Первые средние. маневренные танки т-12 и т-24. часть 1

      Комментарии к записи Первые средние. маневренные танки т-12 и т-24. часть 1 отключены

В1922 г., в соответствии с заявленными в марте 1921 г. новыми техническими требованиями, прошел второй конкурс на разработку лучшего проекта отечественного танка. Одним из условий при рассмотрении проектов являлось применение в силовых установках автомобилей двигателей, трудившихся на керосине. Для дискуссии были представлены семь проектов, но ни один из них не приняли лучшим.

Создавшейся ситуации содействовало пара обстоятельств:

  • — отсутствие единого координирующего центра (с роспуском Броневого управления этим ведало Артиллерийское управление, которое было загружено собственной яркой работой);
  • — отсутствие руководящего технического центра в индустрии, снабжавшего неспециализированное управление танкостроением — производством оружия, брони, двигателей, второстепенных агрегатов и движителей.

С броней и вооружением дело в то время обстояло более либо менее благополучно, но двигателей отечественная индустрия в 1922 г. дать еще не имела возможности, а гусеничный движитель еще лишь изучался.

В 1923 г. управление танкостроением возложили на Основное управление военной индустрии (ГУВП), на одном из совещаний которого была принята следующая программа работ:

«1. Понять и систематизировать опыт, что имеется у нас сейчас.
2. Отработать материалы по ним и готовить кадры танкистов.
3. Изучить танкостроение по заграничным материалам…
4. Начать разработку новой экспериментальной модели танка…»

6 мая 1924 г. глава ГУВП П.А.Богданов утвердил особое положение о создании Технического (Танкового) бюро (Т-бюро)[1], которое возглавил СП. Шукалов. Для организации работы бюро с Путиловского, Ижорского, Обуховского фабрик, Артиллерийского управления и Ленинградского Арсенала РККА на срок от двух до полугода привлекались самые опытные и талантливые конструкторы.

В сентябре того же года при ГУВП ВСНХ СССР организовали межведомственную Рабочую группу по танкостроению под руководством Е.Г. Смысловского, которая просуществовала один год и свернула свою деятельность в связи с развертыванием работ по танкостроению в Техническом бюро. Эта рабочая группа занималась определением тактико-технических требований (ТТТ) для танков, каковые и легли в базу первых проектов Технического бюро.

Активное участие в деятельности рабочей группы принимали П.С. Озеров, А.В. Рожков, Кара-чан.

В следствии был подготовлен доклад «Об организации работ в области танкостроения», что заслушали 8 октября 1924 г. на совещании управления ГУВП.

Среди типов боевых автомобилей в докладе в первый раз были упомянуты «маневренные танки» — «танки, талантливые оказать требуемое содействие при преодолении укрепленных позиций маневренного типа, другими словами сооруженных в течение непродолжительного промежутка времени. Такие танки не должны составлять постоянного организационного соединения с войсковыми частями, а должны придаваться им в виде особых танковых средств в мере необходимости».

В докладе приводились кроме этого и кое-какие характеристики маневренного танка:

«…вес 16,4 т — не больше предельной нагрузки обычной ЖД платформы грузоподъемностью 1000 пудов, размеры не должны быть больше пределов, допускающих свободную перевозку по русским и заграничным железным дорогам, другими словами высота не более трех метров, ширина не больше 3,15 м, переезд самоходом на расстояние до 300 км, преодоление канавы шириной до 2,5 м, уклон до 45градусов, крен до 30 градусов, броня—лоб, борт 20 мм, башня 26 мм, крыша, дно 6-8 мм, скорость до тридцати километров/ч, двигатель 4-тактный, низкого сжатия, стремительного сгорания, трансмиссия механическая…»

В конце 1924 г. в Столичном техническом бюро ГУВП под управлением СП. Шукалова выполнили (в соответствии с ТТТ, определенными Рабочей группой) проекты маневренных (средних) танков. Это были уникальные проекты восемнадцатитонного танка ГУВП* и шестнадцатитонного ГУВП**.

По внешнему виду танк ГУВП* напоминал бронепоездную площадку на гусеничном ходу, в носовой части корпуса которой размешалась башня с 76,2-мм короткоствольной пушки обр. 1913 семь дней. В шаровых опорах, расположенных в бортовых и кормовом страницах корпуса, устанавливались три сдвоенных пулемета совокупности Федорова калибра 6,5 мм. Для наблюдения за полем боя служила командирская башенка со стробоскопом.

Первые средние. маневренные танки т-12 и т-24. часть 1

Противопульную защиту предполагалось изготавливать из катаных броневых страниц толщиной 13 мм. В танке планировалось установить карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Риккардо» мощностью 150 л.с. (110 кВт), закупленный в Англии числом шести экземпляров. Применение в танке этого двигателя, имевшего громадные габаритные размеры, стало причиной громадной высоте автомобили.

Не совсем удачно размещался и экипаж танка.

Расчетная большая скорость танка составляла 20,9 км/ч. Запас хода достигал 150 км.

При рассмотрении в Артиллерийском управлении проект танка не утвердили, но признали его пригодным для предстоящей переработки.

Проект танка ГУВП** отличался от проекта танка ГУВП* оружием, усиленной броневой конструкцией и защитой ходовой части. В носовой части автомобили во вращающейся башне вместо 76,2-мм пушки устанавливалась 45-мм пушка, а в кормовой части — малая пулеметная башенка. Предполагалось дополнительно разместить в бортовых шаровых опорах два сдвоенных пулемета совокупности Федорова.

Большая толщина катаных броневых страниц составляла 22 мм. Экипаж сократили с шести до пяти человек. Но данный проект кроме этого не взял развития.

В итоге Бюро приостановило переработку громадного маневренного танка массой 18 т и

«с целью уменьшения масштаба ответственности и риска»

перешло на проектирование малого полкового танка массой 3—4 т.

В середине 1925 г. ГКБОрудийно-арсеналь-ного треста (ОАТ) в инициативном порядке приступило к проектированию маневренного танка. Но из-за большого объёма и малочисленности коллектива текущих работ дело ограничилось лишь эскизными проработками.

Маневренный танк Т-12

Полномасштабные конструкторские работы по новому маневренному танку развернулись лишь по окончании утверждения 2 июня 1926 г. трехлетней программы танкостроения, которая предусматривала в течение трех лет оснастить Красную Армию всеми видами современной бронетанковой техники. Так, 17 ноября 1927 г. ГКБ ОАТ взяло задание на проектирование маневренного танка под обозначением «Т-12».

Для постройки освоения образца и опытного танка в будущем его серийного выпуска выяснили Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). Заказ №146/оп на изготовление опытного образца танка Т-12 с металлическим корпусом по указаниям и чертежам ОАТ, 7-й секции Арткома и 5-го отдела Артиллерийского управления был выдан ХПЗ 18 сентября 1928 г. В осеннюю пору того же года на заводе создали особое танковое конструкторское бюро (КБ).

В состав КБ завода по танку Т-12 входили инженеры-конструкторы Иван Никанорович Алексенко (заведующий бюро) и Евгений Тимофеевич Дикалов, конструкторы Алексей Алексеевич Алферов, Иван Васильевич Александр и Дудка Александрович Морозов, и еще три человека, а также один чертежник и один копировщик. Возглавлял техническую контору, в состав которой входило КБ, инженер-конструктор Евгений Тимофеевич Воронков.

Неспециализированное управление работ по новому танку осуществлял С.П. Шукалов, ведущими конструкторами автомобили были В.И. Заславский и Б.А. Андрыхевич, от ХПЗ за создание Т-12 отвечали глава производства завода М.М. инженер и Андриянов С.Н.

Махонин.

На момент заключения соглашения на изготовление танка Т-12 чертежей его еще не существовало. 15 октября 1928 г. по заказу Артиллерийского управления РККА ОАТ обязал ГКБОАТ подготовить рабочий проект автомобили, что предписывалось закончить к началу 1929 г. Производство решили вести параллельно с изготовлением чертежей.

Первоначально на танке планировалось установить переделанный 200-сильный летный двигатель «Испано-Сюиза», но позднее, в феврале 1929 г., переориентировались на отечественный танковый восьмицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. (при 1800 об/мин.), создаваемый на заводе «Коммунист» под управлением А.А. Микулина (заказ №АО2032 на двигатель был выдан заводу «Коммунист» 29 февраля 1928 г.).

Планетарную коробку передач для танка изготовили и испытали зимний период 1928/29 г. в виде модели в 1/3 натуральной величины. По окончании опробования модели приступили к изготовлению опытного образца. Главные рабочие чертежи всего танка завод взял в Феврале—мая 1929 г.

направляться подчернуть, что главным руководящим ответом в области танкостроения в первые годы первой пятилетки стало распоряжение Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. В нем была дана количественная программа, которая рассматривалась как минимальная. В этом распоряжении подчеркивалось, что в связи с ростом материальной базы танкостроения — тракторной индустрии — ответственной задачей являются умелые работы, широкое развертывание умелого строительства новых образцов бронетанковой техники.

Так началась новая эра отечественного танкостроения — время его бурного развития, производства опыта и накопления проектирования, подготовки кадров организаторов, конструкторов, технологов, многим из которых довелось в годы ВОВ сыграть известный роль в отечественной танковой индустрии.

Опытный образец танка Т-12 существенно отличался от проекта. По начальному эскизному проекту машина была трехбашенной: одна пулеметная башня размешалась перед орудийной, вторая пулеметная — на крыше орудийной. Но установку передней башни признали нецелесообразной, и третий пулемет разместили в левом борту орудийной башни.

Если сравнивать с проектом протяженность корпуса танка увеличилась. Подверглись трансформациям силовая установка и ходовая часть. По одному из вариантов на Т-12 предусматривалась установка шестицилиндрового карбюраторного двигателя компании «BMW» либо компании «Сидней-Пума».

Но эти двигатели имели достаточно громадную длину и не помещались в моторно-трансмиссионном отделении танка. Помимо этого, для танка, кроме двигателя А.А. Микулина, под управлением Л.Б. Беккермана проектировался двигатель Т-12 подобной мощности (180 л.с. (132 кВт). Но изготовление этих двигателей так и не завершили.

Было нужно применять летный карбюраторный двигатель М-6 мощностью 260 л.с. (191 кВт), задросселированный до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин., для чего было нужно переделать коробку тормоза и передач.

Краткое описание конструкции Т-12

Компоновочная схема танка Т-12 отличалась от хорошей двухъярусным размещением оружия в громадной и малой башнях (высота танка составляла 2,95 м). В громадной башне пребывали 45-мм танковая пушка совокупности Соколова (начальная скорость боеприпаса — 600 м/с) и две независимые шаровые установки с 6,5-мм сдвоенными танковыми пулеметами совокупности Федорова-Иванова обр. 1925 г. в переднем и левом бортовых страницах башни.

Но на выпущенном умелом примере вместо сдвоенных пулеметов совокупности Федорова-Иванова установили 7,62-мм пулеметы совокупности Кольта. На крыше громадной башни пребывала малая башня с подобной пулеметной установкой. Она имела свободное вращение от громадной башни. Боекомплект танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам.

При проведении опробований оружие в башне не устанавливалось.

В состав экипажа автомобили входили четыре человека. Механик-водитель размешался в отделении управления у правого борта корпуса автомобили. В громадной башне размещались два члена экипажа: командир экипажа (он же наводчик) и заряжающий (он же пулеметчик). В малой башне оборудовалось рабочее место пулеметчика.

Громадная башня имела ручной механизм поворота, для вращения малой башни употреблялся спинной упор.

башни и Броневая защита корпуса — противопульная. Соединение броневых катаных страниц, имевших толщину 12 (днище и крыша) и 22 мм (лоб, борт, башни и корма корпуса), производилось посредством заклепок. Стыки броневых страниц корпуса герметизировались.

Башня танка в плане представляла собой неверный девятиугольник, устанавливалась на шариковом погоне (диаметр 2000 мм) и имела механизм поворота с ручным приводом.

башни и Корпус опытного образца автомобили изготовил Ижорский завод, наряду с этим были использованы страницы из конструкционной (не броневой) стали. Боевая масса танка превысила расчетную практически на 3,5 т и составляла около 19,5 т.

В кормовой части корпуса на протяжении продольной оси танка устанавливался летный четырехтактный восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения с сухим картером, задросселированный (методом понижения степени сжатия) до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Емкость топливных баков составляла 400 л. Запас хода танка по шоссе достигал 160 км (радиус действия 80 км).

В совокупности охлаждения двигателя употреблялся радиатор с вентилятором Сирокко, что имел привод от коробки передач через ведущую коническую шестерню главного вала.

Трансмиссия автомобили складывалась из главного фрикциона (дискового с накладками феродо), четырехступенчатой реверсивной планетарной коробки передач с наружным зацеплением шестерен, несложного дифференциала с фрикционными тормозами (в качестве механизма поворота) и двух несложных бортовых редукторов. дифференциал и Коробка передач были выполнены в одном картере.

Потом, по итогам опробований, было создано пара вариантов конструкции тормозов, из которых лучшей признали конструкцию плавающих ленточных тормозов, предложенную В.И. Заславским.

Большая скорость танка по шоссе составляла 26 км/ч.

Подвеска танка — блокированная, пружинная (восемь свечей). В качестве прототипа употреблялась конструкция подвески малого танка Т-18 (МС-1). На каждом борту устанавливались четыре тележки с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра в каждой и четыре сдвоенных поддерживающих катка, каковые имели наружную амортизацию. Опорные катки на осях тележек монтировались на роликовых подшипниках.

Направляющие колеса громадного диаметра имели механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса зубового зацепления с гусеницами размещались позади. Любая гусеница планировала из 140 литых траков и 140 пальцев. Помимо этого, в ЗИП танка укладывались 70 запасных траков. В будущем предполагалось заменить литые траки штампованными.

Среднее давление на грунт равнялось 0,45 кгс/см? (при погружении гусениц на 100 мм).

В кормовой части корпуса крепился удлинитель («хвост») длиной 0,7 м для преодоления широких рвов (до 2,65 м). Протяженность танка с «хвостом» составляла 6,28 м, высота 2,95 м, ширина — 2,81 м. Танк имел возможность преодолевать ров шириной 2,6 м, брод глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой 1,0 м.

Электрооборудование автомобили было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электричества употреблялись генератор и аккумуляторная батарея РА-225/12. Средств связи танк не имел.

  1. Центральное бюро по проектированию танков пребывало в Москве и под разными наименованиями просуществовало до 1932 г. (в 1926-1929 гг. — Основное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста, либо ГКБОАТ; в 1930г. — ГКБВООРПО (Основное конструкторское бюро Всесоюзного орудийно-оружейно-пулеметного объединения); в 1931-1932 гг. — КБ №3 Оружобъединения).

источник: М. Павлов, И. Павлов «Первые средние. Маневренные танки Т-12 и Т-24» «Техника и оружие» Октябрь 2012

От кольчуги до брони. История танков Т-12 и Т-24

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: