Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 4)

      Комментарии к записи Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 4) отключены

Эта статья посвящена фрегатам «адмиральской» серии проекта 11356, и отечественным корветам.

По поводу этих судов возможно сообщить только одно: несмотря на довольно «середнячковые» ТТХ в сравнении с новейшими зарубежными фрегатами, они стали самыми успешными надводными судами ГПВ 2011-2020 гг. Надежная газотурбинная энергетическая установка привычна отечественному флоту, 24 ЗУР «Штиль-1», само собой разумеется, не являются пиком технического прогресса, но являются очень надежное и действенное оружие.

По некоторым (неподтвержденным) данным, как раз «Штиль» показывал отличных показателей при стрельбе по целям, имитирующим крылатые ракеты, если сравнивать с «Кинжал» и «Форт». Боезапас в 8 ракет «Калибр» мал, но дополняется четырьмя трубами 533-мм торпедных аппаратов, т.е. корабль может взять на борт 8 ПКР, не оставаясь беспомощным против подводных лодок. Стандартное водоизмещение в 3620 т снабжает хорошую (для фрегата) мореходность.

В следствии корабль сочетает приемлемую огневую мощь, надежность и умеренную цена, а все совокупности его оружия трудятся как положено. Это следствие того, что при создании фрегата 11356 для отечественного флота в основном употреблялись качественные и опробованные технические ответы, но это же и стало и его недочётом. Такие фрегаты хорошо смотрятся в сегодняшней «табели о рангах», но как они будут смотреться через 15-20 лет?

Иначе, направляться осознавать, что никакой альтернативы постройке «адмиральской» серии у нас не было.

Суда проекта 11356 являются модернизацией фрегатов «Тальвар», строившихся для ВМФ Индии, они освоены отечественной индустрией (за исключением энергетической установки) и поставлены на поток. ССЗ «Янтарь», где были заложены новые суда проекта 11356 для ВМФ РФ, вряд ли смог скоро организовать строительство фрегатов проекта 22350 либо чего-то схожего в подобные «адмиралам» сроки. Само собой разумеется, не радует закладка судов одного класса по двум различных проектам, но это в значительной степени купируется тем, что фрегаты «адмиральской» серии создавались для одного-единственного театра (черноморского), на котором присутствие фрегатов иных типов не планировалось.

Программа кораблестроения вмф рф, или очень плохое предчувствие (часть 4)

Фрегат Адмирал Григорович

В прошлой статье данного цикла создатель утверждал, что вместо строительства фрегатов РФ следовало бы создавать эсминцы проекта 21956 либо чего-то подобного. Но и в этом случае строительство фрегатов 11356 нужно считать оправданным хотя бы для того же Черного моря.

В условиях сильнейшего недостатка надводных судов строительство этих фрегатов гарантированно снабжало флот серией пускай и не «самых могучих в мире», но достаточно замечательных и современных судов, которым не угрожало совершить много лет у достроечной стены в ожидании доведения оружейных и иных совокупностей. Ответ о включении их в ГПВ 2011-2020 гг. создатель настоящей статьи вычисляет одним из немногих верных ответов в части надводного кораблестроения.

К сожалению, из шести рассчетных к постройке судов ЧФ РФ пополнят, по всей видимости, лишь три: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Обстоятельство общеизвестна: энергетическая установка для этих фрегатов создавала украинская «Зоря-Машпроект», и по окончании известных событий поставки заморожены. Но это вряд ли возможно поставить в вину отечественному управлению: обстановку с государственным переворотом на Украине на момент утверждения ГПВ 2011-2020 гг. вряд ли возможно было угадать, а организовывать в Российской Федерации производство турбин для ограниченной серии судов, тогда как отечественная индустрия и для новейших-то фрегатов не имела возможности турбины самостоятельно создавать, было бы совсем неэффективно.

Корветы

Нужно заявить, что история создания малого корабля ближней морской территории очень запутана. Как в большинстве случаев, начиналось все прекрасно: по окончании того как СКР проекта 11540 (в отечественном флоте сейчас два таких корабля: «Неустрашимый» и «Ярослав Умный») выяснили в суда дальней морской территории, где те должны были заменить известные «Буревестники» (проект 1135), показалась необходимость придумать что-то на замену малому противолодочному кораблю проекта 1124.

Для собственного времени это был отличный ПЛО-кораблик — будучи всего 900 тысячь киллограм стандартного водоизмещения, он имел на вооружении достаточно замечательную буксируемую ГАС, два 533-мм торпедных аппарата и два бомбомета РБУ-6000. Для защиты от воздушных целей на МПК проекта 1124 ставились ЗРК «Оса-М», 57-мм артустановка и «металлорезка» АК-630. Первый корабль был заложен во второй половине 60-ых годов двадцатого века, причем проект был такими удачным, что МПК этого типа закладывали кроме того и в 80-х годах.

Однако, МПК проекта 1124, само собой разумеется, устаревали, а мелкое водоизмещение не оставляло надежд для значительных модернизаций, так что в 80-х годах отечественному флоту пригодился новый корабль. Его проектирование поручили Зеленодольскому ПКБ, и это не страно: как раз его конструкторы создали в свое время МПК проекта 1124, что на данный момент следовало заменить, а помимо этого — довольно-таки хороший сторожевик проекта 1159.

Последний имел 1670 т стандартного водоизмещения и нес наряду с этим 4 ПКР П-20 «Термит», один ЗРК «Оса», две счетверенных пусковых для ракет ПЗРК «Стрела», две 76-мм спарки АК, два 30-мм автомата АК-230 (полезность которых, в отличие от их шестиствольных «собратьев» АК-630, пара вызывающа большие сомнения) и вездесущие РБУ-6000. Суда этого типа предназначались на экспорт: они были включены в состав флотов ГДР, Югославии, Ливии, Кубы, Болгарии и Алжира. Имея столь большой опыт проектирования малых судов, Зеленодольское ПКБ, казалось, было обречено на успех, да так оно, в неспециализированном-то, и оказалось: созданный его конструкторами проект 11660 был страшно близок к идеалу.

Стандартное водоизмещение нового сторожевика существенно превысило таковое у МПК проекта 1124 и достигло 1500 т. Но «виноваты» в этом были не разработчики, а клиенты от флота: им хотелось, дабы новый корабль нес не буксируемую, а подкильную ГАС, а это, очевидно, сказалось на массе и размерах корабля. Состав оружия был сбалансирован на уникальность как следует: для ПЛО употреблялся противолодочный ракетный комплекс «Медведка», ПВО снабжали 2 ЗРАК «Кортик», против судов имелся комплекс «Уран», а для дострела недобитых «Уранами» — 76-мм артустановка.

Лишним смотрелся лишь РБУ, не смотря на то, что, быть может, что в качестве противоторпедного оружия (и РСЗО для стрельбы по берегу) и он имел какой-то суть. Пожалуй, единственным недочётом корабля являлось отсутствие возможности базирования вертолета.

Корабль прибрежной территории проекта 11660

Из-за чего таковой состав оружия представляется оптимальным для корабля ближней морской территории? Представим себе вооруженный конфликт да вот с той же Турцией, к примеру. Что они отправят к нашим берегам? Подводные лодки? Непременно.

корветы и Фрегаты? А вот это уже очень вызывающе большие сомнения. Неприятность в том, что корабль хоть с объектовой, хоть с зональной ПВО сам по себе очень уязвим для грамотно организованной атаки морской (сухопутного базирования, или палубной) авиации.

Это, очевидно, не свидетельствует, что ПВО судов ненужна, но нет никакого смысла без крайней на то потребности отправлять надводный флот в зону господства авиации соперника, не имея возможности прикрыть его с воздуха. Из ударного оружия турецкие фрегаты несут противокорабельные ракеты «Гарпун» и 127-мм артсистемы, но что им делать с таким комплектом у отечественных берегов?

Разве лишь пробовать пресекать каботажное судоходство, но такая цель очевидно не следует высочайшего риска утраты собственных надводных судов, поскольку у отечественных берегов турецкие фрегаты окажутся легкой целью хоть для авиации, хоть для наземных ракетных комплексов. Скорее уж, турецкие фрегаты будут закрывать собственное судоходство от атак отечественных подводных лодок.

Примечательно, что при глобальной неядерной войны с участием США для отечественных сторожевиков мало что изменяется: те же АУГ не полезут ни в Балтийское, ни в Тёмное, ни в Баренцево море — что им в том месте делать? В том же черноморском бассейне американский авианосец, маневрируя в Мраморном море, окажется менее чем в 600 км от Севастополя.

Этого будет вполне достаточно для того, чтобы делать нам всякие мерзости, одновременно с этим к совокупности ПВО и воздушного наблюдения АУГ добавятся еще и замечательные средства контроля воздушной обстановки, расположенные недалеко от Стамбула. И, само собой разумеется, местное турецкое ПВО, так что «забрать» АУГ в том месте будет очень непросто. Но все же для палубной авиации 600 км — достаточно значительное расстояние, осуществлять какие-либо воздушные операции оттуда возможно, но наладить постоянное присутствие воздушных патрулей у отечественных берегов — нет.

Эти мысли во многом верны и для отечественных СКР. Бросать их к турецким берегам бессмысленно, но у собственных «непотопляемый авианосец Крым» снабжает хорошее прикрытие в воздухе, шансы встретить вражеские самолёты и надводные корабли не через чур громадны, не смотря на то, что, само собой разумеется, имеется. К примеру, при снабжении или оказании содействия частям, действующим в приморской территории (раньше сообщили бы «на приморском фланге армии»), или на протяжении противодействия высадки десанта, либо высадки собственного…

То же касается и вражеской авиации. Сторожевые суда вряд ли попадут под полномасштабный воздушный удар, в то время, когда все правильно: вражеские разведчики выявляют размещение СКР, ДРЛО осуществляет управление, группы отвлечения приводят к огню на себя, самолеты подавления ПВО ставят помехи и давят ЗРК судов противорадиолокационными ракетами, а сейчас штурмовые группы из-под радиогоризонта наносят удар крылатыми ракетами Таковой удар не отразит ни сторожевик, ни ракетный крейсер, но в том-то и дело, что в ближней морской территории у соперника не так много возможностей его нанести: отечественные наземные средства освещения воздушной обстановки и ПВО должны мешать этому, борясь прежде всего с «глазами» вражеских воздушных сил, т.е. самолетами разведки и ДРЛО.

А уж операции по помощи сухопутных армий либо же противодействия вражескому/высадки собственного десанта должны хорошо опекаться отечественной истребительной авиацией по определению. Все это не гарантирует полного прикрытия сторожевиков от авиации неприятеля, неизменно возможно «нарваться», появлявшись под ударом одного-двух «выскочивших из ниоткуда» самолетов либо кроме того вертолетов вражеских ВВС, но это совсем другой и куда более низкий уровень угрозы.

Особенность военных действий в ближней морской территории содержится в том, что функции уничтожения вражеских надводных самолётов и кораблей самый действенно решаются методом применения морской авиации сухопутного базирования совместно с самолетами ВКС, а вот для судов классов сторожевик/корвет они вторичны. В сущности, СКР/корветы должны мочь «дострелить» то, что умудрилось прорваться через воздушные заслоны.

Исходя из этого в качестве противокорабельного оружия сторожевикам достаточно иметь легкие ПКР наподобие того же «Урана», чего более чем достаточно для вразумления фрегатов, корветов и других ракетных катеров потенциального соперника. А в части ПВО выговор направляться делать не столько кроме того на самолеты, сколько на уничтожение управляемых снарядов соперника.

Корабль проекта 11660 должен был нести ПКР «Уран» и два удачно расположенные (в носу и в корме) ЗРАК «Кортик». Нужно заявить, что в то время ЗРАКи представлялись могущественным оружием, талантливым дотянуться ракетами все летящее на дальности до восьми километров и по высоте до 3,5 км, а автопушками — соответственно 4 км и 3 км. Состав оружия выглядит оптимальным, тем более что «Кортики», оптимизированные под перехват крылатых ракет, отличались минимальным временем реакции.

А что дальность стрельбы ЗУР отнюдь не десятки километров — так не следует забывать, что самые эффективным английским ЗРК в Фолклендском конфликте был «Си Вулф», имевший тогда досягаемость по дальности 5 км и по высоте — 3 км.

Само собой разумеется, кто-то может заявить, что столь минималистичный подход не красит боевой корабль, и что куда лучше иметь более замечательные ПКР и ЗРК. Вероятно оно и без того, но дело в том, что корабль прибрежной территории легко обязан быть массовым. Отечественному флоту требуются десятки СКР/корветов и любой излишне израсходованный на «более могучий ЗРК» рубль обернется большими затратами, в следствии чего флот недополучит иные средства борьбы на море — ядерные либо дизельные подводные лодки, самолеты морской авиации и т.д., каковые необходимы по-настоящему, а не просто «дабы было на всякий случай».

Итак, противокорабельные и ПВО функции для прибрежной морской территории вторичны, но вот для борьбы с подводными лодками корабль должен быть оснащен по высшему разряду. Подводные лодки — это основной его соперник, и вот они-то совершенно верно будут «трудиться» у отечественных берегов, несмотря на господство отечественной авиации.

Но большое количество маленьких судов вкупе с противолодочной авиацией наземного базирования и иными техсредствами в полной мере способны дать им отпор, нанести большие потери, в противном случае и вовсе «выдавить» из ближней морской территории. Помимо этого, на Северном и Тихоокеанском театрах подобные суда становятся частью совокупности обеспечения развертывания отечественных РПКСН.

А что для этого необходимо? Во-первых, достаточно замечательные средства контроля подводной обстановки — достаточно действенный ГАК. Во-вторых, противолодочное оружие, талантливое «дотянуться» неприятельскую лодку сразу же по окончании ее обнаружения. Современные торпеды имеют дальность в десятки километров, а противокорабельные ракеты, которыми на данный момент оснащаются фактически все ПЛ, — и того дальше, исходя из этого у отечественного корабля может не появляться времени готовить вертолет к вылету.

Для СКР проекта 11660 Зеленодольское ПКБ выбрало комплекс «Медведка» и, возможно, это был лучший выбор из всех вероятных. «Медведка» достаточно малогабаритна для размещения на малом корабле, но её большая дальность (20,5 км), пожалуй, соответствует настоящим возможностям ГАК обнаружения современных в то время ПЛ. Наряду с этим (по версиям автора) у «Медведки» имеется значительное преимущество перед такими комплексами, как «Водопад» либо «Калибр-ПЛЭ».

Последние применяют ракето-торпеду, которая, будучи запущена из торпедного аппарата, отходит от корабля на маленькое расстояние, по окончании чего ракета стартует — и приводняется уже в точке нахождения ПЛ. По некоторым (непроверенным) данным, подводный старт таковой ракеты будет отлично слышен акустикам подлодки, отчего те смогут срочно предпринять меры: маневр уклонения, подготовку к пуску ловушек и т.д. А вот ракеты «Медведки» сразу же летят в район маневрирования ПЛ, так что соперник определит о том, что по нему ударили, лишь услышав шум винтов атакующей его торпеды.

Согласно точки зрения автора настоящей статьи, перспективный корвет ВМФ РФ в полной мере имел возможность оказаться, если бы за базу при его проектировании был бы забран проект 11660. В том месте и доделывать было, в общем, мало: добавить стелс-элементы, расширить калибр пушки с 76 до 100 мм (намного солиднее как для «дострела» вражеского корабля, так и для помощи десантных операций), встроить вертолетный ангар и площадку для старта. В следствии оказался бы корвет самого умеренного водоизмещения (в габаритах «Стерегущего» либо кроме того меньше) с довольно недорогими, но действенными совокупностями оружия, в полной мере пригодный для массового строительства.

Увы, но все пошло наперекосяк, причем инициатором «перекосяка» на этот раз выступило ПКБ «Бриллиант», предложившее совсем другой корабль ближней морской территории — проект 12441 «Гром».

По своим размерам этот корабль воображал собою что-то среднее между проектом 11540 «Неустрашимый» и 11660. В случае если первый имел 3590 т стандартного водоизмещения, а второй — лишь 1500 т, то «Гром» от ПКБ «Бриллиант» — 2560 т. Но состав оружия, пожалуй, оставлял сзади себя проекты 11540 и 11660 совместно забранные: 18 (прописью — ВОСЕМНАДЦАТЬ) ПКР «Оникс», ЗРК «Редут» (32 шахты), 2*4 ПУ ПЛРК «Медведка», 100-мм АУ и 30-мм ЗАК «Дуэт» и один вертолет.

На бумаге проект 12441 смотрелся безумно грозно, но по факту это была попытка впихнуть эсминец уже кроме того не в размерения фрегата, а в водоизмещение корвета. Кому и для чего нужен был таковой корабль? Он не владел размерами, достаточными для действенной эксплуатации в дальней морской территории, а его оружие было заведомо избыточным для «прибрежного» корабля — соответственно, корабль стоил чрезмерно дорого для большой серии.

И все же, он показался отечественному управлению куда как предпочтительнее скромного сторожевика проекта 11660.

Однако, поздний СССР и его правопреемница РФ умудрились начать строить суда всех трех проектов: в 1987-93 гг. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» заложены три корабля проекта 11540 (из них один, «Туман», достраиваться не будет, но два остальных все же были включены в состав отечественного флота). В 1990 г был заложен один корабль проекта 11660, но же его разобрали на стапеле спустя 5 лет по окончании закладки, да и с проектом 12441 вышло подобно: заложив головной «Новик» в 1997 г, его строительство скоро приостановили.

Некое время планировалось достроить его в качестве учебного корабля, но в 2016 г. было принято решение о его утилизации. Строго говоря, ни один из этих судов не имел возможности претендовать на роль перспективного корвета XXI века, и потому решено было создавать новый проект, потом ставший корветом 20380.

Это было верным ответом, но вот применение в качестве базы проекта 12441 являлось неточностью, по причине того, что вместо того, дабы дать корвету 20380 подобающее ему оружие, решено было непременно обеспечить его ЗРК «Редут» и тяжелыми ПКР — универсальными установками, талантливыми запускать как «Ониксы», так и «Калибры». В случае если корвет проекта 20380 и взял что-то нужное «в наследство» от «Грома», так это палубный вертолет, к тому же и с ангаром для его постоянного базирования.

Весьма интересно сравнить самый первый корвет «Стерегущий» с СКР проекта 11660. И тот, и второй оснащены «Уранами», но вместо 4 ПКР на СКР, «Стерегущий» несет 8. В корме «Стерегущего» разместились вертолетные площадка и ангар, так что для кормового ЗРАК «Кортик-М» места уже не хватило: было нужно обойтись парой АК-630. Но и с носовым Кортиком не ясно: автору не удалось отыскать фотографии, где на установке были смонтировано ракетное оружие.

Не превратился ли зенитный ракетно-артиллерийский комплекс в чисто артиллерийский? В случае если да, то из-за чего?

Кортик-М корвета Стерегущий

Но основной калибр увеличили с 76 до 100 мм.

100-мм артустановка корвета Стерегущий

А вот что касается борьбы с подводным соперником нет, про нее не забыли. В случае если ветхий проект 1124 имел буксируемую ГАС, а для СКР проекта 11660 вместо нее предусматривалась ГАС подкильная, то на «Стерегущий» взгромоздили аж 3 (!) ГАС — подкильную («Заря 2»), буксируемую («Минотавр-М»), к тому же и опускаемую ГАС «Анапа-М»! Для чего такое изобилие на малом корабле, чуть ли знают и сами проектировщики.

Но вместо той же «Медведки» на «Стерегущий» установили нет, не «Водопад» и не 533-мм торпедные аппараты, из которых корабль имел возможность бы применить дальнобойные ракето-торпеды семейства «Калибр». Единственным противолодочным оружием корабля стал 324-мм торпедный аппарат «Пакет-НК». Теоретически дальность его 324-мм торпед при атаке подлодки образовывает 20 км, т.е. практически столько же, сколько и у ракетного комплекса «Медведка».

Вот лишь фактически такую дальность торпеда имеет лишь при скорости 30 узлов (на ней два режима скорости, 30 и 50 уз), а на 30 уз. для преодоления 20 км торпеде пригодится практически 22 60 секунд! В современном морском бою — целая вечность. Комплекс «Пакет-НК» прекрасно подходит для самообороны корабля от вражеских торпед, в некоторых случаях его возможно применить и по подводной лодке соперника, но в качестве главного противолодочного оружия он совсем не годится.

Вертолет не всегда возможно применять легко в силу погодных условий (тем более с палубы некрупного корабля), да и время реакции с учетом подготовки вертолета к вылету кроме этого может превышать все разумные пределы.

В следствии оказался оксюморон:

1. Главным соперником отечественных корветов в ближней морской территории есть подлодка.

2. Проект 11660 взял адекватное противолодочное оружие.

3. Соперничающий проект 12441 кроме этого имел адекватное противолодочное оружие, но сверх того еще и замечательное ударное/зенитное оружие.

4. Проект 12441 признан через чур громадным и дорогим, но все же именно он забран за базу «корвета будущего» (с осознанной необходимостью «урезать осетра»).

5. В итогах экономии «под нож» угодили противолодочные оружия.

6. В следствии пп. 1-5 корвет прекратил отвечать собственной главной задаче. Занавес.

По окончании «Стерегущего» в серию пошли корветы, на которых носовой ЗРАК «Кортик» поменяли 12 ПУ для ЗУР «Редут». Более чем спорное ответ: формально корвет купил идеальный ЗРК, ни в чем не уступавший тому же «Штилю», но совсем неясно, как по большому счету разработчики планировали решать проблему целеуказания ракетам «Редута».

Неприятность заключалась в том, что ракета 9М96Е несла активную головку самонаведения, отчего ей, одной стороны, не требовался специальный радар подсветки цели (как для ЗУР с полуактивной ГСН), но иначе ракета все равно нуждалась в том, дабы кто-то «подвел» ее на расстояние, с которой АГСН ЗУР имела возможность захватить воздушную цель. В большинстве случаев это реализуется так: замечательная РЛС неспециализированного обзора, один раз в пара секунд фиксируя цели и положение ракеты в пространстве, сообщает эти данные в совокупность управления ЗРК, тот обсчитывает их и производит нужную поправку, которая и транслируется на ракету.

Схема хорошая, вот лишь на корветах проекта 20380 нет замечательной обзорной радиолокационной станции. В итоге выбор у разработчиков совсем небогат: либо пробовать научить штатную РЛС «Фуркэ-2» как-то руководить полетом ракет, или применять для этого штатную СУО артиллерийских совокупностей «Пума».

Ни то, ни второе не есть приемлемым вариантом. «Фуркэ-2» является обзорную РЛС комплекса «Панцирь-С1», адаптированную для корабля, но дело в том, что в рамках упомянутого комплекса ее задача — лишь первичное обнаружение цели, а дальше за дело берется наведения и радар сопровождения. «Фуркэ» трудится в дециметровом диапазоне, что более-менее приемлемо на суше, но на море такая РЛС не имеет значение видит то, что происходит на фоне подстилающей поверхности, т.е. низколетящие цели. Американцы в свое время намучились, обучая радар AN/SPY-1, кроме этого трудящийся в дециметровом диапазоне, распознавать то, что летит на маленькой высоте, да и то не факт, что научили как направляться. А ведь эта РЛС — база всей «Аэгис» крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типа «Арли Берк», и она намного замечательнее «Фуркэ-2».

Как раз исходя из этого в наземном «Панцире» прообраз «Фуркэ» обязан только засечь «что-то», а предстоящее — дело РЛС наведения и сопровождения, трудящейся в сантиметровом (и миллиметровом) диапазонах, превосходно видящих все на фоне морских волн. Как раз так, кстати, трудится отличная РЛС SAMPSON на новейших английских эсминцах типа «Дэринг», которых многие аналитики вычисляют сейчас лучшими судами ПВО в мире.

Ракеты «Дэринга» кроме этого оснащены активной ГСН, а SAMPSON осуществляет их «вывод» на цель, но делает это следующим образом: SAMPSON является «два в одном», являясь эдаким симбиозом дециметрового и сантиметрового радаров. Дециметровый имеет преимущество в дальности, и он есть главным, но в случае если ему внезапно «показалось» что что-то летит на фоне океана, срочно данный участок проверяется сантиметровой РЛС — в этот самый момент уже ничему не спрятаться.

ВМФ СССР решал данный вопрос по-иному — в те годы у нас делалась ставка на ЗУР с полуактивной ГСН, а радары неспециализированного обзора были дециметровыми. Но в случае если внезапно обзорный радар видел какую-то помеху, то срочно мог быть включен «Подкат» — также РЛС неспециализированного обзора, но оптимизированная на опознание низколетящих целей, а помимо этого наведения и радары сопровождения, трудящиеся в том же сантиметровом диапазоне, имели возможность не просто подсвечивать цель, но и осуществлять ее поиск, пускай и в узком секторе.

Т.е. когда появлялось хоть мельчайшее подозрение в приближении чего-то низколетящего и плохого, «Подкат» и РЛС СУО были способны весьма скоро разъяснить обстановку и выдать исчерпывающие советы средствам огневого поражения. Для судов РФ предполагалось применение замечательной РЛС «Полимент», намерено созданной как для неспециализированного обзора, так и для наведения ракет с АГСН, т.е. некоего отечественного аналога того же SAMPSON (не по архитектуре, но по делаемым задачам), и это было разумно. Но подобная РЛС через чур дорога для применения ее на судах класса «корвет».

В следствии у корветов проекта 20380 в части ПВО сложилась совсем печальная картина: никаких «Полиментов», «Подкатов» и СУО наведения и сопровождения на них нет, а «Пума» ориентирована на использование артиллерии и оснащена не самой лучшей (и всего лишь двухкоординатной) РЛС. Исходя из этого надежд на то, что ракеты «Редута» смогут сбивать низколетящие цели, не через чур много, а вдруг соперник не постесняется применять средства РЭБ, то шансы на поражение хоть низко-, хоть высоколетящих целей будут далеко не так высоки, как хотелось бы.

По предположению автора настоящей статьи, единственный ЗРАК «Кортик-М» (имеющий-таки собственную РЛС наведения) корвета «Стерегущий» в настоящем бою может оказаться более действенным, чем «Редут» под управлением «Фуркэ-2» (в случае если на Кортике все же имеется ракеты). И это при условии, что сами ЗУР комплекса «Редут» будут трудиться штатно. А они, по последним данным, размещённым в открытой печати, совсем не планируют этого делать, и более того — неизвестно, в то время, когда соберутся.

Корвет Стерегущий

Так, корветы проекта 20380 на сегодня являются достаточно необычное зрелище: суда с урезанными возможностями противолодочной обороны, недееспособной ПВО и проблемной энергетической установкой. Не этого ожидал ВМФ РФ.

Очевидно, проект 20380 подвергся модернизации, из-за которой оконечная цифра «0» его номера сменилась на «5». Два таких корвета, «Гремящий» и «Проворный», были заложены на «Северной верфи» в 2012-2013 гг. соответственно. Чем они отличаются от базисного проекта?

Об этом было известно не так много, как хотелось бы. Из очевидного — повышение количества ячеек ЗРК «Редута» с 12 до 16, установка УКСК на 8 шахт, и замена отечественного агрегата ДДА12000 на германские дизели компании MTU. Менее понятна некая «оптронная мачта», которая

«включает системы и радиолокационные комплексы разного назначения, существенно повышая возможности корвета по сопровождению и обнаружению морских и воздушных целей соперника, их поражению. В частности, мачта разрешила отказаться от отдельного антенного поста РЛС управления артиллерийским огнем Пума».

Наверное, корветы серии 20385 стали «работой над неточностями» проекта 20380: предположительно решалась неприятность наведения ЗУР комплекса «Редут»; введенная же в состав оружия УКСК была полезна вовсе не показавшейся возможностью размещения противокорабельных ракет «Оникс» либо «Калибр», а свойством применять ракето-торпеды семейства «Калибр». Тем самым корвету была возвращена «долгая рука» для борьбы с подводными лодками соперника.

Но тут перехлест отправился уже в другую сторону — ракето-торпеды 91РЭ1 и 91РТЭ2 имеют дальность 50 и 40 км соответственно, и пара вызывающе большие сомнения, дабы хотя бы одна из трех ГАС отечественного корвета (либо все они совместно) имели возможность бы найти вражескую ПЛ на таком расстоянии. Но создатель настоящей статьи не располагает правильными ТТХ ГАС современных корветов, исходя из этого — а что если? Помимо этого, вероятна и такая обстановка, в то время, когда вертолет корвета в режиме поиска нашёл километрах так в 50 от родного корабля что-то подводно-недоброжелательное

В общем, суда проекта 20385, возможно, имели возможность бы стать первыми всецело боеспособными судами данного типа (в то время, когда и в случае если доведут до ума ЗРК «Редут», само собой разумеется), но чрезмерность оружия, ненужного на судах класса «корвет», сыграла с ними ту же шутку, что и с «предком» современных русских корветов — СКР проекта 12441 «Гром». Как уже было сообщено в прошлой статье, цена корветов проекта 20385 близко приблизилась к фрегатам «адмиральской» серии, при том что боевые возможности фрегатов все же выше — уже хотя бы в силу в два раза большего водоизмещения, и мореходности и соответствующего роста автономности. Соответственно, количество корветов проекта 20385 ограничится двумя единицами.

Но что же дальше? Ходят слухи о создании новых корветов проекта 20386, причем слухи самые различные: кто показывает, что эта модификация будет минимальным «рестайлингом» проекта 20380, а кто выкладывает фото умопотрясающего океанов и кошмара морей, у которого ангар «переехал» в корпус, т.е. под палубу, куда вертолет, сев на площадку, попадает при помощи особого подъемника. Но рядом имеется место для пары контейнеров, в каковые возможно напихать хоть ПРК «Калибр», хоть еще что-то — по модульному принципу

Что-то

Честно говоря, автору настоящей статьи приходилось видеть и более ужасные проекты судов, но нечасто. Модульность оружия — очень вызывающее большие сомнения новшество. Ну как готовить экипаж сражаться оружием, которое сейчас на корабле не установлено?

А конструкция за одну лишь раскладывающуюся палубу и вертолетоподъемник возможно смело вручать премию Дарвина (ничем не обоснованная сложность, к тому же на корабле малого водоизмещения, где любая тонна на счету). Но, британский текст, быть может, намекает, что речь заходит о каком-то экспортном варианте. Тогда никаких вопросов нет — любой каприз за деньги клиента!

А ведь разумные варианты имеется: газотурбинная установка, один-два «Панциря-М» либо «Палаша» (последнего в ракетно-пушечном варианте), подкильная либо буксируемая ГАС, противолодочный комплекс «Медведка» либо торпедные аппараты с возможностью применения ракето-торпед «Калибр-ПЛЭ», да пара счетверенных пусковых для «Уранов». И окажется довольно недорогой, годный к массовой серии корвет, «рабочая лошадка» для любого отечественного флота.

Но уже не в данной госпрограмме. Поставив себе целью до 2020 г. выстроить 35 корветов разных типов, к августу 2016 г. мы имеем 4 корвета в строю (а также «Стерегущий», вошедший в строй еще до ГПВ 2011-2020 гг., ну да хорошо), один («Идеальный») на опробованиях, семь — в разных стадиях постройки (два из них проекта 20385) и на этом всё. Итого двенадцать единиц, и все они имеют хорошие шансы войти в строй до 2020 года, но новые закладки отложены на неизвестный срок.

Это, в общем, ясно: не имея возможности делать обычные дизельные энергетические установки, но имея огромные сомнения в дееспособности ЗРК «Редут», нам ни к чему закладывать новые корветы типа 20380/20385, а никаких иных проектов у нас нет. Да и не только в проекте дело: спроектировать новый корабль возможно, но откуда взять на него двигатели? Все мощности сейчас кинуты на производство турбин для фрегатов, но и в том месте у нас огромное отставание.

Продолжение направляться

Создатель: Андрей из Челябинска

Корвет проекта 20382 Стерегущий

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: