Испытано во франции. тяжелый истребитель fokker g-1

      Комментарии к записи Испытано во франции. тяжелый истребитель fokker g-1 отключены

Истребитель Fokker G-1 не нес на себе опознавательные символы французских ВВС. Но это не свидетельствует, что во Франции не было показано никакого интереса к голландскому двухмоторному тяжелому истребителю, что на авиасалоне 1936 года взял у военных прозвище «жнец» («Le Faucheur»).

Очень многое в данной истории остается неясным, но известны кое-какие подробности: капитан Поль Бадре (Capitaine Paul Badre) летал на G-1 во второй половине 30-ых годов двадцатого века, и, что менее известно, компания Fokker взяла сумму в 9700 гульденов за продажу Франции лицензионных прав.

31 октября 1934 года во Франции был дан старт программе легкого многоцелевого самолета обороны («multiplaces legers de defense»). Это должен был быть двухмоторный самолет с силовой установкой мощностью 900 л.с. и экипажем из двух–трех человек. Результатом данной программы стал Potez 63.

Требования французской программы, возможно, были известны компании Fokker, и не смотря на то, что в те годы Франция не оснащала собственные ВВС зарубежной материальной частью, компания из Нидерландов решила попытать собственный шанс. Помимо этого, участие в программе имело возможность дать преимущества на рынках третьих государств, где компания Fokker соперничала с французскими авиастроителями.

В 1935 году конструкторское бюро компании Fokker начало работы над двухмоторным истребителем с двигателями мощностью по 400 л.с. и двухбалочной компоновкой, ставшей отличительной изюминкой самолета. Конечным итогом работ стал проект №129, что был доведен до серийного производства под обозначением G-1.

С 24 апреля 1936 года компания Fokker пробовала заинтересовать Францию новым самолетом, что в то время еще не только не летал, но и не было закончен. В глазах экспортного отдела компании Fokker голландский самолет всецело превосходил французские автомобили. Во внутрифирменном отчете было сообщено, что установка двигателей Hispano-Suiza повысит шансы на заказ автомобили со стороны французских ВВС.

Испытано во франции. тяжелый истребитель fokker g-1

схемы и компоновка тяжелого истребителя Fokker G-1

13 ноября 1936 года в расположенном в центре Парижа Громадном дворце (Grand Palais) был открыт 15-й интернациональный аэросалон. Среди выставленных самолетов был новый двухбалочный истребитель компании Fokker. Не смотря на то, что G-1 не летал, он привлек к себе громадное внимание визитёров.

Первый полет G-1 состоялся 16 марта 1937 года с расположенного рядом от Эйндховена аэропорта Велсхап (Welschap). Прототип G-1, взявший бортовой номер X-2 (серийный номер 5419), пилотировал чешский летчик Карел Марес (Karel Mares). Данный летчик был известен во Франции, потому, что во второй половине 30-ых годов двадцатого века на легком спортивном самолете Benes-Mraz Be-501 принимал участие в двенадцатичасовых гонах Анжу (Les Douze Heures d’Angers).

18 марта – по время третьего полета – по прототипа кроме летчика был первый пассажир самолета – француз Арман Эйро (Armand Eyraud) – основной механик компании Satas, нёсшей ответственность за гидравлику G-1. На земле Эйро заявил, что полет был необычным.

прототип G-1 с двигателями Hispano-Suiza на протяжении первого полета; Велсхап, Эйндховен

Прототип G-1 был оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza 14 AB-80-02 (зав. ном. 8009 и 8010). Прототип был выстроен на личные средства компании без участия правительства Нидерландов, что кроме этого говорит об ориентации компании Fokker на французский рынок. Радиальные двигатели Hispano-Suiza 14, которыми оснащался G-1, были такими же, каковые устанавливались на Potez 630, первый полет которого состоялся 25 апреля 1936 года [1].

Но двигатель Hispano-Suiza сопровождали постоянные неприятности, и Potez 631 был переоснащен моторами Gnome et Rhone 14M «Mars» [2]. Во внутризаводском отчете компании Fokker от 14 декабря 1937 года было сообщено:

«Самым важным соперником G-1 есть Potez 63. Предполагается, что его технический потенциал такой же большой, как и у G-1. Potez 63 имеет неприятности с двигателями и в его разработке присутствуют задержки. Французы выбрали не Hispano, а маленькие двигатели Gnome et Rhone.

В случае если французы примут двигатели Hispano, то Potez станет прямым соперником G-1».

В конце 1937 года ВВС Франции сделали собственный выбор, заказав Potez 630 с двигателями 14 Ab 02/03 и 14 Ab 10/11.

В полной мере быть может, что в компании Fokker опасались борьбе на зарубежных рынках со стороны автомобили Potez, потому, что в последних числах Декабря 1937 – начале 1938 года, Potez 63 были заказаны Китаем, Румынией, Югославией, Швейцарией и Грецией; лицензия на его производство была реализована Чехословакии. Со своей стороны G-1 привлек внимание Финляндии, Швейцарии и Турции. Тяжелые истребители G-1 хотело купить и правительство Испанской республики (в связи с эмбарго – через Эстонию).

Позднее G-1 показали интерес такие страны как Швеции, Дании, Бельгии и, быть может, Венгрия, но это, но, вторая история.

Во Франции кроме этого было желание весьма пристально изучить данный самолет. Страхуясь на случай срыва поставок двухмоторных истребителей/штурмовиков Potez 63 и Breguet 690, французские армейские обратились к нейтральным государствам – таким как Нидерланды, – каковые имели возможность поставить Франции нужные ей самолеты. 19 августа 1938 года глава экспортного отдела компании Fokker Зеекатц (Seekatz) попросил собственного сотрудника Хеллебрекерса (Hellebrekers) подготовить программу визита французской приемочной рабочей группе.

Кроме этого французам для вероятной лизцензиронной постройки должны были быть представлены чертежи G-1 с двигателями Pratt Whitney Wasp.

Выбор моторов Pratt Whitney был обусловлен тем, что в Нидерландах были обиженны двигателями Hispano-Suiza. Значительной проблемой моторов компании Hispano было охлаждение: на протяжении испытательного полета турецкого летчика Акойлу (Akoylou) один из двигателей G-1 загорелся. Этого было достаточно для выбора другого варианта силовой установки. На прототип было решено установить двигатели Twin Wasp Junior- SB4G (зав. ном. 1356 и 1357) [3].

Первый полет с новой силовой установкой состоялся 3 сентября 1938 года. В это же время управление авиации (Luchtvaartafdeling – LVA) Королевских ВВС Нидерландов для G-1 выбрало двигатель Bristol Mercury [4], по причине того, что данный английский двигатель уже устанавливался на одномоторные истребители Fokker D-XXI и двухмоторные бомбардировщики Fokker T-V. Первый G-1 с двигателями Mercury (зав. ном.

301) в первый раз поднялся в небо 9 ноября 1938 года.

В это же время контакты с Францией быстро расширялись. 28 августа 1938 года сотрудник министерства авиации министерства авиации инженер Тувено (Thouvenot) запросил компанию Fokker разрешение на прибытие в Амстердам пилотов Мишеля Детруа и Поля Бадре (Paul Badre) с целью испытать G-1 «Wasp».

Внутренний меморандум компании Fokker от 27 августа гласил, что Детруа может выполнить полет на G-1 с двигателями Wasp либо Mercury когда эти самолеты готовься (как уже сообщено первый полет оснащенного новыми двигателями прототипа состоялся в первых числах Сентября). В качестве возможной даты прибытия Детруа Хеллебрекерс указал 28 августа.

7 сентября представитель Франции был в Амстердаме, где обсуждались процедуры контроля изготовления прототипа G-1 с двигателями Wasp и взнос в размере 25% цены приобретения. Каждые 14 дней представитель французской стороны должен был осуществлять контроль качество и ход работ и при удовлетворительного хода работ оплата не будет проблемой. 3 сентября представитель Франции случайно стал свидетелем первого полета G-1 «Wasp».

прототип в Велсхапе

В январе 1939 года капитан Пол Бадре прибыл в Нидерланды для исполнения испытательных полетов. 9 января он выполнил три полета на двух G-1. Первый полет длительностью 40 мин. был совершен на G-1 «Mercury» (№302, серийный номер 5532), первый полет что состоялся 14 декабря 1938 года.

Опробования прототипа G-1 «Wasp» (бортовой номер X-2) длились 40 мин.: первый полет – 15 мин., второй полет – 25 мин..

G-1 «Mercury» (бортовой номер 302), что испытывал Поль Бадре. Бортовой номер 30 (вместо 302) результат аварии 9 февраля 1939 года, на протяжении которой были повреждены задняя кабина и левая балка. Дабы продолжать полеты балка и купол были забраны от автомобили с бортовым номером 307. Дабы избежать путаницы «7» от «307» была удалена с балок G-1 (302)

Бадре остался доволен: характеристики G-1 были приблизительно такими же, как у французских самолетов, но серийное производство автомобилей семейства Potez 63 шло хорошими темпами и смысла в заказе самолетов для того чтобы типа на стороне уже не было. Мало времени спустя дискуссии между компанией и французскими представителями Fokker закончились, не покинув никаких следов в голландских архивах. Единственным исключением была информация в отчетной документации компании Fokker за 1939 год. В том месте была запись, гласившая:

«прибыль 9700 гульденов за продажу Франции лицензионных прав на G-1».

За помощь в подготовке статьи создатель приносит признательность г-дам Жану и Полю Бадре,Виллему Вределингу (Willem Vredeling) и Кору Оостхоеку (Cor Oosthoek).

  1. четырнадцатицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения; 135?130 мм; рабочий количество 26 литров; степень сжатия 6,2; диаметр 1014 мм; масса без оборудования 480 кг; мощность 680–690 л.с. при 2400 об/мин на высоте 3500 метров
  2. четырнадцатицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения; 122?116 мм; рабочий количество 18,9 литров; сухая масса 410 кг; мощность 710 л.с. при 3030 об/мин на высоте 3000 метров
  3. четырнадцатицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения; 131,8?131,8 мм; рабочий количество 25,1 литров; степень сжатия 6,75; диаметр 1121 мм; масса 560 кг; мощность 825 л.с. при 2650 об/мин
  4. девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения; 146?165 мм; рабочий количество 24,9 литров; диаметр 1307 мм; сухая масса 455 кг; мощность 795 – 820 л.с. при 2650 об/мин

источник: HARM J. HASEWINKEL «L’histoire secrete de la France et du Fokker G-1» «Le Fana de l’Aviation» 1999-02 (351)

De nieuwe Fokker G 1 31 maart 1937

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: