Fokker d.xxi ввс грузии в мгк

      Комментарии к записи Fokker d.xxi ввс грузии в мгк отключены

Разработка истребителя Fokker D XXI была начата в конструкторском бюро компании Фоккер летом 1935 г. по техническому заданию, выданному штабом авиации армии Голландской Ост-Индии (сейчас Индонезии).

Новая машина являлась очень необычным типом истребителя, предназначенным для прикрытия с воздуха стратегических объектов на данной большую территорию. Усиленное внимание уделялось возможности эксплуатации на не хорошо оборудованных аэропортах и исполнения ремонтных работ с минимумом оснастки и инструмента, простоте пилотирования, высокой надежности, дешевизне, простоте обслуживания – словом, всему тому, что могло быть нужным при военных действиях в стране, где мало аэропортов, нет авиазаводов и высококвалифицированного летно-технического состава.

Для решения поставленной задачи конструкторскому коллективу во главе с Э. Шацки весьма подошла классическая для компании Фоккер смешанная конструкция – сочетание металлических труб, легких сплавов, дерева, полотна и фанеры. Таковой подход разрешал создать несложную в производстве, недорогую и надежную в эксплуатации машину, потому, что большая часть технологических и конструкторских ответов уже многократно опробовались.

Но выпуск партии самолетов для маленьких по численности голландских ВВС имел возможность и не окупить затрат на запуск и проектирование в производство нового истребителя. Фоккер традиционно ориентировалась на экспорт большой части собственной продукции. Управление компании сочло, что машина, подобная D XXI, способна отыскать сбыт в маленьких государствах, каковые не смогут позволить себе приобрести дорогую и сложную современную технику, а нуждаются в несложных и недорогих самолетах. Исходя из этого Шацки внесли предложение сходу заложить в проект многовариантность мотоустановок и оружия, дабы в громаднейшей мере удовлетворить вероятным требованиям потенциальных клиентов.

В итоге спроектировали весьма консервативный моноплан с низкорасположенным крылом. Базой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали, закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава электрон, а в задней – обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней – эллиптическое.

Кабина летчика размешалась посередине автомобили, отапливалась горячим воздухом и всецело закрывалась прозрачным фонарем из плексигласа и триплекса. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси, и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее возможно было скинуть совсем.

За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской сосны) и фанерные нервюры (часть из них – кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из электрона а дальше – из фанеры. пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло элероны и посадочные щитки (металлической каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону.

На элеронах находились флеттнеры.

Оперение имело железный комплект и полностью обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы, а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота – флеттнер.

Шасси главного варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с маленькой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, также капотированные, имели масляно-пневматические амортизаторы.

Создали и вариант с убирающимся шасси, стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо в любых ситуациях не убиралось. Оно имело механическую сообщение с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин.

Первый умелый экземпляр D.XXI с бортовым обозначением FD-322, соответствовавший требованиям задания Ост-Индии, собрали в феврале 1936 г. На нем стоял Меркьюри VI-S, заключенный в удлиненный капот типа NACA с маленькими выштамповками под головки цилиндров, и двухлопастной железный винт с шагом, изменяемым на земле. задний бензобак и Радиостанция на FD-322 не устанавливались. 27 марта на аэропорте Вельшап под Эйндховеном шеф-пилот Фоккер Эмиль Майнеке совершил на нем первый полет.

Истребитель был достаточно маневренным, устойчивым, приятным в пилотировании и, не обращая внимания на достаточно плохие летные эти, превзошел главные требования задания.

Но главный клиент нежданно поменял собственные замыслы. Министерство колоний от закупки истребителей временно отказалось. D.XXI повис в воздухе.

В это самое время истребителем заинтересовалось руководство грузинских ВВС. Летом 1936 г, началась разработка грузинского варианта. В переработке проекта учавствовал Михаил Григорашвили, глава КБ компании Шида Картлис Сахаэро Индустрия.

Во первых, грузинская сторона настояла на убирающемся щасси (но нужно учесть что первая партия из 12 ед. все-таки была выпущена с неубирающимся шасси). Помимо этого, был в противном случае спроектирован фонарь кабины.

Fokker d.xxi ввс грузии в мгк

Производство самолета началось в сентябре 1937, истребитель оснащался двигателем Бристоль Меркюри VIII мощн. 840 л.с. и на опробованиях продемонстрировал скорость 460 км/ч. Вариант с убирающимся шасси выпускался с весны 1938 г. и продемонстрировал на опробованиях скорость 480 км/ч. С 1939 самолет оснащается двигателем Бристоль Меркюри VIII M, мощн.

940 л.с., ск. 500 км/ч.

Последнюю модификацию Фоккера оснастили двигателем Gnome-Rhone 14N-25 мощностью 1100 л.с.

Произведено:

  • D XXI-A (Бристоль Меркюри VIII, 840 л.с., 460 км/ч, неуб. шасси), 1937-38 – 12 ед.
  • D XXI-G (Бристоль Меркюри VIII, 840 л.с., 480 км/ч, уб. шасси), 1938-40 – 40 ед.
  • D XXI-G-II (Бристоль Меркюри VIIIМ, 940 л.с., 500 км/ч, уб. шасси), 1939-41 – 45 ед.
  • D XXI-F (Gnome-Rhone 14N 25, 1100 л.с., 540 км/ч, уб. шасси), 1940-42 – 44 ед.

Всего в 4 мк. за период с 1937 по 1942 выпущено 141 ед.

К 1941 самолеты (особенно ранних мк.) считались пара устаревшими, но использовались в ударном варианте, с 20-миллиметровыми пушками Мадсен в гондолах под крыльями. Самолеты имели возможность нести или 2?100-кг, или 1?227-кг бомбы, и реактивные боеприпасы.

Фоккеры, неприхотливые в обслуживании и производстве, легкие в управлении и освоении, пользовались громадной популярностью у пилотов Грузинских ВВС.

Fokker D.XXI aircraft crew briefing and takeoff from Eelde airfield, 1939. (no sound)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: