Торпеды периода русско-японской войны

      Комментарии к записи Торпеды периода русско-японской войны отключены

Торпеды периода русско-японской войны

Калибр аппаратов определялся калибром торпед. К 1904 г. на вооружении японского флота состояли торпеды: 45 см калибра с зарядом около 90 кг и скоростью 27 узлов на 2000 м и 24 узла на 3000 м, снабженные прибором Обри; 37,5 см с зарядом 60 кг и дальностью 10 каб. без прибора Обри.
45 см торпеды числом 163 штук были наготовлены для Японии заводом Уайтхеда в 1904 г. Торпеды с боевым зарядным отделением имели хорошую плавучесть по окончании израсходования всего воздуха и были снабжены особыми ножами для прорезания сетей.

При стрельбе боевой торпедой в нее вставлялся патрон с фосфористым кальцием.

Операции у Порт-Артура.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. японскими миноносцами (истребителями) была произведена ночная торпедная атака судов русской эскадры, находившейся на якоре на Порт-Артурском рейде; эскадра стояла с огнями, кое-какие суда были освещены больше обычного, поскольку грузили уголь. В атаке приняло участие 10 миноносцев, подразделенных на 3 отряда. Атака была произведена поотрядно с трех направлений последовательно.

С 23 ч. 33 м. до 23 ч. 50 м., т. е. в течение 17 мин., 8 миноносцев выпустили по самый освещенным судам 14 торпед одиночными выстрелами. 2 миноносца произвели выпуск торпед еще позднее, в 0 час. 30 мин. и 0 час.

50 мин. Всего было выпущено 16 торпед.

Русские суда открыли огонь по японским миноносцам в 23 ч. 37 м., т. е. через 4 60 секунд по окончании начала атаки. На протяжении атаки два японских миноносца столкнулись, причем один из них — Оборо взял повреждения, а потому нападал последним.
Из 16 торпед попали в русские суда и взорвались лишь три. Броненосец Ретвизан взял попадание в левый борт и имел пробоину между 16 и 23 шпангоутами размером 20х12 фут (6,1 X 3,7 м) и крен 5° по окончании выравнивания. Броненосец Царевич взял пробоину в 20×17 фут (6,1 X 5,2 м) на левом борту и имел крен 6°.

Крейсер Паллада взял попадание торпедой в левый борт между 68 и 75 шпангоутами и имел пробоину 21х11 фут (6,4 X 3,4 м) и крен 5°. По окончании ремонта эти три корабля опять вступили в строй.
На следующий сутки (9.02) на Порт-Артурском рейде было обнаружено 3 плававших торпеды.
Успех атаки разъясняется лишь тем, что атака была неожиданностью для русского флота, что не показал должной бдительности во время натянутых взаимоотношений с Японией. Суда находились на якоре (неподвижная цель) и были освещены. Пребывавшие в дозоре два русских миноносца поздно донесли о подходе японских миноносцев.

В один момент днем 8.02 канлодка Кореец была атакована на ходу в районе Чемульпо двумя японскими миноносцами, выпустившими в нее три торпеды. Канонерская лодка уклонилась, и атака была бесплодна.
10.02 японскими миноносцами была произведена на находившийся на мели броненосец Ретвизан ночная торпедная атака, не давшая, но, результата. Во время с 20 по 25.02 были произведены ночные торпедные атаки по разным судам, пребывавшим в сторожевом охранении у Порт-Артура. Любой раз в наступление посылался отряд миноносцев. Всего с 10 по 25.02 японцы выпустили 11 торпед.

Атаки отражались огнем батарей и русских кораблей и успеха не имели.

23.06 русская эскадра вышла в море, сделав первую попытку прорваться во Владивосток, но, встретив в 20 милях от Порт-Артура японскую эскадру, повернула обратно. Ночью русская эскадра подверглась торпедной атаке японских миноносцев. Прежде всего были атакованы концевые корабли эскадры крейсера Паллада и Новик.

В Палладу было выпущено 7 торпед, из них 2 прошли под носом крейсера, а 5 под кормой. Ночные атаки миноносцев длились в течение 4 часов, причем русская эскадра подвергалась атакам и по окончании того, как она стала на рейд на внешнем Порт-Артурском рейде. Все атаки были бесплодны, ни одного попадания достигнуто не было; русские суда уклонялись от торпед, выпущенных в основном с громадных расстояний.

В течение данной ночи японские миноносцы произвели 30 атак, на протяжении которых они выпустили 38 торпед. На следующий сутки утром было обнаружено на берегу и плававшими на рейде 12 торпед. В атаке учавствовали 36 миноносцев.

Одна торпеда попала в японский же миноносец Чидори.
Русский флот торпедами не стрелял. От огня артиллерии русских судов погибли два японских миноносца.
Во время с 26.06 по 24.07 японские миноносцы произвели семь ночных торпедных атак на крейсера, канонерские лодки и миноносцы русского флота, пребывавшие в сторожевом охранении у Порт-Артура. За это время было выпущено 19 торпед, атаки успеха не имели.

24.7 ночью два японских минных катера нападали в бухте Тахэ русские миноносцы, маневрировавшие на малом ходу, и выпустили 3 торпеды. Одна торпеда попала в левый борт миноносца Лейтенант Бураков, вторая в Бедовый. Лейтенант Бураков приткнулся к берегу и переломился, Бедовый был очень сильно поврежден, но на буксире доведен до базы.

10.7 русский флот вышел в море, опять собираясь прорваться во Владивосток, но по окончании боя в Желтом море с японским флотом был должен повернуть обратно. Ночью суда русской эскадры подверглись торпедной атаке 46 японских миноносцев с разных направлений. Атака миноносцев длилась в течение 6,5 часов.

Миноносцами была выпущена 41 торпеда, но напрасно; от атак и выпущенных торпед русские суда удачно уклонялись, увидев вспышки торпедного выстрела благодаря пороховой стрельбы. Большое количество торпед было выпущено с дистанции, превышавшей дальность торпед. Ночью след торпед, благодаря фосфоричности воды, был на большом растоянии и прекрасно виден, что разрешало уклоняться от них. Из всех торпед попала одна в броненосец Полтава, но и она при ударе не взорвалась.

Два японских миноносца взяли повреждения от огня артиллерии русских судов.

На протяжении осады Порт-Артура броненосец Севастополь вышел в море и стал у мыса Белый Волк, где во время с 9 по 16.12 подвергся шести ночным торпедным атакам минных катеров и миноносцев. Атаки миноносцев отражались артиллерией броненосца и двух миноносцев. В течение шести ночей в Севастополь было выпущено 42 торпеды.

В борт броненосца попали две торпеды, в миноносец Сторожевой одна, в противоторпедные корабельные сети одна и в сети боновых заграждений две. В атаке на Севастополь приняло участие 30 миноносцев, 3 минных катера и 2 минных заградителя. В следствии двух попаданий торпедами Севастополь приткнулся к мели.

Так, в операциях в районе Порт-Артура японским флотом был выпущено 170 торпед, из них попало в русские суда и взорвалось лишь 8, т. е. успешность торпедных атак составляла 4,7%.
Буксировка торпеды вплавь.

Ночью 14.07.04 мичман Иокоо с броненосца Фудзи подошел на шлюпке с 4 гребцами, имея у борта торпеду, к находившемуся у Порт-Артура боновому заграждению. Шлюпка с одним матросом была покинута у бона, а остальные вплавь буксировали торпеду на рейд. В это-время на рейде судов не выяснилось, а потому пловцам было нужно возвратиться.

На обратном пути к бону они были обнаружены и обстреляны, причем один человек был ранен.

Стрельба торпедами по боновым заграждениям. Для разрушения боновых заграждений, поставленных русскими на внешнем Порт-Артуроком рейде и для защиты броненосца Севастополь, находившегося в бухте Белый Волк, японские миноносцы пользовались торпедами, выпускавшимися по поверхности воды в бон. После этого через появившееся в нем отверстие миноносцы стреляли торпедами по Севастополю.

Для разрушения боновых заграждений японцы использовали кроме этого подрывные патроны.

Цусимский бой.

Японские миноносцы создавали дневные и ночные торпедные атаки; в атаке принимали участие 43 миноносца.

В дневном бою было выпущено 25 торпед. Стреляли торпедами не только миноносцы, но и громадные суда. Броненосцы Микаса и Якумо с дистанции 10 каб. выпустили по торпеде в броненосец Суворов, авизо Чихая выпустил 3 торпеды в него же и 2 торпеды в броненосец Бородино, авизо Тацута — одну торпеду в вспомогательный крейсер Урал.

Трем торпедным атакам подвергся уже подбитый в артиллерийском бою Суворов. Первая атака была произведена в 3 ч. 21 м., вторая в 4 ч. 28 м. На протяжении этих двух атак в Суворов было выпущено 15 торпед с дистанции; 4 — 9 каб., но так как броненосец имел движение 8 — 10 узлов и отстреливался, то ни одна торпеда в него не попала.

Третья атака была произведена в 7 ч. 20 м. четырьмя миноносцами, выпустившими в броненосец 8 торпед с дистанции 2-3 каб.; сейчас броненосец имел самый небольшой движение и оборонялся лишь одной 75 мм пушкой. Из 8 торпед, возможно, попали 3. В 7 ч. 30 м, Суворов затонул. В дневном бою было выпущено еще 7 торпед в Бородино, крейсера и Урал, из них попали 2 торпеды в Урал и Бородино, причем в Урал была выпущена торпеда уже по окончании того, как он был очень сильно поврежден и покинут командой.
Так, из 30 торпед, выпущенных в дневном бою, в русские суда: попали 5. Успешность атак выражается, следовательно, в 16,7%.

Относительно большой процент успешности торпедных атак разъясняется тем, что все суда: Суворов, Бородино и Урал, в каковые попали торпеды, были предварительно очень сильно повреждены артиллерийским огнем и в момент попадания торпед не имели хода (Урал) либо имели самый небольшой движение (Суворов, Бородино).
Эти атаки продемонстрировали полную возможность применения торпедного оружия в дневном бою для уничтожения неприятельских судов, поврежденных артиллерийским огнем. Использование торпед с громадных судов, не смотря на то, что и не имело успеха, но опыт продемонстрировал, что при малых расстояниях боя оно вероятно.

Ночью адмирал Того с громадными судами отошел от русского флота к о-ву Дажелет, а на русскую эскадру отправил в наступление миноносцы с трех направлений (N, О, S). У места боя остались лишь вспомогательные крейсера, которым было разрешено задание захватывать утратившие боеготовность русские суда, и освещать их прожекторами, помогая миноносцам их отыскивать. Погода была свежая, но ветер стихал, волна же была громадная, качка доходила до 50°.

Ночные атаки начались с 20 ч. 10 м. Сейчас русский отряд складывался из 9 судов. Сперва русские суда включили боевое освещение и временами светили прожекторами, но скоро освещение было отключено, и атака японских миноносцев была затруднена. Большинство миноносцев шла о S,. а потому они вошли в соприкосновение с концевыми судами.

В русские суда миноносцы выпустили 34 торпеды. 4 отряда миноносцев атаки не произвели, поскольку не нашли русских судов. Атака миноносцев была затруднена еще тем, что русские суда часто меняли направления.

Японские миноносцы имели созданный замысел последовательного производства ночных атак по отрядно. При исполнении их миноносцы были полностью затемнены, никаких огней они не несли.

На протяжении атаки 6 миноносцев столкнулись и вышли из строя. Из 34 торпед в русские суда попало б, т. е. 17,6%. Броненосец Сисой Великий взял попадание в корму, благодаря чего был должен уменьшить движение и отделиться от отряда; в броненосец Наварил попали 3 торпеды, по окончании попадания третьей торпеды он затонул; крейсер Нахимов взял попадание в носовую часть, а крейсер Владимир Мономах в правый борт.
Успех торпедных атак разъясняется тем, что русские суда сперва имели боевое освещение и включили прожекторы. Вл. Мономах подпустил близко японские миноносцы, приняв их за собственные, а потому и взял попадание одной торпедой.

Крейсера Олег и Аврора пара раз подвергались атакам миноносцев, но удачно от них уклонялись, поскольку вовремя подмечали вспышки пороховых зарядов при выстреле; эти крейсера насчитали 17 выстрелов торпедами.

Утраты японцев: погибли 3 миноносца, 7 стали жертвами огня артиллерии русских и 6 столкнулись на протяжении ночной атаки.

Через день после Цусимского боя при преследовании оставшихся судов русской эскадры крейсер Дмитрий Донской ночью был атакован 2-м отрядом японских миноносцев; в него были выпущены 3 торпеды с дистанции 300 — 400 м, попаданий не было.

Атака японскими миноносцами Владивостокских крейсеров. Крейсера Владивостокского отряда в одну из операций у берегов Японии (1.07.05) были атакованы ночью японскими миноносцами в Корейском проливе. Миноносец ± 61 выпустил одну торпеду в концевой крейсер, но не попал.

Итоги торпедных атак японского флота.

Неспециализированное число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 170
в Цусимском бою 67
в операциях против Владивостокских крейсеров 1
Итого 238 торпед.

Цифра 238 есть приближенной и минимальной,
В русские суда попали 19 торпед, что образовывает 8%.
В суда, находившиеся на якоре и лишившиеся хода, из 66 выпущенных в них торпед попало 9 (13,6%).
Атаки судов на ходу дали 10 попаданий из 172 выпущенных торпед (6,8%).

От взрыва торпед погибли броненосцы Наварин по окончании третьего попадания, броненосец Суворов по окончании третьего попадания (до этого был очень сильно поврежден артиллерийским огнем). От взрыва одной торпеды погибли броненосец Бородино (до этого был поврежден артиллерийским огнем), миноносец Лейтенант вспомогательный крейсер и Бураков Урал. Имели повреждения, но не погибли от взрыва одной торпеды 3 броненосца, 3 миноносца и 2 крейсера.
На протяжении ночных атак было выпущено 205 торпед, т. е. 86%, а на протяжении дневных 33, т. е. 14%.
Торпеды были выпущены судами разных классов: броненосцами 2, крейсерами и авизо 5, миноносцами 223, минными катерами 5, минными заградителями 2.
Погибли при атаках 6 японских миноносцев, взяли повреждения от огня артиллерии 9 и при столкновениях 7.

Русский флот.

Русский флот имел в составе Порт-Артурской эскадры 25 миноносцев водоизмещением от 240 до 350 т, со скоростью хода 26 — 27 узлов; в составе 2-ой Тихоокеанской Владивостокской 9 эскадры и эскадры миноносцев 10 миноносцев (120 — 140 т) и 6 миноносок (22 — 24 N). Миноносцы были вооружены в основном двумя однотрубными торпедными аппаратами. крейсера и Броненосцы имели подводные и подводные аппараты.
На вооружении флота состояли торпеды: 45 см с зарядом 70 кг и скоростью 20 узл. на 3 000 м и 25 узл. на 2 000 м с прибором Обри; 38 см с зарядом 65 кг и дальностью 3 каб. при скорости 29 узл. без прибора Обри.

Операции у Порт-Артура.

В разных операциях при обороне Порт-Артура торпедные атаки производились минными катерами и миноносцами по транспортам и японским кораблям. Всего было выполнено 16 атак, из них 12 катерами и 4 миноносцами. При отражении брандеров, которых японцы пробовали затопить на входном фарватере, миноносцы потопили торпедами 2 брандера до их подхода. 15.07.04 миноносец Расторопный потопил торпедой транспорт, что затонул, но не сходу.

Миноносцы, пребывавшие в дозоре стреляли торпедами по миноносцам соперника; они выпустили 5 торпед и имели одно попадание. 13.12. минный катер с броненосца Победа потопил торпедой японский миноносец. Так, из 16 торпед попало в суда соперника 5, т. е. 31°/0.

Цусимский бой.

Замысла активных действий для миноносцев не было. В приказе по 2-ой Тихоокеанской эскадре указывалось, что на протяжении дневного боя миноносцы должны пребывать вблизи флагманских судов и при их повреждений выручать с них флагманов и штабы. Ночью миноносцы держались на видимости громадных судов, благодаря чего было тяжело отличать собственные миноносцы от миноносцев соперника.

Попадание торпедой с японского миноносца в крейсер Владимир Мономах потому и случилось, что крейсер принял подошедший к нему японский миноносец за собственный. Через день после Цусимского боя миноносец Громкий днем выпустил две торпеды в преследовавший его японский миноносец Сирапун, но не попал.

Применение торпедного оружия Владивостокским отрядом.

В районе Гензана 26.04.04 отряд крейсеров с двумя миноносцами встретил японский армейский транспорт Киншю-Мару, что по окончании своза команды был потоплен двумя торпедами, выпущенными с миноносцев. 2.06 днем крейсера встретили армейские транспорты Садо-Мару и Хитаци-Мару. Крейсер Рюрик выпустил две торпеды в Садо-Мару.

Транспорт взял две пробоины с различных бортов, благодаря чего был сильно-поврежден, но держался на плаву и ночью ушел. Крейсер Громовой выпустил одну торпеду в Хитаци-Мару, что взял пробоину и был потоплен артиллерийским огнем. 16.06 миноносец потопил торпедой в Гензане японский транспорт Того-Мару.

14.08 в сражении у Урусана крейсер Рюрик, отставший от вторых крейсеров, выпустил торпеду в японский крейсер Ивате, но не попал.

Стрельба торпедами по своим поврежденным судам.

Миноносец Ужасный выпустил торпеду в крейсер Боярин, подорвавшийся на собственной мине в заливе Талиенван; торпеда нормально вышла из аппарата, но скоро след ее провалился сквозь землю, взрыва не последовало. 13.05 миноносец Выносливый для потопления миноносца Внимательного, севшего на камни в Голубиной бухте, выпустил в него две торпеды.

Итоги торпедных атак русского флота.

Неспециализированное число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 16
в Цусимском бою 2
в операциях Владивостокского отряда 7
Итого 25 торпед.

Цифра 25 есть минимальной.
Помимо этого, для уничтожения собственных поврежденных судов были выпущены 3 торпеды.
Из выпущенных торпед попали в миноносцы и неприятельские транспорты 10.
Торпедами потоплены: 1 миноносец, 1 армейский транспорт, 2 парохода, 2 парохода-заградителя; повреждены: 2 военных транспорта и 1 миноносец.
На протяжении ночных атак выпущено 16 торпед, а на протяжении дневных 9.

Выводы.

Опыт русско-японской войны продемонстрировал полную возможность применения торпедного оружия в дневном бою.
Русско-японская война дает пример широкого применения торпедного оружия в ночном бою.
При родных расстояниях боя, в особенности в условиях нехорошей и малой видимости, в полной мере вероятно применение торпед с громадных судов.
Заряды торпед в 70-90 кг были недостаточными для уничтожения броненосцев а также крейсеров. Для потопления броненосца требовалось попадание 2-3 торпед, а для потопления транспорта 1-2 торпед.
Недочёты выбрасывания торпед из аппаратов порохом со всей очевидностью выявились при ночной стрельбе. При пороховой стрельбе от выстрела получалась вспышка, которая была прекрасно видна. Русские суда, увидев вспышки торпедных выстрелов японских миноносцев, удачно уклонялись от торпедного залпа.
Данный опыт в мировую войну учтен не был, и лишь в конце ее в различных флотах начали проводиться опробования по беспламенной стрельбе.
След торпеды в условиях штилевой погоды на большом растоянии обнаруживался, ночью он был заметен, благодаря фосфоричности воды, что разрешало судам уклоняться от торпеды.
Успешность торпедных стрельб японского флота направляться признать низкой, что возможно растолковано низким уровнем техники и тактики торпедного оружия. Правила торпедных стрельб были несовершенны, стрельба велась одиночными выстрелами. Меткость торпед была малой, не обращая внимания на то, что выстрелы при ночной стрельбе производились с малых расстояний порядка 2-3 каб.

Устройства Обри были установлены не на всех торпедах и были еще слабо освоены.
На протяжении ночных атак были использованы прожекторы, причем выявились преимущества и недочёты для того чтобы их применения.

В качестве бонуса выкладываются фотографии одного из двух минных катеров броненосца Mikasa, останки которого были обнаружены японцами по окончании сдачи Порт-Артура. Обе фотографии отправлены японским сотрудником Yasaka.

Для администрации. Загрузку фотографий создавал по всем правилам, не обращая внимания на это, видна только часть изображения, размеры которого перед загрузкой уменьшать не стал. Последовательность занимательных фотографий периода обороны Порт-Артура к сожалению по большому счету не загрузились.

Русско-японская война: стратегия, тактика, ход военных действий

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: