История танка Т32 началась с истории его меньшего собрата – среднего танка М4А3Е2, названного в честь мультяшного слоника – Джумбо. Созданный как эрзац-тяжёлый танк (вернее штурмовой танк), этот слоник заслуживает отдельной статьи – но на данный момент не о нём. Продемонстрировав себя в полной мере хорошо на полях битв в Европе, он натолкнул армейских на идея о том, дабы применять идею о тяжелобронированном штурмовом танке и на более перспективных автомобилях.
Среди них и танке М26.
М4А3Е2 Джумбо – один из первых серийных экземпляров
Мысль упала на подготовленную землю. В головах конструкторов уже крутились идеи о предстоящем развитии М26 и постепенном превращении его в настоящий тяжёлый танк. В конце 1944-го года техническое задание на штурмовой танк на базе М26 было готово, и начались споры. По сути выбирали американцы между двумя вариантами.
Первый – самый простой – поступить совершенно верно так же как поступили с М4А3 при превращении его в летающего слоника – не меняя танк, на него побольше брони. К сожалению, данный вариант не давал слово компаниям огромные инвестиции на постройку нового танка, а вдруг денег нет – их и пилить запрещено! Так что от данного варианта отказались, замотивировав военных, что спешка, подобная спешке с М4А3Е2, уже ни к чему.
Как бы смотрелся этот вариант, мы не знаем, но возможно высказать предположение, что он чем-то был бы похож на T26E1 Супер Першинг:
Другой путь предлагал создать новый танк, но с большим применением агрегатов и узлов от М26. Так как взять заказ на серию тяжёлых танков для любого завода – мечта, пропихнули этот вариант, не обращая внимания на вероятные проблемы с освоением и созданием танка его производства. Инженеры скоро подготовили проект, и 8 февраля 1945 года было издано постановление о производстве четырёх прототипов.
Танку присвоили наименование Т32.
Один из первых набросков Т32. Практически таким танк и покажется в железе
С оружием танка всё было решено скоро. На машину ставили 90-мм пушку Т15Е2 – намерено созданную палку-убивалку для королевских кошек Гитлера. Действительно, по причине того, что тягать громадные унитары к ней в башенке от першинга от неё было некомфортно, пушку сделали раздельно-заряжаемой (здравствуй, ИС-2, так ругаемый за раздельное заряжание).
мотор и Трансмиссию позаимствовали у разрабатываемого тяжёлого танка Т29, у него же позаимствовали и мотор. Очень позаботились о броне: Лобовая броня корпуса 127 мм под углом 54 градуса от вертикали, не отставала и башня с бронёй 299 мм. По сути, эта машина с лобовой проекции была бы неуязвима для всех серийных германских (и русских, об этом также нужно помнить) орудий данного периода.
Пушка Т15Е2. Переработана под раздельное заряжание
В отличие от своих тяжёлых товарищей Т29, 30, 34 машина имела больший приоритет у военных и сборка её шла в ускоренном темпе. К 10 апреля был полностью готов макет и полностью – производственные чертежи. Сборку первых прототипов было поручено осуществить Детройтскому арсеналу.
Работа разгорелась в полную силу. Но снова, как и с другими автомобилями – кончилась война. В отличии от вторых тяжёлых танков процент готовности автомобилей был большой, и срезать финансирование на их достройку не стали (лишь уменьшив срочность сборки), не смотря на то, что от заказа дополнительных автомобилей отказались.
Первый экземпляр был собран 10 января 1946 года.
Первый экземпляр т32 на Абердинском полигоне
Машину сразу же послали на полигон с целью проведения тестов. За ним отправили и второй экземпляр, собранный в апреле 1946. На полигоне машина показала себя двойственно. С одной стороны, броня до сих пор без неприятностей держала все узнаваемые советские орудия (к счастью у американцев не было информации о проектах высокоимпульсных 122- и 152-мм орудий), и всё это при приемлемой скорости.
Иначе орудие было уже открыто слабо для уничтожения советских ИСов, а затачивать тяжёлый танк под уничтожение средних – трата денег. Да и раздельное заряжание совсем не продемонстрировало себя, еле выдавая 3 выстрела в 60 секунд.
Т32, вид с мордочки. Прекрасно виден курсовой пулемёт
Ещё на стадии разработки проекта конструкторы внесли в него некое количество трансформаций. Откидные лючки мехвода и радиста, в открытом состоянии блокировавшие поворот башни, были заменены на отдвижные. Сложный литой лобовой лист был поменян на простой прямой. С страницы убрали курсовой пулемёт, как возможно не сильный территорию.
Проект назвали Т32Е1 и решили переделать под него 3-й и 4-й Т32.
Сравнение чертежей Т32 (сверху) и Т32Е1 (снизу). Прекрасно видны трансформации в лобовом странице
Два прототипа Т32Е1 собрали 14 мая и 19 июня 1946 года. Из-за минимальных отличий от Т32 на полигон их отправлять не стали. 3-й прототип был послан в Форт-Нокс для ознакомления с машиной курсантов, а четвёртый оставили в Детройтском арсенале для применения в качестве подопытного в инженерных опытах.
Так, именно на Т32 была в первый раз применена трансмиссия типа кросс-драйв, позднее ставшая стандартной для всей американской БТТ.
К сожалению, Т32Е1 фотографироваться не обожал, так что остались лишь фотографии модели. Видно отсутствие курсового пулемёта
В целом места для Т32 в армии уже не было. Так что по окончании завершения полного цикла опробований все четыре автомобили сперва отправились на консервацию, а позже были сданы на металлолом.
Второй прототип Т32. Вид сверху
Уголок альтернативки: был ли у Т32 шанс появляться на вооружении? По сути, вышел плохой тяжёлый танк, бронированный, подвижный, но слабо вооружённый. 90-мм пушки совсем не хватало против русских тяжёлых танков, а создавать массово тяжелые танки и применять наподобие штурмового М4А3Е2 – денег бы не хватило кроме того у Америки.
И это не обращая внимания на то, что из всех тяжёлых танков Т32 был в любимчиках у военных. Кроме того при затягивания войны Т32 вряд ли бы поднялись на вооружение – дорогие и не превосходящие оружием М26, они бы так и остались умелыми. В случае если имеется иное вывод – пишите, обсудим.
Т-32 Толстый танк.
Увлекательные записи:
- Маленький французский крейсер
- Палубные торпедоносцы nakajima b3n и b4n
- История уральцев. часть 2 продолжение
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Тяжёлый штурмовой танк a-39 tortoise. великобритания
В первой половине 40-ых годов XX века британские генштабисты озаботились вопросом: «Каким должен быть тяжёлый «штурмовой танк», талантливый без вреда для…
-
Последние советские тяжёлые истребители танков
Еще одна занимательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока. Во время второй мировой тяжёлые самоходные установки игрались ключевую роль на полях…
-
Мёртворождённые. американские тяжёлые танки т30 и т34. часть i.
Предположительно, всем как мы знаем, что для Конгресса США интересы армии находятся где-то между коробкой и запасным мундиром лётчика с инструментами для…
-
Нужен ли ркка тяжёлый танк? а как насчёт сразу двух?
В РИ, эту проблему решили самым простецким и рациональным методом – сотворив в дополнение КВ (правильнее, сейчас уже КВ-1), башенную самоходку «ДОТолом»…
-
Первенец — тяжелый танк fcm 1a. франция
Мало кому как мы знаем, что французская программа строительства танков началась раньше британской и, если бы не досадные неточности разработчиков,…
-
Условно тяжелый. средние танки strv m/42. швеция
Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов легкий танк Landsverk L-10, узнаваемый кроме этого как Strv m/31, был во многом тупиковой…