Программа кораблестроения вмф рф или очень плохое предчувствие

      Комментарии к записи Программа кораблестроения вмф рф или очень плохое предчувствие отключены

Пара лет назад с огромным интересом обсуждалась программа кораблестроения, включенная в ГПВ 2011-2020 г., и особенно – скорректированный ее вариант (2012 г), в соответствии с которому до 2020 г. в состав флота должно войти:

  • 1) 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955;
  • 2) 10 многоцелевых ядерных подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 885;
  • 3) 20 неатомных подводных лодок, а также шесть дизель-электрических ПЛ типа 636.3 «Варшавянка» (изрядно усовершенствованные) и остальные 14 – доработанный проект 677 «Лада»;
  • 4) 14 фрегатов, включая 6 судов проекта 11356 («адмиральская» серия для Черноморского флота) и 8 фрегатов новейшего проекта 22350;
  • 5) 35 корветов и а также – 18 проекта 20380 и 20385, а остальные – совсем нового проекта;
  • 6) 4 консервных банки универсальных десантных корабля (УДК) типа «Мистраль», а также два, выстроенных во Франции, и столько же – на отечественных верфях;
  • 7) 6 громадных десантных судов (БДК) типа 11711 «Иван Грен»;
  • 8) 6 малых артиллерийских судов проекта 21630 «Буян»;
  • 9) некое количество малых ракетных судов (МРК) проекта 21631 «Буян-М».

Программа смотрелась весьма важной. Очевидно, ни о каком восстановлении ракетно-ядерного океанского флота, созданного в СССР и стёртого с лица земли с его распадом, тут не шло и речи – упор делался на суда ближней морской территории, каковыми являлись неатомные ПЛ, корветы, да в сущности, и фрегаты. Непременно, забавно было слышать, как фрегат проекта 22350 с его дальностью хода в 4 000 морских миль на 14 узлах везде назвали океанским кораблем.

Вот советские крейсера проекта 26-бис, талантливые пройти 4 880 миль на 18 узлах (а тихоокеанские – кроме того до 5 590 миль на той же скорости) – это, как признано везде, суда с весьма ограниченной дальностью хода, достаточной для Тёмного и Балтийского морей, но негодной для Северного и Тихоокеанского театров. А фрегат 22350 – океанский.

В сущности, программа судостроения ГПВ 2011-2020 г является программой строительства прибрежного флота, ориентированного на защиту морских пределов Отчизны. направляться признать – это единственный разумный вариант развития ВМФ в то время.

Начиная с распада Альянса, русский судостроительная индустрия практически не имела новых заказов, достраивая заложенные в конце 80-х и 1990-91 гг. суда и вынужденная ограничиваться нищенским ручейком казенных денег, нерегулярно поступающим на фабрики. Огромную помощь отрасли оказали экспортные договора, разрешившие сохранить хоть какое-то кадры и производство, но для развития армейского судостроения этого было ничтожно мало.

И потому во время 1990-2010 гг. отрасль не жила, а выживала, взяв удар, пожалуй, кроме того более замечательный, нежели во время 1917 – 1927 гг., в то время, когда гражданская война и революция чуть не поставили крест на отечественном кораблестроении. Сейчас период безвременья был кроме того более продолжительным, что чуть не стёрло с лица земли самое ответственное – кадры.

Старики уходили на покой, мужчины «в самом расцвете сил» бросали задыхающуюся отрасль в отыскивании возможностей прокормить семью, а молодежь просто не хотела идти трудиться на нищенские зарплаты. А ведь процессы создания кораблей ВМФ, если сравнивать с первой третью прошлого века, усложнились кроме того не в разы, а на порядки, и потому к 2010 г «точка невозврата», по прохождении которой РФ совсем утратила бы возможность создавать современное морское оружие, была очень близка.

Программа кораблестроения вмф рф или очень плохое предчувствие

Эсминец Боевой в отстое в бухте Абрек http://specnazspn.livejournal.com/602068.html

К счастью, до последней черты РФ все-таки не дошла. Средства на воссоздание флота были отысканы, но сейчас перед управлением ВМФ, равно как и минобороны РФ, поднялась вторая задача – верно распорядиться предоставленными им возможностями. В том, как это удалось, мы и давайте разберемся.

Общеизвестный факт – к 2010 г ВМФ РФ воображал собой очень печальное зрелище. Нет, в случае если посчитать суда, формально числящиеся в составе всех четырех флотов, не забыв наряду с этим Каспийскую флотилию, то получалась довольно-таки могучая сила, уступающая лишь ВМС США, но (не смотря на то, что и с громадным отрывом от гегемона) твердо удерживающая почетное второе место в мире. Но в случае если учесть фактическое состояние судов, находящихся кто – в ремонте, кто – в затянувшемся его ожидании, а кто и просто на консервации, то узнается – на все четыре флота ВМФ РФ располагал всего лишь 23-мя действующими надводными судами 1-го и 2-го ранга:

  • 1) 1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота СССР Кузнецов» (проект 1143.5);
  • 2) 1 ядерный ракетный крейсер «Петр Великий» (проект 1144);
  • 3) 3 ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант»;
  • 4) 3 эсминца (ЭМ) проекта 956 «Сарыч»;
  • 5) 10 громадных противолодочных судов (7 – проекта 1155, 1 – проекта 1155.1, 1 – проекта 1134-Б и 1 – проекта 61);
  • 6) 5 сторожевых судов (2 – проекта 11540 «Ястреб» и 3 проекта 1135).

Примечание: создатель не ручается за полную достоверность представленных цифр и будет рад любым уточнениям.

Вернуть количество подводных лодок выяснилось еще более затруднительно.

Предположительно, ВМФ РФ имел в строю (не считая находящихся в ремонте, резерве/консервации):

  • 1) 8 РПКСН (5 проекта 667БДРМ: «Тула», «Екатеринбург», «Брянск», «Верхотурье» и «Карелия», причем последняя в августе 2010 г поднялась на ремонт, 3 проекта 667БДР: «Святой Георгий Победоносец», «Рязань» и «Подольск»). (Имелась еще 1 подлодка проекта 941 «Акула», но для нее не было штатных баллистических ракет);
  • 2) 5 ПЛАРК проекта 949А «Антей» («Смоленск», «Челябинск», «Тверь», «Омск» и «Орёл»);
  • 3) 16 многоцелевых ядерных подводных лодок (правильнее, МПЛАТРК, что расшифровывается как Многоцелевая Подлодка Ядерная Торпедная с Ракетами Крылатыми, отличается от ПЛАРК тем, что не имеет особых ракетных шахт, а от ПЛАТ (подлодка ядерная торпедная) свойством ракетного запуска через торпедные аппараты), а также: 9 проекта 971 «Щука-Б»: «Кашалот», «Магадан», «Самара», «Пантера», «Волк», «Леопард», «Тигр», «Вепрь», «Гепард», 2 проекта 945А: «Псков», «Нижний Новгород», 1 проекта 945 («Кострома») 4 проекта 671РТМ(К) «Щука»;
  • 4) 13 ДЭПЛ типа 887, включая одну типа 887В «Алроса».

Но и эти цифры (в случае если кроме того они настоящи, а не завышены) не до конца отражают картину плохого положения флота, по причине того, что кроме того из тех судов, что формально числились «к бою и походу готовыми», не все являлись таковыми. В силу нехорошего состояния энергетической установки ни один из эсминцев проекта 956 не имел возможности идти в дальнее плавание, а у единственного авианесущего крейсера, кроме неприятностей с ЭУ, не была укомплектована авиагруппа, отчего последний имел возможность делать разве что учебные функции и представительские.

не меньше печальное зрелище представляла собой морская авиация, которая к 2011 г была сведена чуть ли не к номинальной величине.

Также, направляться иметь ввиду далеко не лучшую обстановку с боевой подготовкой. Не обращая внимания на то, что в целом положение если сравнивать с «дикими девяностыми» и началом двухтысячных значительно улучшилось, сложность учений и количество походов ВМФ РФ и близко не соответствовали стандартам СССР.

В целом же возможно констатировать, что катастрофический обвал численности кораблей ВМФ и самолетов/вертолетов в сочетании с недостаточной боевой подготовкой стал причиной падению боевых качеств отечественного флота до совсем неприемлемого состояния. Не обращая внимания на наличие некоего числа больших и замечательных судов 1-го ранга, ВМФ РФ, разумеется, потерял статус океанского, но кроме того у собственных берегов вряд ли от него возможно было ожидать многого. Кроме того исполнение первой задачи флота: обеспечения действия морских стратегических сил с целью нанесения последними ракетно-ядерного удара в полномасштабном ядерном конфликте – выяснилось на грани.

Что изменилось по окончании принятия программы ГПВ 2011-2020?

Интенсифицируется подготовка личного состава. Суда «отлипают» от стены и начинают большое количество времени проводить в море. Автору, как человеку, не помогавшему во флоте, нереально выяснить, как уровень сегодняшней подготовки флотов соответствует требованиям современного морского боя.

Предположительно, до лучших советских практик мы еще не доросли (в то время, когда отечественному флоту были по плечу «Апорт», «Атрина» и т.д.), но, по крайней мере, обучение экипажей на данный момент ведется самый интенсивным образом за целый период новейшей истории РФ.

Принята программа армейского судостроения, которую возможно характеризовать самым хорошим образом:

Во-первых – она очень амбициозна. Не в том смысле, что по окончании ее выполнения РФ станет общепризнанной грозой океанов – до этого еще весьма на большом растоянии. В сущности, исполнение ГПВ 2011-2020 гг. в ее «морской» части кроме того задачу защиты ближней морской территории примет решение только частично.

Амбициозность программы армейского кораблестроения в другом – на момент ее принятия она существенно превосходила возможности отечественной индустрии и выполнить ее возможно было, лишь самым значимым образом усилив отечественные кораблестроительные фирмы со всеми их смежниками. Соответственно, принятие данной программы должно было обеспечить большой промышленный рост, но кроме того с учетом этого столь массовая поставка судов флоту в срок всего лишь до 2020 года смотрелась вызывающей большие сомнения.

Однако, никакой «маниловщиной» тут и не пахнет, это верный подход, что направляться всячески приветствовать. Как тут не отыскать в памяти некоего персонажа отечественного кинематографа, что на обращенную к нему реплику «Большое количество желаешь – мало возьмёшь!» совсем справедливо увидел: «Но это не предлог мало желать и ничего не взять».

Во-вторых – программа составлена с учетом настоящих возможностей отечественного судостроения: главный акцент делается на подводные лодки и довольно фрегаты корабли – и некрупные корветы. Так, российское кораблестроение имеет возможность развиваться «от несложного к сложному».

В-третьих – численность и классы судов, определенных к постройке ГПВ 2011-2020 гг., в значительной степени решали самые приоритетные задачи отечественного флота: обеспечивалось возобновление морской компоненты Стратегических ядерных сил и создавались корабельные группировки, если не исключающие всецело, то, по крайней мере, существенно осложняющие уничтожение и обнаружение отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения до запуска ими межконтинентальных баллистических ракет.

В-четвертых – обеспечивались нужные условия для подготовки квалифицированного руководящего состава флота, и вот на этом хотелось бы остановиться подробнее.

В царской России долгое время практиковался морской ценз. Что это такое? В сущности, это комплект требований, без исполнения которых офицер не мог быть представлен к производству в следующий чин.

Главным условием являлось время, совершённое офицером на корабле в месяцах, днях либо морских кампаниях.

В советской (и не только) литературе морской ценз ругали многократно. Вправду, требования обычно были таковы, что достигнуть высоких постов возможно было лишь к старости, причем служебный рост никак не зависел от талантов и умений офицера. К тому же громадная отличие, где и как человек выслуживал собственный ценз, поскольку в иных случаях год возможно смело вычислять за три.

Но многие авторы упускают из виду второе: само собой разумеется, с одной стороны, морской ценз был злом, мешающим служебному росту хороших офицеров. Но иначе, он в какой-то мере защищал от стремительного продвижения по работе «людей» и любимчиков, случайных во флоте. Так как как трудится ценз?

Появилось у кого-то желание поставить во главе Минобороны никак не относящегося к армейскому делу человека, до того (не в противном случае как по попущению Господнему) руководившего Федеральной налоговой работой. Ан нет, никак нереально – вначале окончите Академию генштаба, позже извольте год руководить ротой, потом позже после этого затем и вот тогда – милости просим в министерское кресло!

Неприятность содержится в том, что в случае если внезапно сейчас чудесным образом и совсем безвозмездно у отечественных причалов появятся пять всецело укомплектованных всей нужной матчастью авианосцев типа «Шторм» и двадцать эсминцев типа «Фаворит», а их палубы будут завалены тоннами золотых слитков (на оплату их эксплуатации) то мы все равно (и весьма долго) не сможем ими воспользоваться (судами, само собой разумеется, а не слитками). Пускай кроме того денег будет всласть, и места базирования оборудованы, но вот грамотных начальников всех уровней, талантливых руководить экипажами этих судов, у нас нет, и забрать их неоткуда.

Что такое недостаток командных кадров, отлично определил ВМФ юного СССР. В 30-х годах промышленность обрушила на военморов металлическое цунами новых судов – пара крейсеров, эсминцев и десятки сторожевиков, много подводных лодок Да лишь откуда было забрать людей, талантливых организовать на них работу и умело руководить ими в сражении? Вот и приходилось гнать «галопом по европам» – в случае если юный офицер подает хоть какие-то надежды, его срочно тащили вверх.

Неопытностью начальников мы во многом обязаны далеко не всегда успешным действиям отечественных флотов в Великую Отечественную.

Смерть фаворита Москва

И как раз с данной точки зрения направляться оценивать послевоенные судостроительные программы советского ВМФ, в то время, когда на поток ставились морально устаревшие суда. Да, они вряд ли имели возможность обезопасисть морские границы СССР в 1950-60 гг, появись такая необходимость, но они стали настоящей «кузницей кадров», и без них могучий океанский флот СССР 1970-80-х годов был бы попросту неосуществим.

Так вот, насыщение ВМФ РФ громадным числом, пускай и не самых больших, но современных судов, оснащенных новейшими разработками, БИУС и оружием, именно и разрешает не допустить аналогичного недостатка. И даст стране достаточное количество умелых кадров для океанского флота РФ, к постройке которого предполагалось приступить по окончании 2020 г.

Так, возможно сказать о том, что программа армейского кораблестроения, заложенная в ГПВ 2011-2020 гг., кроме того при неполного ее исполнения, имела настоящий шанс стать одной из самых нужных и нужных кораблестроительных программ за всю историю Государства Российского. Для этого и оставалось-то «немного» – грамотно выяснить классы и ТТХ судов, входящих в программу, увязав их с возможностями отечественных КБ-разработчиков прочих приборов и морского вооружения и оборудования. Ну и индустрии, само собой разумеется.

Увы – чем ближе мы к заветному 2020-му году, тем посильнее чувство того, что в этом вопросе мы умудрились поскользнуться так, что растратили в никуда солидную часть потенциала ГПВ 2011-2020.

Но, в части строительства и проектирования подводных лодок нами допущено предельное число неточностей, а те, каковые имеется, сделаны задолго до формирования кораблестроительной программы 2011-2020 гг. Не смотря на то, что, справедливости для, направляться признать, что преимущества отечественной программы кроме этого вытекают из ответов, сделанных задолго до 2010 г.

Стратегические ядерные силы

Под конец существования СССР обстановка с отечественными РПКСН (которыми создатель будет именовать все ядерные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами) носила пара анекдотичный темперамент. Попытку перейти на твердотопливные баллистические ракеты в целом следовало вычислять верной, потому, что жёсткое горючее снабжает ракете последовательность значительных преимуществ.

Более низкая траектория полета, многократно меньший деятельный участок траектории (т.е. участок, где ракета летит с включенными двигателями), маленькая подготовка к старту, меньшая шумность (перед стартом не нужно заполнять шахты забортной водой) и т.д. Помимо этого, жидкое горючее страшно при хранении, не смотря на то, что, строго говоря, жёсткое также не презент – авария на Воткинском заводе 2004 г тому пример. Исходя из этого работы над твердотопливной «баллистой» были более чем оправданы.

Но ничем нельзя оправдать запуск в серию Р-39 – ужасной ракеты в 90 тысячь киллограм весом и длиной в 16 метров. Очевидно, ей пригодился не меньше циклопический носитель, и он был создан – проект 941 «Акула» надводным водоизмещением в 23 200 тысячь киллограм. Это фактически дредноут «Севастополь», упрятанный под воду!

Северсталь проекта 941 и (маленькая такая, в уголочке) — многоцелевая АПЛ Гепард проекта 971 Щука-Б

Создавая эту «победу техники над здравым смыслом», армейские СССР все же подстраховались на случай фиаско твердотопливных ракет, и параллельно с постройкой «Акул» заложили серию РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин», вооруженные ракетами на жидким горючем Р-29РМ. Семь таких судов пополнили флот СССР в 1984-90 гг, действительно, одну из них потом переоборудовали в носитель глубоководных подводных аппаратов.

Но Р-39 были в полной мере боеспособным оружием, так что работы по данной теме были продолжены в рамках темы Р-39УТТХ «Барк». Этими ракетами планировали перевооружать «Акулы» по окончании того, как Р-39 исчерпают сроки годности, и, помимо этого, под них проектировали новые РПКСН проекта 955 «Борей». Нужно заявить, что ракеты для всех типов РПКСН (и Р-29РМ и Р-39 и Р-39УТТХ) создавало КБ им.

Макеева – умелое конструкторское бюро, создавшее три поколения баллистических ракет для подводных лодок.

Но с «Барком» макеевцев постигла неудача, возможно, не последнюю роль в этом сыграл развал СССР, в результате которого было нужно поменять тип ракетного горючего (производитель был в ближнем зарубежье). Возможно, ракету все равно удалось бы довести до ума, но сейчас на это требовалось большое количество денег и времени. Время у РФ еще было, но вот деньги Предстоящее общеизвестно: было принято весьма спорное ответ о создании единого центра разработки морских и сухопутных баллистических ракет на базе Столичного теплотехнического университета (МИТ).

Первый «Борей» был заложен в далеком 1996 году под ракеты «Барк», но в 1998 г проект всецело перекроили под детище МИТ – «Булаву», единственным (но неоспоримым) преимуществом которой были довольно малые размеры и масса (36,8 т).

В целом «Борей» был очень успешной лодкой, сочетающей умеренное водоизмещение, достаточно замечательное оружие (16 БРПЛ) и превосходно низкие показатели шумности. РФ ввела в строй три таких РПКСН, а следующие семь строятся по усовершенствованному проекту 955А, причем направления модернизации были выбраны безупречно – количество ракет увеличено с 16 до 20, наряду с этим будут снижены показатели шумности и другие, демаскирующие подлодку. Что, фактически, есть главными параметрами для РПКСН.

Подводные лодки типа «Борей» — весьма недостаток и хорошие корабли у них, грубо говоря, один (но какой!) – это их основное оружие, БРПЛ «Булава». Которая, в силу неясных обстоятельств, до сих пор не хочет стабильно функционировать. Одно время кроме того казалось, что «Булава» окажется совсем провальным проектом и по большому счету не полетит, кое-кто предлагал переделать «Бореи» для стрельбы крылатыми ракетами Все же «Булава» как-то полетела, но как?

То, помой-му, удаются обычные пуски, то не известно почему происходят сбои, и ракета не достигает цели. Само собой разумеется, вовсю ведутся работы над совершенствованием «Булавы», но вот приведут ли они к успеху? Кстати, в случае если и не приведут, то в открытой печати об этом не будет ни слова.

Утешает во всем этом лишь одно. Ни на данный момент, ни обозримой перспективе не просматривается политической силы, достаточно сумасшедшей чтобы проверить на собственной шкуре, сколько БРПЛ «Булава», запущенных с российских подводных лодок, удачно поразит назначенные им цели. Лица, склонные к суициду, в большинстве случаев, избегают политики, а те, кто достигают политических эмпиреев, безумно обожают жизнь и совсем не хотят с ней расставаться.

Одного для того чтобы «жизнелюбца» всем СССР 4 года уговаривать было нужно, с лета сорок первого по 1945 г включительно.

Но существуют и иные мысли – ветхие, но качественные «Дельфины» проекта 667БДРМ с ракетами «Синева» (а сейчас уже и «Лайнер») в полной мере смогут снабжать отечественную безопасность до 2025-2030 гг. И в случае если внезапно с «Булавой» все будет совсем не хорошо, то время чтобы как-то отреагировать, у нас еще имеется. По некоторым данным открытой печати, ГРКЦ им.

Макеева уже приступил к разработке новой баллистической ракеты на смену «Булаве», и имеется все основания сохранять надежду на успешность этого проекта. И не смотря на то, что на данный момент говорится о том, что это ракеты для будущих подводных лодок «Хаски», наверное, что «Бореи» возможно будет под них приспособить.

Ядерные многоцелевые подводные лодки

Проект 885 «Ясень». С ним все кратко и светло, это венец подводного кораблестроения СССР но не только. Суда данного типа начали проектировать практически 40 лет назад, в то время, когда решено было постараться уйти от разнотипности подводного флота (противоавианосные ракетные «Антеи», торпедные «Щуки», многоцелевые «Щуки-Б») и создать единый тип универсального подводного корабля нестратегического назначения.

Мысль смотрелась весьма привлекательной, но, однако, работа изрядно затянулась: головной «Ясень» заложили в далеком 1993 году, а в 1996 г постройку прекратили.

Работы по ПЛАРК возобновили лишь в 2004 г по усовершенствованному проекту. Возможно, первый блин в какой-то мере был комом – все же «Северодвинск» строился в условиях дичайшего недофинансирования, с применением заделов по недостроенным подводным лодкам, да и создание его «легко» затянулось. Заложенный в 1993 г., ПЛАРК сдан флоту лишь в 2014 г. по окончании трех лет доработок и испытаний.

Но от последующих судов этого типа направляться ожидать высокой боевой эффективности, в полной мере сопоставимой с лучшими многоцелевыми АПЛ западного мира – «Сивулфами» ВМС США.

К сожалению, высокие боевые возможности влекут за собой нескромную цена изделия. До сих пор, согласно данным открытой печати, как раз цена есть главной претензией к судам проекта 885 и 885М. Серия «Ясеней» была сокращена до 7 единиц, да да и то – ввод последней из рассчетных к постройке ПЛАРК намечен на 2023 год. И в случае если цена проекта 885М останется неразрешимой проблемой, то на какое количество-нибудь большую серию «Ясеней» рассчитывать не приходится.

А ведь когда-то анонсировались замыслы передачи ВМФ 30 таких судов! Одновременно с этим начала серийного строительства подводных лодок нового типа, «Хаски», направляться ожидать не ранее 2030 г. Соответственно, возможно констатировать, что ВМФ РФ в ближайшие полтора десятилетия будет располагать очень замечательными ядерными многоцелевыми подводными лодками, но сможем ли мы выстроить их достаточно, дабы хотя бы удержать общее число отечественных нестратегических атомарин на текущем уровне? Вряд ли.

В какой-то мере положение имело возможность бы исправить массовое строительство неатомных подводных лодок, но

Дизель-электрические подводные и подводные лодки с ВНЭУ

Базу сегодняшних неатомных подводных сил составляют лодки проекта 877 «Палтус», каковых (в ремонте и на ходу), согласно данным открытых источников, насчитывается 16 штук, включая выстроенные по модернизированным проектам «Алросу» и «Калугу». Внушительное количество подкрепляется высоким качеством отечественных ПЛ, бывших одними из лучших неатомных субмарин в мире последней четверти ХХ века. Но все же эти лодки созданы по проекту 70-х годов прошлого столетия и вводились в строй во время 1980-1995 гг.

Они все еще боеспособны и страшны, но, само собой разумеется, уже давно не находятся на острие военного прогресса.

Алроса (проект 877В) в гавани Севастополя

На смену «Палтусам» должны были прийти подводные лодки «Лада», чья разработка началась в конце 80-х годов прошлого столетия. Новые субмарины должны были стать намного меньше и дешевле проекта 877 и к тому же существенно незаметнее (к примеру, шумность должна была составить лишь 50% от уровня «Палтусов»).

Большой уровень автоматизации, современная БИУС, новый иное оборудование и гидроакустический комплекс, а в части оружия, кроме торпедных аппаратов, лодка взяла 10 шахт для современных крылатых ракет «Оникс» либо «Калибр». В сущности, ПЛ данного типа (по проекту) имели только один большой недочёт – дизель-электрическая энергетическая установка.

Последняя, в силу снабжаемыми ею малыми дальностью и скоростью подводного хода, ограничивала тактические возможности отечественных судов, в сравнении с показавшимися в конце прошлого столетия лодками с ВНЭУ. Но к 2012 г. работы по отечественному воздухонезависимому двигателю как словно бы продвинулись достаточно на большом растоянии, что разрешило руководству флота рассчитывать на укомплектование ими проекта 677 в самом ближайшем будущем.

Исходя из этого отечественная кораблестроительная программа предусматривала строительство 6 подводных лодок – модернизированных «Варшавянок» по проекту 636.3 и 14 подводных судов проекта 677 по усовершенствованному проекту с ВНЭУ. «Лады» давали слово стать оптимальными для закрытых морских театров и ближней морской территории Дальнего Востока и Севера РФ. Они вспоминали эдаким подводным «автоматом Калашникова»: мелкие, простые в эксплуатации, недорогие и не требующие громадных затрат на развертывание, весьма «негромкие», но владеющие громадной автономностью, высокой современным вооружением и подводной скоростью. Лодки этого типа имели возможность бы стать ужасной головной болью для любой корабельной группировки, рискнувшей сунуться к нашим берегам.

ДЭПЛ типа Лада

Но – не стали. Согласно данным открытой печати, тяжело осознать, чья это вина – головного разработчика ЦКБ «Рубин» либо же кого-то из его подрядчиков. К подводным лодкам «Лада» предъявлено большое количество претензий, самая известная – это хронический недобор мощности ЭУ, которая в большинстве случаев выходила из строя, развивая 60-70% полной мощности. Кроме этого отмечались большие недочёты в работе последовательности главным совокупностей, таких как ГАК «Лира» и БИУС «Литий», причем неясно, удалось ли их устранить.

И не смотря на то, что 28 июля 2016 г вице-президент по армейскому кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев заявил о том, что решение о прекращении либо возобновлении строительства ПЛ проекта 677 нет, но через чур много показателей того, что подлодка не оказалась.

Головная ПЛ «Петербург» находится в умелой эксплуатации с 2010 г, и до сих пор совсем не принята флотом. И неспроста в 2013 г ЦКБ «Рубин» взял заказ на разработку вида неатомной подлодки 5-го поколения «Калина»: имеется вывод, что эта подлодка может пойти в серию уже в 2018 году вместо лодок проекта 677.

Но и по «Калине» довольно много вопросов. Не обращая внимания на последовательность победных реляций, разработка отечественного ВНЭУ затянулась, и сейчас никакого воздухонезависимого двигателя для подводных лодок у нас нет. на данный момент разработкой ВНЭУ занимается пара коллективов и а также – ЦКБ «Рубин», причем ВНЭУ последнего обязана проходить морские опробования в 2016 году.

Но направляться осознавать, что между серийным производством и такими испытаниями может пройти несколько год.

Вероятен и таковой вариант – некое время назад были статье о создании литий-ионных батарей. С одной стороны, это не столь многообещающая разработка, как ВНЭУ, но все же их использование может в разы поднять дальность хода (а также – полного) дизель-электрической подлодки. Кроме этого имеется кое-какие надежды на то, что разработка литий-ионных аккумуляторная батарей удалась отечественным разработчикам лучше, чем ВНЭУ.

И потому нельзя исключить, что при полного провала разработок ВНЭУ в Российской Федерации «Калины» возьмут простую дизель-электрическую энергетику, но с литий-ионными батареями, что все же существенно увеличит их возможности в сравнении с энергетическими установками ПЛ проекта 877 либо 636.3.

Все это, само собой разумеется, замечательно, но: неатомные подводные лодки ВМФ РФ необходимы прямо на данный момент, а первая «Калина» возможно заложена никак не ранее 2018 г. И более чем возможно, что указанный срок еще неоднократно «съедет» вправо К тому же, как сообщил известный капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Ну кто придумал давать новейшим ПЛ именования от отечественного автопрома?

У РФ имеется производственные мощности и имеется деньги, но на данный момент и в течение нескольких ближайших лет мы сможем строить лишь обновленные, все еще грозные, но морально устаревшие «Варшавянки» проекта 636.3, воображающие собой глубокую модернизацию все того же проекта 877 (правильнее, его экспортной модификации 636). Это не радует, но сейчас такое строительство является единственный метод обеспечить хоть какое количество-то приемлемую численность отечественных неатомных подводных сил.

В целом же российский подводный флот был на грани неустойчивого равновесия. Не считая подводных лодок, введенных в строй по программе ГПВ 2011-2020 гг. ВМФ РФ по состоянию на 2016 г располагает (в строю, в ремонте, в ожидании ремонта):

  • 1) 6 РПКСН проекта 667БДРМ;
  • 2) 25 нестратегическими ядерными подводными лодками (8 ПЛАРК проекта 949А «Антей», и 17 МПЛАТРК: 10 проекта 971 «Щука-Б», 3 – проекта 671РТМ(К) «Щука», 2 проекта 945 «Барракуда», 2 проекта 945А «Кондор»);
  • 3) 16 ДЭПЛ проекта 887.

В сущности, это совсем мизерная величина, к тому же еще и размазанная по всем четырем флотам РФ, а вдруг учесть, что значительная часть этих судов не в строю, то картина и вовсе неприглядная. Еще хуже то, что практически все вышеперечисленные суда вводились в строй в 80-х и начале 90-х годов, и фактически все они должны будут покинуть состав ВМФ РФ к 2030 г. А что мы сможем поставить в строй вместо них?

В случае если в части РПКСН направляться ожидать Бореев и (8-10 «безусловного» прогресса «Бореев-А»), то в части многоцелевых подводных лодок картина далеко не оптимистична. В соответствии с текущих замыслов, до 2023 г мы должны взять всего 7 ПЛАРК проекта 885 и 885М «Ясень». Быть может, во время 2020-2030 гг будет заказано еще какое-то количество этих судов.

Но на данный момент одна такая лодка строится до 6 лет (заложенную в 2016 г «Пермь» во флоте ожидают лишь в 2022 г) и в случае если кроме того в скором времени сроки их строительства удастся скостить до 4 лет, то можем ли мы рассчитывать на закладку 18 ПЛАРК «Ясень» во время 2021-2026 гг? Разумеется, что нет, а это указывает, что нехорошие времена у российских нестратегических атомарин все еще в первых рядах.

Обстановку имели возможность бы как-то исправить неатомные суда, на данный момент в полной мере возможно рассчитывать, что по ГПВ-2011-2020 гг в состав ВМФ РФ войдут 12 ДЭПЛ проекта 636.3 (по шесть для Черноморского и Тихоокеанского флотов) и три ДЭПЛ проекта 667 «Лада». Причем последние, быть может, так и не станут полноценными кораблями ВМФ, да и проект 636.3 уже не лучшее из того, что бороздит глубины океана.

Но все же это целых 15 судов, и в случае если во время 2020-2030 гг развернется строительство новейших ПЛ проекта «Калина», то к 2030 г мы сможем без шуток расширить численность группировки неатомных ПЛ если сравнивать с тем, чем мы располагаем сейчас. И хотя бы так выправить воистину плачевную обстановку с ядерными многоцелевыми подводными лодками. Но в целом, ни к 2020 г, ни к 2030 г важного прорыва в численности подводных сил ВМФ РФ не ожидается.

А ведь как раз в части подводных лодок в программе ГПВ 2011-2020 допущено мельчайшее количество неточностей. Верно выяснены типы ядерных и неатомных ПЛ, довольно успешны работы по их ракетному оружию: «Калибр» и «Оникс» конкретно удались, вот «Булава», само собой разумеется, под вопросом. В полной мере вероятно (тут открытые источники данными не балуют), что новейшие торпеды «Футляр» и «Физик» как минимум сократят отечественное отставание в торпедном оружии, а возможно, и вовсе его нивелируют.

Но кроме того не обращая внимания на все это, неудачи в разработке малых неатомных ПЛ и в понижении цены новейших ПЛАРК стали причиной тому, что в течении ближайших 15 лет мы в лучшем случае стабилизируем текущую обстановку.

Что тогда сказать о надводном флоте, в строительных работах которого ВМФ РФ, наверное, решил совершить все мыслимые неточности, не пропустив ни одной

Продолжение направляться.

Создатель: Андрей из Челябинска

Разведданные

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: