Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

      Комментарии к записи Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82 отключены

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Десятилетним замыслом армейского судостроения на 1946-1955 годы, утвержденным в ноябре 1945 года, предусматривались сдача и строительство Военно-Морскому Флоту в это время четырех тяжелых крейсеров (КРТ). Их постройку намечалось осуществить на фабриках № 402 в Молотовске и № 444 в Николаеве, по два корабля на каждом. Помимо этого, предполагалось дополнительно заложить в первой половине 50-ых годов XX века один и в 1955 году – еще два КРТ.

Эти крейсеры были доминантой десятилетнего замысла.

История проектирования КРТ проекта 82 была сверхсложной и драматической, что в значительной степени явилось следствием существенного влияния и повышенного внимания при выработке и принятии ответов по главным вопросам их создания со стороны И. В. Сталина, что в то время был Генсеком ЦК ВКП(б) и Главой Совнаркома (с 1946 года – Совета Министров) СССР. В вышедшей во второй половине 60-ых годов двадцатого века первой книге мемуаров адмирала Н. Г. Кузнецова «Незадолго до» отмечалось, что у И. В. Сталина было особенное, тяжело растолковываемое пристрастие к тяжелым крейсерам. Исходя из этого представляется неслучайным присвоение в первой половине 50-ых годов XX века головному кораблю этого типа наименования «Сталинград».

Перспективные проектные проработки по определению типа и главных тактико-технических элементов (ТТЭ) тяжелых крейсеров (среди них и выбора главного калибра артиллерии для них) Морских сил (МС) РККА начались еще в начале тридцатых годов прошлого века, в один момент с проектированием первых легких крейсеров (КРЛ) и линейных кораблей (ЛК) советской постройки.

Весной 1934 года в ЦКБС-1, под управлением главы корпусного отдела А. И. ответственного исполнителя и Маслова проектно-конструкторских работ В.П.Римского-Кор-сакова, была выполнена проработка «громадного крейсера» (проект «X») с 240-мм артиллерией главного калибра в четырех трехорудийных башнях, 115-мм бронированием борта, стандартным водоизмещением 15 500 т и скоростью хода 38 уз. Назначением для того чтобы корабля определялись

«независимые операции в открытом море, действия против берегов соперника и помощь легких сил далеко от своих баз».

В 1935 году тут же была выполнена проработка КРТ проекта 22 (с 254-мм артиллерией, бронированием борта 200 мм, водоизмещением 19 500 т и скоростью хода 35 уз. В феврале 1936 года Главморпром Наркомтяжпрома выдал ЦКБС-1 костюм на разработку эскизного проекта 22 в первом, а неспециализированного (технического) – в третьем квартале того же года. В мае 1936 года помощник главы МС РККА флагман 1 ранга И. М. Лудри утвердил предварительные ТТЗ на разработку эскизного проекта КРТ (предусмотренного одним из вариантов проекта «Десятилетней программы МС РККА») с вариантами 254-мм, 280-мм и 305-мм артиллерии главного калибра.

Но в утвержденную в августе того же года десятилетнюю программу создание КРТ не включили: по ней намечалось выстроить, наровне с восемью «громадными» ЛК типа «А» (с 406-мм артиллерией), шестнадцать «малых», типа «Б» (с 305-мм, а после этого 356-мм артиллерией), каковые должны были поддерживать действия легких сил в тех случаях, в то время, когда нет необходимости использовать «громадные» ЛК либо последние не отвечают задачам по собственной скорости хода. Одобренным правительством спустя год (по окончании смены руководства МС РККА и управления Главморпрома, сопровождавшейся массовыми политическими репрессиями на флоте и в индустрии) новым вариантом данной программы – «Замыслом строительства кораблей ВМФ Морских сил» – предусматривалось создание КРТ с 254-мм артиллерией за счет сокращения количества ЛК обоих вышеуказанных типов.

Среди репрессированных во второй половине 30-ых годов XX века был и В. П. Римский-Корсаков, важный исполнитель работ по проектам «X» и 22. До назначения главного конструктора КРТ неспециализированное управление проектированием корабля делал основной инженер ЦКБ-17 (бывшего ЦКБС-1) В. А. Никитин.

В ноябре 1937 года новый глава МС РККА флагман флота 1 ранга М. В. Викторов утвердил тактико-технические требования (ТТТ) к КРТ (проект 69). Главным назначением этого корабля определялись: в эскадренном бою – борьба с крейсерами соперника (в особенности, тяжелыми) для обеспечения действий собственных легких сил, помощь активных действий легких сил в удаленных районах, независимые действия на коммуникациях соперника. Указанными требованиями основной калибр артиллерии определялся величиной 254 мм, бронирование борта – 127 мм, водоизмещение – от 20 до 23 тыс. т, скорость хода – не меньше 34 уз.

Весной 1938 года работы по проектированию «малого» ЛК прекратили, количество «громадных» ЛК и КРТ приняли однообразным – по 15 единиц. В июне того же года перед КРТ проекта 69 была поставлена новая задача – борьба с германскими «малыми» ЛК типа «Scharnhorst», в связи с чем ЦКБ-17 поручили разработку в составе эскизного проекта варианта крейсера с 305 мм артиллерией, бронированием борта 230 мм, водоизмещением 32 500 т и скоростью 32 уз. Эскизный проект КРТ был утвержден правительством в июле 1939 года, технический – в апреле 1940 года.

По последнему, предвоенному варианту программы (1939 год) и «Пятилетнему замыслу на 1938-1942 гг.» намечалось иметь в это время в постройке шесть линейных кораблей и четыре тяжелых крейсера. В 1938-1940 годах были заложены четыре ЛК проекта 23 (разработки ЦКБ-4) и два КРТ проекта 69 (разработки ЦКБ-17). Общее число тяжелых артиллерийских судов указанных проектов, в один момент находящихся на самых громадных стапелях фабрик №189, 194, 198 и 200 и в строительных доках завода № 402, ограничивалось наличием шести построечных мест для них на судостроительных фабриках Ленинграда, Николаева и Молотовска, и размером поставок металла, брони, оборудования и вооружения для этих судов, каковые имела возможность обеспечить тогда отечественная индустрия.

По окончании подписания в августе-сентябре 1939 года советско-германских соглашений о ненападении, границе и дружбе, и торгово-кредитного соглашения, с октября того же гола между делегациями представителей СССР и Германии шли переговоры, завершившиеся заключением в феврале 1940 года хозяйственного соглашения, которое предусматривало поставку в СССР, в обмен на сырье, широкой номенклатуры изделий машиностроения, а также оружия и бронетехники. В связи с переориентацией, с началом второй мировой, германской судостроительной индустрии на крупносерийную постройку подводных лодок (за счет свертывания программы надводного военного судостроения) наметилась возможность приобретения в том месте нескольких готовых либо приостановленных достройкой кораблей ВМФ.

Исходя из этого при командировании в Германию в осеннюю пору 1939 года первой советской торгово-закупочной рабочей во главе с наркомом судостроительной индустрии СССР И. Т. Тевосяном входящим в ее состав экспертам НКСП и ВМФ было поручено ознакомиться и совершить переговоры о приобретении двух-трех КРТ типа «Admiral Hipрег» с 203-мм артиллерией, каковые строились серийно с 1935 года (в то время два корабля этого типа были уже переданы флоту, а три – достраивались на плаву). Это разрешило бы пополнить ускоренными темпами отечественный флот полезными боевыми единицами, не уменьшая. количества строящихся и намеченных к постройке ЛК, КРТ и КРЛ.

В следствии переговоров, германская сторона дала согласие реализовать СССР лишь один недостроенный, последний в серии, крейсер «Lutzow», имевший техническую готовность около 50%, обязавшись наряду с этим обеспечить оборудования и поставки вооружения для завершения его строительства и отправлять группу собственных экспертов (верфи компании «Deschimag» в Бремене и ее главных контрагентов) на период достройки корабля. В последних числах Мая 1940 года в соответствии с заключенным хозяйственным соглашением «Lutzow» (которому в сентябре того же года присвоили наименование «Петропавловск») прибыл на буксире в Ленинград, и был поставлен у достроечной стены завода № 189.

Его приобретение (как и фаворита итальянской постройки «Ташкент») предоставило возможность отечественным экспертам ознакомиться с новейшей зарубежной бронетехникой, учесть зарубежный опыт и внедрить последовательность передовых по тому времени технических ответов при создании новых судов ВМФ отечественной постройки. Помимо этого, это частично решало вопрос рационального применения имевшегося (до спуска на воду находящихся на стапелях больших судов) на ведущих ленинградских судостроительных фирмах резерва рабочих достроечных профессий. При исполнении германской стороной принятых ею обязательств корабль мог быть передан ВМФ летом 1942 года

Тяжелые крейсеры типа «Admiral Hipper» имели более замечательное, по сравнению со строившимися в то время для отечественного флота легкими крейсерами типа «Чапаев», артиллерийское оружие, наклонный бортовой броневой пояс с толщиной брони 80 мм (эквивалентный 100-мм броне), стабилизацию 105-мм установок универсальной зенитной артиллерии. На них был фактически решен последовательность актуальных и непростых неприятностей армейского кораблестроения, над которыми тогда трудились советские эксперты: внедрение сварных надстроек и конструкций корпуса, использование пара высоких параметров (63 атм, 450°С), автоматическое регулирование главных элементов основной энергетической установки (ГЭУ), повышение дальности плавания за счет более высокой экономичности ГЭУ, использование успокоителей бортовой качки, высокая степень насыщенности корабля электрооборудованием постоянного и переменного тока.

Для технологической проработки поступающей из Германии рабочей конструкторской документации (РКД) по КРТ «Lutzow» (которой был присвоен индекс «проект 83») в строении достроечного цеха завода № 189 организовали особое «Бюро-Л». Перевод данной РКД на русский язык, ее перевыпуск по действующей в СССР нормативной документации и ответ посредством германских экспертов появляющихся при достройке корабля конструкторских вопросов возложили на ЦКБ-17, как разработчика проектов крейсеров. Важным исполнителем работ по проекту 83 прописали помощника главы корпусного отдела ЦКБ-17 А. С. Савичева (одного из ближайших ассистентов главного конструктора КРЛ проектов 26, 26бис и 68 А. И. Маслова).

С покупкой КРТ «Lutzow» и более обстоятельным изучением проектной и рабочей документации по нему появился вопрос о целесообразности создания на данной базе более идеальных судов того же подкласса, вооруженных 203-мм артиллерией, каковые явились бы предстоящим развитием последовательности новаторских ответов проекта 83.

По указанию наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова Основной морской штаб (ГМШ) подготовил предварительное оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на проектирование для того чтобы корабля (проект 82) с тем же составом артиллерии главного калибра. Нарком ВМФ утвердил его в середине мая 1941 года. В соответствии с этим ОТЗ назначением корабля определялось ответ следующих главных задач: бой с тяжелыми крейсерами, вооруженными 203-мм артиллерией, уничтожение легких крейсеров соперника, помощь действий собственных легких крейсеров, постановка активных минных заграждений, подавление батарей береговой обороны среднего калибра при содействии приморскому флангу армии и помощь высадки десантов, действия на коммуникациях соперника.

На основании утвержденного задания конструкторское бюро (КБ) научного комитета (НТК) ВМФ проработало три варианта главных ТТЭ корабля: по ОТЗ ГМШ с водоизмещением около 25 000 т; при понижении требований по скорости и бронированию хода – около 18 000 т, по предложениям КБ НТК – около 20 000 т. По итогам проработки НТК доложил Главкому ВМФ собственные мысли о целесообразности трансформации предварительного задания, в которых отмечалось несоответствие главных ТТЭ, указанных в ОТЗ, назначению корабля и предлагалось принять в качестве главного калибра для него 220-мм артиллерию (что обеспечит превосходство этого КРТ над всеми существующими судами с 203-мм артиллерией), расширить количество 100-мм орудий зенитного калибра дальнего боя и 37-мм зенитных автоматов, установить вместо пулеметов 20-мм автоматы, сократить количество самолетов, уменьшить толщины бронирования, дальность плавания и скорость хода. Уточнение требований предварительного ОТЗ задержалось в связи с начавшейся скоро Великой Отечественной войной.

С учетом опыта военных действий на море на протяжении второй мировой и предложений НТК, в 1943-1945 годах ОТЗ на проектирование КРТ проекта 82 много раз изменялось, с уточнением главных задач корабля, состава его оружия, бронирования, водоизмещения, дальности плавания и скорости хода.

Во второй редакции ОТЗ, утвержденной наркомом ВМФ в сентябре 1943 г., назначением КРТ определялось ответ следующих задач: придание устойчивости действиям легких сил в составе эскадры и при независимых операциях, действия на коммуникациях соперника, обеспечение боевой деятельности авианосцев и совместные действия с ними в качестве главного большого артиллерийского корабля, подавление батарей береговой обороны среднего калибра при содействии приморскому флангу армии и помощь высадки десанта.

В данной редакции ОТЗ основной калибр возрастал до 220 мм, не считая зенитного калибра дальнего боя (100-мм) предусматривался и универсальный (130-мм), существенно возрастало количество 37-мм зенитных автоматов, находились повышенные требования по мореходности корабля (применение оружия при беспокойстве моря до девяти баллов). При таком усилении оружия водоизмещение КРТ ограничивалось величиной 20 000-22 000 т.

По ОТЗ 1943 года ЦКБ-17 до конца мая следующего года проработало восемь вариантов главных ТТЭ корабля проекта 82. Эти проработки продемонстрировали несовместимость последовательности требований задания (по составу оружия, количеству бронирования, скорости и водоизмещению хода).

В третьей редакции ОТЗ, утвержденной Н. Г. Кузнецовым в ноябре 1944 года, назначение КРТ и основной калибр артиллерии сохранялись по второй его редакции, состав универсального калибра усиливался за счет исключения зенитного калибра дальнего боя, калибр мелкозенитной артиллерии (МЗА) увеличивался до 45 мм и, дополнительно к нему, предусматривался второй калибр – 23 мм, понижались требования к скорости и непотопляемости хода. При указанных трансформациях водоизмещение КРТ ограничивалось пределами 25 000-26 000 т. В сентябре 1945 года последовало уточнение величины второго калибра МЗА, которая была поменяна на 25-мм.

В конце 1946 года ЦНИИВК и ЦКБ-17 представили в Управление кораблестроения (УК) ВМС результаты проработки четырех вариантов главных элементов КРТ проекта 82 по ОТЗ 1944 года. Они были рассмотрены, по указанию Главнокомандующего ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова, 13 января 1947 года рабочей группой под управлением адмирала И. С. Юмашева. На этом совещании на вопрос командующего Балтфлота адмирала В. Ф. Трибуца

«в чем устарел проект 69?»,

докладывавший о итогах проработки представитель ЦНИИВК Л. А.Гордон ответил:

«недостаточным зенитным оружием, отсутствием радиолокационного оружия и неудовлетворительной непотопляемостью (в основном, из-за отсутствия днищевой защиты)».

В собственном заключении, по окончании дискуссии проработок, И. С. Юмашев подчернул, что

«для для того чтобы громадного корабля со относительно сильной защитой основной калибр артиллерии 220 мм непременно мелок».

Распоряжением Совета Министров СССР от 17 января того же года Н. Г. Кузнецов был смещён с поста помощника министра Армии и Главкома ВМС, по окончании чего назначен главой Управления ВМУЗ в Ленинграде. Главкомом прописали адмирала И. С. Юмашева, занимавшего до этого пост командующего ТОФ. Исходя из этого предстоящее рассмотрение вопросов проектирования КРТ проекта 82 и принятие по ним ответов происходили без Н. Г. Кузнецова.

В последних числах Января того же года вопросы создания крейсеров для ВМС СССР рассматривались на особом заседании по армейскому судостроению в Кремле с участием И. В. Сталина, где он высказал пожелание иметь на КРТ 305-мм орудия. По результатам заседания, распоряжением Совета Министров СССР от 28 января 1947 года министерствам Армии (МВС) и судостроительной индустрии (МСП) поручалось проработать последовательность вариантов корабля проекта 82 с 305-мм и 220-мм артиллерией главного калибра и в двухмесячный срок представить их на рассмотрение правительству.

Во выполнение этого поручения, в первых числах Февраля того же года, новый Главком ВМС И. С. Юмашев утвердил ОТЗ на проработку указанных вариантов. Заданием на разработку вариантов проекта 82 с 305-мм артиллерией назначение корабля определялось ответом задач: придания боевой устойчивости легким силам, действующим в составе маневренных соединений; уничтожения крейсеров соперника, вооруженных 203-мм и 152-мм артиллерией в морском бою; нанесение замечательных артиллерийских ударов по особо важным береговым целям в операциях против побережья и баз соперника (как при независимых операциях, так и при сотрудничестве с приморским флангом собственных армий и высадке десантов).

При разработке этих вариантов надлежало разглядеть разные составы артиллерии главного калибра (8-12 305-мм орудий в двух- либо трехорудийных башенных установках) и универсального (с 130-мм либо 152-мм орудиями в двухорудийных башенных установках), единый состав МЗА (45-мм и 25-мм автоматы). По авиационному оружию требовалось разглядеть два варианта: первый с четырьмя катапультными истребителями-разведчиками-корректировщиками (с хранением двух из них в ангаре) и двумя поворотными катапультами, второй – без базирования на корабле самолетов. Скорость полного хода устанавливалась не меньше 32 уз (вариант – 33 уз), дальность плавания – 6000 миль экономическим ходом 18 уз, обеспечение применения оружия при состоянии моря 7-8 баллов.

Требования ОТЗ на разработку вариантов проекта 82 с 220-мм артиллерией отличались от задания 1944 года. Боезапас главного калибра уменьшался со 170 до 125 выстрелов на ствол, количество 130-мм универсальных (зенитных дальнего боя) орудий – с шестнадцати до двенадцати, боезапас 45-мм автоматов с 1500 до 1000 выстрелов на ствол. Количество 25-мм автоматов возрастало с двадцати до тридцати двух, а их боезапас уменьшался с 3000 до 2500 выстрелов на ствол.

В середине того же месяца приказом министра судостроительной индустрии ИО главного конструктора проекта 82 прописали Л. В. Диковича (до этого-начальника корпусного отдела ЦКБ-17, имевшего обширный опыт работы по КРЛ проектов 26,26бис и 68, КРТ проекта 69 и ЛК проекта 23, начальника проектных проработок по КРТ проекта 82).

По этим ОТЗ ЦНИИВК создал и в марте 1947 года представил в УК ВМС восемь вариантов корабля проекта 82 с водоизмещением от 25 300 до 47 800 т, а ЦКБ-17 в апреле того же года – в МСП и УК ВМС четырнадцать вариантов этого корабля, с водоизмещением в тех же пределах. По итогам их разработки ЦНИИВК подготовил проект тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование КРТ.

В один момент, в обеспечение проработок ЦНИИВК и ЦКБ-17, по заданию Артиллерийского управления ВМС, ЦКБ-34 Министерства оружия возобновило работы по созданию 305-мм корабельной башенной артиллерийской установки (АУ), прерванные с началом ВОВ.

По техническому проекту башни МК-15 с качающейся частью Б-50 для КРТ проекта 69 при длине стволов 54 калибра имели возможность обеспечить начальную скорость боеприпаса 900 м/с и дальность стрельбы 257 кб (47 км). На новых 305-мм АУ предусматривалось внедрить успехи технического прогресса того времени: дистанционное управление наведением башен и стволов н радиолокационное управление стрельбой, повысить живучесть и пожаробезопасность, уменьшить на 25 человек (приблизительно на 30%) количество обслуживающего установку личного состава.

В последних числах Марта 1947 года помощник министра оружия В. М. Рябиков сказал ВМС результаты новых проработок по двух- и трехорудийиым башенным АУ с длинноствольными (61 калибр) 305-мм орудиями повышенной баллистики с начальной скоростью боеприпаса 950 м/с и большой дальностью стрельбы до 290 кб (53 км).

Из проработанных по ОТЗ ВМС вариантов КРТ проекта 82 в августе 1947 года на рассмотрение правительства министры армии, вооружения и судостроительной промышленности (Н. А. Булганин, А. А. Горегляд и Д. Ф. Устинов) представили три варианта: два с 305-мм и одни с 220-мм артиллерией главного калибра. В их докладе И. В. Сталину (воображавшем собой обоснование целесообразности применения 305-мм орудий) отмечалось, что представление двух первых вариантов, с различной толщиной и одинаковым вооружением брони главного бортового пояса корабля, разъясняется наличием разных позиций МВС и МСП по оптимальной величине толщины брони.

МВС советовало к утверждению для предстоящего проектирования I вариант с толщиной брони 200 мм, снабжающей защиту главных крайне важных частей корабля проекта 82 от 203-мм снарядов соперника с дистанции 70 кб и громадную степень свободы маневрирования в сражении с этими КРТ, что являлось его ответственным тактическим преимуществом. МСП предлагало принять II вариант с повышением скорости и соответствующим уменьшением водоизмещения полного хода, поскольку 305-мм артиллерия главного калибра разрешает кораблю проекта 82 удачно вести бой с КРТ соперника с 203-мм артиллерией на дальних расстояниях, а снабжаемая 150-мм броневым поясом защита корабля от таких снарядов с дистанции 85 кб достаточна.

Вариант III (КРТ с 220-мм артиллерией) без шуток уступал вариантам I и II в боевой живучести и мощности огня. Его преимуществами перед ними были более высокая (на 1,5 уз) скорость полного хода и меньшее (на 25%) водоизмещение. По своим ТТЭ таковой корабль имел возможность удачно бороться с КРТ соперника с 203-мм артиллерией.

Но корабль с 305-мм артиллерией был способен не только уничтожать указанные КРТ соперника, но и вести успешную борьбу с более сильными судами, появление которых в зарубежных флотах нельзя исключать. Такое преимущество по свободе маневрирования и мощности огня в сражении в полной мере оправдывало повышение водоизмещения корабля проекта 82 на 10 000 т и утрату полутора узлов скорости.

При очередном рассмотрении правительством вопросов по КРТ проекта 82, которое произошло только в марте 1948 года, И. В. Сталин одобрил для предстоящего проектирования корабля рекомендованный МВС вариант с 305-мм артиллерией, 200-мм главным броневым поясом, стандартным водоизмещением 40 000 т и скоростью полного хода 32 уз. Он разрешил указание ускорить создание таких крейсеров и в будущем систематически осуществлял контроль строительства и ход проектирования этих судов.

По окончании принятия ответа по выбору варианта КРТ проекта 82 подготовленный во второй половине 40-ых годов двадцатого века проект ТТЗ на проектирование корабля был откорректирован ВМС и согласован с МСП, а после этого, в апреле 1948 года, с предложениями по проекту распоряжения правительства о его утверждении, представлен в Совет Министров. Распоряжением от 31 августа того же года о строительстве и проектировании головного корабля проекта 82 ТТЗ было утверждено. В должности главного конструктора этого проекта утвердили Л. В. Диковича.

Эскизный проект ЦКБ-17 разрабатывало с конца 1947 года и представило на рассмотрение ВМС и МСП в марте 1949 года в четырех вариантах, отличавшихся размещением артиллерии универсального калибра и МЗА, и составом (по паропроизводительности и количеству основных котлов) и размещением ГЭУ. Вариант Л-3-6 имел ромбическое размещение 130-мм АУ БЛ-110,12 котлов на 80 т пара в час в четырех котельных отделениях, два машинных отделения.

В варианте Б-3-8 АУ универсального калибра размещались по четыре с каждого борта, а 12 котлов той же паропроизводительности – в шести котельных отделениях. Вариант Л-2-4 имел ромбическое размещение БЛ-110, четыре машинно-котельных отделения (по два котла на 130 т/ч и одному ГТЗА в каждом). В варианте Л-2-6 (что бюро и клиент советовали для технического проектирования) размещение АУ универсального калибра и ГЭУ было подобным варианту Л-3-6, но в каждом из котельных отделений – по два основных котла (вместо трех) на 130 т/ч.

Учитывая сжатые сроки создания КРТ проекта 82 (технический проект нужно было завершить в конце 1949 года для обеспечения начала постройки двух судов в третьем квартале 1950 года), ЦКБ-17 с апреля 1949 года приступило к техническому проектированию. Но в осеннюю пору 1949 года, при рассмотрении в Кремле результатов разработки представленного ВМС и МСП для утверждения эскизного проекта, И. В. Сталин нежданно задал главкому конструктору Л. В. Диковичу вопрос:

«А запрещено ли повысить скорость хода корабля чтобы отечественный тяжелый крейсер имел возможность догнать и стереть с лица земли менее сильный по защите и вооружению корабль его соперника и вовремя уйти от любого, более сильного корабля?»

Такое пожелание «вождя народов» было воспринято как указание об трансформации ТТЗ, утвержденного правительством всего годом ранее. В следствии, созданный ЦКБ-17 эскизный проект не утвердили, а в протоколе его рассмотрения подчернули, что корабль имеет через чур большое водоизмещение и недостаточную скорость хода.

Затем заседания бюро начало ускоренными темпами разработку предварительного этапа технического проекта (с выбором новых основных размерений и переработкой чертежей неспециализированного размещения) для корректировки главных ТТЭ корабля при столь радикальном трансформации задания, что завершили в декабре 1949 года. Обеспечение скорости полного хода 35 уз потребовало повышения неспециализированной мощности ГЭУ практически на 30% с установкой дополнительного количества основных котлов и мощностью и разработкой новых 70 000 л.с.).

К ответу масштабной задачи создания новой, неповторимой по мощности в отечественном судостроении ГЭУ были привлечены коллективы СКБ котлостроения (главный конструктор и начальник Г. А. Гасанов), конструкторских бюро Харьковского турбогенераторного, Невского машиностроительного и Кировского фабрик (главные конструкторы Л. А. Шубенко, С. А. Быченков и А. Х. Старостенко). Для компенсации роста массы ГЭУ и заданного сокращения водоизмещения корабля было нужно уменьшить количество 130-мм и 45-мм АУ, и создать и реализовать ряд других мероприятий.

В связи с громадной перегрузкой ЦКБ-17 (где в один момент с разработкой проекта 82 выполнялся большой объем работ по завершению опробований пяти КРЛ проекта 68К и развертыванию крупносерийного строительства новых КРЛ проекта 68бис) в октябре того же года было издано постановление о передаче предстоящего проектирования КРТ проекта 82 во снова создаваемое ЦКБ-16, для которого он стал главным заказом. В целях своевременного непрерывности выпуска и обеспечения работ РКД на постройку КРТ для фабрик-строителей, в новое бюро с февраля 1950 года перевели около половины сотрудников ЦКБ-17, другими словами всех занятых на работах по проекту 82.

В январе 1950 года министром судостроительной индустрии был назначен один из выдающихся организаторов, помощник Примьера В.А.Малышев. Из размещённых в издании «Источник» фрагментов его ежедневника поступила информация, что в первых числах Марта того же года в кремлевском кабинете И. В. Сталина произошло заседание по проекту 82 с участием В. А. Малышева, И. С. заместителя и юмашева Главнокомандующего ВМС П. С. Абанькина, где Сталин задал вопрос моряков, для каких целей они думают применять таковой крейсер. По окончании ответа:

«для борьбы с тяжелыми крейсерами соперника»

– он возразил, что

«нам нечего ввязываться в бой с тяжелыми судами соперника. Главная задача тяжелого крейсера должна быть другой – борьба с легкими крейсерами соперника. Нужно расширить его скорость до 35 узлов, дабы он бы наводил панику на легкие крейсера соперника, разгонял их и громил. Данный крейсер обязан летать как ласточка, быть пиратом, настоящим преступником.

Он обязан суметь уйти из-под удара тяжелых судов соперника».

После этого Сталин внес предложение последовательность мер по уменьшению водоизмещения. В то время, когда моряки начали возражать против некоторых из них, он высказал последовательность замечаний по составу универсальной и зенитной артиллерии, и по боекомплекту артиллерии всех калибров, отметив, что довольно глупо ставить на КРТ 130-мм зенитные орудия с потолком стрельбы 16 км – соперник будет бомбить его с высот от 500 до 1500 м, следовательно нужна МЗА. Вместе с тем Сталин приказал кроме этого сократить и предусмотренное проектом количество МЗА –

«таковой корабль будет постоянно иметь охранение, которое должно его защищать».

На возражения моряков против сокращения боекомплекта (ссылаясь на много снарядов ниа судах ВМС США и Англии) Сталин ответил:

«Вы слепо не копируйте англичан и американцев, у них другие условия, их суда уходят на большом растоянии в океан, отрываясь от своих баз. Мы же не думаем вести океанские битвы, а будем вести войну вблизи собственных берегов и нам не требуется иметь громадного боезапаса на корабле».

Вследствие этого он дал также уменьшить дальность плавания и подчернул, что

«создать корабль, что имел бы все преимущества, запрещено. Возможно иметь преимущества нли в скорости, либо в вооружении и бронировании».

Потом И. В. Сталин задал вопрос, где намечено строить головной крейсер. Взяв ответ, что в Ленинграде, он заявил, что желал бы прежде всего иметь два КРТ на Черном море,

«нам нужно иметь громадный флот, раз в десять больше, чем на данный момент, и суметь прочно закрыть Дарданеллы. Во вторую очередь строить тяжелые крейсера для Балтики».

С учетом изложенных выше замечаний И. В. Сталина по эскизному проекту и результатов разработки предварительного этапа техпроекта, представленных снова грамотным

Военно-морским министерством (ВММ) и МСП, Совет Министров распоряжением от 25 марта 1950 года утвердил главные элементы задания на разработку технического проекта 82 с частичными трансформациями ТТЗ, утвержденного в августе 1948 года: повышением скорости полного хода до 35 уз за счет уменьшения состава артиллерийского оружия универсального калибра и МЗА, количества боезапаса всех калибров, сокращения водоизмещения (до 36 000-36 500 т), автономности и дальности плавания и разрешил МСП без повторной разработки эскизного проекта приступить к техническому, с понятием его на утверждение правительства в феврале 1951 года. В один момент Совет Министров обязал МСП начать, во втором квартале того же года, строительство двух крейсеров проекта 82 на фабриках № 444 (бывший № 198) в Николаеве и № 189 в Ленинграде со сдачей их ВМС в 1954 и 1955 годах соответственно. Ответ ВММ и МСП по предварительным материалам технического проекта 82, связанным с выбором основных размерений и неспециализированного размещения тяжелого крейсера, было оформлено в сентябре 1950 года.

Одному из авторов статьи, В. И. Ефнмову, было нужно трижды выезжать в долгие командировки в Москву на утверждения проекта и время рассмотрения 82 в МСП, ВММ н правительстве. Центральный аппарат тогда трудился по особенному режиму: в министерствах начинали рабочий сутки в 9 часов, с 19 до 22 часов был паузу для отдыха, после этого снова возвращались на работу, где задерживались до 2 либо 3 часов ночи.

В эти вечерние часы проводились совещания кабмина с участием И. В. Сталина и был вероятен вызов важных работников министерств, главных конструкторов и руководителей предприятий. Основной конструктор проекта 82 Л. В. Дикович много раз докладывал вместе с министром судостроительной индустрии А. А. Гореглядом (позднее с В. А. Малышевым) о ходе строительства и проектирования этих крейсеров лично И. В. Сталину в его рабочем кабинете в Кремле.

С началом разработки технического проекта 82 в ЦКБ-16, приказом главы бюро Н. Н. Исанина помощниками главного конструктора этого проекта были назначены: В. В. Борисов (по неспециализированному проектированию), К. И. Трошков (по корпусным конструкциям), Н. Ф. Шульженко (по ГЭУ), Л. С. Воробьев (по корабельным совокупностям), А.Е.Перевозчиков (по корабельным устройствам н оборудованию), И. Ш. Левин (по электрооборудованию). Два новых отдела возглавили: по оружию – В.И.

Ефимов, технологический (разрабатывавший принципиальную разработку постройки тяжелых крейсеров проекта 82) – Н. М. Баронов. В октябре 1950 года Н. Н. Исанину и Л. В. Диковичу были присвоены звания основных конструкторов первой степени.

На протяжении проектирования был выполнен большой количество исследовательских и умело-конструкторских работ. Наиболее значимыми из них были: определение оптимального варианта теоретических обводов корпуса корабля по итогам опробований ходовых и мореходных качеств масштабных моделей в опытовых бассейнах ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и ЦАГИ им. проф.

Н.Е.Жуковского, опробования стойкости бортового и палубного бронирования методом подрыва и отстрела цементованных и гомогенных броневых плит, выбор оптимальной конструкции подводной конструктивной защиты (по терминологии того времени – противоминной) методом подрыва двадцати масштабных (1:5) отсеков, изучения действия «конусов дульных газов» АУ; макетирование главных помещений ГЭУ, энергоотсеков, погребов боезапаса и главных боевых постов; теоретические изучения разных вопросов, которые связаны с применением новой техники.

Последовательность совершённых умелых работ отличался особенной большим объёмом и новизной, к примеру подрыв масштабных отсеков противоминной защиты (ПМЗ), что проводился междуведомственной рабочей группой под руководством директора ЦНИИ-45 В. И. Першниа; в ее состав входили: от ЦКБ-16 – В. В. Борисов (начальник темы), К. И. Трошков, В. А. Коротич, З. Л. Мармур, от ЦНИИ-45 – И. И. Дехтяр, от ВМС – И. М. Короткин и И. А. Арба. На основании результатов подрыва отсеков несколько экспертов под управлением Н. И. Антонова создала оптимальную конструкцию ПМЗ, имевшую большие преимущества перед зарубежными (при однообразной сопротивляемости энергии взрыва – на 10% меньшую массу).

Вторыми умелыми работами были кроме этого: проведение подрыва и отстрела броневых плит, в следствии чего была выяснена оптимальная схема бронирования корпуса корабля (начальник темы – В. А. Коротич), изучения действия дульных газов на корпусные конструкции и личный состав надстроек (начальник темы – В. И. Ефимов), что разрешило решить вопрос рационального размещения артиллерийских установок и открытых боевых постов на корабле.

На протяжении разработки в ЦКБ-16 технического проекта КРТ, в целях отработки и своевременного создания умелых и головных образцов оружия, оборудования и механизмов, и поставки серийных образцов по утвержденному главному графику строительства головного корабля проекта 82, Совет Министров принял распоряжения: 16 мая 1950 года – «О мероприятиях по обеспечению проекта и проектирования 82», а 13 августа того же года – «О мероприятиях по обеспечению поставок для постройки и сдачи головного корабля проекта 82 на заводе № 444 МСП».

В декабре 1950 года технический проект 82 был закончен и в феврале следующего года представлен на утверждение и рассмотрение ВММ и МСП. контрагенты и Основные соисполнители ЦКБ-16 по оружию, оборудованию и механизмам не прекращали разработку собственных проектов и РКД кроме того во время корректировки элементов корабля в связи с директивным указанием расширить его скорость. Исходя из этого уже в начале 1951 года они смогли передать рабочую документацию в производство.

Последовательность образцов запасных механизмов ГЭУ был изготовлен и принят МВК, благодаря совмещению этапов проектирования, выпуска РКД и подготовки производства, еще к концу 1950 года.

приказами и Постановлениями правительства МСП к исполнению работ по разработке КРТ проекта 82 к концу 1950 года были привлечены десятки коллективов НИИ, КБ и фабрик судостроительной и смежных индустрии, а также такие наибольшие других городов и предприятия Ленинграда страны, как Ижорский, Кировский, Железный им. Сталина, «Коммунист», «Электросила», Ново-Краматорский, «Баррикады», Харьковский турбогенераторный, Калужский турбинный фабрики и многие другие.

Наровне с конструкторами ЦКБ-16 творческое участие в разработке проекта 82 принимали ведущие эксперты ЦНИИВК ВМС. Главным замечающим ГУК ВМС был назначен М.С.Михайлов (что до ВОВ возглавлял наблюдение ВМФ при начале и проектировании строительства ЛK проекта 23).

Старшими замечающими по профессиям были: по корпусной части – С. И. Глущенко, по ГЭУ – Р. И. Маламед, по корабельным совокупностям – К. И. Хромов (после этого П. Г. Грищенко), по электрооборудованию – Н. А. Полевщиков. По остальным профессиям наблюдение вели: по оружию – В. С. Филимонов, по конструктивной защите корабля – А. М. Хохлов (что, в качестве особого обозревателя газеты «Красный Флот», находился при ядерных испытания , совершённых США у атолла Бикини в Тихом океане летом 1946 года), по оборудованию и устройствам помещений – А. И. Горячкин и А. Е. Егоров.

С конца 1950 года, не ожидая утверждения проекта, коллектив ЦКБ-16 приступил, по гешению ВММ и МСП, к выпуску РКД для :6еспечения установленных правительством сроков начала постройки КРТ проекта 82 в один момент на обоих фабриках-строителях. По итогам рассмотрения материалов технического проекта, в середине апреля 1951 годa было оформлено общее рещение ВММ а МСП, в соответствии с которым бюро откорректировало документы, определяющие главные ТТЭ корабля.

В мае того же года ВММ и МСП представили их в Совет Министров, что распоряжением от 4 июня 1951 года утвердил технический проект 82 в части главных ТТЭ и мероприятия по обеспечению строительства КРТ. 14 ноября того же года было принято распоряжение правительства о постройке третьего КРТ на заводе № 402 в Молотовске.

По утвержденному проекту тяжелый крейсер должен был иметь артиллерию: главного калибра – 9 305-мм в трехорудийных башенных АУ СМ-31 (неспециализированный боезапас – 720 выстрелов); универсальную – 12 130-мм в двухорудийных башенных АУ БЛ-109А (2400 выстрелов); МЗА – 24 45-мм в счетверенных автоматах СМ-20-ЗИФ (19 200 выстрелов) и 40 25-мм в счетверенных автоматах БЛ-120 (48 000 выстрелов). В состав совокупностей управления артиллерийской стрельбой входили PЛC и оптические средства.

Основной броневой пояс в течении цитадели (с толщиной брони 180 мм) имел угол наклона от вертикали 15° и защищал борт ниже средней (основной броневой) палубы; углубление его нижней кромки на миделе под ватерлинией составляло 1,7 м. Траверзные переборки цитадели имели толщину до 140 (носовая) и 125 мм (кормовая), стены боевой рубки до 260 мм, крыша – 100 мм; палубы недалеко от цитадели: верхняя – 50, средняя – 75, нижняя – 20 мм, лобовая броня башен главного калибра – 240, их боковых стенок – 225, крыши – 125 мм, задняя стена (делавшая и роль противовеса) – из трех плит суммарной толщиной 400-760 мм.

ПМЗ, закрывавшая крайне важные отсеки корабля (погреба боезапаса, главные посты, помещения ГЭУ) в течении цитадели, складывалась из трех-четырех продольных переборок. Из них вторая (8-25 мм) и третья (50 мм) имели цилиндрическую форму, а первая (8-15мм) и четвертая (15-30 мм) выполнялись плоскими. Количества между первой (второй) и третьей перебо

Крейсер «Сталинград». Масштаб 1:42 [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: