Накадзима a6m2-n

      Комментарии к записи Накадзима a6m2-n отключены

Накадзима a6m2-n

Фото трехпоплавкового гидросамолета Накадзима A6M2-N на берегу

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, подготавливаясь к крупномасштабной войне на Тихом океане, Управление авиации Императорского флота Японии признало нужным создать поплавковый истребитель, предназначавшийся для прикрытия десантных сил перед тем, как на захваченные аэропорты сможет перебазироваться сухопутная авиация. Разработку нового самолета в соответствии с тактико-техническими требованиями 15-Си в сентябре 1940 г. поручили компании «Каваниси».

Но уже тогда было ясно, что новый самолет — будущий N1K1 — достигнет боеготовности в лучшем случае года через два. А громадная война ожидалась значительно раньше. В таковой ситуации было решено приспособить для базирования на воде успешный истребитель «Мицубиси» А6М2. Но конструкторский коллектив компании-разработчика был загружен разработкой новой палубной модификации — A6M3.

Исходя из этого в феврале 1941 г. создание гидроварианта, взявшего обозначение A6M2-N, поручили компании «Накадзима», которая взяла тактико-техническое задание 16-Си.

Разработку гидросамолета, взявшего внутрифирменное обозначение AS-1, возглавил инженер С. Мицутаке. Потому, что чуть ли не главным требованием клиента были сжатые сроки создания самолета, конструкторы попытались обойтись минимумом трансформаций. От базисного А6М2 были забраны фюзеляж и крыло.

В их конструкции устранили элементы, ненужные гидросамолету, такие, как колесное шасси (ниши шасси зашили железными страницами), посадочный гак, механизм складывания крыла и противокапотажную раму за пилотской кабиной. Под фюзеляжем установили основной поплавок цельнометаллической конструкции, забранный практически без трансформаций от разведывательного гидросамолета Накадзима E8N1.

Поплавок крепился к фюзеляжу громадным наклонным пилоном и находящимся за ним V-образным подкосом, причем точка крепления пилона пребывала в том месте, где у палубного «Зеро» подвешивался подвесной топливный бак — тут конструкция фюзеляжа была усиленной. Вместо ПТБ у A6M2-N в поплавке размещался топливный бак емкостью 325 л. Под консолями крыла на узких пилонах крепились два маленьких стабилизирующих поплавка.

Ввиду необходимости улучшения путевой остойчивости при старте с воды было нужно расширить площадь вертикального оперения. Для этого под хвостовой частью фюзеляжа установили дополнительный киль, площадь и форму которого подобрали экспериментальным методом на протяжении опробований прототипов. Примечательно, что самолет не был приспособлен для старта с корабельных катапульт — подобное просто не требовалось тактико-техническим заданием.

силовая установка и Вооружение A6M2-N всецело соответствовали базисному палубному варианту. Опробования гидроистребителя начались 7 декабря 1941 г. Летные характеристики в полной мере прогнозируемо были хуже, чем палубного варианта. И не смотря на то, что вес A6M2-N увеличился если сравнивать с А6М2 всего на 167 кг, большая скорость из-за позванного установкой поплавков повышения лобового сопротивления упала практически на 100 км/ч.

Практически в два раза — с 3230 до 1778 км — уменьшилась большая дальность полета.

В феврале 1942 г. изготовили второй прототип, а уже в марте началось серийное производство — выпустили 10 серийных автомобилей. Но официальное ответ о принятии на вооружение последовало только по окончании полного завершения программы опробований 2 июля 1942 г. К тому времени поставили уже 34 серийных гидроистребителя. В ходе производства в конструкцию гидроплана было нужно вносить трансформации, вызванные опытом эксплуатации.

В частности, оказалось, что используемый для обшивки алюминиево-магниевый сплав легко коррозирует при взаимодействии с морской водой. Было нужно применить сплав второй марки, более стойкий. Кроме этого подвергли усилению мотораму, ударные нагрузки на которую при приводнении были выше расчетных.

К концу серийного производства внесли трансформации в конструкцию хвостового оперения, увеличив высоту киля и сделав его очертания более угловатыми, и увеличили площадь подфюзеляжного киля.

Серийное производство A6M2-N длилось до июля 1943 г. На заводе в Коидзуми выстроили 254 (по другим сведеньям — 262) самолета. В совокупности кодов союзников обозначался «Руфь».

Главная модификация поплавкового истребителя

Накадзима A6M2-N («морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11») — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Накадзима» «Сакае» 12 (940 л.с). Стрелковое оружие — 2 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 3» (боекомплект 60 снарядов на ствол) и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (500 патронов на ствол); вероятна подвеска 2 30-кг либо 60-кг бомб под крылом.

Предполагалось создание поплавкового варианта самолета A6M3 — A6M3-N. Но этому помешало начало выпуска гидроистребителя Каваниси N1K1 «Кефу» и понижение потребности в самолетах для того чтобы рода в связи с переходом Японии от наступления к стратегической обороне.

Гидроистребитель Накадзима A6M2-N в полете.

Летно-технические характеристики Накадзима A6M2-N

  • Двигатель: Накадзима «Сакае» 12
  • мощность, л.с.: 940
  • Размах крыла, м.: 12,00
  • Протяженность самолета, м.: 10,131
  • Высота самолета, м.: 4,305
  • Площадь крыла, кв.м.: 22,438
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 1921
  • взлетная: 2460
  • Скорость, км/ч:
  • Большая: 436
  • Крейсерская: 300
  • Время комплекта высоты 5000 м., мин.: 6,75
  • Практический потолок, м.: 7960
  • Дальность полета (большая), км.: 1150 (1780)

Боевое применение гидросамолетов Nakajima A6M2-N во время второй мировой

Боевой дебют A6M2-N состоялся на Алеутских островах — в первых числах Июля 1942 г. на о. Кыска доставили 6 таких гидропланов из состава кокутая «Токо». 11 июля они добились первой победы, сбив бомбардировщик В-17. В августе прибыло ещё 6 A6M2-N, выделенных вместе с ранее прибывшими автомобилями в 5-й кокутай (с 1 ноября 1942 г. — 452-й кокутай).

Кроме борьбы с воздушным соперником «Руфи» из данной части с января 1943 г. привлекались для налетов на американские объекты (в частности, аэропорт на о. Амчитка). Ритм военных действий на Алеутах подчинялся поставкам новых A6M2-N: по окончании прибытия очередной партии интенсивность боевой работы возрастала, но, в большинстве случаев, в течение нескольких суток «Руфи» выбивались вражескими истребителями, корабельной артиллерией и зенитками (при обстреле гидроаэродромов).

Затем наступало вынужденное затишье в ожидании поставки новой партии самолетов. В обшей сложности на Алеутах японцы утратили 43 боевых A6M2-N. В мае 1943 г. персонал 452-го кокутая эвакуировали в Японию, а с августа и практически до конца войны эта часть несла работу на Курильских островах.

Техобслуживание моторной установки Nakajima A6M2-N

Фактически в один момент с Алеутами — в первых числах Июля 1942 г. -началась боевая работа A6M2-N на Соломоновых островах. Первоначально в том направлении направили 12 таких самолетов, вошедших в состав кокутая «Иокогама». В августе эти автомобили были стёрты с лица земли при попытке отражения высадки американцев на Гуадалканале.

В будущем гидроистребители, базируясь на о. Шортленд, активно учавствовали в битвах на Гуадалканале. Они действовали в составе 14-го (позднее 802-го) кокутая, трудясь как штурмовики и истребители. Уровень утрат был высок и потребовал постоянного восполнения за счет поставок из метрополии — что не всегда было вероятно.

Исходя из этого количество «Руфей», в один момент действовавших с Шотрленда, не превышало полутора десятков. В середине марта 1943 г. 802-й кокутай, насчитывавший к тому времени 13 самолетов, был выведен на Маршалловы острова. Тут его задействовали в совокупности противолодочной обороны — «Руфи» охраняли с парой подвешенных 60-кг бомб.

С середины марта 1943 г. в Голландской Ост-Индии (на о. Амбон, а после этого в Таберфане на островах Ару) действовал 934-й кокутай, в состав которого вошли 10 Накадзима A6M2-N. Основной его задачей было воздействие против вражеского судоходства в районе Северо-Западной Австралии. Главными воздушными соперниками в этом регионе были австралийские самолеты — «Хадсоны» и «Бофайтеры», и голландские Б-25 «Митчелл» и американские Б-24 «Либерейтор».

Первый воздушный бой «Руфи» провели в этом регионе 25 апреля, на следующий сутки была одержана первая победа — сбит «Бофайтер». В первую очередь мая база 934-го коку-тая начала систематически подвергаться налетам авиации союзников, что стало причиной возрастанию утрат среди гидросамолетов.

В последующие месяцы пилоты A6M2-N смогли добиться некоторых удач в борьбе с бомбардировщиками соперника, но противостоять истребителям им было очень тяжело, в особенности в то время, когда в середине августа в бой вступили австралийские «Спитфайры». 10 декабря 1943 г. база в Таберфане была уничтожена землетрясением, и 934-й кокутай передислоцировали на западное побережье Новой Гвинеи. Тут его перевооружили истребителями N1К1 (последние вылеты A6M2-N в составе данной части состоялись 12 января 1944 г.).

С октября 1943 г. пара самолетов A6M2-N эксплуатировались в 902 кокутае (атолл Трук). Попытки использовать их для перехвата американских самолетов-разведчиков были бесплодными, и потом их применяли в основном для противолодочного патрулирования. Кроме этого в качестве противолодочных использовались A6M2-в первых рядах 453-го кокутая, дислоцированного в метрополии.

Громаднейшим успехом 453-го кокутая стало участие в потоплении американской ПЛ «Скэмп». 11 ноября 1944 г. один из пилотов нашёл эту лодку, следовавшую в надводном положении, и скинул две бомбы, разорвавшиеся в близи от ПЛ. Не смотря на то, что лодке удалось погрузиться, полученные повреждения стали причиной утечке горючего.

Японские надводные суда именно поэтому сумели выследить «Скэмп» и добили её глубинными бомбами.

На завершающем этапе Второй мировой пара сохранившихся A6M2-N проходили службу в базисных кокутаях «Оцу», «Такума», и «Китава». Первый из них базировался на озере Бива к северу от Киото и снабжал прикрытие расположенной поблизости ВМБ Майдзуру. Последний боевой эпизод с участием «Руфей» из данной части отмечен 7 февраля 1945 г., в то время, когда их пилоты заявили об уничтожении над Токийским заливом двух «Хеллкэтов».

Самолеты двух вторых кокутаев привлекались в основном к патрулированию акватории. По окончании поражения Японии один A6M2-N, невесть как именно появлявшийся в Сингапуре, попал в руки британцев. Те передали его французам. Вместе с другими трофейными гидропланами «Руфь» с февраля 1946 г. эксплуатировалась в Индокитае в эскадрилье морской авиации 8S, дислоцировавшейся в Бьенхоа в окрестностях Сайгона.

19 сентября 1946 г. эта машина была разбита.

Созданный для обеспечения наступательных операций, гидроистребитель Накадзима A6M2-N очень редко использовался по прямому назначению. Как правило самолетам этого типа приходилось вести оборонительные битвы, действуя на отдаленных ТВД с не хорошо оборудованных островных баз. Вражеская авиация фактически постоянно имела численное превосходство над немногочисленными отрядами гидроистребителей.

К тому же соперниками A6M2-N выступали колесные истребители берегового либо палубного базирования, имевшие по определению более высокие характеристики, чем поплавковые гидросамолеты. Во второй половине войны на Тихом океане кроме того бомбардировщики развивали громадную скорость, чем «Руфь».

Единственным козырем A6M2-N оставалась его замечательная маневренность, разрешавшая умелым пилотам противостоять при определенных событиях более скоростным самолетам. Убедились в этом и американцы на Локхидах «Лайтнингах» и Белл P-39 «Аэрокобрах», и австралийцы на «Бофайтерах». Но все же неспециализированное превосходство союзной авиации не разрешило японским гидроистребителям добиться сколь-нибудь больших удач.

самый известный японский ас, летавший на таких поплавковых гидросамолетах A6M2-N, а после этого на N1K1, ефрейтор Эитоку Мацунага, записал на собственный счет только восемь воздушных побед.

War Thunder — A6M2-N The Float Zero Strikes Again

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: