Испытано в японии. истребитель-перехватчик миг-25

      Комментарии к записи Испытано в японии. истребитель-перехватчик миг-25 отключены

Возможно, ни один коммунистический самолет не сравнится по количеству слухов и легенд с МиГ-25. Его появление на воздушном параде 1967 г., проходившем в Домодедово, привело к фурору. В западной прессе показалась масса статей, где делались попытки дать оценку весьма необыкновенному самолету.

Особенно широкие масштабы кампания в прессе, и не только в в ней, приняла в Соединенных Штатах. Журналисты, представители космических компаний, кроме того сенаторы и конгрессмены начали деятельно раздувать миф о «суперсамолете», воображающем величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом возможном конфликте. Американцы очень не обожают признавать (о восторге речи не идет по большому счету!) техническое превосходство соперников, не имеет значение – русских, немцев либо британцев.

Так для чего же пригодился данный шум около «Фоксбэта»?

Больше всего в газетной шумихе были заинтересованы промышленники. Дело в том, что в Соединенных Штатах был собственный Хрущев от авиации – глава МинОбороны Роберт Макнамара. Он и его ассистенты в свое время посчитали истребители полностью устаревшим классом самолетов, на отказе от разработки которых возможно прекрасно сэкономить. В следствии в течение 15 лет по окончании создания «Фантома» работы по созданию новых истребителей в Соединенных Штатах не велись.

Конечно, такое положение дело не устраивало ребят с Макдоннелл-Дугласа и Дженерэл Дайнемикс. По вопросу «Что такое МиГ-25 и как с ним жить дальше?» – были совершены особые слушания в конгрессе. Военно-промышленное лобби смешало в кучу заведомую неправду, точную данные, полуправду и добилось собственной цели: проектирование истребителей возобновилось.

Газетные публикации по поводу МиГа медлено сошли на нет, тем более что детальной информации по самолету не было; корреспонденты сошлись на том, что МиГ-25 является трехмаховый истребитель завоевания превосходства в воздухе, изготовленный преимущественно из титана. Справедливость этого утверждения американцы удостоверились в надежности в 1976 г.

Испытано в японии. истребитель-перехватчик миг-25

В 13 ч. 11 мин. 6 сентября 1976 г. сходу четыре РЛС японских сил самообороны, размещенные на о.Хоккайдо, засекли в 200 милях к западу от побережья острова воздушную цель, направлявшуюся к Хоккайдо со скоростью 440 миль/ч на высоте 6700 м. Через семь мин. по окончании ее обнаружения с авиабазы Читозе поднялась на перехват пара «Фантомов», в это же время центр управления воздушным перемещением все еще не имел возможности идентифицировать цель.

В 1 ч. 26 мин. неопознанный объект исчез ; навести F-4J не представлялось вероятным, и они возвратились на аэропорт. Неопознанный объект обнаружился в 1 ч. 52 мин. над гражданским аэропортом Хакодате. Над взлетной полосой на высоте 300 м прошел МиГ-25; его летчик очевидно намеривался садиться, но полоса была занята взлетавшим Боингом 727 компании «Олл Ниппон Эйруэйз».

По окончании взлета Боинга пилот МиГа сделал несколько «пристрелочных» заходов и в 1 ч. 57 мин. приземлился. Самолет коснулся почвы в середине ВПП и, не смотря на то, что летчик выпустил тормозной парашют и закрылки, МиГ проскочил всю полосу, проехал еще 240 м по грунту и, завалив две антенны инструментальной совокупности посадки, остановился. Дальше действо разворачивалось в духе крутого голливудского боевика.

Из кабины выбрался летчик, что пальнул в атмосферу из штатного ПМ, отгоняя любопытных служащих, а от без промедлений прибывшего управления аэропорта он настойчиво попросил срочно закрыть самолет брезентом. МиГ отбуксировали сперва на парковочную стоянку, а после этого в ангар. Аэропорт закрыли для полетов: в течение 5 ч. с него не взлетел и не сел ни один самолет.

Коммунистический летчик, лейтенант Виктор Беленко сперва объявил, что он приземлился из-за недостатка горючего, но скоро попросил политического убежища, в чем японцы ему сходу отказали. Но оставались еще американцы, они-то и главенствовали тайными действующими лицами интернационального скандала.

На пара дней г. Хакодате стал самым известным в мире. Информагентства всей земли разнесли потрясающую новость: «Русский истребитель совершил посадку в Японии». Сенсация была еще та… Кроме того в СССР продолжительно ходил слух, что летчик-испытатель угнал в Японию новейший истребитель. Беленко не был летчиком-испытателем, а МиГ-25 был в 1976 г. отнюдь не новейшим самолетом, но от этого отечественному руководству было не легче.

ночь и 6 Остаток дня с 6 на 7 сентября точно окончательно запомнились японским ПВОшникам: истребители сил самообороны 143 раза поднимались в атмосферу на перехват советских самолетов, косяками летавших вблизи о. Хоккайдо. На земле «гостей» было куда больше, чем в воздухе.

Первый коммунистический гражданин – им был замполит торгового судна, находившегося в порту Хакодате, – постарался пробраться к МиГу спустя четыре часа по окончании посадки; он был несколько таковой интересный – за это время у ограды аэропорта собралась приличная масса людей, но на летное поле никого не допустили. Скоро прибыли и первые должностные лица – два представителя Аэрофлота, обозреватель «Известий», в компанию с ними попал и атташе ВВС Англии в Токио, ну а за ними потянулись штатные и внештатные сотрудники КГБ, ЦРУ и их коллеги из других государств. Ни к летчику, ни к самолету они допущены не были.

Похоже, японцы не знали, что делать с «подарком» Беленко. Лишь 8 сентября полиция (!!), а не местное отделение госбезопасности официально попросило изучить самолет на предмет наличия взрывных устройств. В это же время СССР потребовал немедленной возвращения самолёта и выдачи лётчика. Хитроумные японцы, само собой разумеется, не планировали отдавать МиГ, основательно по нему не полазав, и уж тем более не думали отдавать Беленко.

Обстоятельство лётчика и задержания самолёта в Японии нашлась достаточно уникальная: потому, что летчик нелегально пересек национальную границу Японии, его поступок есть не дипломатическим, а уголовным; на пилота заведено дело о незаконном пересечении границы, в котором самолет МиГ-25 рассматривается как вещественное подтверждение и не может быть возвращен до полного окончания расследования. СССР, конечно, подобные объяснения действительно не принимал, и продолжал давить на правительство Японии по всем каналам с целью лётчика и выдачи самолёта. Иначе, на японцев давили США, преследуя диаметрально противоположные цели: как возможно продолжительнее держать МиГ в Японии и ни за что не выдавать Беленко.

При работе над данной статьей создатель пользовался только авиационно-технической прессой; ни один уважающий себя издание мимо угона МиГа в Японию не прошел. В силу технической направленности изданий авторов статей очень мало трогало, из-за чего коммунистический самолет с советским летчиком приземлился на Хоккайдо. Однако, множество фактов показывает на то, что за полетом Беленко находились юноши из ЦРУ США. Операция сорвалась на последней стадии.

Беленко ушел в простой тренировочный полет вместе с еще двумя МиГами с аэропорта Сахаровка, расположенного в 200 км от Владивостока. Практически сразу после взлета он оторвался от строя, снизился до высоты 45 м, дабы уйти из поля зрения РЛС, пролетел вблизи почвы приблизительно 400 км и, собрав высоту 6000 м, забрал курс па авиабазу Читозе, где были самые долгие на Хоккайдо ВПП. Увы, японский аэропорт был закрыт туманом, а горючее кончалось.

Летчик снова нырнул к почва (по одной из предположений, дабы уйти от японских радаров – имели возможность бы так как и сбить, по второй – чтобы подыскать место посадки). Как бы то ни было, Ми Г-25 совершил посадку в гражданском аэропорту, и скрыть данный факт не было ни мельчайшей возможности. Авиаугон взял огласку. Американцам было нужно обращаться с официальной просьбой о совместном расследовании проишествия.

Японский МИД был поставлен в затруднительное положение, поскольку подобная просьба СССР была отклонена, было нужно отклонить и американскую.

Одновременно с этим японские госслужащие не исключили участия «зарубежных специалистов» в изучении «вещественного доказательства», предлогом для чего послужило наличие на борту «взрывоопасных устройств»; из какой государства покажутся эти самые специалисты, сомнений ни у кого не было.

Для чего же ЦРУ (в случае если в этом деле вправду была замешана американская разведка) гонялось за далеко не самым новым самолетом? Пожалуй, ни по одному советскому самолету не имелась столь противоречивая информация, и ни один отечественный самолет, не считая МиГ-25, не получал прозвище «несбиваемый». О полетах МиГов над Израилем писалось уже неоднократно.

Но Израиль – это еще не все. В свое время в МАИ ходили легенды о полетах МиГ-25 над Западной Европой, относились тогда к этим байкам очень скептически и, как оказывается, напрасно. В библиотеке ЦАГИ отыскался номер издания «Флайт» от 10 апреля 1976 г. со статьей «МиГ-25 над Британией»? В последних числах Марта глава МинОбороны Англии категорически объявил, что ни МиГ-25, ни другие какие конкретно бы то ни было скоростные самолеты не вторгались в воздушное пространство Британии в предшествующие 12 месяцев.

К чему бы такое заявление? Оказывается, в прессе США утверждалось, что советские разведывательные самолеты МиГ-25 систематично совершают полеты в воздушном пространстве государств НАТО. Следом за американцами подобную данные опубликовали кое-какие британские издания.

Создатель статьи во «Флайте» очень скептически расценил возможность аналогичных полетов и обосновывал, что сбить МиГ достаточно легко, для этого нужно иметь «всего лишь» ЗРК «Найк-Геркулес» либо истребитель F-14. Статья похожего содержания показалась приблизительно одвременно с этим во французском издании «Эр эт Космос».

В конечном счете вопрос о МиГах над Западной Европой до тех пор пока остается открытым, светло одно – с военно-технической стороны данный самолет был способен летать в воздушном пространстве государств НАТО. Через чур мало было средств ПВО, талантливых дотянуться МиГ-25, в то время, когда он шел на потолке с большой скоростью. Шум в прессе мог быть поднят на базе настоящих фактов, а мог быть и спровоцирован американцами.

В марте-апреле показались публикации на тему коммунистических самолетов-шпионов, а сентябре – «живой» МиГ-25 совершил посадку в Японии. В полной мере быть может, что статьи преследовали цель заблаговременно оправдать изучения и необходимость угона столь страшного для государств «свободного мира» самолета.

Начальный осмотр самолета японцы проводили в Хакодате, но было ясно, что подробно изучить МиГ в гражданском аэропорту не окажется. Решили перевезти самолет на военную авиабазу Хякари, расположенную в 80 км от Токио.

Сложность была в том, что фюзеляж МиГа не помещался в японский военно-транспортный самолет С-1. «Хорошие» американцы пригнали для для того чтобы дела собственный С-5А, и 19 сентября 64 японских американских экспертов 11 и «специалиста», прибывших с авиабазы Райт-Паттерсон, начали подготовку МиГа к транспортировке: от самолета отстыковали крылья, кили, хвостовое оперение, сняли двигатели, слили масло и горючее. В ночь на 24 сентября, под эскортом 14 «Фантомов» и «Старфайтеров» сил самообороны Японии, «Гэлэкси» с драгоценным грузом перелетел с гражданского аэропорта на армейский.

На военных аэропортах, расположенных на протяжении маршрута перелета, в готовности №1 пребывали дежурные звенья F-4J. Предосторожности не были лишены оснований: на протяжении перелета РЛС засекли вблизи побережья Японии пара неопознанных объектов, каковые, вероятнее, были советскими самолетами.

В Хякари МиГ-25 опять собрали и подготовили к детальным изучениям. Летать на нем не планировали, но оставшиеся в баках по окончании посадки 200 литров горючие разрешали совершить статические опробования двигателя; 3 октября оба движка «гоняли» в течение 1 ч. 20 мин. Из-за высокого расхода горючего для окончания намеченной программы «огневых» изучений ТРД было нужно добавить японского горючего. Статическая тяга каждого ТРД составила 11 т, как и полагали ранее многие западные специалисты.

После этого выкаченный на летное поле МиГ-25 отсняли в оптическом и ИК спектрах с воздуха два по поводу-4J. Отмечалось, что очень полезными были информацию о тепловой сигнатуре советского истребителя, каковые весьма понадобились разработчикам головок самонаведения ракет «воздух-земля» и «воздух-воздух».

Детальные изучения самолета продемонстрировали, как очень сильно на Западе заблуждались в оценке его возможностей, конструкционных особенностях и технических характеристиках. Угнанный МиГ-25 был не многоцелевым истребителем, а узкоспециализированным высотным истребителем-перехватчиком. Показательно – фактически все корреспонденты сошлись во мнении, что МиГ-25 есть самый совершенным истребителем-перехватчиком в мире.

Его РЛС, не смотря на то, что и выполнена на электронно-вакуумных лампах и не имеет режима селекции целей на фоне почвы, превосходит западные. Электронное оборудование самолета достаточно примитивно (один из специалистов высказался в отношении элементной базы электроники F-4 и МиГ-25 в том духе, что «это все равно, что сравнивать транзисторный приемник с граммофоном»), но неспециализированная интеграция совокупности управления оружием, автопилота, совокупности наведения с почвы выполнена на уровне, по крайней мере не уступающем лучшим западным совокупностям, созданным в одно время с оборудованием МиГ-25.

Топливная совокупность советского перехватчика существенно превосходит топливную совокупность разведчика SR-71 – единственного самолета в мире, имеющего родные к МиГ-25 летные характеристики. Настоящим открытием стало очень скромное применение в конструкции планера МиГа титана; потому, что на Западе принято было вычислять МиГ-25 «титановым» самолетом, его масса ранее существенно занижалась, но большая скорость завышалась: три «Маха» МиГ, по всей видимости, все же не развивал, на самолете Беленко красная ограничительная черта стояла на скорости М=2,8. В целом самолет оценили как

«высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными изюминками которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость техобслуживания и доступность пилотирования самолета летчикам не самой высокой квалификации».

Японцы были приятно поражены радиусом действия МиГ-25: ранее считалось, что советские истребители способны долететь от Владивостока до Токио и возвратиться обратно. Запас горючего во внутренних баках осуществить таковой полет не разрешал, а трубопроводов горючего в пилонах самолета Беленко не было – следовательно, подвесные баки нести данный МиГ-25 не имел возможности. Избавившись от одной головной боли, самураи получили другую: военных поразила легкость, с которой МиГ ушел от их ПВО.

Дабы заткнуть дыры в совокупности ПВО, решено было закупить в Соединенных Штатах самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай», талантливые обнаруживать низколетящие цели. Весьма интересно подчернуть, что вопрос о приобретении силами самообороны «Хокаев» уже поднимался, но тогда посчитали, что имеющаяся совокупность ПВО в полной мере справляется со собственными задачами.

«Изучения» были закончены 5 октября.

Заявить, что в СССР болезненно переживали угон МиГ-25 – значит не сообщить ничего. Все перемещения самолета в Японии, ситуация около него отслеживались внимательнейшим образом, и всегда шло давление по дипломатической линии.

22 сентября коммунистический посол в Токио передал во внешнеполитическом ведомстве Японии ноту протеста, в которой выражалось недовольство позицией правительства восходящего солнца в отношении изучений самолета; в ноте указывалось, что в случае если позиция Японии останется без трансформаций, вероятно резкое ухудшение двусторонних взаимоотношений. Дипломатические демарши сделали собственный дело, и 27 сентября глава правительства Таксо Мики объявил, что самолет МиГ-25 будет возвращен СССР, но не ранее 5 октября, в то время, когда японские и американские специалисты собирались закончить собственные изучения. «Изучения» сопровождались снятием образцов материалов с чего лишь возможно, начиная от штанги ПВД и заканчивая изоляцией электропроводки, исходя из этого о возврате самолета «к себе» по воздуху не могло быть и речи. Была заключено соглашение о возврате МиГа в СССР на борту транспортного судна.

Советские представители настойчиво попросили выплатить денежную компенсацию за ущерб, нанесенный летательному аппарату в ходе «расследования» дела о незаконном пересечении границы. состояние самолета должны были оценить эксперты из СССР, но японцы, не смотря на то, что и дали согласие выплатить компенсацию, отказались допустить русских на территорию авиабазы.

Осмотр МиГа должен был быть совершён в течение светового дня, от восхода до захода солнца, на борту судна, в присутствии японских экспертов. Колонна грузовиков в ночь с 11 на 12 ноября доставила разобранный и шепетильно упакованный в 13 контейнеров самолет в порт Хитачи, где уже стоял коммунистический теплоход. Японцы не пожалели хорошего дерева, различных гводиков-винтиков на упаковку – расчет был на то, что практически все отведенное на осмотр время уйдет на «распечатывание» самолета.

Увы, они не слышали русской пословицы «разламывать – не строить», да и анекдот о русском японской пиле и ломе прошел мимо их ушей. Команда мускулистых ребят весьма скоро разложила японские коробки на щепочки, по окончании чего за дело взялись эксперты ОКБ Микояна. Стало известно, что японцы не вернули большая часть электронных блоков, например, совокупность опознавания «собственный-чужой». В конечном счете японцам был выставлен счет в 7,7 млн. рублей, что по тогдашнему курсу соответствовало приблизительно 11 млн. долл.

Сыны восходящего солнца в долгу не остались и запросили 40 000 долл. за две антенны, поврежденных Беленко при посадке в аэропорту Хакодате и за транспортировку останков МиГа из Хякари в Читозе. По окончании урегулирования денежных вопросов 15 ноября теплоход покинул японский порт.

А что произошло с Беленко? Конечно же, он не стал дожидаться в Японии окончания расследования «дела». США предоставили ему политическое убежище, и уже через пара дней по окончании 6 сентября он вылетел за океан.

О предстоящей его судьбе автору мало что известно; по одним слухам, он получил звание полковника ВВС Соеденненых Штатов, по вторым – окончил жизнь в автокатастрофе.

Моральные и денежные утраты СССР в следствии авиаугона в Японию были огромны. За два последующих года приелось заменить электронное оборудование на всех самолетах МиГ-25, совокупность «собственный-чужой» по большому счету на всех самолетах ВВС. К слову сообщить, угон МиГ-25 был не первым и не последним случаем, в то время, когда МиГи улетали по воле пилотирующих их летчиков к возможному сопернику.

Но в 1976 г. в первый раз самолет угнал коммунистический летчик.

источник: Михаил НИКОЛЬСКИЙ «Удирающий МИГ» // «космонавтика и Авиация» 09-1998

В 1976 году был угнан в Японию секретный МиГ- 25

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: