По мотивам шит и другие большие мечты на малой базе

      Комментарии к записи По мотивам шит и другие большие мечты на малой базе отключены

Как-то практически совсем без дискуссии прошла статья Юрия Пашолока «ШИТ и другие громадные грезы на малой базе». Исходя из этого решил сделать пост по данной теме (военная машина минимальных размеров, имеющая вооружение и противоснарядную броню, разрешающее бороться с танками), так как она во многом по сути перепев моего поста «Снова 25(26)-3».

По мотивам шит и другие большие мечты на малой базе

Летом 1941 года Суренян (глава Астрова) в инициативном порядке начал разрабатывать самоходную установку, применяя базу Т-40. Окончательный вид его проект, а правильнее, уже проекты, получил к 20-м числам августа. 27 августа в адрес главы ГАБТУ КА генерала Я. Н. Федоренко была послана пояснительная записка, и эскизные проекты «штурмовика-истребителя танков» (ШИТ).

Не нужно думать, что Суренян создал эти проекты от нечего делать. В тяжёлый для страны начальный период ВОВ подобные инициативы появлялись частенько. Для примера достаточно отыскать в памяти всё тот же Т-30, что кроме этого был инициативной разработкой.

Часть аналогичных проектов так и оставалась на бумаге, но кое-какие из них стали серийными изделиями. Мотивы Суреняна понятны из пояснительной записки:

«Главные узлы автомобили, как трансмиссия (основная передача, бортовые фрикционы, бортовая передача), ходовая часть, вся установка мотора с охлаждением, управление, всецело заимствованы из серийной автомобили Т-40. Все перечисленные узлы являются конструктивно проработанными и с громадной тщательностью доведены в ходе серийного их освоения (имеют полную техдокументацию).

Используемый на машине мотор ГАЗ-202 быстроходный, легкий автомобильный, очень надежный в эксплуатации в условиях танков, освоен серийным производством на Горьковском Автозаводе.

В установке оружия смогут быть использованы узлы автомобилей Т-26 и Т-50 (для пушки 45 мм).

Броневой корпус данной автомобили есть самым упрощенным, не требующим громадной станочной механической обработки. Главная обработка бронедеталей – резка гризогеном и сварка. При маленькой организации по термообработке бронедеталей данного корпуса, другая обработка очень дешева любому котельному заводу.

Обработка всех деталей автомобили проходит на среднего типа станочном оборудовании.

Марки сталей, используемых в машине, не имеют дорогих и дефицитных присадок ферросплавов.

[]

Выпуск таких танков в значительной степени может уменьшить стремительное пополнение фронта автомобилями с вооружением и хорошим бронированием.

Ограниченные углы обстрела из автомобиля всецело покрывают данный пробел при данном, очень легком весе автомобили, и, при сочетании с другими автомобилями, смогут с громадным успехом громить неприятеля.

Все варианты, в силу малых габаритов, легко маскируются, мало уязвимы, легко транспортируются на грузовиках.

Воображая при сем неспециализированные виды (схематичные) и макет таковой автомобили, прошу содействия и Вашего разрешения в построении таковой автомобили.

Умелые автомобили смогут быть изготовлены в месячный срок.

Мне думается, что серийное изготовление таких автомобилей нужно организовать

В соответствии с концепции, ШИТ создавалась как военная машина минимальных размеров (что всецело сходится с идеей в моём посте Снова 25(26)-3), имеющая вооружение и противоснарядную броню, разрешающее бороться с современными танками. Наряду с этим должна была максимально употребляться база Т-40. Как минимизировались размеры САУ, красноречиво говорит тот факт, что протяженность корпуса ШИТ-37, самой громадной автомобили из предлагаемой линейки штурмовиков-истребителей танков, составляла 3200 мм.

Для сравнения, протяженность корпуса базисного танка Т-40 составляла 4110 мм.

Наложение на ШИТ-37 частично Т-40

На этом сравнении прекрасно видно, что ШИТ-37 (все три модели приблизительно одного размера) заметно меньше Т-40. И это давало большой выигрыш в чертях…

При массе 5400 кг ШИТ-72 должна была иметь толщину лобовой брони 60 мм, бортов – 45 мм, кормы – 30 мм и крыши – 10 мм. В то время таковой бронёй владел далеко не все средний танк. В соответствии с расчётам, динамика ШИТ-72 должна была остаться на уровне Т-40.

Более большой и тяжёлой была вторая самоходная установка, имевшая на вооружении автоматическую зенитную пушку. Она имела обозначение ШИТ-37, а в качестве её оружия выступала 37-мм автоматическая зенитная пушка примера 1939 года, она же ЗИК-37, она же 61-К. Размер её боекомплекта был таким же, как и у ШИТ-72, – 100 снарядов.

Чтобы вписать пушку в габариты автомобили, её кроме этого установили в перевёрнутом виде. Более большая пушка вынудила поднять высоту корпуса с 1350 до 1520 мм, а боевая масса установки выросла до 5800 кг. Бронирование всецело повторяло схему ШИТ-72. Повышение массы, согласно точки зрения Суреняна, не должно было оказать влияние на динамические чертей.

Что касается огневой мощи, то 61-К по своим чертям как минимум не уступала 45-мм противотанковой пушке и в полной мере удачно имела возможность употребляться против германских танков того периода.

Наконец, самым тяжёлым вариантом был ШИТ-45, вооружённый 45-мм противотанковой пушкой. По габаритам эта САУ приблизительно соответствовала ШИТ-72, но за счёт более боекомплекта и тяжёлой пушки её проектная боевая масса выросла до 6 тысячь киллограм. Дабы не переступить эту планку и не утратить динамику Т-40, толщину лобового страницы было нужно уменьшить до 45 мм.

Подчистил уникальные чертежи ШИТ-37 (с 37-мм автоматическим зенитным орудием… как я осознаю, предтечей М-42 (ВТ-42, от которого многие с.ут кипятком – а питание от обойм это по большому счету бомба…)

Вот наложил на уникальный чертёж двигатель, трансмиссию, подвеску (вид сверху переработал из чертежа Т-40, боковой вид засунул клон ГАЗ-202 (наподобие из газ51). Выставляю и более детально

Статья была снабжена набросочными чертежами, отчего визуализация здорово страдала – решил исправить это досадное неудобство. На рисунке представлены два танка ШИТ-45 и Т-30

Самым тяжёлым вариантом был ШИТ-45, вооружённый 45-мм противотанковой пушкой. По габаритам эта САУ приблизительно соответствовала ШИТ-72, но за счёт более боекомплекта и тяжёлой пушки её проектная боевая масса выросла до 6 тысячь киллограм. Дабы не переступить эту планку и не утратить динамику Т-40, толщину лобового страницы было нужно уменьшить до 45 мм.

Т.е. объективно эта по сути танкетка в какой-то мере равноценна среднему танку Т-34! И хорошо смотрится на фоне кроме того Т-70

Вот рисунок ШИТ-45 в сравнении с Т-70, выше ОСА-76 и бренкэриер…

Громадный вид ШИТ-45…

Представлена моя версия модели (упрощённая – без башенки и крыши)… Цитирую источники…

Идею Суреняна по замене Т-40 на самоходные установки в ГАБТУ КА не оценили. 24 сентября 1941 года было подготовлено заключение, которое выяснилось отнюдь не в пользу «штурмовика-истребителя танков». Армейским не понравилась через чур плотная компоновка боевого отделения, которая отнюдь не содействовала удобству работы экипажа, и скорости перезарядки орудия.

В штыки было встречено и очень сильно выступающее вперёд оружие, которое снижало манёвренность автомобили при перемещении в лесу и по пересечённой местности. Небходимо отметить, что вынесенное вперёд оружие должно было расширить нагрузку на передние опорные катки, что ускоряло бы их износ. Одним словом, идею забраковали.

Эти доводы мне кажутся преувеличенными…

Легко необычное событие товарищи далеки от судьбы оно и ясно, на большом растоянии в тылу большое руководство, оберегаемое от всех житейских проблем (это легко закон судьбы – расстраивать руководство себе дороже), а тут какой то Суренян с какой то несолидной «неистовой табуреткой» К тому же настоящее положение на фронте было невнятное… Положение наподобие стало стабильным…

Привожу карту на конец сентября 1941 г.

Последняя дата киевского котла 26 сентября т.е. ответ по ШИТу принималось при помой-му стабилизировавшемся фронте. Кроме того больше – ельнинская наступательная операция

А более менее приблизительный аналог ШИТ (по бронированию далеко не аналог) – танк Т-70 создан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под управлением Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армииКак бы практически полугодовое запаздывание если сравнивать с ШИТ И ещё таковой момент – кроме того Т-70 с ВТ-42 не позиционировался как «истребитель танков»

Оно и ясно что орудие запоздало минимум на год-два, что броня не разрешает оппонировать германским танкам А кстати, Суренян правильно предугадал оптимальный уровень и потребность. Единственно, что я бы не педалировал «штурмовую» компоненту, вероятно делал бы обычную самоходку – убрал бы крышу БО И за башенки и счёт крыши наростил количество рубки назад

В следствии появляется место для заряжающего не беда, в случае если пострадают количества бензобака (нахождение которого неизвестно ), но думаю, повышение количеств корпуса (без повышения габаритных параметров) компенсирует это

Ну и что вышло в итоге? А вышла самоходная башня среднего танка Вот этого момента и не хватило Суреняну, дабы убедительно зааргументировать свой автомобиль. Думаю, таковой довод сработал бы.. особенно в то экстремальное время – для чего всецело создавать средний танк?

В то время, когда возможно ограничится самоходной башней от него? Вот такие пироги, пышки и пряники

Щит и меч 1 серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: