе не свидетельствует, что он будет годен только для действий в ближней морской территории. Обратимся к опыту СССР — сторожевые суда проекта 1135, известные «Буревестники», имея стандартное водоизмещение в 2835 т, ходили по всем океанам планеты. Решать задачи в Центральной либо Южной Атлантике, попутно посмотрев в Гвинею?

Пожалуйста Боевые работы в составе 5 ОПЭСК (Средиземноморская эскадра ВМФ СССР) и вовсе не считались для них чем-то из последовательности вон выходящим. И да, эти СКР умели постоять за честь собственной страны!

Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 3)

СКР Безусловный совершает навал на американский крейсер УРО Йорктаун, вытесняя его из советских тервод

Их современные, усовершенствованные аналоги в полной мере имели возможность бы поддерживать океанские вахты отечественных ракетных крейсеров и БПК, а в будущем, с возникновением полноценных судов дальней океанской территории, «уйти в тень», сосредоточившись на «прибрежных» задачах. Либо не уходить В общем, создатель не берется утверждать, что так, и лишь так, должен был развиваться надводный флот ВМФ РФ, но как вариант, причем вариант бюджетный, таковой путь был в полной мере разумен.

А вот в случае если отечественное управление решило пойти по второму пути, в случае если судами ГПВ-2011-2020 гг. мы подготовились сражаться в океане действительно, не ждя реализации последующих кораблестроительных программ, то В этом случае флоту необходимы универсальные ракетно-артиллерийские суда, оснащенные замечательным и бессчётным ударным и оборонительным оружием. Так как в океане их имели возможность сопровождать лишь немногочисленные отечественные атомарины, а вот об авиационном прикрытии возможно было лишь грезить. Соответственно, перспективному океанскому «бойцу» ГПВ 2011-2020 гг. требовались:

1. Достаточный боекомплект дальнобойных ПКР для «проламывания» ПРО сильного вражеского корабельного ордера.

2. Замечательная и эшелонированная противовоздушная и противоракетная защита (под ПРО создатель имеет ввиду совокупность защиты от противокорабельных, а не от баллистических ракет), которая давала бы ему шанс прожить достаточно для нанесения удара.

3. Замечательный ГАК для обнаружения подводных лодок, пробующих выйти в наступление на отечественный корабль, и дальнобойное противолодочное оружие, талантливое стереть с лица земли атакующую ПЛ сразу после обнаружения.

4. Пара вертолетов для задач ПЛО и воздушной разведки.

5. Достаточно большие размеры чтобы все перечисленное в пп. 1-4 настоящего списка имело возможность «трудиться» в условиях океанских качки и ветров.

Иными словами, по второму варианту флоту требовались полноценные эсминцы, но никак не фрегаты.

Что тут имели возможность предложить флоту отечественные разработчики? Как мы знаем, в СССР некое время действовала концепция специальных пар: предполагалось, что ПКР «Москит» и ЗРК «Ураган» эсминца проекта 956, вместе с замечательными средствами уничтожения и обнаружения ПЛ, которыми располагал БПК проекта 1155 «Удалой», будут владеть большей боевой эффективностью, чем оружие двух эсминцев-универсалов типа «Спрюэнс».

Но все же, потом была предпринята попытка уйти от «разделения труда» к единому универсальному кораблю, что постарались создать на базе БПК «Удалой». Новый проект 1155.1 показался незадолго до распада СССР, из четырех заказанных и двух заложенных судов этого проекта был достроен лишь «Адмирал Чабаненко».

Этот проект считался более успешным, нежели начальный 1155, и единственной претензией к «Чабаненко» являлось отсутствие дальнобойного ЗРК, талантливого угрожать самолетам-носителям крылатых ракет и иного управляемого оружия. Тем необычнее, что начальный вариант эсминца проекта 21956, ставшего практически развитием «Адмирала Чабаненко», предусматривал все тот же ЗРК «Кинжал» в качестве главного комплекса ПВО.

Не смотря на то, что следующий вариант эсминца 21956 с ЗРК «Риф-М» (практически «Форт-М», т.е. самый современный ЗРК семейства С-300 на флоте, установленный лишь на «Петре Великом») не выглядит оптимальным: на нем сумели разместить всего одну РЛС подсвета и сопровождения цели, да и та расположена прямо перед мачтой, что снабжает ей широчайший «мертвый угол» в корму корабля. Похоже на то, что у крейсеров проекта 1164 «Атлант» РЛС, делающая подобные задачи, размещена намного рациональнее. А вот в «кинжальном» варианте корабль располагает двумя РЛС наведения ЗУР — по одной в носу и в корме, отчего имеет защиту на все 360 градусов и может отражать атаки с противоположных направлений так что, не обращая внимания на очевидные преимущества в дальности ЗРК «Риф-М», все же не светло, какой их представленных вариантов эсминца лучше защищен.

В целом же эсминец проекта 21956 занял некое промежуточное положение между БПК проекта 1155.1 и ракетным крейсером проекта 1164. Примечательно, что отечественный корабль приблизительно соответствует по размерам американскому эсминцу «Арли Берк», что же касается боевых черт, то тут пара сложнее.

С одной стороны, у отечественного эсминца меньше боекомплект — 72 ракеты (8 торпедных труб под ракето-торпеды комплекса «Калибр-ПЛЭ», 16 пусковых «Калибр» и 48 шахт ЗУР) против 94 универсальных пусковых «Арли Берка» (плюс 8 ПКР «Гарпун» на ветхих модификациях), но «американец» не имеет ничего аналогичного ПКР и ПЛУР «Калибр». С позиций противокорабельных возможностей, «Арли Берк» проигрывает по всем статьям, и дело тут не только в качестве ракет, но и в весьма занимательной радиолокационной станции называющиеся «Минерал-МЭ», аналога которой (по имеющимся у автора данным) на сегодня у американцев нет. Эта станция является загоризонтную совокупность целеуказания, складывающуюся из:

1. Активной радиолокационной станции «Минерал-МЭ1», талантливой в определенных событиях (условиях сверхрефракции) обнаруживать и сопровождать цель размером с эсминец на дистанции 250 км.

2. Пассивной радиолокационной станции «Минерал-МЭ2», талантливой определять положение излучающих радиолокационных совокупностей (в зависимости от диапазона) на расстоянии от 80 до 450 км.

Так, российский корабль при определенных условиях может самостоятельно найти и выработать целеуказание на загоризонтную цель, и значение этого факта тяжело переоценить — до этого подобное имели возможность выполнять лишь вертолёты и самолёты ДРЛО, к тому же (с известным запаздыванием в передаче данных) кое-какие спутники разведки (наподобие известной «Легенды»). Но, возможности «Минерал-МЭ» далеко не безотносительны, и наличие аналогичной техники всецело заменить внешнее целеуказание на данный момент не может.

Что касается ПВО/ПРО, то сочетание ЗРК «Риф-М», талантливого в один момент обстреливать 8 воздушных целей 16 ракетами с новой РЛС Фрегат-МАЭ-4К, которая, является заменой РЛС «Подкат» и превосходно видит каждые низколетящие цели, вероятнее, снабжают русскому эсминцу значительно лучшие возможности ПВО, чем может дать его американскому визави AN/SPY-1 любой модификации. Не смотря на то, что, само собой разумеется, одна-единственная РЛС подсвета и сопровождения цели отечественный корабль не красит и не разрешает отражать атаки с различных сторон.

Но у отечественного эсминца имеется ЗРАК «Кортик», тогда как американцы в далеком прошлом уже не ставят на собственные «Берки» «Вулкан-Фаланксы», да и не ровня данный «Вулкан» отечественному ЗРАК-у. У «Арли Берка» имеется два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, каковые на отечественном корабле не предусмотрены, но это вызывающее большие сомнения оружие против подводных лодок, а смогут ли американские 324-мм торпеды использоваться в качестве противоторпедного оружия, автору неизвестно. И отечественный, и американский эсминцы смогут нести по 2 вертолета.

Наряду с этим эсминец проекта 21956 имеет два значительных для отечественного кораблестроения преимущества — он проектировался под газо-газотурбинную установку, каковые у нас хорошо получались, и, не смотря на то, что не все его оружие было самым современным («Риф-М»), но — освоенным индустрией. Тем самым технологические риски при его создании минимизировались. В общем, приблизительно таковой корабль и был нужен отечественному океанскому флоту.

В первый раз макет эсминца проекта 21956 показался на МВМС-2005 (тогда еще с ЗРК «Кинжал»), а в 2007 г. — с направляться «Риф-М».

Возможно сказать о том, что проекты 21956 и 22350 — фактически ровесники, причем нельзя исключать, что проект фрегата показался кроме того раньше, потому, что эскизный проект 22350 был создан экспертами Северного ПКБ еще в 2003 г.

И вот что весьма интересно: при очень сходной номенклатуре главного оружия (16 «Калибров» и 48 ЗУР у эсминца против 16 калибров и 32 ЗУР у фрегата) полное водоизмещение фрегата снижено в два раза! Ясно, что одинаковый разработчик в одно да и то же время не имел возможности создать в два раза меньший и равноценный эсминцу корабль. Чем же было нужно поступиться с целью достижения для того чтобы результата?

Первое — это энергетическая установка. Для понижения расхода горючего решили применять не через чур замечательные дизели для экономического хода, отчего скорость последнего упала до 14 узлов, но и запасы горючего было нужно урезать — на 14 узлах фрегат может пройти лишь 4 000 миль, т.е. практически в полтора раза меньше эсминца. Стало ли это проблемой?

Как уже говорилось ранее, одной из задач отечественного ВМФ есть наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками возможного соперника. В океане за тем же «Нимицем» кораблю с неатомной ЭУ не угнаться, но АУГ будет идти со скоростью судов эскорта, т.е. все того же «Арли Берка».

Примечательно, что американцы на собственных эсминцах («Арли Берк», «Замволт») применяют только газовые турбины без всяких дизелей, причем тот же «Арли Берк» имеет 4 однообразных по мощности агрегата. Это дает ему очень высокую скорость экономического хода — 18-20 узлов, наряду с этим на скорости 18 уз эсминец способен пройти 6000 миль. Отечественный проект 21956 практически стал бы ему ровней по этим показателям, а вот фрегат — нет.

Попытка угнаться за эсминцем на 18 узлах приведет к необходимости включать форсажные турбины, каковые скоро «съедят» и без того невеликий запас горючего, а вдруг фрегат будет преследовать АУГ на собственных экономических 14 узлах, то за день для того чтобы «преследования» отстанет более чем на 175 километров. Итак, тактические возможности отечественного корабля значительно снижены, наряду с этим совокупная мощность энергетической установки фрегата проекта 22350 (65 400 л.с.) сопоставима с такой у эсминца проекта 21956 (74 000 л.с.), устройство сложнее, надежность ниже, а цена (в силу сложности) будет в полной мере сопоставимой с эсминцем 21956.

Хорошая плата за «миниатюризацию» корабля?

Потом — оружие. К громадному отечественному счастью, работы по «Ониксу»/»Яхонту», что создавался во многом на деньги Индии, и прекрасному ракетному комплексу «Калибр» (что создатель на сегодня вычисляет вершиной мирового морского тактического ракетостроения) завершились удачно, и, более того — к началу планирования ГПВ 2011-2020 гг. было ясно, что оба комплекса состоялись. Исходя из этого УКСК 3С14, талантливая применять вышеупомянутые типы ракет, для отечественных судов безальтернативна.

Фрегат 22350 взял два УКСК на 8 шахт любой, а всего 16 ракет, столько, сколько и эсминец. Но на эсминце предполагалось разместить еще 8 торпедных труб — ракето-торпеды и торпеды в них способны были снабжать защиту эсминца от подводных лодок.

На фрегатах проекта 22350, к сожалению, места для 533-мм торпедных аппаратов отыскать не смогли, исходя из этого, в случае если эсминец имел возможность все собственные 16 шахт «забить» противокорабельными ракетами, фрегат также может так поступить, но останется тогда практически беспомощным перед подводными лодками. Так что придется все же ставить ракето-торпеды в УКСК и тем снижать боезапас ПКР.

А вот с ЗРК все совсем плохо, в этот самый момент направляться снова совершить маленькое отступление.

В СССР был создан очень успешный ЗРК С-300, отправившийся в серию в далеком 1975 г. Потом комплекс всегда совершенствовался, что разрешило ему остаться суровым оружием по сию пору, но, не обращая внимания на все модернизации, принцип его совокупности наведения сохранялся одинаковый — полуактивное самонаведение. Т.е., кроме обзорного радара, талантливого найти цель, нужна была еще и РЛС-станция «подсветки» целей, а ГСН ракеты наводилась, ориентируясь по отраженному лучу.

Подобный подход имел недостатки и свои достоинства, и в начале 90-х годов была предпринята попытка перейти к схеме активного наведения. Для этого разрабатывались ракеты 9М96М и 9Е96Е2, имевшие активные ГСН, умеренную дальность полета (40 и 120 км соответственно) и отличавшиеся от ЗУР семейства С-300 маленьким весом. В случае если 48Н6Е 1992 г выпуска имела большую дальность в 150 км, массу БЧ в 145 кг и вес ракеты до 1900 кг, то 9М96Е2, не через чур уступая в дальности, имела вес всего 420 кг (не смотря на то, что и вес БЧ был уменьшен до 24 кг) — быть может, предполагалось, что активная головка самонаведения обеспечит лучшую точность, так что очень замечательный заряд ВВ не пригодится.

Мысль была во всех отношениях успешная и перспективная, исходя из этого решено было создать как морской, так и сухопутный зенитные ракетные комплексы. Первый стал называться «Редут», второй — С-350 «Витязь», но сейчас нас интересует лишь морской ЗРК.

На фрегатах проекта 22350 «Редут» должен был трудиться в паре с новейшей РЛС «Полимент», с четырьмя АФАР-решетками — снаружи они напоминали американский AN/SPY-1 «Спай», являющийся частью американской же совокупности «Аэгис». Наряду с этим отечественный «Полимент» должен был совмещать функции контроля надводной и воздушной управления и обстановки ЗУР «Редут», т.е. специальные станции подсветки целей для ЗРК не требовались.

Все это — небольшой вес, отсутствие «лишних» РЛС управления огнем, свойство выстроить эшелонированную оборону (к 9М96М и 9Е96Е2 добавлялись 9М100 с инфракрасной ГСН, причем в одну шахту той же 9М96Е2 помещалось 4 штуки 9М100) делали совокупность «Полимент-Редут» отличным выбором для корабля среднего водоизмещения. Ее в полной мере возможно было бы разместить на эсминце проекта 21956, причем такое ответ, согласно точки зрения автора,выяснилось бы намного более действенным, нежели ЗРК «Риф-М» (что все же больше подобает крейсеру). Конечно, разработчики фрегата проекта 22350 оснастили собственный детище как раз «Полимент-Редут» — никакой разумной альтернативы данному комплексу просто не существовало. И все было бы прекрасно, в случае если

если бы данный комплекс состоялся. Но по состоянию на сегодня, ни ЗРК «Редут», ни РЛС «Полимент» неспособны делать возложенные на них задачи. И, положа руку на сердце, увидим, что совсем неизвестно, в то время, когда эта события будут исправлена, и будет ли исправлена по большому счету.

«Как пояснил Газете.Ru влиятельный источник в Военно-промышленной рабочей, концерн Бриллиант-Антей, в который входит завод Факел, в прошедшем сезоне сорвал государственный оборонный заказ из-за его катастрофического отставания по теме Полимент-Редут, по большей части связанного с недостижением характеристик зенитных управляемых ракет 9М96, 9М96Д, 9М100.

У нас повалились все темы. Совокупность ПВО обязана устанавливаться на фрегаты и корветы, а из-за ее несвоевременной сдачи вправо поплыли и сроки сдачи судов, в частности Адмирал Горшков из-за данной совокупности не может быть сдан уже что год, не смотря на то, что он на ходу, а ракеты нет, и корабль Минобороны принять не имеет возможности, — сообщил собеседник Газеты.Ru.

Он утвержает, что данный вопрос поднимался много раз на президентских заседаниях в Сочи, а в текущем году было дано последнее предупреждение. Догоночные графики организованы, за них несет ответственность, курирующий оборонку помошник премьер-министра Дмитрий Рогозин.

Последние опробования проходили практически в июне, снова нашли неточность, снова не подтвердилось, снова неудачные пуски. Минобороны приостановило опробования, среди них и вследствие того что расстреляли все предназначавшиеся для опробований мишени и боезапасы. Толку никакого, планируется создавать межведомственную рабочую группу и разбираться, по причине того, что эти опыты ни к чему не приводят».

Это цитаты статьи на «Новости ВПК» от 19 июля 2016 г. А вот вторая новость, уже на «ВО», от 12 августа 2016 г:

Совет директоров НПО «Бриллиант» (входит в концерн ВКО «Бриллиант-Антей») во вторник высвободил от занимаемой должности главу компании Виталия Нескородова за «систематическое невыполнение поручений председателя совета директоров концерна (Бриллиант-Антей), упущения в работе и потерю доверия».

Что во всем этом нехорошего? Ну, помимо этого очевидного факта, что на сегодня отечественные новейшие фрегаты по большому счету не имеют ПВО, не считая двух ЗРАК «Палаш», и совсем не светло, в то время, когда же «свет в конце тоннеля»?

Прежде всего, то, что обстановка с «Полимент-Редут» на начало ГПВ 2011-2020 гг. являлась более чем предсказуемой. Работы по данной теме начались в начале 90-х годов, и ясно, что в те дикие времена финансирование вряд ли было достаточным, но в начале 2000-х обстановка точно поменялась. Но и в 2009-2010 гг. комплекс так и оставался недоделанным.

Само собой разумеется, создание ЗРК — дело долгое и непростое, но в то время работы по данной теме шли уже более 15 лет! ПАК ФА, работы по которому начаты были в 2002 г. (а финансирование получено и вовсе в 2005 г), в 2010 г. совершил первый полет, а истребитель 6-го поколения, по-любому, «мало» сложнее ЗУР!

Создатель не стал бы драматизировать обстановку, если бы обращение не шла о главной совокупности ПВО как для флота (где «Редут» должен был снабжать ПВО, как фрегатов, так и корветов), но и сухопутных сил, где С-350 «Витязь» должен был заменять С-300ПС и «Бук-М1-2». За созданием оружия таковой степени важности должен был вестись самый пристальный надзор со стороны клиента, работа должна была быть разбита на этапы, а их выполнение строго контролироваться, равняется, как и выявляться сдвигов сроков и причины сбоёв «вправо».

С персональными оргвыводами. Да, создатель не забывает, «у нас не 37 год», но все возможности чтобы задолго до начала формирования программы ГПВ 2011-2020 гг. разобраться, как плохи отечественные дела по теме «Полимент-Редут» — были.

Кто-то сообщит: легко задним числом сказать об этом. Но уже много лет в сеть просачивались свидетельства людей, «ознакомленных в части касающейся», каковые намеками (за разглашение военной тайны по головке не гладят, хоть и не 37 год) позволяли понять, как плачевна и страшна обстановка по теме «Полимент-Редут». В случае если кратко, то, как сообщил Иосиф Виссарионович, «кадры решают все».

А вдруг эти кадры массово разбегаются на свободные хлеба И в случае если сомнения (как выяснилось, более чем обоснованные) оказались кроме того у столь далеких от моря людей, каковым есть создатель статьи, то на все 200% возможно высказать предположение, что заинтересованные лица с соответствующим допуском имели возможность разобраться в ситуации много лет назад.

Результат — отсутствие должного уровня контроля со стороны представителей страны, с одной стороны, и нежелание важных лиц со стороны разработчиков честно докладывать о фактическом состоянии дел, стало причиной тому, что отечественные надводные суда ГПВ 2011-2020 гг. были лишены ПВО.

Создание перспективных ЗРК в Российской Федерации, конечно, не исчерпывалось работами по «Полимент-Редут» и «Витязю» С-350. В строй поднимаются С-400, за ним «просматривается» С-500 высокая боеготовность этих ЗРК не подлежит сомнению. И ясно желание моряков заметить тот же С-400 на судах океанского флота. «Долгая рука» — зенитная ракета 40Н6Е, талантливая бить на 400 км, отечественному флоту очень увлекательна.

Тактика применения современной палубной авиации предполагает наличие 1-2 самолетов ДРЛО, каковые, располагаясь в 250-300 км от вражеского ордера, превосходно «видят» все из недосягаемого далека и смогут делать функции «дирижеров», т.е. управления остальными группами (ПВО, демонстрационными, группами подавления ПВО, ударными группами). В этом случае палубные самолеты способны, к примеру, нападать, не выходя из-за радиогоризонта, т.е. по большому счету не заходя в зону ПВО корабельного ордера. Отличная тактика, но наличие дальнобойных зенитных ракет, талантливых угрожать «летающим штабам», т.е. самолетам ДРЛО, может внести в нее самые важные корректировки.

Пусковые установки С-300ФМ на борту китайского эсминца Тип 051С.

Но С-400 не так-то легко «оморячить». Кроме габаритов и масс, тут еще и требования к продольной/поперечной качке корабля, каковые будут выполняться лишь на чем-то достаточно большом — в свое время «Форт» (морской аналог С-300П) выяснилось не так-то легко «прописать» на палубах советских ракетных крейсеров.

Однако, установка «Форта», «Форта-М» на судах размером с тот же эсминец 21956 в полной мере вероятна и возможно, то же касается и С-400, а вот на фрегат Нет, теоретически нет ничего, что мешает — пожалуйста! Примечательно, что в экспортной версии фрегата 22350 (речь заходит о проекте 22356) допускалась установка «Риф-М» (любой каприз за Ваши деньги!). Вот лишь с фрегата она сможет трудиться разве лишь при самом минимальном беспокойстве.

Если бы РФ включила бы в состав ГПВ 2011-2020 гг. эсминцы проекта 21956 либо им подобные вместо фрегатов, то провал темы «Полимент-Редут» не стал бы решением суда для ПВО таких судов, легко по причине того, что на эсминцах в полной мере возможно было бы ставить те же «Риф-М» либо «оморяченные» С-400. Примечательно, что ЗУР «Редута» предполагалось сделать частью комплекса С-400 (а ЗУР 9М96Е планировали включать в состав штатного оружия «Риф-М»), т.е. сколь угодно продолжительная задержка по «Редуту» привела бы только к тому, что корабельный «Риф-М»/С-400 не имел бы части положенных ему ракет, но имел возможность применять существующие сейчас 48Н6Е, 48Н6Е2, 48Н6Е3. Примечательно, что подобный подход многократно усиливал возможности эсминца в части слежения за неприятельскими надводными (и в т.ч. авианосными) группировками, в то время, когда суда находятся в прямой видимости — ракеты с полуактивной ГСН превосходно наводятся на надводную цель, а серия 7,5-метровых ракет весом практически в две тонны, со 185-кг боевой частью, разгоняющихся до скорости 2100 м/сек

ЗРК Риф

А вот для судов класса «фрегат» мы сейчас располагаем лишь ЗРК «Штиль». Это грозное оружие, но все же, ограниченная дальность (50 км) и отсутствие потенциала модернизации (в комплексе употребляются ракеты-аналоги сухопутного ЗРК «Бук») не разрешают разглядывать комплекс в качестве перспективного. Не смотря на то, что, на сегодня его возможности все еще велики.

Тут, само собой разумеется, возможно отыскать в памяти о факторе цены. Какой суть рассуждать о том, что лучше — эсминец либо фрегат, в случае если денег еле хватало лишь на фрегаты? Но вот в чем дело — нет никаких оснований вычислять, что эсминец проекта 21956 обошелся бы нам большое количество дороже фрегата 22350. Так как цена армейского корабля определяется не водоизмещением, а совокупностями, каковые это водоизмещение «заполняют».

И вот тут мы с удивлением обнаруживаем, что эсминец проекта 21956 не слишком-то отличается от фрегата 22350.

Энергетическая установка? Приблизительно в те же деньги, может, процентов на 15 будет дороже из-за чуть большей мощности. УКСК «Калибр»? Однообразны и на эсминце, и на фрегате. РЛС загоризонтного целеуказания «Минерал-МЭ» — и в том месте, и в том месте. Хорошая РЛС неспециализированного обзора и оморяченный С-400 (либо «Риф-М») вряд ли окажутся принципиально дороже «Полимент-Редут». 130-мм пушка? Одинаковая для эсминца и фрегата.

Гидроакустический комплекс? Снова один в один. 533-мм торпедные аппараты эсминца против «Пакета-НК» фрегата? На эсминец возможно да и то, и второе поставить, не так уж дороги отечественные торпедные аппараты. ЗРАК-и? И в том месте, и в том месте — поровну.

БИУС? И в том месте, и в том месте — «Сигма».

В сущности, прирост водоизмещения эсминца проекта 21956 связан как с необходимостью возить куда громадные запасы горючего (но у него и дальность выше), так и с обеспечением океанской мореходности. Наряду с этим направляться осознавать, что эсминец будет способен применять оружие при большем беспокойстве/ветре, нежели фрегат, а условия обитаемости экипажа на нем возможно сделать куда лучше, что для океанского корабля совсем не последнее дело.

Т.е., в сущности, главный прирост массы у эсминца — это корпусные конструкции, но дело в том, что сам корпус (в сравнении с агрегатами, каковые он в себе несет) куда как недорог. И имеется чувство, что эсминец проекта 21956 обошелся бы российской казне процентов так на 20, ну, возможно, на 25 дороже, чем фрегат проекта 22350. В противном случае и еще меньше.

Сложно в это поверить? А отыщем в памяти мотивировку отказа от развернутого строительства корветов 20385 (http://izvestia.ru/news/545806):

«расчетная цена одного корабля образовывает около 14 млрд рублей, а реально может дойти до 18 млрд. Для корвета водоизмещением в 2,2 тыс. т, не смотря на то, что и выполненного по стелс-технологии, это большое количество. Столь же современные фрегаты проекта 11356Р/М, каковые на данный момент строятся для Черноморского флота, имеют водоизмещение практически в два раза больше — 4 тыс. т, а стоят столько же».

В случае если кто-то из глубокоуважаемых читателей не через чур осознаёт, как такое имело возможность оказаться, то вот простой бытовой пример. В случае если мы приходим в магазин бытовой техники и видим стационарный компьютер и равный ему по возможностям ноутбук — можем ли мы рассчитывать на то, что ноутбук будет стоить дешевле стационара, на том основании, что он легче?

А возвращаясь к флоту если бы вместо 8 фрегатов проекта 22350, мы имели возможность бы выстроить 4 эсминца, то, само собой разумеется, необходимо было строить фрегаты. Но в случае если мы вместо 8 фрегатов можем выстроить 6 эсминцев, и еще на пол-эсминца деньги останутся, это будет уже совсем вторая математика.

В целом же возможно сообщить следующее. Северное ПКБ создало отличный проект фрегата. И в случае если отечественные разработчики, в итоге, смогут довести до ума «Полимент-Редут» так, дабы его настоящие характеристики соответствовали заявленным, то российский флот возьмёт один из лучших фрегатов мира (а в собственном водоизмещении, пожалуй, что и лучший).

Но средства, каковые будут израсходованы на эти фрегаты, могли быть израсходованы с куда большей пользой на постройку эскадренных миноносцев проекта 21956.

Фрегат «Адмирал Горшков» стал, по сути, экспериментальным кораблем. Все на нем энергетическая: установка и новое, и артиллерия, и зенитное оружие, и БИУС. По окончании стольких лет забвения армейского кораблестроения проект 22350 стал чрезмерно новаторским чтобы в сжатые сроки возможно было рассчитывать на серийное постройку, — и это в то время, в то время, когда страна отчаянно испытывает недостаток в надводных судах.

Строительство эсминцев проекта 21956 несло бы куда меньше рисков в техническом замысле, но больше эффективности — в армейском.

Создатель: Андрей из Челябинска

ЭСМИНЕЦ БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ ГОД СПУСКА НА ВОДУ 1989 ЖДЁТ В ДОКЕ РЕМОНТА

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: