Быстроходный танк по-немецки. история создания среднего танка pz.kpfw.iii ausf.a

      Комментарии к записи Быстроходный танк по-немецки. история создания среднего танка pz.kpfw.iii ausf.a отключены

Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи привело к настоящей революции в мировом танкостроении. Показался новый тип танка – быстроходный. Благодаря высокой скорости эти автомобили имели возможность решать, кроме классического сопровождения пехоты, целый ряд других задач.

Сходу в нескольких государствах начались работы по созданию танков, концептуально схожих по назначению с танком Кристи. В значительной мере к таким быстроходным танкам относится и Pz.Kpfw.III – главный германский танк в 1940–43 годах. Какой была история его создания?

Новый класс

К началу 30-х годов конструкторы Германии в обстановке секретности трудились над двумя типами танков. Первый из них, Grosstraktor (Gr.Tr., другими словами громадный трактор), воображал собой машину среднего класса с боевой массой 16 тысячь киллограм. Вторым типом был Leichttraktor (L.Tr., другими словами легкий трактор), 9-тонная военная машина, вооружённая 37-мм пушкой. Весьма похожая по концепции на американский Light Tank T1, эта машина создавалась с оглядкой на английский средний танк Medium Tank Mk.I.

Главным назначением германского лёгкого танка должно было стать сопровождение пехоты. Работы производились на конкурсной базе: по два танка выпустили Rheinmetall и Krupp. Автомобили испытывались в СССР, на полигоне «Кама» под Казанью.

По результатам опробований в конструкцию танков были внесены трансформации, касавшиеся по большей части ходовой части.

В это же время, финиш 20-х и начало 30-х годов стали временем громадных изменений в мировом танкостроении. Не обращая внимания на неспециализированный кризис, на свет показалось пара боевых автомобилей, каковые стали знаковыми. Дуэт Джона Кардена и Вивиана Лойда, объединившийся с оружейным гигантом Vickers-Armstrongs Limited, явил на свет танкетки Carden-Loyd и лёгкий танк Vickers Mk.E.

Не обращая внимания на то что для британской армии обе автомобили были проходными, они сильно повлияли на конструкцию танков в других государствах.

Не стала исключением и Германия. В первой половине 30-ых годов двадцатого века немцами был закуплен артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd, выполненный по той же компоновочной схеме, что и танки конструкции Кардена и Лойда. Совершённые опробования продемонстрировали, что совокупность с передним размещением трансмиссии и ведущих колёс имеет массу преимуществ. Забрав за базу британский тягач, концерн Krupp создал свой автомобиль, взявшую обозначение Kleintraktor.

Она не только стала базой для появления лёгкого танка сопровождения пехоты Pz.Kpfw.I, но и предопределила концепцию обычного германского танка по большому счету. В соответствии с данной концепцией, германский танк был машиной с кормовым размещением бензинового двигателя, трансмиссия и ведущие колёса которой пребывали в первых рядах. Башня устанавливалась на съёмной подбашенной коробке.

Быстроходный танк по-немецки. история создания среднего танка pz.kpfw.iii ausf.a
В первой половине 30-ых годов XX века один из Leichttraktor конструкции Rheinmetall взял свечную подвеску. Это стало первым шагом к будущему Pz.Kpfw.III

Появление танка Кристи только усугубило и без того незавидное положение Leichttraktor. Опыты по танку продолжались и в первой половине 30-ых годов XX века, но было разумеется, что время «лёгкого трактора» ушло. Американской машиной в Германии серьёзно заинтересовались. Более того, в соответствии с сведениям Питера Чемберлена, немцы склоняли Кристи трудиться на них, предлагая сумму в 1 миллион долларов. Но глава U.S. Wheel Track Layer Corporation продемонстрировал им на дверь.

Но, это не помешало германским инженерам из Rheinmetall-Borsig AG сделать собственную версию подвески Кристи. Её испытали на одном из L.Tr. Rhm., но дальше опытов дело не продвинулось, по крайней мере, с этим типом танка.

Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. В соответствии с первым прикидкам, оружие в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., клиентов в лице германских армейских в полной мере устраивало. Полноценные требования к новому типу танка показались мало позднее – в январе 1934 года.

27 числа 6-е Управление оружий, нёсшее ответственность за разработку бронетанковой техники, запустило процесс разработки танка с 37-мм пушкой, боевая масса которого оценивалась приблизительно в 10 тысячь киллограм. Разработка концепции танка шла в тесном сотрудничестве с концерном Krupp. Оружейному гиганту не терпелось «расквитаться» с компанией Daimler-Benz, которая незадолго до того утёрла Krupp шнобель, отхватив договор на подбашенных коробок и изготовление башен для La.S. (будущий Pz.Kpfw.I).

На Krupp рассчитывали, что смогут забрать реванш и взять договор на новую военную машину.

Но, в будущем события развивались не совсем так, как рассчитывали в Krupp. В 6-м Управлении оружий в полной мере справедливо полагали, что конкурсная база значительно лучше. Посему к весне 1934 года задание на разработку было выдано четырём компаниям: Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig.

Машина взяла обозначение Z.W. (Zugfuhrerwagen), другими словами «машина комвзвода». Кроме этого употреблялось обозначение Gefechtskampfwagen 3.7 cm, «военная машина с 37-мм пушкой». Наконец, именовали будущий танк и Vskfz 619, другими словами «умелая машина 619».

В соответствии с спецификации, созданной 6-м Управлением оружий, танк 10-тонного весового класса должен был иметь 300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку переключения передач ZF SSG 75. Оговаривалась и ширина трака, которая должна была составить 326 мм.

Так смотрелся Z.W. разработки Krupp. В работу отправилась только башня, мысль заодно сделать и сам танк понимания у 6-го Управления оружий не отыскала

Предложенные проекты по своим параметрам во многом были схожими. В собственных изучениях Томас Йентц и Хилари Дойл приводят только характеристики проектов Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall-Borsig. К тому же, и Krupp проводил подобные работы а также изготовил полноразмерный древесный макет.

В соответствии с имеющимся данным, боевая масса всех проектов оценивалась в 12 тысячь киллограм, протяженность составляла от 5,1 до 5,4 метра, ширина составляла около 2,6 метров, высота – порядка 2,4 метров. Увы, никаких графических материалов по изначальным проектам не сохранилось.

По итогам рассмотрения проектов, работы по шасси и башням поделили. До конца 1934 года компании Daimler-Benz и MAN взяли договора на изготовление одного шасси для Z.W. любая, Krupp и Rheinmetall-Borsig взяли договора, в соответствии с которым должны были выстроить по одной умелой башне. Конструкторы Krupp однако продолжили работы и по шасси, но в этом случае номера в стиле B.W. провернуть не удалось, и дальше древесного макета разработка не продвинулась.

Скоро из проекта вышла MAN, в следствии чего Daimler-Benz взяла договор на два умелых шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он стал называться 3.7 cm Geschutz-Kampfwagen, другими словами «военная машина с 37-мм орудием».

На пути к серии

Опытные образцы шасси Z.W. были изготовлены в августе 1935 года. К тому моменту танк опять переименовали – сейчас он начал называться 3.7 cm Geschutz-Panzerwagen, другими словами «бронемашина с 37-мм орудием». В один момент шли работы по башням, причём Krupp изготовил несколько, а две умелые башни.

Параметры изготовленных Daimler-Benz шасси пара отличались от изначальных черт Z.W. Машина оказалась на 40 см дольше и практически на 20 см шире. Как и потребовала спецификация, на танк был установлен 300-сильный двигатель Maybach HL 100 какое количество с КПП ZF SSG 75. Не обращая внимания на то что большая скорость автомобили оценивалась всего в 40 км/ч, стоит лишний раз напомнить о танке Кристи.

При массе в те же 12 тысячь киллограм он имел двигатель мощностью 343 лошадиные силы. Как возможно подметить, характеристики удельной мощности и боевой массы у танков достаточно родные, что несложным совпадением назвать сложно.

Продольный разрез башни разработки Rheinmetall-Borsig

Дополнительным указанием на то, что послужило для немцев примером при разработке Z.W., есть ходовая часть. Как уже упоминалось, ещё в первой половине 30-ых годов XX века на Leichttraktor обкатывался германский вариант подвески Кристи. Так вот, и на новый танк он перекочевал в не очень поменянном виде.

Нужно заявить, что германские инженеры по-своему подошли к вопросу свечной подвески. Их не устраивал тот факт, что элементы подвески занимали большой внутренний количество корпуса. Этого удалось избежать, разместив элементы подвески снаружи. Наряду с этим протяженность свечи была заметно меньше, чем у танков Кристи.

Меньшими по размеру были и опорные катки, каковые ставились по 5 штук на борт. К слову, весьма похожую по конструкции ходовую часть в первой половине 40-ых годов XX века применили американцы на истребителе танков Gun Motor Carriage T49. Кроме того число опорных катков было тем же – по 5 на борт.

Вряд ли и это было несложным совпадением.

Эта же башня установлена на шасси умелого Z.W., 1935 год

На этом, но, сходство с танком Кристи заканчивалось. Ведущие колёса и ленивцы на немецком прототипе употреблялись совсем другой конструкции, да и неспециализированная компоновка не имела с «американцем» ничего общего. Немцы применяли ленивцы громадного диаметра. Ведущие колёса, также громадного диаметра, имели не гребневое зацепление гусениц, а зубчатое.

Наряду с этим венец делался съёмным. Ведущие колёса, как и трансмиссия, пребывали в передней части корпуса, что разрешило существенно расширить количество боевого отделения. С траками конструкторам было нужно сделать отступление от изначального проекта и расширить их ширину до 360 мм.

Ничего общего с американским танком не имел и корпус. Он оказался достаточно широким. Наряду с этим в отделении управления размещался не только механик-водитель, но и стрелок-радист. Благодаря характерной «ступени» подбашенной коробки и наличию боковых смотровых устройств из отделения управления обеспечивался хорошей обзор. Толщина бронелистов корпуса варьировалась от 10 до 14,5 мм, снабжая защиту от пуль винтовочного калибра.

На умелых Z.W., но, употреблялась неброневая сталь.

На втором умелом Z.W. установили башню, созданную Krupp

К августу 1935 года готовься и башни других конструкций. Обе они проектировались трёхместными, наряду с этим командир экипажа был сзади орудия и имел командирскую башенку. В конструкции башен угадывалось влияние разработок по теме прототипа среднего танка Nb.Fz., и башни для La.S.

Особенно очень сильно влияние Nb.Fz. ощущалось в конструкции башни Rheinmetall. Командирская башенка была забрана с минимальными трансформациями, весьма похожими смотрелись и боковые люки, каковые, как и на Nb.Fz., откидывались назад. Наряду с этим неспециализированная форма башни очень сильно напоминала увеличенную конструкцию, которую Daimler-Benz создала для La.S.. Борта и корма башни представляли собой единую гнутую подробность, что было не отлично с позиций технологичности изготовления.

Орудийная установка имела внешнюю маску.

В таком виде башня отправилась на первые серийные Pz.Kpfw.III

Конструкторы Krupp при разработке собственного варианта кроме этого во многом отталкивались от идей, реализованных в башне для Nb.Fz. Как и конструкторами Rheinmetall, ими были во многом заимствованы боковые люки и командирская башенка. В один момент в Krupp проектировали башню для танка помощи B.W. (прототипа Pz.Kpfw.IV), неудивительно, что во многом башни этих двух танков оказались похожими.

По результатам опробований, проходивших в течение 1935 года, стало ясно, что Krupp со своей работой справилась значительно лучше. Был составлен перечень из 25 позиций, по которым в башню следовало внести трансформации, но это не очень омрачало неспециализированную картину.

Без громадной серии

В апреле 1936 года танк получил, наконец, наименование, под которым он всем известен. Отныне он стал Panzerkampfwagen III (3.7 cm), другими словами «бронированная военная машина III с 37-мм пушкой». В один момент ей присвоили сквозной индекс Sd.Kfz.141, другими словами «спецмашина 141».

А год спустя была выпущена серия из 10 танков, каковые взяли серийные номера шасси 60101–60110.

Серийный Pz.Kpfw.III Ausf.A из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Не смотря на то, что неспециализированная компоновочная схема, и башни и форма корпуса не изменились, серийные Pz.Kpfw.III Ausf.A достаточно очень сильно отличались от исходного Z.W. Прежде всего это касается ходовой части. Ведущие колёса и ленивцы переделали, последние стали меньшими по диаметру.

Мало второй была и конструкция подвески, в которой кроме этого установили амортизаторы для передних опорных катков. На танке показались смотровые лючки, а механик-водитель взял особый смотровой прибор для боевого вождения. Наконец, вместо двигателя Maybach 100 TR был установлен второй мотор – HL 108 TR количеством 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил.

Эта же машина на протяжении учений

Последовательность трансформаций претерпела и башня. Первый вариант орудийной маски признали неудачным, её было нужно переделывать. Помимо этого, изменилась конструкция командирской башенки.

По результатам эксплуатации стало известно, что пулемётным огнём башенных пулемётов довольно часто повреждалась антенна. Для предотвращения её повреждений под орудийной маской было установлено особое ограждение, которое отводило антенну.

Прекрасно заметно, что ходовую часть, если сравнивать с умелыми Z.W., переделали

Столь маленький размер первой серии (10 танков) во многом разъясняется проблемами с ходовой частью. Не смотря на то, что напрямую об этом не пишется, Наверное, немцы столкнулись с теми же симптомами, что советские армейские на более поздних модификациях БТ, а после этого на Т-34. Дело в том, что подвеска Кристи в собственном исходном варианте достаточно чувствительна к росту массы. При с Pz.Kpfw.III Ausf.A боевая масса достигла 15 тысячь киллограм, другими словами на 3 тонны (на четверть) больше, чем исходный проект Z.W.

Результатом перегрузки ходовой части стала увеличившаяся продольная раскачка корпуса, причём наличие амортизатора, возможно, не очень оказало влияние на неспециализированную картину. Неприятности, Наверное, проявились ещё на стадии опробований, потому, что ещё в начале 1936 года Daimler-Benz взяла договор на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной тележечной подвеской.

Танк из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии входе боевых действий в Польше. Сентябрь 1939 года

Не обращая внимания на неприятности с подвеской, Pz.Kpfw.III Ausf.A не только попали в армии, но кроме того мало повоевали. Обстоятельство была прозаичной: в то время в вермахте вторых средних танков просто не было. Трагикомичность обстановки была в том, что более тяжёлых Pz.Kpfw.IV, «танков помощи», выпускалось в то время больше, чем Pz.Kpfw.III.

В первый раз отметку количества выпуска 10 танков в месяц Pz.Kpfw.III удалось преодолеть лишь в июле 1939 года.

Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, и 5-й полк 3-й танковой дивизии. Автомобили достаточно широко применялись в манёврах вермахта и довольно часто попадали в объективы фотокамер. Первоначально они несли трёхцветный камуфляж, но к началу Второй мировой танки перекрасили в утверждённый с 1938 года тёмно-серый цвет. В составе тех же формирований танки принимали участие в битвах 1939 года.

Из первой линии их вывели лишь по окончании того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G.

Pz.Kpfw.III Ausf.A в одной из учебных частей. Танк сохранил уникальный трёхцветный камуфляж

На этом работа первых Pz.Kpfw.III отнюдь не закончилась. Танки перешли в разряд учебных автомобилей, их распределили по тренировочным центрам. Наряду с этим с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум несколько лет.

Совсем Pz.Kpfw.III Ausf.A списали лишь по износу.

Подвергшийся переделке танк. На нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара Notek. Кроме этого позади ставили дымовые гранатомёты

Не обращая внимания на столь неоднозначный дебют, неудачным Z.W. назвать очень сложно. Да, его ходовая часть подкачала, и с ней было нужно мучиться ещё несколько лет. Однако, в целом, как первый германский средний танк машина оказалась весьма хорошая.

Запас по вероятной модернизации у неё был впечатляющим. Pz.Kpfw.III последних модификаций были более чем в полтора раза тяжелее, чем Pz.Kpfw.III Ausf.A, а толщина их лобовой брони выросла в 3 раза.

Уже к 1939 году машина стала чуть ли не лучшим средним танком мира, и лишь встреча на поле боя с Т-34 принципиально поменяла эту весёлую для немцев картину. Не смотря на то, что нужно сообщить, и советскую машину Pz.Kpfw.III превосходил по некоторым параметрам, в особенности по обзорности. Но, история превращения Z.W. из «гадкого утенка» в один из лучших танков начального периода Второй мировой в полной мере хороша быть темой отдельного рассказа.

литература и Источники:

  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Фотоархив автора

источник: http://warspot.ru/5911-bystrohodnyy-tank-po-nemetski

PzKpfw III История создания немецких танков

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: