Мы наш, мы новый, флот построим… часть ix. под флагом окпс…

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть ix. под флагом окпс… отключены

Совещание МГШ. Глава – глава МГШ, адмирал И.М. Диков. Петербург, 1901 год.

– Господа, тороплюсь сказать Вам, что правитель поручил мне оказать помощь Минфину в создании Заамурской флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС). Как вы понимаете, минфином, на базе охранных отрядов КВЖД, создан Заамурский округ ОКПС. Начальником нового пограничного округа назначен знакомый вам губернатор Приморской области, генерал Николай Михайлович Чичагов.

Он находился на заседании у правителя, созванного по поводу совершённых в Приамурье «Громадных маневров». Правитель остался обижен результатами маневров. Были сделаны соответствующие выводы об усилении российского военного присутствия на Дальнем Востоке.

А также обращение шла и о создании особой флотилии, в мирное время подчиненной минфину в лице ОКПС, а в военное время переходящей под юрисдикцию флота. Часть судов минфин уже заказало и оплатило, часть судов готово оплатить при долевом участии флота, а на часть судов их величество изволил выделить средства из особых фондов. Но, я думаю, речь заходит о не через чур больших суммах, поскольку по сути все суда должны быть маленькими и не потребуют больших затрат.

Итак, господа, вот суда, каковые минфин заказало, так сообщить лично для себя, но каковые смогут быть небесполезны и нам.

– Господи, а это что еще за каракатица?

– А это, извольте господа, парусно-паровой кунгас. Имеется на Дальнем Востоке некое «Охотско-Камчатское акционерное рыбопромысловое общество». Так вот купчишки приспособились на этих суденышках рыбу ловить.

А что, уникально.

– А нам эти рыболовы для чего?

– Нам – незачем, а вот минфин хочет для погранстражи заказать дюжину таких суденышек. Но по поменянному проекту.

– Ну, пускай и заказывают, а нам-то какая корысть?

– Нам корысть прямая. Поменянный проект предусматривает улучшенный тип кунгаса, от простого его отличают лучшая мореходность, более замечательный двигатель и соответственно скорость на 1 узел выше, закрытая рубка, увеличенная дальность хода.

Помимо этого, помните, что это кораблики, талантливые тащить трал – и соответственно он может тащить небольшой минный трал, что вкупе с малой осадкой дает нам в полной мере боеспособное трально-портовое судно, а помимо этого его возможно применять в качестве малого разведчика либо посыльного судна. Его дешевизна и простота – скорее плюс, чем минус, и он фактически идеально приспособлен к работе в условиях Дальнего Востока.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть ix. под флагом окпс…

Парусно-паровые пограничные катера (военно-портовые катера) – 16 ед.

Водоизмещение – 15,8 тысячь киллограм. Размерения – 24,5?3,5?0,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 40 л.с. Скорость – 7,0 узлов.

Дальность хода – 220 миль на 5 узлах. Оружие: 1?47-мм либо 2?7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование.

– Необходимый кораблик, а помимо этого, Минфин готово разместить заказ на подобные суда на отечественных судостроительных фирмах Дальнего Востока, каковые, как я вам напоминаю, отнюдь не завалены заказами. Да и то хлеб. Хорошо, а вот это судно Вам обязательно понравится.

У меня из-за него целая баталия случилась.

– Шхуна, малая, паровая. И для чего она нам?

– Э батенька, да что вы такое рассказываете! Минфин заказало 4 шхуны в Германии. Быстроходные шхуны, немцы обещают скорость в 17 узлов, быть может и поболее. Я еле уговорил заказать не четыре, а 5 шхун. Две возьмём мы, а три минфин. Вы поглядите, какие конкретно огромные расстояния у нас на Дальнем Востоке, какая продолжительная береговая линия, а с присоединением Ляодуна к нам перешла ответственность за гидрографическую картину Маньчжурии и Кореи.

А ведь это поле непаханое. Лучшего гидрографического судна нам не отыскать. Отечественные суда до сих пор по ветхим лоциям плавают, обычно не зная, наскочат они на мель либо подводную гора, не нанесенную на карту. Снова же на протяжении войны хорошее посыльное судно либо крейсер охраны в том же Артуре либо Владивостоке.

Нет, я решительно поддерживаю приобретение столь нужных судов.

Охранные крейсера (гидрографические суда) – «Харитон Лаптев», «Василий Поярков», «Виллем Баренц», «Григорий Шелихов», «Ерофей Хабаров».

Водоизмещение – 210 тысячь киллограм. Размерения – 35,0?5,5?2,5 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 900 л.с. Скорость – 17,5 узлов. Дальность хода – 2000 миль на 8 узлах. Запас горючего – 36 тысячь киллограм угля.

Оружие: 2?1?47-мм. 2?1?7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование, 20 мин.

– Совсем с вами согласен, ваше превосходительство, прошу прощения за сомнения.

– Продолжу. Кроме этого в Германии были заказаны две шхуны побольше.

сторожевые крейсера (суда и Пограничные посыльные) «Ингода» и «Шилка»

Водоизмещение – 850 тысячь киллограм. Размерения – 57,5?9,0?3,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 17,0 узлов. Дальность хода – 4000 миль на 12 узлах.

Запас горючего – 120 тысячь киллограм угля. Оружие: 6?1?63,5-мм, 4?1?7,62-мм пулемета. (На протяжении боевых действий установлены 4?1?87-мм орудия)

Это чтобы не отвлекать отечественные суда от исполнения задач. Пограничники хотели судно с менее замечательным оружием. Но я все же настоял на 6-ти 63,5-мм скорострелках Барановского.

Хорошее посыльное и сторожевое судно окажется.

– О это ж Минога!!!

– Совсем правильно. Предугадали. Учебная миноноска IV миноносного дивизиона Балтфлота.

– Лишь я что-то минных аппаратов не замечаю…

– А их и нет. Как мы знаем, на протяжении последнего русско-английского кризиса предполагалось выстроить таких миноносок не меньше дюжины. Вооружаться они должны были шестовыми минами. Но кризис миновал, все поуспокоились и миноноска осталась в единственном экземпляре. Её перевели в учебное судно, на котором проходили практику многие из отечественных гальванеров. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века на миноноске установили минный аппарат господина Уайтхеда. Была попытка установить два минных аппарата, но потерпела неудачу.

С того времени утекло большое количество времени и миноноска изрядно устарела.

– Осмелюсь спросить, и для чего она минфину?

– Минфину, позарез потребовались быстроходные паровые катера, для патрулирования акватории Амура, Сунгари и Уссури. По окончании некоторых консультаций выбор пал на «Миногу». Достаточно приличная скорость в 15 узлов, хорошие мореходные качества. Пограничникам минный аппарат без необходимости. Вместо него 47-мм орудие либо пара пулеметов.

Минфин готово профинансировать строительство не меньше дюжины пограничных катеров. Заказ предположительно разместим на Путиловской верфи, той самой, на которой «Миногу» и строили. Да и нам, при войны, подобные кораблики будут небесполезны.

Пограничные катера (военно-портовые катера) – «Лосось», «Навага», «Нерка», «Сиг», «Таймень», «Кижуч», «Кета», «Горбуша», «Семга», «Амур», «Гольян», «Лобан», «Хариус» «Омуль»

Водоизмещение – 19 тысячь киллограм. Размерения – 25,0?3,5?0,7 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 250 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 1100 миль на 10 узлах.

Оружие: 1?47-мм, 1?7,62-мм пулемет.

– Решено. Тогда, вот вам еще один проект.

– О «Бастион» и «Редут», канонерские лодки господина Рендела. И для чего эта рухлядь пограничникам.

– Да, они самые. И не такая уж и рухлядь. Это последние из серии «Ерш», выстроенные, так сообщить, на излете. По состоянию на 1880 год это были очень идеальные канонерские лодки, но, как мы знаем, к 1890 годам их боевое значение стало нулевым.

Самый новые из них – «Бастион» и «Редут», вооруженные 229/30- мм./клб., перевели в учебно-артиллерийские суда. Минфин заинтересовалось ими из-за малой осадки. Дело в том, что госслужащие из Министерства финансов сделали запрос в Основное гидрографическое управление по состоянию рек и проходимости Амура, расположенных в Маньчжурии.

От гидрографов пришел ответ, что канонерская лодка с осадкой 2,13–2,43 м может тихо функционировать в низовьях Амура до Хабаровска, а также в низовьях рек Ялу, Пинг-Янг, Ляохэ и Пейхо, лишь бар реки Пейхо проходим в прилив, в то время, когда вода в нем поднимается до 2,5 м. Осадка «Бастиона» и «Редута» не превышает 2,2 м. Пограничники хотят иметь мореходный корабль с малой осадкой, как речного, так и прибрежного действия, с достаточно замечательной артиллерией. Суда данного класса им в полной мере подошли.

Но нужно будет потрудиться. Во-первых, скорость в 10,5 узлов им никак не подходит, меня просили по возможности расширить скорость до 12 узлов. Второе вытекает из первого.

Орудие столь громадного калибра, как 229 мм, им без необходимости. Меня просили установить либо одно орудие 152 мм, или два орудия по 87 мм, решение будет принято позднее. Но, нужно предусмотреть возможность перевооружения канонерок.

В полной мере быть может, что вместо 87-мм орудий нужно будет ставить шестидюймовку. Нужно без промедления начать подготовку к модернизации «Бастиона» и «Редута» и готовить их к переходу на Дальний Восток.

Пограничные крейсера (крейсера III ранга) «Бастион» и «Редут»

Водоизмещение – 295 тысячь киллограм. Размерения – 32,0?8,5?2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 600 л.с. Скорость – 12,0 узлов.

Дальность хода – 2000 миль на 9 узлах. Запас горючего – 28 тысячь киллограм. Оружие: 2?1?87-мм либо 1?1?152-мм (на протяжении боевых действий), 3?1?47-мм, 48 мин.

– Будет сделано, ваше превосходительство.

– Сохраняю надежду на вас. Продолжим. У нас имеются миноносцы прибрежного действия типа «Язь». Минфин просило выстроить пара охранных крейсеров.

До тех пор пока остановились на 4-х. В принципе ничего особенно в том месте переделывать не нужно. Снять торпедные аппараты, установить несколько 63,5-мм скорострелок Барановского.

Изначально мы планировали строить их на судостроительном заводе в Бъёрке, но стало известно, что он завален отечественными же заказами. Решено перевести на Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод.

Пограничные крейсера (миноносцы прибрежного действия) – «Соотечественник», «Собеседник», «Сотрудник», «Сослуживец»

Водоизмещение – 225 тысячь киллограм. Размерения – 48,0?5,0?1,8 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 4400 л.с. Скорость – 25,8 узлов. Дальность хода – 3400 миль на 14 узлах.

Запас горючего – 20 тысячь киллограм угля, 40 тысячь киллограм нефти. Оружие: 2?1?63,5-мм, 4?1?47-мм либо 4?1?47-мм, 2?1?7,62-мм пулемета.

– Остался последний вопрос отечественного совещания. Минфин за долги взяло два парохода одного разорившегося торговца из Николаевска-на-Амуре. Они просили помочь в их модернизации. Я думаю, это ни у кого возражений не позовёт. В Хабаровске имеется красивая Амурская военная верфь, нужно отправить в том направлении эксперта, дабы оказать помощь местным госслужащим в переоборудовании судов.

Кстати, один пароход по моим сведениям уже выстроен и построен, но опробований не проходил, второй готов на 90%. Кстати, купчишка был громадной затейник и дал пароходам презабавнейшие имена «Чаровница» и «Прелестница», вот кому повезет служить на этаких этуалях.

Пограничные крейсера (вооруженные пароходы) – «Чаровница» и «Прелестница»

Водоизмещение – 320 тысячь киллограм. Размерения – 48,0?7,5?1,5 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 150 л.с. Скорость – 9,0 узлов.

Оружие: 2?1?63,5-мм, 2?1?47-мм.

– Ну что ж, господа, на сегодня все. Видимся в следующую среду одновременно с этим. Идите, я вас более не задерживаю.

Предвосхищаю удивленные возгласы некоторых сотрудников – «А где?». Отвечаю – «Да, в обязательном порядке во второй части «Амурские волны» : ))))))))))))

Продолжение в обязательном порядке направляться

Интернационал (The Internationale — Russian lyrics)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: