«Бумажные» истребители танков в среднем весе

      Комментарии к записи «Бумажные» истребители танков в среднем весе отключены

Из всех германских боевых автомобилей серии E (Entwicklung, другими словами «проект») до стадии изготовления в металле точно дошёл лишь Е-100. Но это не помешало остальным примерам этого семейства приобрести известность. Среди них были не только танки, но и самоходные артиллерийские установки – в частности, истребитель танков средней весовой категории E-25.

Предлагаем углубиться в историю его создания, попутно познакомившись и с другими «бумажными» автомобилями этого класса.
«Удильщик»

В марте 1942 года началось производство самоходной установки StuG 40 Ausf.F. Главным отличием новой автомобили от предшествующей StuG III Ausf.E было 75-мм орудие StuK 40 с длиной ствола 43 калибра. Благодаря новой пушке машина превратилась в истребитель танков.

Не смотря на то, что формально она так и назвалась «штурмовым орудием», новая установка была создана как раз для противодействия танкам . Но, германские армейские осознавали, что не смотря на то, что новая противотанковая пушка для САУ и владела впечатляющими чертями, в условиях войны со стремительным ростом не только калибров, но и брони ей не так долго осталось ждать нужно будет искать замену.

Продолжительно ожидать более замечательную пушку не было нужно. Ещё зимний период 1942 года компания Rheinmetall-Borsig создала 75-мм танковую пушку 7.5cm KwK L/70, изначально предназначавшуюся для тяжёлого танка VK 45.01(H). Но мысль оснащать эти танки такими орудиями, причём в созданной всё той же Rheinmetall-Borsig башне, дальше полноразмерного макета не продвинулась.

После этого пушке однако повезло: в мае 1942 года она «прописалась» на перспективном среднем танке VK 30.02 (MAN), что с некоторыми трансформациями приняли на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Выбор орудия был полностью верным. Выдающиеся характеристики бронепробития разрешили KwK 42 L/70 не только стать главным оружием «Пантеры», но и пережить данный танк.

Укороченную версию KwK 42 французы ставили на лёгкие танки AMX 13 и броневики Panhard EBR, его же применяли на израильских M50.

«Бумажные» истребители танков в среднем весе
7.5 cm Pak 42 L/70 mit Kugelblende auf VK 9.03. Проекция базируется на заводском чертеже

В полной мере логичным смотрелась и разработка на базе KwK 42 L/70 орудия для самоходных установок. Что весьма интересно, первоначально базой для новой САУ выбрали не средний танк. 12 апреля 1942 года началась разработка Sturmgeschutz auf Leopard (L/70) на базе разведывательного танка Leopard. К слову, на такой же базе проектировалась и самоходная артиллерийская установка со 105-мм гаубицей leFH 18 в легкобронированной рубке. И в случае если данный проект достиг хотя бы стадии полноразмерного макета, Sturmgeschutz auf Leopard (L/70) повезло ещё меньше.

3 января 1943 года Гитлер собственноручно отменил работы по Leopard, а также эскизный проект истребителя танков опоздали закончить.

В последних числах Января 1943 года был представлен проект 7.5 cm Pak 42 L/70 mit Kugelblende auf VK 9.03. Но, и он был отменён в пользу разведывательного танка VK 13.03 (он же Luchs). К слову, самоходная установка на базе VK 9.03 оказалась очень несуразной.

При взоре на неё сам собой появляется в полной мере закономерный вопрос: как с таковой «удочкой», превосходящей по длине корпус, она имела возможность бы ездить?

Sturmgeschutz 40 mit 7.5 cm Pak 42 L/70, весна 1943 года

Неизвестно, видел ли Гитлер первые наброски Sturmgeschutz auf Leopard (L/70), но в первых числах Декабря 1942 года обстановка опять поменялась. Сейчас началась разработка Sturmgeschutz 40, оснащённого орудием 7.5 cm Pak 42 L/70, самоходной версией KwK 42. В качестве подрядчика выступала компания Alkett, основной изготовитель и разработчик StuG III. К весне 1943 года Alkett подготовила полноразмерный макет перспективной самоходной установки. Необходимо подчеркнуть, что от StuG 40 в ней осталось немногое.

Рубку и надмоторную плиту всецело перепроектировали. Броня рубки взяла рациональные углы наклона, как спереди, так и позади. Совсем по-иному были решены вопросы подвижной бронировки и установки орудия маски.

Как возможно подметить, орудийная установка и рубка были сделаны заново

Дальше древесного макета разработка StuG 40 с «долгой рукой» не продвинулась. Alkett и без того была перегружена быстро увеличившимся замыслом по выпуску StuG 40. Если сравнивать с январём 1943 года в октябре того же года выпуск данной САУ вырос в 2 раза. В этих условиях загружать предприятие ещё одной машиной было не самой разумной идеей.

Помимо этого, в мае 1943 года компания в один раз представила полноразмерный макет истребителя танка kleine Panzerjager на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV. Уже в осеннюю пору были изготовлены его первые опытные образцы, а в январе 1944 года истребитель танков, взявший обозначение Jagdpanzer IV, отправился в серию. Концептуально детище Vomag было схоже с проектом Alkett.

Не обращая внимания на то что на данной машине употреблялась пушка с длиной ствола всего 48 калибров, база Jagdpanzer IV в полной мере разрешала установить и более долгое орудие. Однако, весной 1943 года в Германии началась работа над другими истребителями танков среднего класса.

Средний истребитель от Argus

За месяц до презентации kleine Panzerjager от Vomag Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), один из главных персонажей в 6-м Управлении оружий, инициировал программу разработки перспективных танков и САУ. В неё входили лёгкий (E-10) и средний (E-25) истребители танков, и средний (E-50), тяжёлый (E-75) и сверхтяжёлый (E-100) танки.

Неспециализированная концепция E-серии подразумевала большую унификацию схожих по типу автомобилей, вынос элементов ходовой части из корпуса, и перенос трансмиссии из передней части корпуса в корму. Но, настоящие результаты работ по автомобилям серии E начали появляться лишь в первой половине 40-ых годов XX века.

Герман Клауэ, основной конструктор E-25

Договор на разработку E-25 взяла компания Argus Motoren Gesellschaft m.b.H. Ведущим конструктором был назначен Герман Клауэ (Hermann Klaue). Это был по-настоящему гениальный инженер, что за собственную продолжительную судьбу оформил более полутысячи патентов на изобретения.

Выбор Argus в качестве подрядчика может показаться необычным, потому, что эта компания более известна как изготовитель авиационных моторов. К тому же, компания Argus, как один из смежников по танковому производству, была не так уж и далека от танкостроения. направляться учитывать да и то, что E-серия являлась скорее концептуальным проектом, имея в случае если и не второстепенный, то, как минимум, дублирующий статус.

Задание, которое взял коллектив во главе с врачом Клауэ, смотрелось очень нестандартно. Требовалось создать истребитель танков боевой массой недалеко от 25–30 тонн, оснащённый 75-мм пушкой Pak 42 L/70, с кормовым размещением трансмиссии и ходовой частью, элементы которой размешались бы снаружи корпуса. Позднее показалась дополнительная задача, в соответствии с которой в конструкции САУ следовало максимально применять элементы ходовой части и двигателя для лёгкого истребителя танков E-10.

Схема ходовой части E-25, на ней же отображены и неспециализированные обводы корпуса. Как возможно подметить, никакой зенитной башни у автомобили нет

Результатом проектных работ стала машина, эскизный проект которой начал обретать очертания летом 1944 года. Корпус E-25 был на 20 см меньше Jagdpanzer IV, но наряду с этим на 20 см шире и так же выше. Формой он достаточно очень сильно напоминал Jagdpanzer 38(t); подобно была выполнена и установка оружия. Похожим выяснилось и бронирование: 50 мм в лобовой части, 30 мм по бортам и в корме.

Как и потребовало техническое задание, опорные катки были позаимствованы у проекта E-10, наряду с этим их число выросло с 4 до 5 на борт. Траки были заметно шире, чем у Jagdpanzer IV и E-10 – 700 мм.

Поперечный разрез. Прекрасно видны конструкция и устройство подвески ходовой части

Потому, что боевая масса была ограничена, Клауэ было нужно пойти на нестандартное ответ. Вероятная протяженность моторно-трансмиссионного отделения была жёстко ограничена, а ведь не считая двигателя куда-то нужно было девать и трансмиссию, и радиаторы. Ответом в этом случае стало поперечное размещение двигателя.

Этим и разъясняется, из-за чего E-25 взяла таковой широкий корпус.

В качестве силовой установки предполагалось применять 10-литровый двигатель Maybach HL100, тот самый, что когда-то предполагалось ставить на средний танк Z.W. и танк помощи B.W.. Действительно, за прошедшие 10 лет прогресс не стоял на месте, и мощность двигателя выросла с 300 до 400 лошадиных сил. Позднее, как альтернатива, начал фигурировать и двигатель Maybach HL 101.

Он имел тот же количество, что и HL 100, но за счёт форсирования его мощность выросла до 550 лошадиных сил.

В собственных работах узнаваемый германский историк Вальтер Шпильбергер упоминал возможность установки в E-25 двигателя Maybach HL 230, но имеется определённые сомнения, что мотор, имеющий в 2 раза больший количество, имел возможность без неприятностей влезть в компактное моторное отделение. Но возможно с уверенностью сказать о том, что компания Argus планировала ставить на перспективный истребитель танков собственные двигатели. Упоминаются два мотора – один мощностью 400 лошадиных сил, второй 600 лошадиных сил.

Оба имели авиационные корни, и, наверное, речь заходит о переработанной версии AS 410, массового и очень компактного мотора количеством 12 литров, что ставился на последовательность германских самолётов.

Схема двигателя и расположения трансмиссии

Трансмиссию для E-25 с июля 1944 года разрабатывала ZF. По замыслам, её предполагалось закончить к январю 1945 года. Но, Герман Клауэ параллельно трудился и над собственной трансмиссией. Как она должна была смотреться, можно понять по патенту, оформленному им в начале 60-х.

Кстати говоря, в том месте же, вероятнее, фигурирует и двигатель от Argus, что предполагался как альтернатива для Maybach HL 100/101.

Послевоенный патент Германа Клауэ, в котором легко угадываются наработки по E-25

Совсем проект был оформлен к январю 1945 года. К тому же, по некоторым вопросам к этому времени решения принято ещё не было. Во-первых, это относится двигателя, обстановка с которым осталась неизвестной. Во-вторых, что не меньше весьма интересно, отсутствовало и решение по оружию.

Дело в том, что показалась альтернатива в виде 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64), которая при меньшей длине ствола имела значительно громадную бронепробиваемость. В следствии проект был в полуподвешенном состоянии. К слову, во всех вариантах, обрисованных в данной истории, отсутствует столь довольно часто рисуемая на E-25 зенитная башня, которая показалась очевидно из-за путаницы с подобным проектом, о котором обращение отправится ниже.

Финал у E-25 был печальным: кроме того до изготовления опытного образца дело не дошло. Имеется противоречивая информация об изготовлении трёх корпусов. Указывается различное их местонахождение в различных источниках – то завод Alkett в Шпандау, то Катовица.

Но никаких подтверждений этому факту нет.

Альтернатива от Порше

Говоря о перспективном германском истребителе танков среднего класса, выделять особняком E-25 не совсем верно. Дело в том, что разработка Argus была не единственным таким проектом. Альтернатива ему показалась фактически в один момент, а разработка шла, быть может, кроме того стремительнее.

Как и при с E-100, соперником проекту под патронажем Книпкампа была разработка от Porsche K.G.

Исходная конфигурация Panzerkampfwagen Porsche, май 1943 года

В соответствии с изучениям Томаса Йентца и Хилари Луиса Дойла, первое упоминание о Panzerkampfwagen Porsche датировано 13 мая 1943 года. Это была военная машина приблизительно 25-тонного весового класса, которая заметно отличалась от всех остальных германских средних истребителей танков. Проект предполагал применение литой брони, тогда как в большинстве случаев корпуса германских боевых автомобилей сваривались из катаных страниц. Толщина лба составляла 120 мм, а кормы и бортов – 80 мм.

Машина получалась низкой (меньше двух метров высотой), маленькой и с высоким клиренсом. Экипаж складывался из 4 человек, а в качестве оружия предполагалось применять 105-мм гаубицу leFH 18. Электрическая трансмиссия и ведущие колёса размешались позади.

Зенитная башня, в которой установлена авиационная пушка MK 108

Нужно заявить, что в исходном виде Panzerkampfwagen Porsche «прожил» недолго. Уже 15 мая 1943 года Гудериан, в то время генерал-инспектор танковых армий, «продавил» идею, в соответствии с которой зенитное оружие должно было быть штатным для каждого германского танка. Концерн Rheinmetall-Borsig, что достаточно деятельно трудился с Porsche K.G. над перспективным проектом штурмового танка, начал работу над зенитной башней.

В качестве оружия для зенитной башни была выбрана 30-мм разработки и автоматическая 108 пушка всё той же Rheinmetall-Borsig. Достаточно компактная авиационная пушка превосходно смотрелась и в качестве зенитного оружия. Маленькие размеры исключали громадной вылет ствола, а осколочно-фугасный снаряд был приблизительно равноценен ручной гранате, что делало действенным пламя и по наземным целям.

Проект башни для штурмового танка, переименованного в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, другими словами «Тяжёлый мелкий танк со 105-мм гаубицей», был представлен 29 июля 1943 года. Из-за роста массы толщину бортовой брони было нужно снизить до 70 мм, а боекомлект гаубицы уменьшить до 44 выстрелов. Однако, масса штурмового танка выросла до 27 тысячь киллограм.

Таким Schwerer kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm был в феврале 1944 года

В течение следующего полугодия проект пара раз переделывался. К февралю 1944 года Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm был изменен. Весьма серьёзно был переделан корпус, что сейчас занимал всю габаритную ширину. Именно поэтому ответу в нишах над гусеницами удалось разместить баки, часть и радиостанцию ЗИПа. Заметно увеличился угол наклона бортовых страниц, что положительно сказалось на снарядостойкости.

В один момент машина стала чуть дольше и выше, что улучшило условия работы экипажа, а боекомплект увеличился до 77 снарядов.

Всецело была переделана и ходовая часть, которая взяла опорные катки меньшего диаметра (600 мм вместо 780 мм). Ширина траков уменьшилась с 600 до 550 мм. В качестве силовой установки предполагалось применять 15-литровый дизельный двигатель Porsche.

Мотор с формулой и воздушным охлаждением V-10 должен был развивать мощность 345 лошадиных сил. Он был соединён с электрической трансмиссией, ведущие колёса остались позади.

Модификация весны-лета 1944 года. Место leFH 18 заняла 10 cm PAW 1000 (10H64)

Очередные трансформации были внесены в апреле 1944 года. Дело в том, что сейчас leFH 18 уже не считалась достаточно действенным орудием. Да и истребители танков германской армии сейчас требовались больше, чем штурмовые танки. Результатом стала установка 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64) разработки Krupp.

Потому, что новое орудие выяснилось не намного больше leFH 18, его установка не причинила особенных неприятностей. Корпус САУ остался фактически прошлым. Боекомплект автомобили составлял 56 выстрелов для 10 cm PAW 1000 и 600 снарядов для зенитной пушки MK 108.

27-tons Sturmgeschutz, финальная конфигурация штурмового танка Порше

В большинстве случаев уверены в том, что последняя активность германских конструкторов по kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm относится к началу лета 1944 года, но это не верно. Американская разведывательная миссия (CIOS, Combined Intelligence Objectiv

Оригами из бумаги Истребитель X-WING | Звездные Войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: