Последний поршневой истребитель эмиля девуатина. проект истребителя hispano-suiza hs-50. испания

      Комментарии к записи Последний поршневой истребитель эмиля девуатина. проект истребителя hispano-suiza hs-50. испания отключены

Последний поршневой истребитель эмиля девуатина. проект истребителя hispano-suiza hs-50. испания

Предисловие редакции: В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Испании Эмиль Девуатин собирался создать истребитель, что стал бы предстоящим развитием известного D.520. К сожалению, работы были закончены на стадии постройки древесного макета.

На протяжении гражданской войны в Испании предприятие компании Hispano-Suiza было находится в Гвадалахаре (приблизительно в полусотне километрах к северо-востоку от Мадрида) и позднее было эвакуировано в Аликанте (Alicante) на контролируемую республиканцами территорию. Но потому, что Аликанте был близко к линии фронта, то завод был перемещен по побережью Испании дальше на юго-восток.

Новая компания, грамотный слиянием завода Hispano-Suiza и предприятия AISA (Aeronautica Industrial Sociedad Anonima), взяла наименование SAF-15. Новая компания занималась сборкой самолетов разных типов, на каковые Республика купила лицензию. Среди строившихся автомобилей были обозначение Николая республиканцев и-16 (истребители Поликарпова Mosca [мошка]; националистов – Rata [крыса]).

В то же самое время в Севилье на территории, контролируемой националистами, показался новый завод компании Hispano-Suiza. Это предприятие, возглавлявшееся ветхим управлением завода в Гвадалахаре, с согласия компании-производителя занималось ремонтом и сборкой итальянских истребителей-бипланов FIAT CR-32 Chirri. Первая серия этих самолетов была открыта во второй половине 30-ых годов XX века, а последние 14 автомобилей были поставлены в 1945 году, воображая интерес разве что только в качестве музейных экспонатов.

Эмиль Девуатин и компания Hispano-Suiza имели тесные связи с момента основания в первой половине 20-ых годов XX века компании Societe des constructions aeronautiques Emile Dewoitine (CAED) и разработки в следующем году истребителя D-1 с 300-сильным двигателем Hispano-Suiza.

В первой половине 20-ых годов XX века с привлечением капиталов компаний Hispano-Suiza и Mitsubishi (создавала по лицензии продукцию Hispano-Suiza в Японии) была создана компания Societe des constructions aeronautiques Dewoitine (CAD), техническим директором которой стал Эмиль Девуатин.

Повторение прототипа D-551

По окончании разгрома Франции Германией и подписания в июне 1940 года перемирия Эмиль Девуатин отправился в Севилью на испанский завод компании Hispano-Suiza, которая внесла предложение ему создать новый истребитель с двигателем Hispano-Suiza 89, кроме этого обозначавшимся как 12Z (V12 с ярким впрыском). Новый самолет должен был стать предстоящим развитием истребителя D-520, считавшегося лучшим французским истребителем тех лет, и его яркого развития D-551.

Проект принял собственную форму на первом этаже строения компании Hispano-Suiza на громадном дубовом столе, изготовленном в Гвадалахаре (Мексика) для совещаний её правления. Самолет разрабатывался в соответствии со спецификациями, созданными руководством испанских ВВС (Ejercito del Aire) и размещёнными в декабре 1942 года в докладе министерства авиации Испании. Среди требований спецификации были:

  • • компоновка – моноплан с нижним размещением крыла;
  • • винт изменяемого шага с электрическим приводом Ratier либо Escher-Wyss (по предложению Эмиля Девуатина и его конструкторов Эрмана [Hermann] и Аритьё [Aritio]);
  • • двигатель Hispano-Suiza HS-89 12Z с возможностью установки пушки в развале блоков цилиндров;
  • • убирающиеся главные стойки шасси с гидравлической совокупностью уборки;
  • • тормоза колес, трудящиеся на сжатом воздухе (как у истребителей FIAT CR.32);
  • • стартер на сжатом воздухе «мопед» Morelli (Morelli “motorino”; как у истребителей FIAT CR.32);
  • • противообледенительная совокупность передней кромки крыла (с применением тёплого воздуха) и винта (разбрызгивание жидкости);
  • • самозатягивающиеся топливные баки с клапанами аварийного слива;
  • • масла подачи и системы топлива, гидравлическая совокупность, фильтры, клапаны и т.д. производства компании ISA (Industria Subsidiaria de Aviacion);
  • • радиаторы с автоматической регуляцией;
  • • возможность установки гермокабины при повышения практического потолка до 12500 метров;
  • • бронированное лобовое стекло, снабжающее защиту от пуль калибром 7,92 мм;
  • • фонарь кабины со створкой, раскрывающейся в сторону, и хорошим обзором назад;
  • • «ломающаяся» ручка для управления по крену (как у истребителей Spitfire);
  • • регулируемое сиденье пилота;
  • • совокупность демпфирования действия перегрузок, в то время, когда при скорости 500 км/ч и радиусе разворота 386 метров на самолет воздействуют нагрузки до 5g;
  • • исполнение расчетов в соответствии с германскими стандартами 1936 года.

Истребитель, взявший обозначение Hispano-Suiza HS-50 (D-600 в номенклатуре Эмиля Девуатина), унаследовал элегантный силуэт собственных предшественников с подфюзеляжной «ванной» водорадиатора. Отличиями были больший размах крыла и изменение положения совкового воздухозаборника для питания нагнетателя, перемещенного из-под винта под двигатель.

Большая скорость 670 км/ч и практический потолок 16 000 метров

Расчетная большая скорость на высоте 6000 метров должна была составлять 670 км/ч, длительность полета при скорости 500 км/ч – 2 часа 30 мин., а практический потолок 12 300 метров. Руководством ВВС Испании была рекомендована установка турбокомпрессора, благодаря которой потолок самолета должен был составить 16 000 метров.

Входе боевых действий во Франции D-520 был мало медленнее германского истребителя Messerschmitt Bf 109E, но владел лучшей маневренностью. Маневренные качества французской автомобили должны были быть сохранены на ее севильском преемнике. Самолет должен был мочь на высоте 2000 метров и скорости полета 500 км/ч за три секунды развернуться на 180º; диаметр окружности должен был составить 772 метра.

Оружие самолета должно было складываться из 20-мм пушки Hispano-Suiza HS 404, стрелявшей через втулку винта, и четырех пулеметов: установленных в корневых частях крыла двух синхронизированных тяжелых итальянских 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT с боезапасом по 350 патронов на ствол и установленных вне территории ометания винта двух несинхронизированных легких германских 7,92-мм пулеметов MG-17 с боезапасом по 1000 патронов на ствол. Наведение на цель должно было осуществляться при помощи установленного на испанских Bf 109 германского прицела REVI.

В этом случае предпочтительным было установить пулеметы на двигателе и синхронизировать их, что потребовало бы скорострельности количества и уменьшения боеприпасов, усложнения и увеличения веса техобслуживания самолета. Как это не покажется необычным, среди требований спецификации была защита самолета от атак в задней полусфере: установка оборонительного оружия из двух пулеметов и совокупность создания неестественного тумана. Под фюзеляжем самолета возможно было подвесить две 50-кг либо 100-кг бомбы либо одну 200-кг бомбу.

Управление компании Hispano-Suiza запросило набор оружия для установки его на прототипе истребителя.

Заказ на производство взят так и не был

В марте 1943 года управление компании Hispano-Suiza запросило министерство авиации о разрешении на начало элементов конструкции и постройки прототипа самолета, предназначенных с целью проведения статических опробований. Но этого разрешения получено не было. Напротив, было приказано в течение года остановить все работы по проекту.

Главной причиной падения интереса со стороны ВВС Испании стали истребители Messerchmitt Me 109 G, которыми на восточном фронте была вооружена вести войну в составе Luftwaffe эскадрилья испанских летчиков-добровольцев. привлечение и Этот интерес национальных финансов в компанию Hispano-Suiza стали причиной приобретению компанией лицензии на производство Me 109 G-2 и поставке двадцати пяти безмоторных планеров этих самолетов. Помимо этого, Испания не имела денежных и техвозможностей для разработки совсем новой программы, и ее управление не хотело брать на себя риск понять, что создаваемый самолет окажется хуже уже имевшегося Messerschmitt Me 109 G-2.

За оставшееся до закрытия проекта время в компании Hispano-Suiza под управлением инженера Марселино Вьехо (Marcelino Viejo) смогли выстроить полномасштабный древесный макет HS-50 с упрощенной если сравнивать с настоящим самолетом конструкцией и гидравлический испытательный стенд для главных стоек шасси.

Эмиль Девуатин пробовал продолжить работы по данному проекту с аргентинцами, которым передал всю техдокументацию. По окончании продолжительного ожидания он выяснил, что у аргентинского управления более приоритетным есть создание реактивных самолетов. Этим первым выстроенным в Латинской Америке реактивным самолетом стал FMA I.Ae.

27 Pulqui I (в номенклатуре конструктора D-700), что Девуатин создал в Мадриде в конце 1945 года.

Во второй половине 40-ых годов XX века – по окончании договора с Аргентиной – Эмиль Девуатин возвратился в Испанию, где для компании AISA (Industrial Aeronautics, Sociedad Anonima) создал пара проектов. Среди этих проектов был легкий самолет AVD-12, что на мадридском аэропорте Куатро Вьентос (Cuatro Vientos) проходил сравнительные опробования с CASA Dornier Do-25, борясь за право поменять Fieseler Fi-156 Storch. Это был последний самолет Эмиля Девуатина.

схемы проекта истребителя Hispano-Suiza HS-50

Полноразмерный макет истребителя HS-50, Севилья. В те годы создание полноразмерных макетов было частью простого процесса создания самолетов

Полноразмерный макет истребителя HS-50. Эмиль Девуатин в мягкой шляпе стоит за крылом

Эмиль Девуатин (в шляпе) и его сотрудники разглядывают легкие пулеметы, каковые будут размещены в макете

Крыло макета, совершенно верно воспроизводящего железную конструкцию проекта истребителя. Оно должно было быть оснащено закрылками

В соответствии с требованиями испанских армейских фонарь кабины должен был откидываться в сторону

Стенд для опробований совокупности уборки главных стоек шасси; были изготовлены только элементы шасси истребителя HS-50

Установка на макете истребителя HS-50 моделей створок ниш шасси

Профиль макета истребителя HS-50 с опознавательными символами

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hispano-Suiza HS-50

Назначение: истребитель

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS-89 12Z, развивавший мощность 1300 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 10,37 м
протяженность 8,55 м
высота 3,55 м

Вес:

большой 2566 кг
запас горючего 500 л

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 6000 метров 670 км/ч
теоретический потолок 12 300 м
время комплекта высоты 6000 метров – 6 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ «Аргентинская папка»

В сентябре 1944 года, в то время, когда испанские ВВС уже совсем отказались от истребителя HS-50, Эмиль Девуатин и трудившийся в Барселоне инженер компании Hispano-Suiza Мануэль Серда (Manuel Serda) отправились в аргентинское консульство, где представили полную документацию на три варианта проекта D-600, любой из которых мало отличался от Hispano-Suiza HS-50, с целью выстроить самолет в данной латиноамериканской республике. Учитывая прогресс, достигнутый в годы войны реактивными силовыми установками, проект был сочтен устаревшим и в его реализации было отказано.

Однако, управление аргентинского авиазавода Fabrica Argentina de Aviones (F.M.A.) решило заключить с Эмилем Девуатином договор на разработку реактивного истребителя FMA I.семь дней. 27 Pulqui I. Постройка этого самолета была закончена во второй половине 40-ых годов двадцатого века, но дальше прототипа дело не пошло. В следующем году Девуатин возвратился в Испанию.

Сравнение разных вариантов проекта D-600

Проект 1

Проект 2

Проект 3

Силовая установка:

тип двигателя

HS-89-12Z

HS-89-12A [2]

HS-89-12Z

мощность двигателя, л.с.

1300

1500

1300

Размеры:

размах крыла, м

10,50

11,66

10,60

протяженность, м

8,77

9,80

9,62

площадь крыла, м?

14,50

18,20

14,50

Вес:

неспециализированный, кг

2803

3900

3253

Летные характеристики:

большая скорость, км/ч

670

618

662

на высоте, м

6000

6000

6000

практический потолок, м

11800

11550

11600

время комплекта высоты 6000 метров, мин сек

4 57

6 11

5 56

дальность полета (прибл.), км

1130

2350

2160

Оружие:

пушки, шт ? мм

1 ? 20

3 ? 20

3 ? 20

пулеметы, шт ? мм

4 ? 7,62

2 ? 12,70

2 ? 12,70

Источник таблицы: Hispano-Suiza 1904-1972, par Manuel Lage

  1. HS 89 12-1 с двухскоростным нагнетателем
  2. представленные характеристики относятся к проекту, модель которого была изготовлена под управлением инженера Марселино Вьехо. В книге Жана Кюни (Jean Cuny) и Раймона Данеля (Raymond Danel) «Les avions Dewoitine» (серия Docavia) имеется намеки, что первоначально проект D.600 был дольше и тяжелее

источник: Angel Sanchez Serrano. HS-50, le dernier chasseur a helice d’Emile Dewoitine // Le Fana de l’Aviation 2004-11 (420)

Т-50 против F-22: виртуальный бой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: