Поршневой авиационный двигатель м-6 (hispano-suiza 8fb).

      Комментарии к записи Поршневой авиационный двигатель м-6 (hispano-suiza 8fb). отключены

Разработчик: Hispano-Suiza
Производитель: ГАЗ № 9 «Коммунист»
Страна: СССР
Год постройки: 1925 г.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века, по закупленному во Франции примеру, на заводе «Икар» в Москве подготовили чертежи отечественной копии мотора «Hispano-Suiza 8Fb» мощностью 300 л.с., что было достигнуто французами методом хода поршня и увеличения диаметра. Редуктор на данной модели отсутствовал. Конструкция блока осталась фактически той же, что и ранее.

Ее русский вариант — М-4, в подробностях мало отличался от французского.

Серийное производство этого двигателя, названного сперва легко «Испано-300», а после этого М-6, передали заводу ГАЗ № 9 «Коммунист» (бывшему ДЕКА) в Запорожье. С апреля 1923 года в том месте начали подготовку к его выпуску, но освоение производства на недостроенном и уже полуразрушенном на протяжении Гражданской войны предприятии заняло довольно много времени. Первую серию из десяти моторов предъявили приемке в апреле 1925 года. Первый двигатель данной партии прошел национальные опробования в мае.

Всего за год завод сдал только семь моторов М-6. В следующем году итог оказался немногим лучше — 20 двигателей в двух сериях. Их стали ставить на импортных истребителях Fokker D.XI и Martinsyde F.4 «Buzzard» для замены уникальных французских моторов, и на немногочисленных серийных учебных самолетах П-2.

Один М-6 смонтировали на умелом пассажирском самолете К-4.

М-6 был на 14 кг тяжелее французского двигателя. В эксплуатации его самым уязвимым местом были клапаны: происходил обрыв тарелок, не хватает надежно закреплявшихся на штоке. Помимо этого, скоро изнашивались вкладыши шатунов.

Еще с 1925 года существовали замыслы предстоящей модернизации М-6. Эксперты завода № 9 внесли предложение создать на его базе унифицированное семейство. В него должны были войти 4-цилиндровый, 8-цилиндровый и 12-цилиндровый моторы с одним, двумя и тремя цилиндровыми блоками от М-6, соответственно. Немногочисленную группу конструкторов возглавлял Б.С.Андрыхевич.

Проект четырехцилиндрового двигателя мощностью 150 л.с. подготовили к началу осени 1925 года. Он применял до 90% подробностей от базисного мотора. W-образный трехблочный мотор мощностью 450 л.с., обозначавшийся в документах легко как «Испано W», проектировался позднее, в апреле-июне 1926 года.

Но Авиатрест имел другие виды на «Hispano-Suiza». В июне 1925 года завод взял задание скопировать 12-цилиндровый V-образный мотор данной компании мощностью 450 л.с. По-видимому, имелся в виду двигатель 12Нb. Новый мотор собирались поставить на истребитель 2И-Н1.

К январю 1926 года в Запорожье подготовили предварительный проект двигателя, почему-то названный М-6А, не смотря на то, что к М-6 он не имел никакого отношения. Конструктивно он был совсем вторым. Андрыхевич применил блок-картер, сделав блок и верхнюю часть картера в виде одной отливки при съемном блоке головок. Гильзы были «мокрыми», омывавшимися водой. Диаметр гильзы если сравнивать с М-6 уменьшили, движение поршня увеличили.

Клапаны охлаждались продувкой сжатым воздухом от поршневого компрессора. Предполагалось оснастить М-6А редуктором, параллельно прорабатывались два варианта ее конструкции.

Предложено было организовать на заводе полноценное конструкторское бюро и довести М-6А до стадии подготовки серийного производства. Но наверху рассудили в противном случае. В январе 1926 года задание отменили, а формировавшееся бюро ликвидировали.

Попытки модернизации М-6 предпринимались и в НАМИ. В том месте А.А.Микулин в мае-октябре 1928 года подготовил проект переделки двигателя под воздушное охлаждение, обозначенный М-21. На картере М-6 устанавливались цилиндры от звездообразного мотора М-12. Опытный образец М-21 в феврале 1929 года изготовил завод «Коммунист» (бывший Обуховский) в Ленинграде.

Никаких информации о его опробованиях нет.

Сам же М-6 производили еще пара лет. Пик производства пришелся на 1928 год, в то время, когда изготовили 100 экземпляров. К этому времени М-6 уже устарел, на заводе № 9 начали внедрять по французской лицензии мотор Gnome-Rhone «Jupiter» VI (М-22).

Потом выпуск М-6 всегда снижался, но эти моторы были необходимы для ветхих истребителей, еще имевшихся в летных школах. Исходя из этого его сняли с производства годом позднее, чем планировали: в первой половине 30-ых годов двадцатого века сдали последние 14 штук.

Для М-6 постарались отыскать новое использование. В случае если это удалось с «Liberty» (М-5), то из-за чего не попытаться с «Hispano-Suiza»? Для умелого танка Т-12 в первой половине 30-ых годов двадцатого века создали модификацию М-6Т12 с уменьшенной степенью сжатия, переделав головки и поршни цилиндров.

Это разрешило применять бензин более низкого качества. Но изготовили лишь два М-6Т12.

Поршневой авиационный двигатель м-6 (hispano-suiza 8fb).

Сборка моторов М-6 на ГАЗ № 9.

Двигатель М-6 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-6 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-6 в музее.

.

.

Источник:
В.Р.Котельников. «Восьмерки» «Испано-Сюизы» В Российской Федерации.

Как делают авиационные двигатели поршневые

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: