Разработчик: КБ завода № 29
Страна: СССР
Год постройки: 1927 г.
В конце 20-х годов все еще длился импорт большого числа моторов не только для обеспечения эксплуатации импортированных ранее самолетов, но и для строящихся и проектируемых отечественных. Серийных моторов, не считая М-5, в то время не было, исходя из этого были куплены лицензии на право производства двух лучших в то время моторов — это были высотные переразмеренные (без ПЦН) германский мотор водяного охлаждения BMW-VI, взявший марку М-17 и французский Gnome-Rhone «Jupiter» VI — М-22.
Оба мотора были достаточно скоро освоены в серийном производстве и в течение нескольких лет составляли базу отечественного моторного парка. Оба они пребывали в производстве до 1935 года, а в эксплуатации кроме того на протяжении ВОВ.
В осеннюю пору 1925 года ЦАГИ было дано задание на проектирование одноместного цельнометаллического истребителя. Для него был выбран французский звездообразный мотор воздушного охлаждения Gnome-Rhone «Jupiter» VI мощностью 420 л.с.
Первый экземпляр созданного в ЦАГИ истребителя И-4 (АНТ-5) был выпущен в июле 1927 года. По итогам опробований оказалось, что летные эти его находятся на уровне лучших самолетов мира и в декабре этого же года произошло ответ о запуске его в серию. Головной серийный самолет был выпущен в октябре 1928 года с мотором Gnome-Rhone «Jupiter» VI мощностью 480 л.с.
Данный мотор в то время обширно, использовался для новых самолетов во многих государствах.
Для ознакомления с технологией и конструкцией производства на компанию «Sociеtе des Moteurs Gnome et Rhоne» были командированы рабочие и инженеры завода № 29 из г. Запорожье, которому было поручено изготовление этого мотора. Завод был реконструирован и пополнен станочным парком, нужным для производства большой серии мотора Gnome-Rhone «Jupiter» VI, взявшего у нас обозначение М-22.
Нужно подчернуть, что в производстве этих моторов многие операции механической обработки и сборки выполнялись с применением ручных пригонок, что потребовало высокой квалификации мастеров и рабочих. К таким операциям относились, к примеру, головки днища и шабровка цилиндра, плавающей втулки главного шатуна. Однако, завод скоро освоил производство мотора по чертежам, каковые были выпущены заводским КБ под управлением А.С.Назарова и уже в первой половине 30-ых годов двадцатого века число выпущенных моторов разрешило всецело освободиться от импорта.
Данный девяти-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения был высотным переразмеренным с расчетной высотой около 1500 м. Он имел пара характерных изюминок, например, четырех-клапанную головку цилиндра из легкого сплава, которая не навертывалась на резьбу в верхней части открытой гильзы, как у многих моторов для того чтобы типа потом, а крепилась на шпильках к плоскому дну глухой гильзы.
Дабы обеспечить хорошую передачу тепла от металлического дна к головке, нужна была весьма правильная пригонка стыка по плоскости, что достигалось ручной шабровкой. Это был кроме этого один из немногих моторов, поршень которого был очень сильно облегчен методом удаления части юбки в ненагруженной ее территории (так называемый поршень типа Рикардо — по имени известного британского двигателиста).
Еще одной изюминкой мотора было использование компенсации повышения зазоров в механизме привода клапанов. Потому, что при работе мотора цилиндр нагрет намного больше, чем тяга, управляющая открытием клапана, то в следствии различия в значении теплового расширения этих подробностей зазор в передаче значительно увеличивается (на 0,5-1,5 мм в зависимости от конструкции и размеров мотора). Это ведет к уменьшению фаз газораспределения на тёплом моторе.
На М-22 применена кинематическая совокупность компенсации зазоров, при которой оси клапанных коромысел помещены не на головке цилиндра, а на качалке, соединенной с компенсаторной тягой и головкой. Размеры звеньев механизма подобраны так, что при любом перемещении головки цилиндра от картера зазоры в клапанах остаются фактически неизменными.
Серийный выпуск мотора М-22 был большим событием в отечественном моторостроении. С этим мотором строились серийные истребители: И-4, И-5 и тип и первая серия-16 истребителей 4, пассажирские самолеты: К-5, СТАЛЬ-3, ХАИ-1 и другие. Данный двигатель по лицензии много выпускался в Советском Альянсе.
В то время высокооктановых бензинов еще не было, да и само понятие октанового числа использовалось лишь в научных трудах. Исходя из этого, дабы обеспечить работы этого мотора при высокой для того времени степени сжатия без детонации, в качестве горючего использовали смесь легкого грозненского бензина с бензолом в равных количествах либо относительно стойкий к детонации тяжелый бакинский бензин. Эти горючие имели октановое число около 70-74.
Смазочное масло — касторовое либо импортное «Кастроль-Р» (смесь касторового и минерального масел).
Было выпущено более 3500 моторов М-22.
Условное обозначение двигателя: М-22
Рабочий количество, л: 28,64
Степень сжатия: 6,5
Сухой вес, кг: 330
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 570
-частота вращения, об/мин: 2000
Номинальный режим
-мощность у почвы, л.с.: 480
-мощность на высоте 1500 м, л.с.: 480
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с.: 0,79
-литровая мощность, л.с./л.: 16,80
Летный двигатель М-22.
Раскапотированный мотор Gnome-Rhone «Jupiter» VI на втором умелом И-5.
Двигатель М-22.
Двигатель М-22 на истребителе И-4.
Летный двигатель М-22 в музее ВВС Монино.
Летный двигатель М-22 в экспозиции музея.
.
.
Перечень источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Теория ДВС: Авиационный двигатель АШ-62 (просто видео)
Увлекательные записи:
- Учебно-тренировочный истребитель миг-21у.
- Тяжелый бомбардировщик тб-4 (ант-16).
- Спортивно-пилотажный самолет су-31.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Поршневой авиационный двигатель м-17 (bmw-vi).
Разработчик: BMW Страна: СССР Год создания: 1930 г. В начале 20-х годов Советская республика деятельно брала авиамоторы германской компании BMW. Это были…
-
Поршневой авиационный двигатель м-82 (аш-82).
Разработчик: ОКБ А.Д.Швецова Страна: СССР Гос.опробования: 1941 г. Из трех двухрядных моторов, проектирование которых было начато в ОКБ А.Д.Швецова,…
-
Поршневой авиационный двигатель м-5 (liberty-12).
Разработчик: А.А.Бессонов и М.П.Макарук Страна: СССР Год создания: 1923 г. Завод «Икар» внес предложение организовать производство замечательных моторов…
-
Поршневой авиационный двигатель м-6 (hispano-suiza 8fb).
Разработчик: Hispano-Suiza Производитель: ГАЗ № 9 «Коммунист» Страна: СССР Год постройки: 1925 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века, по…
-
Поршневой авиационный двигатель ам-42.
Разработчик: ОКБ А.А.Микулина Страна: СССР Год постройки: 1942 г. АМ-42 — коммунистический поршневой летный двигатель, являлся переработанной…
-
Поршневой авиационный двигатель м-4 (hispano-suiza 8в).
Разработчик: Hispano-Suiza Страна: СССР Год постройки: 1920 г. Блочную схему для двигателей внутреннего сгорания придумали во Франции. В том месте же…