Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за редактирование и вычитку текста.
Жившая во Франции чета англичан Фарман вырастила трёх сыновей: Ричарда, Генри (Henry) и Мориса (Maurice). Двое последних, между которыми постоянно витал дух соперничества, в зрелом возрасте серьёзно увлеклись спортом, в особенности его техническими видами: сперва велосипедным, после этого автомобильными гонками, и в итоге это логично привело их в ряды пионеров авиации.
В 1908 году Генри (живя в Париже, он предпочитал именоваться на французский манер – Анри [Henri]) заказал биплан Voisin. Но облюбованный им самолёт компания сочла более удачным реализовать в Англию лорду Муру-Брабазону (Moore-Brabazon), и обиженный энтузиаст решил сам выстроить самолёт. В Мурмелоне (Mourmelon) Анри Фарман открыл маленькую мастерскую и начал с самолёта, похожего на биплан компании Voisin.
Морис Фарман решил не отставать от брата и скоро кроме этого обзавёлся мастерской, расположенной рядом – в Мале (Mallet).
Эта обстановка длилась до 1912 года, в то время, когда братья решили консолидировать силы и организовали совместную компанию Societe Avions Henri et Maurice Farman. В течение долгого времени их разработки несли на себе отпечаток самолёта Габриэля Вуазена: все они были ферменными бипланами с маленькой гондолой, в задней части которой устанавливался двигатель с толкающим винтом. Обозначение самолётов было личным по именам братьев: в зависимости от авторства автомобили несли обозначение HF либо MF.
Это длилось довольно продолжительное время, но после этого побеждала практическая точка зрения, и самолёты компании Farman стали, наконец, обозначаться одной буквой F и соответствующим номером.
Один из первых самолётов марки Farman, в котором компания отказалась от собственной классической (и достаточно успешной в начальной фазе Первой Мировой концепции с толкающим винтом и перешла к хорошей компоновке с долгим фюзеляжем, двигателем спереди и с тянущим винтом, стал HF.30. Данный самолет был создан Анри Фарманом на третий год Великой войны в качестве двухместного истребителя (С.2; соответственно, полное обозначение самолёта было HF.30 C.2) с довольно пулемётным вооружением и мощным двигателем (синхронным у пилота и турельным пулемётом в задней кабине стрелка-наблюдателя).
В собственном начальном виде самолёт, к моменту окончания постройки уже переименованный в F.30A C.2, имел маленький фюзеляж с расположенными на большом растоянии друг от друга кабинами членов экипажа и с необыкновенное «плавающее» хвостовое оперение по типу оперения лёгкого самолёта Santos-Dumont Demoiselle (вертикальная и горизонтальная плоскости были жёстко соединены между собой, крепились к фюзеляжу при помощи шарового шарнира и совместно поворачивались вверх-вниз и влево-вправо). В носовой части устанавливался 160-сильный (118 кВт) девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Canton-Unne.
Начальный вариант F.30A с архаичным оперением и коротким фюзеляжем
Весной 1917 года самолёт был послан в Вилакубле (Villacoublay) с целью проведения опробований, результаты которых были катастрофическими: пилотажные особенности автомобили были страшны, и её признали негодной к боевому применению.
Но братья Фарманы решили продолжить работу над этим проектом и подвергли его радикальной переработке. Самолёт взял более замечательный двигатель Salmson Sal.9Za (260 л.с./191 кВт), новый удлинённый фюзеляж и хорошее хвостовое оперение (горизонтальное имело прямоугольную форму, а вертикальное треугольную; такие очертания надолго стали «фирменным знаком» компании Farman).
Заново были спроектированы и несущие плоскости, кроме этого типично «фармановской» угловатой формы с громадной хордой; оба крыла сейчас имели однообразный размах, но элероны так же, как и прежде устанавливались лишь на верхнем. Пилот был вооружен синхронным 7,7-мм пулемётом Vickers, а стрелок – кольцевой турельной установкой T.O.3 с пулемётом Lewis.
Не обращая внимания на все переделки, кабины пилота и стрелка были расположены так же, как и прежде на большом растоянии друг от друга. Обстоятельством этому был промах конструкторов, поместивших между ними водорадиатор двигателя; он размешался на уровне задней кромки крыла, перед кабиной стрелка, и перекрывал проём между верхним крылом и фюзеляжем.
Фото и схема двухместного истребителя Farman F.30B С.2
Умелый двухместный истребитель Farman F.30B C.2 был полностью окрашен светло-кремовой краской; на железных поверхностях была применена краска более чёрного оттенка. Кокарды на крыле были расположены очень на большом растоянии от законцовок; в цвета национального флага было выкрашено все вертикальное оперение
В таком виде F.30B C.2 летом 1917 года был представлен в Вилакубле. В том месте сразу после начала опробований было найдено, что центровка самолета не соответствует расчётной, а продольная устойчивость ввиду этого недостаточна. Машина снова была возвращена в Бийанкур (Billancourt) на завод компании Farman для очередных переделок, каковые должны были быть закончены не позднее октября.
Потому, что французская авиация не проявляла громадного интереса к двухместному истребителю и получение от неё заказа на F.30B C.2 (особенно учитывая проблемность самой автомобили) представлялось маловероятным, братья решили поменять назначение автомобили на двухместный разведчик/самолёт наблюдения (категория A.R.2). Были произведены незначительные доработки силовой установки, для исправления центровки изменилось положение фюзеляжного топливного бака; но главным трансформацией стало повышение размаха крыльев до 14 метров.
Наряду с этим бипланная коробка осталась двухстоечной, нижнее крыло – неразъёмным, проходящим под фюзеляжем, а элероны размешались лишь на верхнем крыле. Двигатель не изменился – Salmson Sal.9Za, но для опробований его оснастили нагнетателем Rateau. Непрактичное размещение радиатора кроме этого не претерпело трансформаций.
Окончательный вариант F.30B A.R.2
Прототип F.30B A.R.2 поднялся в воздух в осеннюю пору 1917 года, но и его опробования не дали убедительных результатов. ЛТХ были довольно хорошими, но по вторым качествам F.30B A.R.2 заметно уступал самолётам, уже состоявшим на вооружении.
К тому же разработка производства цельнодеревянного самолёта с обшивкой фюзеляжа из узких полос фанеры (только капот двигателя, носовая часть фюзеляжа конкретно за ним и гаргрот между кабинами имели железную обшивку) была трудоёмкой и не соответствовала требованиям массового производства. Дело усугублялось сложным переменным сечением фюзеляжа, переходящим из круглого в носовой части в прямоугольное к хвосту; наряду с этим ферма фюзеляжа имела прямоугольное сечение, так что в обшивке употреблялось много профилированных панелей.
В итоге армейские не показали интереса и к варианту разведчика. Опробования самолёта имели низкий приоритет, а в апреле 1918 года проект был закрыт совсем. Компанией Farman был кроме этого создан схожий по очертаниям и конструкции чистый разведчик F.45 с рядным двигателем Renault, но и он остался только опытным образцом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Farman F.30B C.2
Назначение: двухместный истребитель
Статус: умелый
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Salmson Sal.9Za мощностью 260 л.с. (191 кВт)
Размеры:
размах крыльев 11,02 м
протяженность 7,29 м
высота 2,96 м
площадь крыльев 34,71 м?
Вес:
безлюдного 680 кг
взлётный 1100 кг
Летные характеристики:
большая скорость на высоте 2000 метров 208 км/ч
крейсерская скорость 165 км/ч
время комплекта высоты 3000 метров 11 мин
потолок 6800 м
длительность полета 2 ч 30 мин
Оружие: один синхронный 7,7-мм пулемёт Vickers и пулемёт Lewis на кольцевой турели T.O.3
Компания-производитель: Societe Avions Henri et Maurice Farman, Бийанкур
Количество изготовленных: 1 экземпляр
источник: Miroslav Balous «Farman F.30A/B» // Letectvi+Kosmonautika 7/2010, c. 24–25
Истребитель пятого поколения
Увлекательные записи:
- Последний человек на земле/l’ultimo uomo della terra (1964)
- Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф
- Юлия белова. если бы это случилось в наши дни…
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытный тяжелый истребитель-штурмовик hanriot (sncac) nc.600. франция
предприниматель и Французский пионер авиации Рене Анрио (Rene Hanriot) по окончании провала на конкурсе армейских самолетов 1911 года собственного…
-
Опытный двухместный истребитель dufaux c.2. франция
авиационным историкам и Любителям авиации прекрасно известны как необыкновенный двухместный истребитель-биплан SPAD A.2, так и обстоятельства его…
-
Опытный истребитель hanriot hd.7 c1. франция
Подобно практически всем пионеров авиации француз Рене Анрио (Rene Hanriot) начинал как гонщик, являясь заводским водителем компании Darracq. В 1907 году…
-
Опытные поплавковые бомбардировщики/самолеты-разведчики levasseur pl 200 и pl 201. франция
Самолеты без славы, прототипы без продолжения – два гидросамолета-близнеца PL 200 и PL 201 – не позвали никакого интереса, за исключением, возможно, их…
-
Опытный двухместный истребитель beardmore wb.xxvi. великобритания
В четвертой статье серии о неизвестных английских межвоенных прототипах Филип Джарретт (PHILIP JARRETT) говорит о до сих пор малоизвестной истории…
-
Опытный истребитель saunders a.10 multi-gun. великобритания
Разработка одноместного истребителя-биплана A.10 воображала явный отход от проектов С. Э. Сандерса (S.E. Saunders). До данной автомобили компанией был…