Поршневой авиационный двигатель м-5 (liberty-12).

      Комментарии к записи Поршневой авиационный двигатель м-5 (liberty-12). отключены

Разработчик: А.А.Бессонов и М.П.Макарук
Страна: СССР
Год создания: 1923 г.

Завод «Икар» внес предложение организовать производство замечательных моторов и в первой половине 20-ых годов XX века взял задание на их производство, причем в качестве образцов были выбраны американский Liberty-12 и французский Hispano-Suiza 8Fb (М-6) мощностью соответственно 400 и 300 л.с.

Двигатель Liberty-12 был выбран в основном вследствие того что на одном из столичных самолетостроительных фабрик («Дукс») разворачивалось производство одного из лучших самолетов-разведчиков того времени британского Де Хэвилленд DH-9 с этим мотором, что был известен не только благодаря своим хорошим чертям, но и поучительной историей собственного создания.

Американцы пара отставали от воюющих западных держав в моторостроении и не имели моторов мощностью более 100-150 л.с. По окончании вступления США в войну в апреле 1917 года в невиданно маленькие сроки ими был создан новый замечательный мотор. «…Новый двигатель явился продуктом коллективной работы целой плеяды известный американских инженеров… Для разработки мотора два больших инженера, один из которых главенствовал инженером компании «Паккард», были безотлагательно вытребованы в Вашингтон и взяли предписание в малейший срок спроектировать и выстроить замечательный американский двигатель.

Первое их совещание произошло 3 июня 1917 г. Оба инженера были практически арестованы в номере гостиницы…» В помощь им с разных фабрик были позваны техники и лучшие инженеры, трудившиеся целыми сутками. инструмент и Станки для производства подробностей мотора были заказаны до окончания выпуска чертежей, подробности делали на многих фабриках в один момент на базе полной взаимозаменяемости, исходя из этого сборка не потребовала подбора и пригонок.

В итоге 3 июля 1917 года первый мотор готовься . Он оказался весьма успешным, за 1917-1919 годы было выпущено больше 20 тыс. этих моторов. Они использовались во многих государствах на самых различных самолетах до конца 20-х годов.

По имевшемуся на ГАЗ № 2, изношенному, трофейному примеру мотора «Liberty-12» в конце 1922 года был выпущен набор рабочих чертежей мотора в метрической совокупности мер, что конечно, потребовало солидного числа поверочных расчетов. Были созданы совокупность посадок и допусков, сборки деталей и технологии изготовления и узлов, изготовлен режущий и приспособления и мерительный инструмент. Завод был реконструирован, укомплектован недостающим оборудованием и пара расширен.

Работа по подготовке производства и выпуску документации велась под управлением конструктора А.А.главного и Бессонова инженера завода М.П.Макарука.

Первый мотор прошел национальные опробования в декабре 1923 года, а первая партия моторов была принята рабочей группой в первой половине 20-ых годов XX века. В серийное производство мотор был запущен на заводе «Икар» (ГАЗ № 2) и ленинградском «Коммунисте» (бывшем Обуховском) под обозначением М-5-400 (потом М-5).

Моторы М-5 были в производстве пара лет, эксплуатировались до 1932-1933 годов, их было выпущено пара тысяч. Они устанавливались на самолетах-разведчиках Р-1, МР-1 и Р-3, на импортных самолетах Fokker C.IV и истребителях И-1 и И-2. Лишь для поставки на самолетостроительные фабрики было произведено около 3200 моторов.

Мотор М-5 воображал собой двухрядный 12-цилиндровый V-образный двигатель с раздельно углом развала и стоящими цилиндрами последовательностей 45°. Шатуны — вильчатые, т.е. оба главные, подшипники коленчатого вала — скользящие баббитовые. Характерной изюминкой мотора было использование совокупности зажигания Делько «Реми» по типу автомобильных совокупностей, т.е. без магнето, использование которых для авиационных моторов было типовым.

При работе и запуске мотора его на малом газе совокупность трудилась от аккумуляторной батареи, а при рабочих оборотах — от генератора постоянного тока. Как известно, это был единственный серийный авиамотор с таковой совокупностью зажигания. Само собой, зажигание было двойным — с двумя свечами на каждом цилиндре.

Мотор имел два карбюратора и был оборудован приводами к синхронизатору пулемета, счетчику оборотов, агрегатам и бензонасосу самого мотора.

К 1925 году серийное производство снабжало поставку в полной мере надежных моторов М-5. Их надежность была подтверждена участием самолетов с этими моторами в ряде перелетов, а также в перелете Москва — Пекин в июне-июле 1925 года двух самолетов Р-1, каковые пилотировали М.М.Громов и М.А.Волковойнов.

Условное двигателя: M-5
Рабочий количество, л: 27,01
Степень сжатия: 5,40
Масса мотора, кг: 275
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 440
-частота вращения, об/мин: 2100
Номинальный режим
-мощность у почвы, л.с.: 400
Номинальные удельные параметры
-удельная масса: 1,02
-литровая мощность, л.с./л.: 14,81.

Поршневой авиационный двигатель м-5 (liberty-12).

Американский двигатель «Liberty-12».

Двигатель «Liberty 12» Model A в экспозиции музея.

Двигатель «Liberty 12» Model A в экспозиции музея.

Двигатель М-5.

Двигатель М-5Б.

.

.

Перечень источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Поршневой двигатель Liberty-12».

Радиальный двигатель от советского самолета АН. Russian radial engine from plane AN

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: