Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция

      Комментарии к записи Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за редактирование и вычитку текста.

Жившая во Франции чета англичан Фарман вырастила трёх сыновей: Ричарда, Генри (Henry) и Мориса (Maurice). Двое последних, между которыми постоянно витал дух соперничества, в зрелом возрасте серьёзно увлеклись спортом, в особенности его техническими видами: сперва велосипедным, после этого автомобильными гонками, и в итоге это логично привело их в ряды пионеров авиации.

В 1908 году Генри (живя в Париже, он предпочитал именоваться на французский манер – Анри [Henri]) заказал биплан Voisin. Но облюбованный им самолёт компания сочла более удачным реализовать в Англию лорду Муру-Брабазону (Moore-Brabazon), и обиженный энтузиаст решил сам выстроить самолёт. В Мурмелоне (Mourmelon) Анри Фарман открыл маленькую мастерскую и начал с самолёта, похожего на биплан компании Voisin.

Морис Фарман решил не отставать от брата и скоро кроме этого обзавёлся мастерской, расположенной рядом – в Мале (Mallet).

Эта обстановка длилась до 1912 года, в то время, когда братья решили консолидировать силы и организовали совместную компанию Societe Avions Henri et Maurice Farman. В течение долгого времени их разработки несли на себе отпечаток самолёта Габриэля Вуазена: все они были ферменными бипланами с маленькой гондолой, в задней части которой устанавливался двигатель с толкающим винтом. Обозначение самолётов было личным по именам братьев: в зависимости от авторства автомобили несли обозначение HF либо MF.

Это длилось довольно продолжительное время, но после этого побеждала практическая точка зрения, и самолёты компании Farman стали, наконец, обозначаться одной буквой F и соответствующим номером.

Один из первых самолётов марки Farman, в котором компания отказалась от собственной классической (и достаточно успешной в начальной фазе Первой Мировой концепции с толкающим винтом и перешла к хорошей компоновке с долгим фюзеляжем, двигателем спереди и с тянущим винтом, стал HF.30. Данный самолет был создан Анри Фарманом на третий год Великой войны в качестве двухместного истребителя (С.2; соответственно, полное обозначение самолёта было HF.30 C.2) с довольно пулемётным вооружением и мощным двигателем (синхронным у пилота и турельным пулемётом в задней кабине стрелка-наблюдателя).

В собственном начальном виде самолёт, к моменту окончания постройки уже переименованный в F.30A C.2, имел маленький фюзеляж с расположенными на большом растоянии друг от друга кабинами членов экипажа и с необыкновенное «плавающее» хвостовое оперение по типу оперения лёгкого самолёта Santos-Dumont Demoiselle (вертикальная и горизонтальная плоскости были жёстко соединены между собой, крепились к фюзеляжу при помощи шарового шарнира и совместно поворачивались вверх-вниз и влево-вправо). В носовой части устанавливался 160-сильный (118 кВт) девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Canton-Unne.

Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция

Начальный вариант F.30A с архаичным оперением и коротким фюзеляжем

Весной 1917 года самолёт был послан в Вилакубле (Villacoublay) с целью проведения опробований, результаты которых были катастрофическими: пилотажные особенности автомобили были страшны, и её признали негодной к боевому применению.

Но братья Фарманы решили продолжить работу над этим проектом и подвергли его радикальной переработке. Самолёт взял более замечательный двигатель Salmson Sal.9Za (260 л.с./191 кВт), новый удлинённый фюзеляж и хорошее хвостовое оперение (горизонтальное имело прямоугольную форму, а вертикальное треугольную; такие очертания надолго стали «фирменным знаком» компании Farman).

Заново были спроектированы и несущие плоскости, кроме этого типично «фармановской» угловатой формы с громадной хордой; оба крыла сейчас имели однообразный размах, но элероны так же, как и прежде устанавливались лишь на верхнем. Пилот был вооружен синхронным 7,7-мм пулемётом Vickers, а стрелок – кольцевой турельной установкой T.O.3 с пулемётом Lewis.

Не обращая внимания на все переделки, кабины пилота и стрелка были расположены так же, как и прежде на большом растоянии друг от друга. Обстоятельством этому был промах конструкторов, поместивших между ними водорадиатор двигателя; он размешался на уровне задней кромки крыла, перед кабиной стрелка, и перекрывал проём между верхним крылом и фюзеляжем.

Фото и схема двухместного истребителя Farman F.30B С.2

Умелый двухместный истребитель Farman F.30B C.2 был полностью окрашен светло-кремовой краской; на железных поверхностях была применена краска более чёрного оттенка. Кокарды на крыле были расположены очень на большом растоянии от законцовок; в цвета национального флага было выкрашено все вертикальное оперение

В таком виде F.30B C.2 летом 1917 года был представлен в Вилакубле. В том месте сразу после начала опробований было найдено, что центровка самолета не соответствует расчётной, а продольная устойчивость ввиду этого недостаточна. Машина снова была возвращена в Бийанкур (Billancourt) на завод компании Farman для очередных переделок, каковые должны были быть закончены не позднее октября.

Потому, что французская авиация не проявляла громадного интереса к двухместному истребителю и получение от неё заказа на F.30B C.2 (особенно учитывая проблемность самой автомобили) представлялось маловероятным, братья решили поменять назначение автомобили на двухместный разведчик/самолёт наблюдения (категория A.R.2). Были произведены незначительные доработки силовой установки, для исправления центровки изменилось положение фюзеляжного топливного бака; но главным трансформацией стало повышение размаха крыльев до 14 метров.

Наряду с этим бипланная коробка осталась двухстоечной, нижнее крыло – неразъёмным, проходящим под фюзеляжем, а элероны размешались лишь на верхнем крыле. Двигатель не изменился – Salmson Sal.9Za, но для опробований его оснастили нагнетателем Rateau. Непрактичное размещение радиатора кроме этого не претерпело трансформаций.

Окончательный вариант F.30B A.R.2

Прототип F.30B A.R.2 поднялся в воздух в осеннюю пору 1917 года, но и его опробования не дали убедительных результатов. ЛТХ были довольно хорошими, но по вторым качествам F.30B A.R.2 заметно уступал самолётам, уже состоявшим на вооружении.

К тому же разработка производства цельнодеревянного самолёта с обшивкой фюзеляжа из узких полос фанеры (только капот двигателя, носовая часть фюзеляжа конкретно за ним и гаргрот между кабинами имели железную обшивку) была трудоёмкой и не соответствовала требованиям массового производства. Дело усугублялось сложным переменным сечением фюзеляжа, переходящим из круглого в носовой части в прямоугольное к хвосту; наряду с этим ферма фюзеляжа имела прямоугольное сечение, так что в обшивке употреблялось много профилированных панелей.

В итоге армейские не показали интереса и к варианту разведчика. Опробования самолёта имели низкий приоритет, а в апреле 1918 года проект был закрыт совсем. Компанией Farman был кроме этого создан схожий по очертаниям и конструкции чистый разведчик F.45 с рядным двигателем Renault, но и он остался только опытным образцом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Farman F.30B C.2

Назначение: двухместный истребитель

Статус: умелый

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Salmson Sal.9Za мощностью 260 л.с. (191 кВт)

Размеры:

размах крыльев 11,02 м
протяженность 7,29 м
высота 2,96 м
площадь крыльев 34,71 м?

Вес:

безлюдного 680 кг
взлётный 1100 кг

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 2000 метров 208 км/ч
крейсерская скорость 165 км/ч
время комплекта высоты 3000 метров 11 мин
потолок 6800 м
длительность полета 2 ч 30 мин

Оружие: один синхронный 7,7-мм пулемёт Vickers и пулемёт Lewis на кольцевой турели T.O.3

Компания-производитель: Societe Avions Henri et Maurice Farman, Бийанкур

Количество изготовленных: 1 экземпляр

источник: Miroslav Balous «Farman F.30A/B» // Letectvi+Kosmonautika 7/2010, c. 24–25

Истребитель пятого поколения

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: