Испытано в сша. советские истребители в ввс сша часть 1

      Комментарии к записи Испытано в сша. советские истребители в ввс сша часть 1 отключены

Если доверять открытым источникам, то первым советским реактивным боевым самолетом, попавшим в Соединенных Штатах, стал Як-23.

В октябре 1953 г. ЦРУ совершило операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в Соединенных Штатах для испытаний и изучения истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, дала согласие временно передать американцам Як. За истребителем на аэропорт Панчево, что неподалеку от Белграда, прилетел транспортный С-124.

Истребитель перевезли в Соединенных Штатах на авиабазу Райт-Паттерсон в разобранном виде. Сборка велась под наблюдением югославских экспертов. Первый в Соединенных Штатах полет Як-23 выполнил 4 ноября 1953 г. Всего с 4 по 25 ноября летчик-испытатель ВВС Соеденненых Штатов полковник Фред Вольф выполнил восемь полетов. В Соединенных Штатах на Як смываемой краской нанесли американские регистрационный номер и опознавательные знаки «FU-599».

Перед возвращением самолета «хозяевам» всю символику с него смыли.

К работе привлекли весьма ограниченный круг лиц. Случайно заметившим Як, его воображали как X-5. Экспериментальный Х-5 вправду имел некое внешнее сходство с Як-23.

Испытано в сша. советские истребители в ввс сша часть 1

Нужно заявить, что Як в то время воображал для США интерес только постольку, потому, что он, как полагали тогда в Соединенных Штатах, много состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Польши и Чехословакии. Уже к ноябрю 1953 г. в распоряжении американцев показался более идеальный, чем Як-23, истребитель МиГ-15.

В отчете по опробованиям Яка американцами были сделаны следующие выводы:

«Як-23, подобно своим предшественникам, есть одноместным легким истребителем-низкопланом. Самолет оснащен только самым нужным оборудованием. К преимуществам самолета относятся взлетные качества, хорошие разгонные характеристики, высокая скороподъемность. Недочёты: отсутствие гермокабины, ограничение по скорости М=0,8, нехорошая путевая устойчивость на приборной скорости выше 600 км/ч.»

В последних числах Ноября либо в первых числах Декабря Як-23 на С-124 доставили обратно в Белград.

Эта история о появлении Яка в Соединенных Штатах была размещённая в издании ВВС Соеденненых Штатов «Air Force» (№6/2004). Ясно, что эта история не совсем полная. К примеру, американцы так и не растолковали, откуда по большому счету самолет этого типа показался в самой Югославии и из-за чего югославы оказали янки подобную любезность.

Попытаемся прояснить эту обстановку.

Югославия по окончании разрыва взаимоотношений с СССР начала получать военную помощь от США. В марте 1953 г. в Батайнице выполнили посадку первые четыре Т-33, а в июне — первый F-84G «Тандерджет». В июле югославские эксперты взяли возможность ознакомиться и с реактивным истребителем производства СССР: 24 июля на Як-23 в Югославию перелетел летчик ВВС Румынии Михай Дьякону. Истребитель передали для опробований в Умелый летный центр (Ваздухопловни опитни центар).

На Яке летали трое югославских летчиков-испытателей: капитаны Водопивец (17 полетов, налет 8 ч 27 мин), Тодорович (три полета, налет 1 ч 14 мин), Пребег (один полет, налет 20 мин). Летчики оценили Як-23 как скоростной самолет с хорошей управляемостью.

На детальные опробования времени не было, поскольку о Яке определили представители ЦРУ США. Американцы обратились прося передать Як им. Высшее управление Югославии в просьбе США не отказало.

В Америку Як сопровождали офицеры Умелого центра полковник-инженер Коста Сивчев и полковник-инженер Милорад Спасич, и эксперт по авиационному оружию майор Мирослав Борас, эксперт по авиационному оборудованию майор Звонимир инженер и Кос Авиационно-технического университета Бранислав Йованович.

Так Як попал в Соединенных Штатах. Это сербская версия, которая выглядит значительно точнее американской. О предстоящей судьбе этого Як-23 в открытой печати сведений не публиковалось. Кстати, о самом перелете румынского летчика в СФРЮ общественности стало известно лишь 35 лет спустя.

В 1956 г. югославы вернули Як Румынии, а Михай Дьякону жил в Белграде, по крайней мере, до середины 1990-х гг.

Но намного больший интерес в те годы американцы проявляли к истребителю МиГ-15, с которым в первый раз столкнулись в Корее.

Дабы заполучить в собственные руки пригодный к полетам МиГ-15, американцы провели в Корее операцию «Мулах» (Moolah). Как известно, попыток посадить МиГ-15 принудительно янки не предпринимали, потому что являлись реалистами — воздушные битвы шли над территорией, контролируемой северокорейцами. Альтернатива принудительной посадке существовала одна: склонить какого-либо летчика к перелету в Республику Корея.

В ночь на 26 апреля 1953 г. недалеко от реки Ялу над Северной Корей с двух В-29 было скинуто приблизительно полмиллиона листовок с текстами на русском, корейском и китайском языках. Американцы давали слово выплатить отважному летчику, перегнавшему МиГ на сторону «союзников» по ООН (войну в Корее США вели под руководством Организации Объединенных Наций вместе с Австралией и Великобританией), 100000 долларов — огромные по тем временам деньги. Веры в то, что листовки «сработают», руководство ВВС Соеденненых Штатов не испытывало.

Однако 21 сентября 1953 г. на аэропорте Кимпо приземлился МиГ-15бис. К тому времени прошло пять месяцев с момента разбрасывания листовок, боевые действия в Корее завершились — перемирие было подписано 27 июля 1953 г. Об операции «Мулах» успели забыть сами американцы.

Полет Но Кум Сока из Пхеньяна в Кимпо занял всего 13 мин…. Посадку МиГа совсем случайно «обеспечили» четыре пребывавших в воздухе «Сейбра». Два сопровождали истребитель до посадки, два ходили чуть выше, готовые МиГ сбить.

Американцы пришли в себя мгновенно. Корейскому летчику компанию составили офицеры разведки, а МиГ-15 оттащили в прекрасно защищаемый ангар.

Обстоятельства, по котором Но Кум Сок перегнал МиГ неприятелю, сейчас уже не установить. Он, если доверять американцам, говорил о себе как о добром католике, вспоминал как на него, в бытность ребенком, произвели страшное чувство пьяные русские воины, оккупировавшие Корею. Показывал фото собственной девушки, говоря, что на время войны летчикам запрещали контакты с женским полом, потому что прекрасные девушки наверняка были южнокорейскими шпионками… Это, так сообщить, лирика.

Факты куда занимательнее. «Хороший католик» стал самым молодым летчиком-коммунистом ВВС КНДР. Первый боевой вылет он сделал в 1951 г. в возрасте 19 лет, всего же выполнил более 100 боевых вылетов, был двукратно награжден орденом, не смотря на то, что побед в воздушных битвах не одержал. Возможной обстоятельством могла быть сыновняя любовь — мать лейтенанта с 1950 г. оставалась на «южной» территории.

К этому времени западные эксперты уже имели возможность изучить МиГ, действительно, очень бегло. 5 марта 1953 г. Летчик ВВС Польши лейтенант Франтишек Яреский взлетел на МиГ-15бис для исполнения очередного учебного задания с авиабазы Слупск, но посадку выполнил в аэропорту Ронне на острове Борнхольм. Истребитель через пара дней было нужно вернуть в Народную Польшу, а Франтишек Яреский отправился в Соединенных Штатах — он, как тогда говаривала западная пропаганда,

«выбрал Свободу».

Кстати, фотографию Яреского напечатали на листовках, каковые американцы разбрасывали в Корее.

Плохой пример заразителен: 5 мая 1953 г. на Борнхольм перелетел сотрудник Яреского по дислоцированной в Слупске 28-й истребительной эскадрилье лейтенант Здислав Язвинский. Поляки еще два раза улетали на МиГ-15бис на Запад: 7 ноября 1955 г. лейтенант Кожуховский из 31-й эскадрильи ВВС ПНР (аэропорт Ласк) выполнил аварийную посадку в Швеции, 25 сентября 1956 г. лейтенант Зигмунт Госняк из морской авиации Польши посадил МиГ-15бис с убранным шасси в аэропорту Ронне. Ни один из этих МиГов в полете не испытывался.

Но возвратимся к северокорейскому МиГу.

Американцы опасались попытки северокорейцев разбомбить ангар с МиГом и срочно начали разбирать самолет. Техники пришли в кошмар от состояния истребителя. Дж. И. Келпер из 6401-й эскадрильи техобслуживания (6401st Field Maintenance Squadron), принимавший участие в данной работе, вспоминал на страницах издания «The Air Force Museum Foundation Magazine» (номер за лето 2006 г.):

«Все пневматики нуждались в замене… Все трубопроводы в местах изгибов были сплющены. Неясно как именно горючее по большому счету поступало к двигателю и как имела возможность трудиться совокупность выпуска и уборки шасси…

Ни один американский самолет в таком состоянии к полетам бы не допустили».

Келпер высказал предположение, что ужасающее состояние самолета стало следствием поспешной разборки МиГа северокорейскими техниками перед перебазированием из Китая в Северную Корею в последних числах Июля 1953 г. и последующей не через чур качественной сборки. В соответствии с Келперу, с 1952 г. пневматики для корейских МиГов поставлялись из Китая, уже тогда славного качеством собственных изделий.

На следующий сутки частично разобранный МиГ загрузили в С-124 и доставили на Окинаву, где американские летчики-испытатели выполнили на нем первые полеты. Первый полет выполнил Х.И. Коллинз.

Кампанию Коллинзу составил известный майор Чак Игер, некогда первым в мире преодолевший звуковой барьер. Игер чуть не разбил МиГ. При исполнении пикирования с высоты 15000 м самолет утратил управление — узнаваемый эффект «затягивания в пикирование».

Игер вернул управление лишь на высоте 900 м. На пикировании МиГ разогнался до скорости М=0,95.

По окончании нескольких выполненных на Окинаве полетов истребитель снова разобрали. В таком виде его в декабре 1953 г. перевезли в Соединенных Штатах на авиабазу Райт-Паттерсон. В Райт-Паттерсоне МиГ испытали «настоящим образом».

Особенное внимание уделили сравнению с «Сейбром» и заключили , что один истребитель стоит другого: они приблизительно равны по летным данным и боевой эффективности.

В 1957 г. самолет был передан в музей ВВС Соеденненых Штатов. Что же касается Но Кум Сока, то собственные 100000 долларов он взял сходу. Еще 100000 долларов ему перепали за сведения, каковые разведка США получила от него на протяжении бесед и опросов, каковые велись в течение семи месяцев.

Но Кум Сок поменял имя на «Кеннет Роу», вывез в Соединенных Штатах из Республики Корея мать, женился, стал гражданином США, окончил университет в Делавере, трудился на «Боинге», «Дженерал Дайнемикс», «Дженерал Электрик», получил степень доктора наук. В 1996 г. в Соединенных Штатах вышли воспоминания корейского летчика «А MiG-15 to Fredoom». В 2004 г. гражданин США Кен Роу выполнил совместно с пилотом «Сейбра» времен Кореи Дэйвом Саттоном полет на МиГ-15УТИ. Вот лишь радостная для Роу история обернулась катастрофой для его друзей.

Пять летчиков, друживших с Но Кум Соком, по окончании угона МиГа в Кимпо был казнены.

Много лет спустя Но Кум Сок, вспоминая войну, открыто посмеялся в отношении американских листовок:

«В то время, когда американцы сбрасывали листовки, в Северную Корею не базировались ни советские, ни китайские, ни отечественные МиГ-15. Кроме того если бы отечественный летчик прочёл листовку, то что? Мы не имели понятия о стоимости американского доллара. Приобретали мы тогда по 500000 китайских вон в месяц (приблизительно 50 долларов) и не знали, что делать с этими деньгами.

Нас все равно не производили с базы».

«Фокус» с листовками американцы повторили в 1966 г. во Вьетнаме. За перегон с Севера на Юг истребителя МиГ-21 и вертолета Ми-6 янки предлагали те же 100000 долларов. Но не было желающих.

А новые МиГи были американцам ох как необходимы.

По официальным американским данным, соотношение побед в воздушных битвах в небе Вьетнама за период с 1965 г. до 1968 г. составляло 2,5:1 для ВВС и 2,75:1 для авиации ВМС США, другими словами на два сбитых МиГа приходился минимум один «Фантом», «Тандерчиф» либо «Крусейдер». Учитывая количественное и качественное превосходство американской авиации над ВВС ДРВ, такое соотношение радовать Пентагон не имело возможности. Еще громадные опасения приводил к раскладу, так сообщить, утрат.

В 1966 г. на долю МиГов было нужно 3% утрат американской авиации над Северным Вьетнамом, в 1967 г. — 8%, а за первый квартал 1968 г. — 22%. Требовалось всецело пересмотреть тактику боевого применения истребительной авиации. Разумеется, что тяжелый, оптимизированный для воздушных боев на громадных расстояниях с применением управляемых ракет «Фантом» в «собачье схватке» вчистую проигрывал, казалось бы, устаревшему МиГ-17, вооруженному «всего-навсего» пушками.

В это же время, в ближнем бою пушки были оружием куда как более суровым, нежели несовершенные УР «Сайдуиндер» первых модификаций. Вдобавок большая часть американских летчиков-истребителей имело достаточно смутное представление о маневренном воздушном бое — их учили перехватывать советские бомбардировщики, а не крутить виражи с «летающим антиквариатом». Нужно заявить, что в 1968 г. главным соперником американских летчиков являлся как раз МиГ-17, а не МиГ-21, вклад которого в неспециализированную копилку побед ВВС ДРВ был не очень сильно громадным.

Руководство ВМС США организовало на авиабазе Мирамар сейчас широко узнаваемый Центр боевой подготовки летчиков-истребителей «Топ Ган» (Top Gun). Большинство экипажей палубной авиации ВМС США, записавших на собственный счет сбитые МиГи, прошли через эту «школу». В ВВС Соеденненых Штатов аналогичного Центра не было. Окончательная американская статистика воздушных боев исходя из этого неудивительна: 8,3:1 для ВМС и 2,8:1 для ВВС Соеденненых Штатов.

Вьетнамские летчики, со своей стороны, предпочитали вести битвы с камуфлированными (ВВС), а не с серыми (ВМС) «Фантомами».

О «Топ Ган» написано большое количество, кроме того кино прекрасное снято. Однако, секретов в истории данного Центра осталось предостаточно. Летчики в Центре проходили подготовку в рамках программы ВВС Соеденненых Штатов «Констант Пиг».

Ей предшествовали проводившиеся под руководством ЦРУ США оценочные опробования истребителей МиГ-21 по программе «Have Doughnut» и МиГ-17 «Have Drill/Have Ferry».

источник: Михаил НИКОЛЬСКИЙ Испытано в Соединенных Штатах. Советские истребители в ВВС Соеденненых Штатов Космонавтика и Авиация 06-2012

ВВС США перехватили два российских бомбардировщика у берегов Аляски

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: