Большой крейсер проекта «x». ссср

      Комментарии к записи Большой крейсер проекта «x». ссср отключены

В начале тридцатых годов прошлого века, в один момент с проектированием первых советских легких крейсеров проекта 26, велись и перспективные проектные проработки по определению типа и главных тактико-технических элементов (ТТЭ) более больших артиллерийских судов.

В частности, в марте 1935 года в ЦКБС-1 под управлением главы корпусного отдела А.И. ответственного исполнителя и Маслова проектно-конструкторских работ В.П. Римского-Корсакова в инициативном порядке были выполнены проработки, и чертежи, модель и объяснительная записка так именуемого «громадного крейсера» с условным обозначением «проект “X”».

Актуальность таковой работы не вызывала никаких сомнений, поскольку в составе советского флота по окончании гражданской войны и революции не осталось ни одного крейсера с артиллерией калибра 203 мм и более.

Большой крейсер проекта «x». ссср

В.П. Римский-Корсаков

Главным назначением этого корабля являлись «независимые операции в открытом море, действия против берегов соперника и помощь легких сил далеко от своих баз», исходя из чего громадный крейсер должен был иметь:

  • • сильную артиллерию главного калибра, талантливую стереть с лица земли любой корабль соперника, владеющий такой же либо большей скоростью хода, что и крейсер проекта «X» (среди них и крейсеры «вашингтонского» типа), и причинить важные повреждения линейным крейсерам и линкорам;
  • • противоминную и зенитную артиллерию, снабжающую надежную защиту от атак эсминцев. торпедных катеров, самолётов и подводных лодок;
  • • авиационное оружие для ведения воздушной разведки в зоне радиусом до 50 миль, корректировки противовоздушной обороны и артиллерийского огня;
  • • надежное бронирование от артиллерийского огня крейсеров противника и фугасных авиабомб среднего веса;
  • • вероятно бoльшие район и скорость плавания.

Как наступательные, так и оборонительные элементы крейсера проекта «X» принимались в расчете на ведение боя с крейсерами «вашингтонского» типа. Но при выборе артиллерии главного калибра авторы разработки столкнулись с значительной проблемой. С одной стороны, потенциальными соперниками крейсера «X» являлись крейсеры, оружие которых по Вашингтонскому (1922 год) и Английскому (1930 год) контрактам ограничивалось 203-мм орудиями.

Иначе, приходилось принимать во внимание с существованием германских броненосных судов типа «Deutschland» с артиллерией калибра 280 мм. К тому же, следовало учитывать не хватает сильное бронирование указанных судов благодаря ограничений по водоизмещению – не более 10 000 т (установленных, не считая упомянутых соглашений, Версальским контрактом 1919 года – для германских судов).

Результаты совершённых расчетов продемонстрировали, что чтобы у потенциальных соперников – броненосного корабля «Deutschland» и японского тяжелого крейсера «Атаго» – не оставалось территории свободного маневрирования, крейсер проекта «X» направляться вооружить соответственно 220- либо 225-мм орудиями. Но, принимая к сведенью то, что за время его постройки не исключалась возможность появления судов с более толстой броней, проектанты остановились на калибре 240 мм, разместив на корабле 12 таких орудий в четырех башнях.

По заданию ЦКБС-1 инженер конструкторского бюро Ленинградского Железного завода (ЛМЗ) Р.Н. Вульф составил проект башенной установки с тремя 240-мм орудиями (протяженность ствола 60 калибров), установленных в раздельных люльках и имеющих элеваторную подачу. Главные характеристики данной установки выглядели следующим образом:

  • • масса боеприпаса 235 кг
  • • начальная скорость боеприпаса 940 м/с
  • • масса заряда 100 кг
  • • боезапас на одно орудие 110 выстр.
  • • скорострельность при угле возвышения 10 градусов 5 выстр./мин
  • • углы вертикального наведения от –5 град до +60 град
  • • масса башни 392 т
  • • масса башни с броней 584 т
  • • диаметр по шарам 7100 мм

Количество боезапаса рассчитывалось на ведение получасового боя, на протяжении которого 10 мин отводилось на пристрелку, а остальные 20 мин – на поражение. Наряду с этим учитывалось, что скорострельность за время пристрелки снизится в 5 раз.

Зенитную и противоминную артиллерию конструкторы решили объединить в одну – универсальную. Её калибр на основании работ Научного комитета Управления ВМС, выполненных еще во второй половине 20-ых годов XX века, приняли равным 130 мм. В качестве же примера при проектировании крейсера употреблялась спаренная 130-мм зенитная установка со скорострельностью 12–15 выстрелов на ствол, спроектированная ЛМЗ. На корабле предполагалось разместить шесть таких установок, по три с борта.

Дополняли артиллерийское оружие шесть 45-мм полуавтоматов 21-К и четыре 12,7-мм пулемета.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось посредством четырех КДП (по два для главного и универсального калибров), центральных кормового постов и носового с устройствами управления артиллерийским огнем, центральной наводкой и одного МПУАЗО (морскими устройствами управления артиллерийским зенитным огнем) в кормовом зенитном посту.

Потому, что уже тогда считалось, что использование торпедного оружия большим артиллерийским кораблем может носить чисто случайный темперамент, то его ограничили двумя 533-мм трехтрубными аппаратами. Крейсер имел возможность принимать па палубу, в перегруз, 100 мин заграждения примера 1931 года.

Как уже говорилось, громадный крейсер проекта «X» предназначался с целью проведения независимых операций на большом удалении от собственного побережья. Успех реализации таких операций в значительной мере зависит от наличия информации об окружающей обстановке. Вследствие этого конструкторы предусмотрели размещение на крейсере авиагруппы числом девяти гидросамолетов: один на катапульте, остальные, со сложенными крыльями – в ангаре.

Помимо этого, еще 2-3 самолета возможно было разместить на палубе. Такое количество самолетов в то время имел возможность принимать только один крейсер в мире – шведский «Gotland».

Подъем гидросамолетов из ангара предусматривался стрелами и специальными лебёдками, по окончании чего они накатывались на катапульту для запуска. Прием их обратно производился посредством кормового фартука, а при стоянке на якоре – кранами.

Такая авиагруппа считалась, согласно точки зрения авторов проекта, достаточной для несения воздушной разведки в течение всего яркого времени дней. Помимо этого, имелась возможность открывать пламя по найденной самолетами, но невидимой с корабля за горизонтом цели, другими словами применять артиллерию главного калибра на большую дальность стрельбы.

самый интересным в проекте «X» являлось размещение на крейсере двух подводных лодок («погружающихся быстроходных катеров») типа «Блоха», разработка которых кроме этого велась в ЦКБС-1. Предусматривались два варианта их размещения на корабле: в кормовой оконечности на автоматических шлюпбалках и в районе дымовой трубы; спуск на обратный подъём и воду на борт производился в этом случае лишь посредством кранов.

Броневая зашита крейсера проекта «X» проектировалось из расчета бронепробиваемости палубы и борта боеприпасами лучшего в то время в мире 203-мм британского орудия (нехорошим считалось 203-мм японское) и наличия территории свободного маневрирования. Полагая, что величина последней составит кроме того с учетом вероятных случайностей 30 и более кабельтовых, толщина палубы и брони борта определялась соответственно в 115 и 75 мм.

Помимо этого, были вычислены и варианты усиления бронирования за счет понижения скорости хода. Стало известно, что доведение толщины горизонтального бронирования до 100, 115 и 125 мм потребует повышение его массы соответственно на 442, 707 и 884 т. Что касается вертикального бронирования, то на каждые дополнительные 10 мм его толщины требовалось 143 т. В какой-то степени защиту корабля дополняли усиленные до 25 мм по соображениям продольной прочности корпуса, настилка верхней палубы и бортовая обшивка выше плавного броневого пояса.

Химическое оружие (дымовая аппаратура), средства связи и прожекторы принимались подобными устанавливаемым на легких крейсерах проекта 26.

Особенное внимание при разработке проекта уделялось скорости хода, от которой во многом зависел как успех проведения операции, так и будущее самого крейсера. Рискуя встретить более сильного соперника, он должен был владеть свойством уклониться от боя, но одновременно с этим в малейший срок стереть с лица земли более не сильный. Данный принцип ведения боя в целом совпадал с тем, что германские конструкторы заложили в базу проекта судов типа «Deutschland»: быть стремительнее сильного и посильнее стремительного.

Исходя из этого для громадного крейсера проекта «X» была принята мощность 210 000 л.с. – большая, которую имела возможность развить паротурбинная трехвальная установка с турбозубчатыми агрегатами и шестью прямоточными котлами по типу эсминца проекта 45 («Умелый»). При запасе горючего на 15 ч хода такая установка должна была обеспечить крейсеру скорость 38 уз.

Экипаж крейсера складывался из начальника, комиссара, 79 человек среднего и 34 младшего начальствующего состава, 600 младших командиров и краснофлотцев. Помимо этого, предусматривались помещения для флагмана, политотдела и начальников штаба, одиннадцати штабных экспертов.

Выполненные А.И. Масловым и В.П. Римским-Корсаковым проработки по проекту «X» не взяли собственного воплощения в металле.

Исходя из этого тяжело представить, какие конкретно ТТЭ имел бы данный корабль при постройки. Однако, нельзя не отметить последовательность спорных моментов.

В первую очередь это относится подводных лодок типа «Блоха». По своим ТТЭ и малой автономности (3–5 дней) они предназначались для прибрежных операций, исходя из этого кроме того при успешного исполнения ими операции у вражеских берегов никто не имел возможности обеспечивать их возврат на крейсер, поскольку при обнаружении соперником он должен был бы покинуть намеченный район встречи. Применение же лодок в варианте торпедного катера имело возможность, ввиду их ограниченной скорости (около 29 узлов), иметь место только в условиях ограниченной видимости, что кроме этого имело возможность привести к утрата контакта с кораблем-носителем, при же повреждения на протяжении боя на борту крейсера они становились ненужным грузом.

Постоянное барражирование гидросамолетов представлялось, само собой разумеется, ответственным для верной оценки обстановки, но одновременно с этим сковывало маневр крейсера, непрерывно занятого обеспечением взлетно-посадочных мероприятий. Возлагать же на них ПВО – мысль по большому счету нереальная, поскольку по своим летно-тактическим чертям ни один гидросамолет не имеет возможности соперничать с палубной либо береговой авиацией.

Модель громадного крейсера проекта «Х»

Проработка тяжелого крейсера проекта «X» разрешила ЦКБС-1 (с 1937 года – ЦКБ-17) спустя пять лет создать более замечательный тяжелый крейсер проекта 69.

По данным РГАВМФ. Ф.р-441. Оп.6. Д.13,14

источник: Л.А. КУЗНЕЦОВ «Громадной крейсер проекта «X»» // сборник «Гангут» №18, с. 44–51

Подземный крейсер — секретный военный проект СССР и Германии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: