Разработчик: МАИ, Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.
Предстоящим развитием конструкции Ш-17 был планер Ш-17М (потом взявший обозначение Ш-18), выстроенный в первой половине 50-ых годов XX века. Двухместный спортивный планер Ш-18 предназначался для парящих полетов в сложных метеоусловиях, для учебно-тренировочных полетов с исполнением главных фигур высшего пилотажа. Схема — свободнонесущий моноплан со средним размещением крыла. Крыло — обратной стреловидности с развитым трапециевидным центропланом.
Второй пилот размещался в центре тяжести планера.
Конструкция — цельнодеревянная с железными несущими узлами и узлами управления. Крыло — с одним лонжероном коробчатого сечения. Обшивка передней части крыла — фанерная.
От лонжерона до задней кромки крыла обтяжка полотняная. На верхней части крыла расположены интерцепторы.
Шасси складывалось из полубаллонного костыля и колеса с резиновой амортизацией. Амортизационной посадочной лыжи не было. Ее функции делала нижняя передняя часть фюзеляжа, обшитая листовым дюралюминием и снабженная съемной металлической оковкой.
Планер имел двойное управление: ручное — смешанное и ножное — тросовое. Кабина пилотов закрыта громадным фонарем, снабжающим хороший обзор. На планере находились замки для буксировки самолетом и для взлета посредством мотолебедки.
Крыло складывалось из двух частей, имело профили ЦАГИ Р-II и Р-III разной относительной толщины. Размах крыла 14,4 м, удлинение 11,8, взлетная масса 450 кг. Большое аэродинамическое уровень качества 20,8.
Летные опробования Ш-18 в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова продемонстрировали управляемость и хорошую устойчивость, несложную технику пилотирования при посадке и взлёте.
Полет на буксире был несложен, а при взлете с автостарта требовалась мощность, меньшая, чем для известных эксплуатируемых планеров, т.к. Ш-18 имел большое для учебных планеров аэродинамическое уровень качества. Вывод планера из штопора проходил без запаздывания.
Утрата высоты за один виток штопора составляла 60 м, с выводом из штопора — 100 м. Для исполнения петли Нестерова требовался разгон до 170 км/ч, утрата высоты наряду с этим составляла 90-100 м. Полупетля выполнялась на скорости 200-220 км/ч, утрата высоты за полупетлю 70-60 м. В перевернутом полете на скорости ПО км/ч аппарат был устойчив и управляем. Большая скорость пикирования 250 км/ч. Планер эксплуатировался в течение нескольких лет в аэроклубах.
Конструкция Ш-18 потребовала предстоящей упрощения и доводки, увеличения эффективности интерцепторов, установки управляемых устранения и триммеров недочётов, распознанных в ходе эксплуатации. По окончании доработки в УПМ МАИ проводились предстоящие опробования планера по программе, утвержденной ЦК ДОСААФ.
Опробования осуществлялись в два этапа — в декабрь и октябрь 1955 года. Испытывал планер летчик-испытатель А.В.Чеботарев. Для облегчения ввода в штопор, центровка была смещена назад до 24,5% САХ вместо 20,8% за счет установки груза (5 кг).
Увеличены площадь и размах элеронов. Опробования продемонстрировали, что планер Ш-18 отвечает всем требованиям, предъявляемым к двухместным учебно-тренировочным планерам и годен к эксплуатации в учебных организациях ДОСААФ.
ЛТХ:
Модификация: Ш-18
Размах крыла, м: 14,40
Протяженность, м: 7,63
Удлинение: 11,80
Высота, м: 1,68
Площадь крыла, м: 17,65
Масса, кг
-безлюдного: 270
-большая: 450
Большая скорость, км/ч: 220
Макс. аэродинамическое уровень качества: 20,8
Скорость, соответствующая МАК, км/ч:-
Экипаж, чел: 1-2.
Планер Ш-18 на стоянке.
Планер Ш-18 (Ш-17М) на старте.
Фюзеляж Ш-18. Схема.
Крыло Ш-18. Схема.
Ш-18. Схема.
.
.
Перечень источников:
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Шереметев Ш-18».
Самодельное устройство для телепортации жидкости из одной банки в другую
Увлекательные записи:
- Дальний тяжелый бомбардировщик ант-42 (тб-7).
- Моноплан былинкина (бис).
- Истребитель-перехватчик су-15.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: Г.Ф.Грошев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Планер Г № 7 является паритель скоростного типа, конструкции Г.Ф.Грошева, приспособленный для…
-
Разработчик: Кузаков Страна: СССР Первый полет: 1952 г. М.А.Кузаков — изобретатель, пилот и авиаконструктор-специалист, создатель последовательности…
-
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1953 г. В 1953-1954 годах на кафедре проектирования и конструкции самолетов был спроектирован и выстроен в…
-
Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1954 г. Прототип планера БРО-11 был выстроен в первой половине 50-ых годов XX века. Конструктор планера…
-
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Планер А-1 (Ус-4, т.е. «учебный, серии 4») являлся распространенным учебным планером. Кроме…
-
Экспериментальный планер маи-68.
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…