Программа создания среднего танка tvp. часть 2 неудачная история создания удачного танка

      Комментарии к записи Программа создания среднего танка tvp. часть 2 неудачная история создания удачного танка отключены

В первые послевоенные годы конструкторы последовательности государств пробовали максимально применять танкостроительный опыт Второй мировой, наработанный в других странах. Во Франции трудились над ARL 44 и AMX M4, в которых широко применялись германские разработки а также агрегаты и отдельные узлы, включая двигатели. В Чехословакии под собственные потребности перерабатывали не только германские, но и советские технические ответы.

Но, спустя три года по окончании окончания Второй мировой тут сосредоточились на большом применении собственных разработок.
Программа создания среднего танка tvp. часть 2 неудачная история создания удачного танка
Пушка как двигатель танкового прогресса

Созданный в самом финише 1946 года средний танк Škoda T-40 устраивал чехословацких армейских недолго. Во-первых, машина была на 10 тысячь киллограм тяжелее боевой массы, упомянутой в требованиях. Во-вторых, ещё в декабре 1945 года показалось требование установить в танк пушку, талантливую пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. В качестве вариантов предлагались танковые предположения германских зенитных пушек калибра 88 и 105 мм.

Но и TVP разработки TVU, и Škoda T-40 по проектам предполагалось вооружить 88-мм пушкой с длиной ствола 57 калибров. Требуемой пробиваемости это орудие не имело возможности достигнуть при всём жажде. В течение практически двух лет проект TVP буксовал на месте.

Свет в конце тоннеля показался в сентябре 1948 года, в то время, когда Škoda представила проект лёгкого танка T-17, в котором в один момент угадывались черты TVP и советского ИС-3. Хоть Чехословакия и взяла три тяжёлых танка этого типа, случилось это только в первой половине 50-ых годов двадцатого века. Однако, в первый раз ИС-3 был продемонстрирован ещё в сентябре 1945 года, да и чехословацкие армейские, как союзники СССР, имели определённый доступ к информации о нём.

В итоге проектируемый лёгкий танк боевой массой 19 тысячь киллограм взял башни и форму корпуса, подозрительно напоминавшие таковые у советской тяжёлой автомобили. В виду лимита по габаритным размерам полноценный «щучий шнобель» реализовать не удалось, но компоновку с размещением механика-водителя в центре танк унаследовал. Что касается башни, тут сходство выяснилось ещё более очевидным.

Проект лёгкого танка Škoda T-17, сентябрь 1948 года

В июле 1948 года Škoda начала проектные работы по новой зенитной пушке R 11 калибра 100 мм. Информация о том, что базой для данной зенитки послужила советская 100-мм зенитная пушка КС-19, не соответствует действительности. В чем-то они, непременно, похожи, но кроме того снаряд у чехословацкой зенитной пушки собственный. В качестве ориентира при создании новой совокупности инженеры Šнаправляться применяли германскую зенитку 8.8 cm Flak 41.

От неё (с массой трансформаций) забрали лафет, в значительной мере – конструкцию ствола, откатные механизмы и массу вторых подробностей.

К тому же, R 11 представляла собой развитие идей, каковые чехословацкие оружейники реализовывали В первую очередь 40-х годов. В первую очередь, речь заходит о магазинном питании. Благодаря такому ответу скорострельность 100-мм орудия составила впечатляющие 25 выстрелов в 60 секунд. При длине ствола 5500 мм (55 калибров) начальная скорость боеприпаса составляла 1050 м/с.

По этому показателю R 11 превосходила КС-19, имевшую длину ствола 60 калибров. На дистанции 1000 метров боеприпас чехословацкой пушки пробивал броню толщиной 160 мм, находящуюся под наклоном в 30 градусов. Одним словом, в лице R 11 показалась настоящая чехословацкая альтернатива пушкам германского и советского происхождения.

Опытный образец 100-мм зенитного орудия Škoda R 11, находящийся в техническом музее Лещаны (Чехия). Это орудие стало базой для танковой пушки AK 1, которую должны были ставить в TVP

В один момент Škoda начала проектные работы над ещё двумя артиллерийскими совокупностями. Применяя базу R 11, чехословацкие оружейники создали противотанковую пушку A 20. По концепции она здорово напоминала германскую противотанковую пушку 8.8 cm Pak 43. Благодаря крестовидным станинам в боевом положении A 20 приобретала возможность кругового обстрела.

Но, не делся никуда и основной недочёт германской пушки – громадной вес. 4 тонны по полю очень не покатаешь. Потому, что начальную скорость боеприпаса R 11 посчитали излишней, у A 20 длину ствола снизили до 5270 мм (53 калибра), а начальную скорость боеприпаса до 900 м/с.

Бронепробиваемость наряду с этим уменьшилась незначительно – до 140 мм на дистанции 1000 метров под наклоном 30 градусов. Наконец, база R 11 была использована для танковой пушки, взявшей индекс AK 1.

Широким фронтом

О том, что происходило с проектом TVP в 1948–49 годах, известно мало. Малоизвестен кроме того внешний вид танка, и о нём возможно делать выводы только по известным сторонним проектам на его базе. Но, с уверенностью возможно утверждать, что концепцию танка серьёзно пересмотрели, и от проектов, предлагавшихся во второй половине 40-ых годов двадцатого века, в ней осталось весьма немногое.

Реконструкция внешнего вида Škoda T 50 в конфигурации 1949 года

На протяжении консультаций, проходивших в конце 1948 – начале 1949 годов, было решено запустить работу по TVP на конкурсной базе. Как и в 30-е годы, соперников выяснилось двое. Индекс T 50 был закреплён за проектом Škoda, а детище CKD взяло обозначение T 51.

Боевую массу для обеих автомобилей выяснили в 35–40 тысячь киллограм. Бронирование должно было составить 60 мм лобовой части и 40 мм по бортам. Кроме пушки AK 1, в качестве оружия на танки предполагалось установить спаренный пулемёт калибра 7,62 мм, и зенитный пулемёт ZK 477 калибра 12,7 мм.

В это же время, в ноябре 1948 года чехословацкие армейские затребовали ещё и самоходные артиллерийские установки. В ответ на требования армейских Škoda в феврале 1949 года представила целую серию проектов, как лёгкого, так и среднего классов. Лёгкие автомобили базировались на шасси лёгкого танка T-17. А в базе средних САУ лежал TVP, он же Škoda T 50.

Как уже говорилось выше, внешний вид этого танка остается тайной, но благодаря проектам самоходной артиллерии вид его шасси известен.

Внешний вид этих шасси подтверждает предположения чешского историка Иво Пейчоха о внешнем виде TVP конфигурации 1948–49 года. Оно является практически повышенный в размерах лёгкий танк T-17. Неспециализированная конфигурация корпуса осталась без трансформаций, включая некое подобие «щучьего носа».

Длину корпуса увеличили до 7000 мм, ширину до 3150 мм, а число опорных катков – до 6 на борт. В полной мере логично высказать предположение, что и башня Škoda T 50 представляла собой повышенную в размерах башню T 17, не смотря на то, что этому факту подтверждения нет. Доводом в пользу этого предположения есть башня более позднего T 50, где кроме того укладка снарядов выглядит равно как и в башне T 17.

В случае если о внешнем виде танка возможно спорить, то наружность автомобилей на его базе задокументирована. Кроме заводских эскизов, сохранились и краткие технические описания. Всего инженеры Škoda представили четыре проекта, любой из которых хорош отдельного описания.

Наряду с этим из четырёх проектов два применяли шасси TVP без трансформаций.

Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5913-S

Первый из проектов, 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5913-S), воображал собой установку 152-мм гаубицы в открытой сверху башне. В значительной мере конструкция данной автомобили есть развитием германских «самоходных лафетов», к созданию которых Škoda в своё время также приложила руку. В соответствии с описанию, боевая масса автомобили должна была составить 32 тонны. Бронирование корпуса составляло 65 мм в лобовой части, бортов 40 мм, днища и крыши 20 мм.

Кроме гаубицы, на машину предполагалось установить зенитный пулемёт ZK 477. Боекомплект к гаубице должен был составить 50 выстрелов. Никаких информации о двигателе и вероятных динамических чертях представлено не было.

При их оценке направляться учитывать применение в САУ агрегатов, предполагавшееся в TVP, и тот факт, что установка должна была быть легче танка.

Проект 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP, чертёж Zb 5914-S

Второй проект, 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5914-S), в целом повторял 152-мм самоходную установку. Боевая масса, динамические характеристики и бронирование оставались на том же уровне. Сохранялась и концепция установки оружия во вращающейся башне. Главным отличием стала установка в качестве главного оружия 100-мм противотанковой пушки A 20.

В этом смысле чешская совокупность повторяла концепцию Waffentrager, где на одно да и то же шасси предполагалось ставить или противотанковую пушку, или гаубицу. Боекомплект составлял 100 снарядов.

Проект 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP, чертёж Zb 5921-S

Что касается оставшихся двух автомобилей, то и они в значительной мере повторяли концепцию «дуплекса», в то время, когда на одной базе предполагалась установка двух совокупностей – или гаубицы, или противотанковой пушки. Версия с противотанковой пушкой взяла обозначение 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5921-S), а с гаубицей – 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертёж Zb 5922-S).

На этот раз шасси подверглось достаточно важной переделке, да и концепция очень сильно поменялась. Вместо танкового шасси без трансформаций и открытой сверху башни инженеры Škoda внесли предложение САУ, здорово напоминающую выросший в размерах Jagdpanzer 38(t). Её боевая масса выросла до 40 тысячь киллограм, так что в динамике машина очевидно проигрывала бы более лёгкому варианту на неизменённом шасси.

Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5922-S

За трансформациями в конструкции корпуса последовали и трансформации в конструкции оружия. Škoda максимально применяла наработки по Jagdpanzer 38(t), что выпускался на заводе под обозначением G-13. Как раз с данной автомобили забрали размещение орудия в рамке, что облегчало конструкцию. Помимо этого, новая установка разрешила демонтировать с орудий дульные тормозы.

Для истребителей танков это крайне важно, потому, что без их применения быстро снижается демаскировка САУ при стрельбе. Вместе с концепцией установки орудия поменялось и его назначение. В случае если у САУ с вращающейся башней область применения была достаточно широкой, то у пары с закрытой рубкой ниша во многом появилась схожей с Jagdpanzer 38(t) и ИСУ-152.

Экспериментальный крупнокалиберный пулемёт ZK 477, что предполагался для применения на поздних проектах TVP и САУ на его базе в качестве зенитного

Увы, дальше бумаги все эти проекты не пошли. До тех пор пока шло обсуждение предложенных Škoda проектов, работа по TVP длилась. Уже к началу 1950 года база, на которой планировалась постройка самоходных установок, поменялась, так что проектировать было нужно бы заново.

Но, показались и другие факторы, с которыми Škoda уже ничего не имела возможности сделать.

экономики и Жертва политики

К лету 1949 года работы по TVP вошли в практическую фазу. В соответствии с предварительным замыслам, работы над концепцией TVP предполагалось завершить к 21 августа 1949 года, а финишу марта 1950 года готовилась рабочая документация. К началу осени 1949 года Škoda должна была изготовить древесный макет танка в масштабе 1:1.

Приблизительно одвременно с этим подобную работу заканчивала и CKD.

Неприятности начались на стадии приёма макетной рабочей группе древесной модели. В то время, когда Škoda в сентябре 1949 года представила полноразмерный макет нового танка, его так и не утвердили. Следующие макеты, имевшие уже масштаб 1:10, были показаны 24 декабря и 12 ноября 1949 года, но их опять не утвердили.

Это были те самые автомобили с «шевронной» носовой частью по типу ИС-3, на базе которых проектировались самоходные установки.

Škoda T 50, чертёж Am 635-P от 18 февраля 1950 года

Окончательный вид проект среднего танка Tank všeobecneho pouziti (TVP) получил 18 февраля 1950 года. В данный сутки Škoda и CKD, параллельно трудившиеся над машиной, представили её эскизные проекты. Необходимо подчеркнуть, что проект в варианте CKD носил заводской индекс TNHtA.

Практически это была одинаковая машина: чертежи весьма похожи.

Отличие между Škoda T 50 и CKD TNHtA заключалась в различных трансмиссии и силовых установках. На проекте T 50 предполагалось устанавливать H-образный 16-циллиндровый дизель Škoda AHK. Для TNHtA планировалось применять кроме этого 16-циллиндровый дизель, но уже разработки CKD, модель AXK (X-образной схемы). Оба двигателя должны были развивать мощность 987 лошадиных сил, благодаря чему 40-тонный танк имел возможность бы развивать скорость до 50–60 км/ч.

Учитывая то, что удельная мощность достигала практически 25 лошадиных сил на тонну, проектная скорость в 60 км/ч смотрелась в полной мере настоящей. Действительно, работа над обоими двигателями, как и над самим танком, дальше бумаги не продвинулась. Необходимо подчеркнуть, что CKD в качестве резервного варианта предлагала применять коммунистический двигатель В-2.

Его мощность была намного меньше, но таких моторов в Чехословакии имелось большое количество.

Если сравнивать с прошлой версией TVP в проект были внесены новые трансформации, очень сильно поменявшие вид автомобили. От «щучьего носа» отказались, сделав корпус спереди похожим на шнобель французского тяжёлого танка AMX M4 (будущего AMX 50–100). К тому же, место водителя оставили в центре. Это решение было ошибочным, потому, что обзор с места механика-водителя стал хуже. В соответствии с утверждённой в начале 1949 года спецификации, протяженность корпуса составила 6500 мм, а с пушкой – 9050 мм.

Ширина автомобили, если сравнивать с проектом 1948–49 гг., практически не изменилась и составляла 3100 мм, неспециализированная высота достигала 2500 мм. Сохранили и проектную толщину брони – 65 мм во лбу и 40 мм по бортам.

CKD TNHtA, чертёж Am 634-P от 18 февраля 1950 года

Башня, по сравнению со Škoda T 17, очень сильно изменилась. Однако, сходство этих проектов между собой налицо. Толщина бронирования варьировалась от 100 в лобовой части до 60 мм по бортам.

Как и предшествующий проект, башню предполагалось делать литой. В неё пребывали танковая пушка AK 1 и спаренный с ней пулемёт калибра 7,62 мм. Кроме этого предполагалась установка крупнокалиберного зенитного пулемёта ZK 477.

Необходимо подчеркнуть, что пушка предлагалась в двух вариантах, отличавшихся длиной ствола (55 и 53 калибра), начальной скоростью (890 и 850 м/с) и массой (14,5 кг и 16 кг) снарядов. Бронепробиваемость, но, для обоих образцов предполагалась однообразная – 140 мм на дистанции в километр и под углом наклона 30 градусов.

Увы, эти эскизы были лебединой песней программы TVP. Уже в марте 1950 года проект закрыли. К тому моменту разработка среднего танка шла уже практически 5 лет. Время шло, и в какой-то момент в чехословацком управлении сделали вывод, что стоит искать второй путь для оружия танковых армий страны.

В июле 1949 года Чехословакия купила лицензию на производство Т-34–85.

TVP конфигурации 1950 года, реконструкция внешнего вида

С одной стороны, это был политический ход и в один момент – ход назад, потому, что к концу 40-х годов Т-34–85 порядком устарел. Проектируемый чехословацкий средний танк по всем статьям превосходил бы советскую машину. Иначе, как мы знаем, что синица в руках однако лучше, чем журавль в небе.

СССР оказывал помощь в организации производства Т-34–85, что в Чехословакии и без того прекрасно знали.

TVP на бумаге был хорошей машиной, но его разработка длилась бы ещё лет 5. И чем бы она закончилось – сообщить тяжело. Возможно отыскать в памяти, что произошло с проектами французского AMX M4/AMX 50, шведского EMIL/Krv, югославского Vozilo A, индийско-германского Indien Panzer. Во всех этих случаях оказалось, что закупить зарубежные танки (как правило американского и британского производства) существенно проще и дешевле.

Исходя из этого, возможно утверждать, что чехословацкое управление поступило мудро. Хоть и устаревший, но собственного производства, чехословацкий Т-34–85 уже с сентября 1951 года отправился в серию. Машина была востребованной не только в Чехословакии, но и за границей. Практически добрая половина выпущенных в Чехословакии Т-34–85 ушла на экспорт.

Маленькая восточноевропейская страна вернула себе статус одного из наибольших экспортёров танков. А уже во второй половине 50-ых годов XX века тут началось лицензионное производство Т-54, кроме этого деятельно продвигавшегося на экспорт.

Проект TVP же осел в архиве VHU Prahan как монумент инженерной мысли, которому просто не повезло.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • VHU Prahan (Vojensky historicky archiv)
  • Mgr.Martin Dubanek — Od bodaku po tryskace — Nedokoncene Ceskoslovenske zbrojni projekty 1945–1955, Mlada fronta 2011
  • Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • http://forum.valka.cz
  • Фотоархив автора

источник: http://warspot.ru/4935-neudachnaya-istoriya-sozdaniya-udachnogo-tanka

Ну и в заключении предлагаю вам оценить 3D модели Škoda T 50, в исполнении программистов Wargaming:

Источник фото — http://направляться.worldoftanks.ru/index.php?/topic/1699707-skoda-t-50/

История Танков -эволюция их брони ,вооружения и прочего

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: