Корабли гуандуна. южный рубеж обороны поднебесной

      Комментарии к записи Корабли гуандуна. южный рубеж обороны поднебесной отключены

Нынешнее процветание южно-китайской провинции Гуандун уходит корнями в эру Цин, в то время, когда дельта реки Чжуцзян являлась единственными воротами зарубежной торговли на территории Китая. Не обращая внимания на бессчётные ограничения, деятельность западных коммерсантов в Гуанчжоу (Кантон) приносила такие барыши, что попытка цинских правительства ввести более твёрдые ограничения стала причиной Первую опиумную войну 1839-1842 гг.

Поражение китайской армии и флота в битвах с английскими экспедиционными силами стала причиной появлению на территории страны так называемых «договорных портов», открытых для торговли иностранцев и свободного проживания. В близи от Гуанчжоу появилась английская колония Гонконг. Кроме того эти события не поколебали позиций кантонского купечества, игравшего большую роль в экономике империи.

Не обращая внимания на это, в середине XIX в. морские перевозки в районе Гуанчжоу были очень уязвимы перед местным пиратством и иностранным вмешательством. С 1664 г. в распоряжении наместника Лянгуана (т.е. провинций Гуандун и Гуанси) имелось большое число армейских судов, но все они представляли собой устаревшие парусные джонки и были уничтожены англичанами на протяжении Первой опиумной войны.

Восстановлению морских сил Юга продолжительное время мешал кризис власти, усугубившийся восстанием тайпинов, но в середине 1860-х гг. обстановка начала изменяться. В 1866 г. возглавлявший гуандунскую администрацию маньчжур Жуйлинь закупил в Англии и Франции шесть древесных паровых судов, приспособленных для несения патрульной работы в акватории: «Фэйлун», «Чжэнь-хай», «Дэнцин», «Суйцзин», «Аньлань» и «Чжэньтао».

Корабли гуандуна. южный рубеж обороны поднебесной

К началу Франко-китайской войны морские силы провинции составляли один из четырех военных флотов (шуйши) Цинской империи, наряду с этим в 1884 г. в перечнях Гуандунского флота числилось 36 судов. Обладание Гонконгом разрешало Англии в любую секунду блокировать побережье провинции. Сознавая это, гуандунские власти забрали курс на создание собственной военно-промышленной базы. В 1873 г. государственный служащий Вэнь Цзышао получил приказ наладить производство стрелкового оружия.

Попытка применять для этого частные механические мастерские «Ляньтай», основанные в Гуанчжоу в 1837 г., не удалась, но уже в июне следующего года в городе получил арсенал. Завод в малейшие сроки освоил выпуск магазинных винтовок и револьверов, и наладил снабжение местных армий снарядами. В 1873 г. Жуйлинь пробовал заказать в Швеции 20 металлических паровых баркасов для противодействия пиратам на реке Чжуцзян, но опоздал реализовать замысел по обстоятельству отставки.

В 1875 г. наместником Лянгуана был назначен Лю Куньи (1830-1902), начавший кантонское судостроение . В 1876 г., при содействии местной торговой элиты, он купил в собственность казны выстроенный английскими подданными судоремонтный завод. Это предприятие располагало двумя сухими доками грузоподъемностью 5000 и 9000 т, разрешавшими создавать починку судов водоизмещением до 3000 т. Производственная база разрешила Лю Куньи уже в октябре 1879 г. организовать верфь и минный арсенал.

Первыми судами, сошедшими с ее стапелей, стали три миноносца, заказанные в 1882 г. германской компании «Вулкан». Только в осеннюю пору 1885 г. подробности миноносцев удалось доставить в Гуанчжоу на борту броненосца «Динъюань», выстроенного той же компанией для Бэйянского (Северного) флота. По окончании спуска и сборки на воду суда взяли имена «Лэйлун», «Лэйху» и «Лэйчжун».

В 1884 г. гуандунские власти выдали заказ на восемь миноносок германской компании «Шихау». Все они кроме этого планировали на казенной верфи в Гуанчжоу и взяли заглавия, начинающиеся с иероглифа «лэй» («гром» либо «гремящий»). Работа гуандунских миноносцев германской постройки длилась продолжительно: в феврале 1913 г. их перевели в отряд патрульных судов, а исключили из перечней только в 1925 г.

Большая часть судов Гуандунского флота отличалось маленькими размерами, осадкой и слабым вооружением, которая разрешала преследовать контрабандистов и пиратов не только на море, но и в речных водах. Так, в соответствии с информации о состоянии китайских ВМС в 1886 г., представленной в Основной морской штаб адмиралом А. А. Корниловым, из 11 патрульных судов Гуандуна лишь одно имело водоизмещение 800 т, в то время как тоннаж остальных колебался между 80 и 170 т. Оружие таких канонерок складывалось из 2-4 орудий.

Лишь с назначением на должность лянгуанского наместника Чжан Чжидуна (1837-1909) [1] гуандунский флот пополнился достаточно замечательными судами. Новый губернатор начал с того, что расширил существующее военное производство, открыл в Гуанчжоу два новых арсенала и основал то, что потом стало военной академией Вампу.

На протяжении Франко-китайской войны Чжан Чжидун принял энергичные меры по защите Гуанчжоу. Не ждя санкции двора, наместник привел в боевую готовность все средства береговой обороны дельты Чжуцзяна и закрыл зарубежным судам вход в реку. Протесты зарубежных консулов были покинуты Чжан Чжидуном без внимания.

Глухая защита не разрешила наместнику оказать помощь Фуцзяньской эскадре в военных действиях против французского флота, но к этому Чжан и без того не стремился [2]. Разгром фуцзяньцев на Мавэйском рейде вынудил владыку Юга сделать верные выводы и безотлагательно заняться наращиванием собственной военно-морской группировки. В 1885 г. на Кантонской верфи была заложена серия мелкосидящих композитных канонерок водоизмещением 300 т. Суда взяли заглавия «Гуанхэн», «Гуанли», «Гуанъюань» и «Гуанчжэнь» [3].

Все канонерки вступили в строй в 1886 г. Их оружие складывалось из одного 150-мм казнозарядного орудия Круппа, одного 88-мм орудия той же совокупности и трех 25-мм митральез Норденфельда. Потому, что возможности местного судостроения так же, как и прежде были ограничены, Чжан Чжидун обратился к помощи Фучжоуского адмиралтейства. Еще до окончания строительства кантонских канонерок, наместник выдал фуцзяньцам заказ на постройку крейсера, что должен был стать флагманом Гуандунского флота.

Крейсер «Гуанцзя»

Закладка судна под №28 состоялась 24 ноября 1885 г. в присутствии главы арсенала Пэй Иньсэня. Корабль проектировался фуцзяньскими инженерами Вэй Ханем, Чжэн Цинляном и У Дэчжаном. В качестве главного прототипа были забраны композитные крейсера типа «Вэйюань». Снаружи новый корабль казался их систершипом – долгий корпус с заметной седловатостью, таранный форштевень, корма с высоким подзором, единственная дымовая труба и три мачты с парусным оружием барка.

По своим главным размерениям крейсера были не меньше близки.

Первым отличием от прототипа была силовая установка нового корабля, складывавшаяся из двух цилиндрических паровых котлов и одной трехцилиндровой паровой машины совокупности «компаунд». Ее мощность составляла 1600 л.с. против 750 л.с. у «Вэйюаня». Вопреки утверждениям некоторых источников машина для гуандунского крейсера была заказана в Англии, а не выстроена силами Фучжоуского арсенала.

установкой и Сборкой вооружения и механизмов корабля руководили инженеры Чэнь Чжаоао, Ли Шоутянь и Ян Ляньчэн.

Следующим отличием нового проекта было усиленное оружие: тут фуцзяньские инженеры ориентировались не на «Вэйюань», а на 2200-тонный крейсер «Кайцзи», выстроенный в Мавэе в 1883 г. Данный корабль, со своей стороны созданный с оглядкой на французский крейсер «Дюге-Труэн», нес 10 крупповских пушек, две из которых имели калибр 210 мм, а остальные – 120 мм. «Гуандунец» взял не такое замечательное, но более сбалансированное оружие.

Основной калибр был представлен тремя металлическими 150-мм орудиями Круппа примера 1880 г. Протяженность ствола каждой составляла 35 калибров либо 5220 мм, наряду с этим 4800 мм приходилось на долю нарезной части. Любой ствол весил 4,77 т, еще 5,16 т составлял вес станка. Орудие имело возможность вести пламя фугасными и бронебойными боеприпасами весом 51 кг, вес порохового полузаряда равнялся 17 кг.

При начальной скорости боеприпаса 580 м/с действенная дальность стрельбы достигала 11000 м. Два орудия были установлены на бортовых спонсонах в районе ходовой рубки, снабжавших угол обстрела 120°. Третье 150-мм орудие стояло на кормовой позиции с углом обстрела в 210°. Так, в сражении на любой борт имели возможность вести пламя два из трех орудий главного калибра.

В дополнение к ним в средней части крейсера установили четыре металлических 120-мм крупповских орудия – по два на борт. Вес каждой из этих скорострельных пушек составлял 2728 т при длине ствола в 40 калибров. Орудия стреляли боеприпасами весом 40 кг с начальной скоростью 634 м/с, пороховой полузаряд весил 4,5.

Угол обстрела каждого 120-мм орудия составлял 90°.

Мощь противоминной артиллерии гуандунского крейсера, наоборот, была мала для корабля для того чтобы класса и состояла всего из четырех 37-мм револьверных пушек Гочкиса. Две из них установили на крыльях мостика, еще две – на боевом марсе фок-мачты. Последняя, в первый раз в практике Мавэйского адмиралтейства, была выполнена из стали. Остальные две мачты были древесными.

Постройка «Гуанцзя» обошлась в 220000 серебряных лян, еще 121040 лян составила цена оружия.

6 августа 1887 г. корабль благополучно сошел на воду и по личному выбору Чжан Чжидуна взял имя «Гуанцзя» («Гуандунский № 1»). вооружение и Достройка длились четыре месяца, за это время крейсер успел взять первого штатного начальника – им стал прибывший в Мавэй с Гуандунского флота У Юнтай. На пост старшего офицера был назначен еще один гуандунец – выпускник Мавэйской военно-морской школы Чэн Бигуан.

Экипаж крейсера складывался из 145 офицеров и матросов.

4 декабря 1887 г. корабль вышел на ходовые опробования, на протяжении которых развил скорость 14,2 уз при частоте вращения вала 125 об./мин. Практически сразу после этого «Гуанцзя» отправился к месту постоянной работы.

14 января 1888 г. Чжан Чжидун лично встречал прибывший крейсер в Хумэне – стратегически серьёзном пункте Чжуцзянской дельты, закрывающем подходы к Гуанчжоу. Это был символический поступок: как раз в Хумэне в 1839 г. имело место легендарное сожжение конфискованного опиума, послужившее предлогом к войне с Англией. По мысли наместника, новый крейсер должен был являться гарантом безопасности южных морских границ империи.

Чжан Чжидун не ошибался: появление в составе Гуандунского флота новой сильной единицы было полностью оценено западными державами. Не стала исключением кроме того Российская Федерация, ни при каких обстоятельствах не разглядывавшая Южный Китай в качестве собственной сферы влияния. Еще в октябре 1887 г. в донесении русского посланника в Пекине А. М. Кумани отмечались солидное оружие «Гуанцзя» и энергия, с которой наместник Лянгуана наращивал собственные морские силы.

Осмотрев новый корабль, Чжан Чжидун решил срочно показать его в собственных владениях. Прямо в Хумэне губернатор поднялся на борт «Гуанцзя» и совершил инспекционную поездку, посетив о. Хайнань и наиболее значимые прибрежные пункты двух провинций – от Ляньчжоу в Гуанси до Шаньтоу (Сватоу) в Гуандуне. В течение нескольких лет крейсер защищал судоходство в южно-китайских водах и демонстрировал флаг Цинской империи на рейде Гонконга.

10 ноября 1889 г. в Гуанчжоу открылась военно-морская школа Хуанпу, нуждавшаяся в учебном судне. Чжан Чжидун рассудил, что самую лучшую практику молодежь может взять лишь на палубе «Гуанцзя», исходя из этого в любой следующий поход крейсер брал некое количество курсантов. За счет этого численность экипажа возрастала – неудивительно, что в некоторых источниках приводится цифра в 180 чел.

В 1890 г. Чжан Чжидуна поменял на должности наместника Ли Ханьчжан – старший брат фактического хозяина Бэйянского (Северного) флота Ли Хунчжана. Чжан был назначен на пост губернатора Хубэя и Хунани – это решение двора было конкретно связано с реализацией гуандунской судостроительной программы. Дело в том, что все суда за исключением «Гуанцзя» были заказаны Чжаном в обход морского ведомства империи.

Наместник пробовал избежать столичной казнокрадства и волокиты, но Пекин заподозрил, что на далеком Юге вызревает новое антиманьчжурское перемещение. Отсутствие веских улик не разрешало подвергнуть Чжан Чжидуна наказанию, исходя из этого его [4].

В то время, когда в 1890 г. суда Бэйянского флота возвращались к месту базирования по окончании визита в Юго-Восточную Азию, новый наместник Лянгуана приказал «Гуанцзя» в качестве тренировки сопровождать их до Вэйхайвэя. В 1891 г. крейсер принимал участие в первых громадных маневрах цинских ВМС в водах Северного Китая, наряду с этим на борту «Гуанцзя» держал собственный флаг командующий Гуандунским флотом Юй Сюнфэй.

Как раз тогда в уме Ли Хунчжана, кроме этого принимавшего личное участие в смотре, сложилась схема перевода корабля в состав Бэйянского флота. Для этого нелишним было иметь собственного человека в комсоставе крейсера: большинство офицеров Гуандунского флота составляли местные уроженцы, симпатизировавшие Чжан Чжидуну. Посредством брата Ли Хунчжан перевел в Гуанчжоу 27-летнего старшего офицера учебного парусника «Миньцзе» У Цзинжуна.

Последний происходил из родных мест Ли Хунчжана в провинции Аньхой и был целиком и полностью предан вице-королю Севера. В апреле 1892 г. У Цзинжун был назначен старшим офицером «Гуанцзя», а в декабре того же года стал начальником крейсера.

В мае 1894 г., в то время, когда в Корее уже вовсю пахло порохом, У Цзинжун привел в Вэйхайвэй соединение, включавшее лучшие суда Гуандунского флота – крейсера «Гуанцзя», «Гуанъи» и «Гуанбин». Вместе с судами Бэйянского и Наньянского (Южного) флотов они должны были учавствовать в очередном громадном смотре имперских ВМС. По окончании маневров наньянские суда возвратились к месту работы, но три гуандунских крейсера были временно включены в флота и состав.

Формально Ли Хунчжан имел возможность задержать все суда, потому, что являлся помощником главы морского ведомства Китая. При с наньянскими судами это неизбежно позвало бы ссору с могущественным наместником Лянцзяна [5]. Бешенства брата Ли имел возможность не беспокоиться, тем более, что в Гуандуне очень кстати разразилась эпидемия чумы – она стала еще одним предлогом для задержания трех «Гуанов» на севере.

В июне 1894 г. «Гуанцзя» был перевооружен, взяв четыре 105-мм орудия Круппа вместо 120-мм и четыре 57-мм пушки Норденфельда вместо револьверных.

Будучи очень новыми судами, гуандунские крейсера участвовали во всех больших морских сражениях Японо-китайской войны 1894-1895 гг. В сражении при Ялу «Гуанцзя» действовал в паре с бронепалубным крейсером «Цзиюань», подчиняясь распоряжениям начальника последнего.

Спустя два часа по окончании начала сражения начальник «Цзиюаня» Фан Боцянь совершил измену, покинув боевые порядки флота и полным ходом направившись в Люйшунькоу (Порт-Артур). «Гуанцзя» последовал за ним – в оправдание У Цзинжуна направляться заявить, что он четко следовал диспозиции, а обмен сигналами с флагманским броненосцем «Динъюань» в тот момент был легко неосуществим. В ночь на 18 сентября 1894 г. «Гуанцзя» сел на камни у островов Саньшаньдао при входе в залив Даляньвань в восточной части прибрежной полосы Ляодунского полуострова [6].

Имеются сведения, что У Цзинжун пробовал пройти между островами и укрыться в заливе до восхода солнца, игнорируя предупреждения последовательности членов экипажа об опасности. «Цзиюань» не оказал мателоту никакой помощи и пришел в Люйшунькоу в 5 часов утра 18 сентября. Спустя 4 часа в том месте показались остальные суда Бэйянского флота. Определив об отсутствии «Гуанцзя», адмирал Дин Жучан приказал Фан Боцяню отправляться на розыски гуандунского крейсера.

В помощь «Цзиюаню» был придан таможенный крейсер «Цзиньлун» («Золотой дракон»).

Прибыв к Саньшаньдао, Фан Боцянь нашёл покинутый «Гуанцзя» и узнал, что его команда уже спасена местными рыбаками. Опасаясь появления японцев, начальник «Цзиюаня» не стал кроме того пробовать стащить «Гуанцзя» с камней и ограничился тем, что снял с аварийного судна часть орудий. Затем крейсер постарались взорвать, но не через чур удачно: показавшийся пара дней спустя японский крейсер «Нанива» отыскал «Гуанцзя» все еще невредимым.

Японцы сделали по корпусу крейсера пара выстрелов, но приближающаяся непогода вынудила «Наниву» уйти. Когда шторм утих, к «Гуанцзя» приблизился миноносец «Котака». Его команда поняла, что китайский корабль изрядно поврежден волнами, а из оружия осталось лишь кормовое 150-мм орудие.

Добравшись до Порт-Артура, команда «Гуанцзя» возвратилась под флаги Бэйянского флота. У Цзинжун не понес наказания за утрату корабля, но и не приобрел нового назначения. По окончании перехода флота в Вэйхайвэй он был назначен главой северного участка обороны материковой части крепости.

По окончании того, как японцы овладели упрочнениями южного сектора, У Цзинжун самовольно покинул позиции и 1 февраля 1895 г. вместе с подчиненными ему воинами бежал в направлении Чифу (Яньтай). За это он был с позором выгнан с работы, но спустя пара лет сумел возвратиться в Гуандунский флот а также руководил несколькими судами.

По окончании того, как Ляодунский полуостров перешел под русский контроль, новые хозяева подобающим образом оценили опасность островов Саньшаньдао для судов, входящих в залив Даляньвань ночью. Незадолго до Русско-японской войны на южной оконечности острова Южный Саньшаньдао был выстроен маяк. К тому времени никаких следов «Гуанцзя» на поверхности моря уже не было.

Однако, останки корабля сейчас покоятся на дне Желтого моря в точке с координатами 12Г59 северной широты и 38°58 восточной долготы. В июне 2009 г. на форуме сайта «Общество изучения истории китайского ВМФ» (КНР) обсуждался вопрос любительских погружений к обломкам крейсера.

Крейсера типа «Гуанъи»

Предусмотрительный Чжан Чжидун не планировал ограничивать собственный сотрудничество с фуцзяньскими корабелами постройкой одного крейсера. В замыслы наместника входил заказ еще девяти судов разного класса. Для финансирования данной судостроительной программы он избрал метод, названный русским посланником А. М. Кумани «экономическим». Взяв пост губернатора в 1884 г., Чжан сразу же заявил необязательную подписку среди чиновников и коммерсантов подведомственных провинций.

Учитывая темперамент взаимоотношений между различными звеньями цинской «вертикали власти», последние (да и первые также) просто не могли не отозваться на призыв главы. Собранные так деньги, наровне с национальными средствами, разрешили организовать особый фонд развития флота. К концу 1887 г. в данной «копилке» было не меньше 800 тыс. серебряных лян.

Первыми судами, выстроенными на «народные» деньги, стали композитные канонерки «Гуанмоу» и «Гуанцзи». Обе строились в Гуанчжоу, первая была построена в ноябре 1887 г., вторая – в апреле 1888 г. Однотипные суда водоизмещением 400 т оснащались паровой машиной мощностью 400 л.с. и развивали скорость 12 узлов; осадка в 2,13 м разрешала канонеркам заходить кроме того в маленькие реки; оружие складывалось из одного 120-мм и одного 105-мм орудий, и четырех скорострельных пушек малого калибра.

Кантонские верфи тут же взяли заказ на постройку следующей серии из трех композитных 560-тонных канонерок, каковые вступили в строй уже при наместнике Ли Ханьчжане. Эти лодки взяли имена «Гуанцзинь», «Гуанъюй» и «Баоби» [7]. При увеличенном осадке и водоизмещении в 2,9 м канонерки новой серии отличались малой мощностью и, как следствие, имели возможность развивать скорость не более 9 уз.

Артиллерия каждого корабля складывалась из одного 105-мм, одного 85-мм и двух 12-фунтовых орудий – столь очевидная слабость разъяснялась тем, что поставки оружия отставали, а судостроительные фонды быстро таяли. Заказ судов в Фуцзяни обходился гуандунской казне дороже – отличие возможно оценить на примере канонерки «Гуангэн», спущенной на воду в Мавэе 30 мая 1889 г. Судно водоизмещением 316 т, вооруженное одним 120-мм орудием и одной 12-фунтовой пушкой, обошлось на 3 тысячи лян дороже, чем каждая из 560-тонных канлодок гуанчжоуской постройки [8]. Не обращая внимания на это, альтернативы Мавэйскому адмиралтейству в Китае не было – лишь оно имело возможность проектировать и строить большие современные суда, при том, что недостаток капиталовложений в предприятие в 1886 г. оценивался в 1,5-2 млн. лян.

Как раз этим мыслью руководствовался Чжан Чжидун, поручая фуцзяньцам проектирование и постройку двух быстроходных крейсеров водоизмещением 1000 т, первый из которых был заложен в Мавэе 28 июля 1887 г. В отличие от «Гуанцзя», они строились из стали, что знаменовало начало нового этапа в истории китайского судостроения. В 1886 г. инженер Вэй Хань был командирован во Францию для закупки металлического проката и других современных материалов.

Ему удалось заключить сделку с компанией «Крезо», что разрешило уже в декабре того же года начать постройку броненосца береговой обороны «Лунвэй» – первого броненосного судна, созданного мавэйскими корабелами [9] В отличие от него, крейсера нового гуандунского заказа не имели броневой защиты, не смотря на то, что Чэнь Юэ и приписывает им броневую палубу толщиной 25 мм и боевую рубку с броней толщиной 50 мм [10]. Российский издание «Морской сборник» в 1891 г. кроме этого упоминал броневую палубу крейсера «Гуанбин». С уверенностью возможно сказать лишь о наличии щитов для защиты орудийной прислуги, но информацию об их толщине отсутствуют.

Суда взяли заглавия «Гуанъи» и «Гуанбин». Отсутствие технологических наработок и простои в ожидании поставок материалов из Франции стали причиной тому, что первый крейсер удалось спустить на воду лишь 28 августа 1889 г., а его достройка завершилась 30 ноября 1890 г. «Гуанбин» заложили 2 января 1888 г. и спустили на воду 11 апреля 1891 г. Вооружившись опытом, корабелы сумели достроить его значительно стремительнее головного корабля: 18 декабря 1891 г. «Гуанбин» готовься к работе.

Сейчас в Мавэй зашли суда Бэйянского флота, совершавшие простой зимний поход в южные воды. Воспользовавшись этим, «Гуанъи» и «Гуанбин» присоединились к отряду и вместе с ним совершили переход до Гонконга, а оттуда – в Гуанчжоу.

Новые суда обошлись гуандунской казне в 320000 лян. Если сравнивать с рангоутным крейсером «Гуанцзя» они смотрелись весьма современно.

Стройные гладкопалубные суда с легким карапасным полубаком (в виде свода, открытого со стороны кормы), тремя легкими мачтами и одной дымовой трубой имели длину 71,63 м и ширину 8,23 м; осадка носом составляла 3,96 м, кормой – 4,1 м. Двухвальная силовая установка включала две горизонтальные паровые машины совокупности «компаунд» неспециализированной мощностью 2400 л.с., приобретавшие пар от трех цилиндрических котлов. В начале работы суда были способны развивать скорость до 17 узлов – немногим меньше, чем бронепалубные крейсера английской постройки типа «Чжиюань». Недочёт квалифицированного обслуживания механизмов – неспециализированная беда китайского флота – скоро стал причиной понижению большой скорости до 16 узлов.

Основной изюминкой оружия крейсеров типа «Гуанъи» было наличие четырех надводных 350-мм минных аппаратов Шварцкопфа. Расположены они были побортно, подобно миноносцам: две «трубы» в носовой части и две в кормовой. В различных источниках эти суда довольно часто именуются минными крейсерами а также истребителями.

Артиллерия складывалась из трех 120-мм орудий Круппа, подобных тем, что устанавливались на «Гуанцзя». Два орудия находились на бортовых спонсонах между фок-дымовой трубой и мачтой, третье – на кормовой позиции. Четыре 57-мм орудия Норденфельда и пять 37-мм револьверных пушек Гочкиса составляли противоминную артиллерию [11].

Штатный экипаж каждого крейсера складывался из 110 нижних чинов и офицеров.

В то время, когда «Гуанбин» подготовился к отправке в Гуанчжоу, на верфи уже строился третий корабль серии, названный «Гуандин». Спуск крейсера на воду прошёл в ноябре 1893 г. и совпал с сокращением военно-морских затрат, предпринятым Ли Ханьчжаном. Все замыслы предстоящего строительства судов были свернуты, а оставшийся невостребованным «Гуандин» в итоге был включен в состав Фуцзяньской эскадры.

Наряду с этим он взял имя «Фуцзин».

В истории цинских ВМС нет судов, чья будущее сложилась бы столь же трагично, как у крейсеров типа «Гуанъи». В мае 1894 г. «Гуанъи» и «Гуанбин» поступили в распоряжение командующего Бэйянским флотом. Первым крейсером руководил Линь Госян, вторым – Чэн Бигуан. В июне 1894 г. суда были перевооружены: 120-мм орудия Круппа были заменены более скорострельными орудиями того же калибра, с июня 1893 г. производившимися Цзяннаньским арсеналом в Шанхае.

На «Гуанбин» кормовое 120-мм орудие было заменено на 150-мм компании Круппа.

В июне 1894 г. «Гуанъи» вошел в состав отряда, направленного к берегам Кореи. Адмирал Дин Жучан был склонен выделить для крейсерства более сильные суда, но в итоге согласился с мнением собственного флаг-капитана Лю Бучаня – последний думал, что для разведки и сопровождения транспортов маленькие суда подходят идеально. И тот, и второй полагали, что главные силы японского флота находятся через чур на большом растоянии и не воображают опасности.

Утром 25 июля 1894 г. экипажу «Гуанъи» стало очевидным, как ошибалось руководство. У выхода из Асанского залива пара китайских судов столкнулась с лучшими и самые быстроходными японскими крейсерами «Ёсино», «Нанива» и «Акицусима». «Гуанъи» существенно уступал любому из них, но нельзя согласиться с мнением Джона Роулинсона, что его

«по большому счету не стоило принимать к сведенью».

Первый удар принял бронепалубный крейсер «Цзиюань», взявший тяжелые повреждения уже в первые 7 мин. боя. Поддерживая флагмана, «Гуанъи» начал стрелять из всех орудий и скоро отвлек на себя «Наниву» и «Акицусиму». Последний был всего в 600 м от китайского корабля и одним из первых снарядов разбил ходовой мостик «Гуанъи». Начальник последнего сохранился, что может служить косвенным подтверждением наличия защищенной боевой рубки.

Следующее попадание японцев было нужно в один из носовых минных аппаратов, но пребывавшая в нем торпеда каким-то чудесным образом не взорвалась. Маневрируя под постоянным огнем соперника, Линь Госян сумел отойти на расстояние 3400 м и вёл бой кроме того по окончании отхода «Цзиюаня». Убыль личного состава крейсера была огромной, составив 71 человека убитым и раненым.

За 1 ч. 20 мин. «Гуанъи» сделал около 100 выстрелов и, всецело исчерпав возможности к сопротивлению, выбросился на горов о. Сиппхальдо (Сиппхальгадо). Выжившие члены экипажа привели в негодность машины и котлы, по окончании чего переправились на соседний островок, где укрывались в течение 3 дней. Оттуда они замечали, как подошедшие японские крейсера расстреливают их корабль.

Неприятели выпустили от 13 до 30 снарядов, один из которых угодил в кормовой минный погреб, в следствии чего вся кормовая часть крейсера была очень сильно повреждена взрывом.

Наровне с захваченным без боя вооруженным транспортом «Цаоцзян», крейсер «Гуанъи» стал первой утратой Бэйянского флота в разгорающейся войне. Добравшись до материкового берега, его команда взяла помощь от местных обитателей и была доставлена ими в Чемульпо. В том месте моряков забрал под собственный покровительство глава миссионерского военного госпиталя Св.Луки американец Эли Лэндис [12].

Оказав медпомощь раненым, он разместил китайцев на борту английского минного крейсера «Арчер», что благополучно доставил их в Чифу. Условием этого британцы поставили подписку о неучастии моряков в предстоящих военных действиях. В силу данного обязательства остатки экипажа «Гуанъи» некое время пребывали в резерве, а по окончании сражения при Ялу были назначены на крейсер «Цзиюань».

В качестве поощрения Линь Госян принял данный корабль под собственный руководство.

«Гуанбин» принимал участие в бою при Ялу, где действовал в паре с броненосцем «Пинъюань». Оба корабля, вместе с канонерскими лодками и миноносцами, пребывали в устье реки и вступили в бой около 14:00. Появлявшись на правом крыле Бэйянского флота, они завязали перестрелку с крейсерами «Мацусима» и «Ицукусима». В случае если «Пинъюаню» с его 260-мм орудием удалось нанести флагману японцев важные повреждения, то об удачах «Гуанбина» ничего не известно.

Наряду с этим сам он взял повреждения, а Чэн Бигуан был ранен.

Вместе с другими китайскими судами «Гуанбин» добрался до Порт-Артура, где смог устранить самые тяжёлые повреждения. 18 октября 1894 г. крейсер перешел в Вэйхайвэй и принимал участие в последних битвах Бэйянского флота. 9 февраля 1895 г. экипаж «Гуанбина» добил торпедой очень сильно поврежденный бронепалубный крейсер «Цзинъюань», но не стал ломать личный корабль. 17 февраля 1895 г. «Гуанбин» попал в руки победителей и спустя

Россия VS Гуандун. Тест на величие страны.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: