Опытный истребитель lloyd (dd) 40.16. австро-венгрия

      Комментарии к записи Опытный истребитель lloyd (dd) 40.16. австро-венгрия отключены

В годы Первой Мировой австро-венгерская компания Lloyd создала множество умелых самолётов, характерными чертами которых были оригинальность технических ответов и, мягко говоря, нестандартный внешний вид. Сравнительно не так давно на сайте выкладывался материал об одном из них — двухместном истребителе Lloyd 40.05, либо тип FJ. Сейчас воображаем ещё одно детище данной компании, пожалуй, кроме того более необыкновенное.

В данной рубрике (имеется в виду рубрика Letadla 14-18 в издании L+K) мы уже отмечали, что, казалось бы, закостенелая и сопротивляющаяся прогрессу Австро-Венгрия в некоторых областях армейского дела шла как минимум вровень с странами и Германией Антанты. Что же касается авиаконструкторов данной страны, то подчас они кроме того опережали собственное время, разрабатывая технологии, к каким остальной мир приступал только десятилетия спустя.

Как пример возможно отыскать в памяти достаточно успешный привязной вертолёт наблюдения PKZ-2 с соосными винтами (но ещё без управления лопастями) либо опыты с электрическими силовыми установками для летательных аппаратов. Иначе, с качеством производившейся в годы войны авиационной техники было не всё гладко.

Корни неприятности проистекали из самой сути Австро-Венгрии, т.н. дуализма: критическую обстановку, сложившуюся по окончании проигранной в 1866 г. прусско-австрийской войны, полностью применяла Венгрия и в рамках Соглашения купила большую автономию – как раз с того времени империя именовалась не Австрийской, а Австро-Венгерской. Для аграрной Венгрии наступила эра индустриального развития, а в новом столетии к появившимся ранее машиностроительным фирмам прибавились и первые авиационные компании.

Но в Венгрии не было ни традиций столь сложного производства, ни рабочих соответствующей квалификации; оттого и уровень качества производимой продукции – авиационного оборудования и самолётов – получалось открыто низким. Однако, будапештский парламент жёстко настаивал на сохранении в стране армейского производства.

Нельзя сказать, что венгерские конструкторы не могли создавать успешные самолёты. Наоборот, им был свойствен творческий, оригинальные идеи и неординарный подход, но нехорошее производственное выполнение сводило на нет все их упрочнения. Обычным примером есть компания Ungarische Lloyd Flugzeug und Motorenfabrik – АО с фабриками в Будапеште и Асоде (Aszod), основанное ещё в 1914 году.

Её главной серийной продукцией были производимые по лицензии самолёты Aviatik, но производились и личные разработки – к примеру, серия двухместных бипланов C.I – C.V. Но в строевых частях LFT (Luftfahrtruppe – наименование австро-венгерских ВВС) «Ллойды» популярностью не пользовались из-за ненадёжности и низких ЛТХ.

В апреле 1915 г. на компанию пришёл новый основной конструктор – врач инженерии Тибор фон Мельшер (Tibor von Melczer), сразу же начавший внедрять нетрадиционные ответы, из которых наименее «революционным» стала обшивка крыльев шпоном. Примером его подхода есть и одноместный истребитель Lloyd DD (тип 40.16).

Разработка конструкторской документации и расчёты по этому проекту были закончены в сентябре 1917 г., причём план конструктора был в том, чтобы устранить недочёт большинства тогдашних бипланов – ограниченный верхним крылом обзор вперёд-вверх. В следствии оказался цельнодеревянный биплан с громадным выносом, верхнее крыло которого было «уложено» сверху на большой фюзеляж и подпиралось снизу широким профилированным подкосом, создающим дополнительную подъёмную силу.

Нижнее крыло меньшего размаха было заметно смещено назад, и от него к верхним лонжеронам фюзеляжа шли плоские древесные подкосы треугольной формы. Вся эта совокупность должна была быть достаточно твёрдой чтобы обойтись без классических расчалок. Каждое крыло имело два главных и 4 вспомогательных лонжерона; обшивка от носка до заднего лонжерона – шпон, потом до образованной металлическим тросом задней кромки – полотно.

Элероны с полотняной обшивкой и трубчатым каркасом были лишь на верхнем крыле. Оперение было свободнонесущим; стабилизатор и киль – древесные, обшитые шпоном, конструкция рулей подобна элеронам.

Фюзеляж самолёта – ферменной конструкции, прямоугольного сечения, цельнодеревянный, включая фанерную обшивку, крепившуюся к каркасу гвоздями и клеем. Кабина пилота размешалась сходу за верхним крылом, снабжая хороший обзор вперёд, вверх и достаточно неплохой – вперёд-вниз (при наклоне головы); в боковых стенках кабины имелись прозрачные окна. Шасси не воображало собой ничего особого: V-образные трубчатые стойки, неспециализированная ось, амортизация резиновыми жгутами.

Опытный истребитель lloyd (dd) 40.16. австро-венгрия

Чертёж Lloyd DD (создатель Petr Kolmann)

В качестве силовой установки был выбран 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz IV мощностью 220 л.с., выпускавшийся по лицензии венгерской автомобильной компанией MARTA-Ungarische Automobil A.G. из г. Арад (Arad, в 1920 г. отошёл к Румынии) под обозначением «Bz 220 серии 81». Мотор был полностью запрятан в фюзеляже; для доступа к нему были сделаны громадные съёмные алюминиевые крышки с вентиляционными жалюзи (в правой крышке имелся кроме этого вырез для выхлопного коллектора и воздухозаборник карбюратора).

Радиатор – лобовой, сотовый, автомобильного типа. Оружие должно было складываться из двух синхронных пулемётов – отечественных Schwarzlose M 7/12 либо M 16, калибра 8 мм, либо германских 7,92-мм LMG 08/15. Их собирались установить в верхней части фюзеляжа перед кабиной.

Но на прототипе 40.16, постройка которого в Асоде завершилась в декабре 1917 г., оружие не устанавливалось.

Прототип Lloyd DD не был камуфлирован и оставался в натуральных цветах материалов, покрытых бесцветным лаком. Опознавательных знаков на фюзеляже либо вертикальном оперении кроме этого не было; они находились только на крыльях и на дисках колёс. Числовое обозначение 40.16 было размещено в соответствии с стандарту

На заводе прототип осмотрели сотрудники авиационного арсенала Flars (Fliegerarsenal), в задачи которого входил выбор авиационной техники для LFT. Не смотря на то, что их не вдохновило ни уровень качества выполнения, ни сама концепция самолёта, да и в достижении заявленных ЛТХ были сомнения, они однако внесли предложение подготовить машину к грядущим в июне 1918 г. в Асперне сравнительным опробованиям новых типов истребителей. Необходимым условием для этого была замена двигателя на проверенный Austro-Daimler AD 6 серии 18 (185 л.с.), потому что венгерские «Бенцы» «славились» ненадёжностью и низким качеством, да и по большому счету Benz Bz IV скорее доходил для более тяжёлых, двухместных самолётов (для них он изначально и создавался).

Переделанный Lloyd DD был, по всей видимости, удачно облётан в Асоде и вправду представлен на конкурс в Асперне, но о итогах его официальных опробований ничего не известно. Быть может, что пилоты Flars попросту отказались летать на нём, и в атмосферу в Асперне он так и не встал… Летом 1918 г. уже было налажено массовое производство вторых, надёжных и проверенных типов истребителей – Albatros (Oef.) D.III, Aviatik D.I и Phoenix D.I.

Экстравагантный «Ллойд» кроме того по расчётным данным не превосходил их ни в чём, не считая обзора из кабины. В итоге ему было нужно сойти со сцены: по всей видимости, ещё летом 1918 г. прототип был утилизирован. Сейчас об данной необыкновенной машине напоминают только два не через чур качественных фото.

В подобном же ключе фон Мельшер создал и ещё один умелый истребитель – триплан 40.15. Он был выстроен, но на конкурс в Асперне опоздал и до конца войны не вышел из стадии наземных опробований.

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (расчётные):

Размах верхнего крыла – 8,60 м; нижнего – 7,60 м

Протяженность – 6,85 м

Высота – 2,45 м

Площадь крыльев – 24,53 м2

Масса безлюдного – 765 кг; взлётная – 1005 кг

Большая скорость у почвы – 185 км/ч

Крейсерская скорость – 170 км/ч

Потолок – 5600 м

Дальность полёта – 400 км

Источник: Miroslav BALOUS. Lloyd DD (40.16) // Letectvi+Kosmonautika 2011 № 6, с.32-33 (Letadla 14-18).

Австро-Венгрия перед Первой мировой [КРАТКО]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: